Раскрепостись, марийка!

В 1920-е годы вятские власти были озадачены тем, как вывести «из тьмы к свету» татар и марийцев. Последние, говорят, жили в нищете, темноте, патриархальности и даже торговали телом. Для нацменьшинств создали школы, переводили книги и придумали новые праздники. Что из этого получилось, и при чем тут Ельцин, Путин и Медведев?

16.12.2013  1570

В 1920-е годы вятские власти были озадачены тем, как вывести «из тьмы к свету» татар и марийцев. Последние, говорят, жили в нищете, темноте, патриархальности и даже торговали телом...

Кошкин хвост

В первой четверти XX века в Вятской губернии серьезно забеспокоились за татар и марийцев. «Заглядывая глубже в жизнь татар, мы кроме бедноты, темноты, отсутствия знания всяких ремесел, едва ли увидим что-либо отрадное, радующее наше сердце» - так описывалась жизнь татар в Вятской губернии в первой четверти XX века.
 
Еще более тяжелое впечатление на современников производили марийцы: «Смертность детей. В 26-30 лет выглядят старичками. Нищенство. Торговля телом. Рабская патриархальность. В основной жизни нет другой надежды как на бога». За марийцев в то время начали всерьез переживать. В 1930 году в Марийской области работала направленная из центра Экспедиция по изучению вымирания и вырождения народа мари.
 
Что касается вятских марийцев, то у них массово отмечалась физическая недоразвитость, туберкулез, зоб и трахома. В домах царила антисанитария. Нередко марийцы делили жилище с курами, ягнятами и телятами. Беременные женщины работали до момента родов, часто рожали самостоятельно, не прибегая к чьей-либо помощи. По свидетельствам современников «мари равнодушно относятся к смерти детей и не редки случаи, когда хозяева не могут дать точного ответа о количестве умерших детей».
 
Традиционная марийская медицина основывалась на народных суевериях, и некоторые ее процедуры кажутся сегодня очень сомнительными. Например, когда родители думали, что на ребенка наслана порча, то протирали ему рот кошачьим хвостом.
 
Советская власть взялась за национальные меньшинства сразу и всерьез. Уже через пять лет после революции для татар Вятской губернии функционировала вполне приличная сеть культурных учреждений: 240 школ, 23 библиотеки, 6 драматических групп, 13 детских садов, 9 народных домов, 2 педагогических курсов. Большинство из этих организаций были созданы с нуля в тяжелейших условиях гражданской войны.
 
Во всех национальных учебных заведениях изучались родной язык, родная литература. В идеале обучение должно было вестись на родном языке, но почти нигде это требование не выполнялось. Учителя, в основном, были русские и языка нацмен не знали.
 
Сабантуй не угодил
 
Работа с нацменами предполагала и борьбу с религией. В Вятке было создано общество «Дегиляр», в которое принимались бывшие мусульмане, порвавшие всякие связи с религией. В Инструкции общества говорилось: «При принятии новых членов, нужно быть осторожным, чтобы не подорвать доверие к союзу принятием недостаточно твердых безбожников. Коллективное вступление не допускается». Члены общества должны были проводить антирелигиозную пропаганду среди татар, раскрывать классовую сущность религии, рассказывать о достижениях науки и техники. 
 
В работе с националами применялись креативные методы. Например, в 1927 году местная власть попыталась заменить татарский Сабантуй новым советским праздником. В ходе этого мероприятия местные власти собирали деньги на строительство аэропланов «Урэк эм чукеч» и «Китайский комсомолец». С их помощью предполагалось бороться с сельскохозяйственными вредителями. Попутно на празднике рассказывалось о значении ОСОАВИАХИМА (общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), о международном положении Китая и о современных способах ведения сельского хозяйства. Также организовывались выступления спортивных кружков, которые должны были заменить традиционные для Сабантуя состязания. Кстати, сейчас Сабантуй приобрел в Татарстане статус государственного праздника. Будучи президентами, на нем гуляли Ельцин, Путин и Медведев.
 
За гигиену и раскрепощение
 
Совсем другая история получилась с марийским праздником Йошкар пэледш пайрем (праздник красного цветка). Этот праздник был придуман в Малмыже в марте 1920 года на Втором губернском съезде национальностей Вятской губернии. Целью его было, «чтобы народ мари поверил в свою звезду, возродился новой луной, засиял солнцем».
 
Провести его было решено силами Сернурских педагогических курсов. Время было назначено на май, когда марийцы обычно отмечали народный летний праздник Семык.
 
В местной газете «Марий илыш» потом писали: «27 мая 1920 года народ стал собираться с раннего утра. Съехали сюда крестьяне даже отдаленных деревней, расположенных в 50-60 верстах от Сернура. Собирались в помещении педагогических курсов. Отсюда с красными флагами, с песней “Интернационал” прошли по улицам села, а затем состоялся митинг. А после митинга начались различные спортивные игры. Вечером был показан спектакль по пьесе И.Ф. Токмурзина “Эртыше”, выступали поэты, состоялся концерт. Праздничный факел, зажженный в Сернуре 27 мая в последующие дни был перенесен по селам и деревням всей Сернурской стороны. И везде, где бы не выступали воспитанники и педагоги педкурсов, народ встречал их хлебом и солью, как званных гостей». В 1923 году Йошкар пэледш пайрем получил статус государственного революционного праздника трудящихся Марийской автономной области.
 
Агитировать, конечно, тоже не забывали. В предписании о проведении праздника в 1927 году говорится: «9 июня проводить праздник под знаком подготовки к десятилетию Октября, демонстрации успехов строительства социализма в СССР и в частности успехов строительства новой жизни трудящихся мари, под знаком укрепления союза рабочих и крестьян, сплочения с учащимися национальностей СССР, братской солидарности с революционными рабочими и крестьянами Китая и еще большего сплочения вокруг советов и партии» Специфическими национальными моментами были «призыв к сплочению трудящихся мари к борьбе против наследия царско-помещичьего строя и к строительству новой жизни». На празднике проводилась агитация «за рационализацию сельского хозяйства, за оздоровление домашнего хозяйства, борьба за физическое оздоровление мари, за гигиену в быту, за раскрепощение марийки и агитация».
 
Партийные органы разработали для праздника специальные лозунги: «Да здравствует праздник красного цветка – день сплочения трудящихся мари для строительства новой жизни!», «Через кооперирование и машинизацию поведем марийскую деревню к новой жизни и социализму!».
 
Этот придуманный на Вятской земле праздник и сейчас отмечается в Марий Эл. Правда, ни Ельцин, ни Путин, ни Медведев на нем не бывали.
 
Екатерина Горбушина, 
eka-gorbushina@mail.ru 

назад


Читайте также:

25.08.2014    Путешествие из Петербурга в Сибирь
Как отмечали праздники жители Вятской губернии в конце XVIII века, где прятались разбойники и как «промышляли» «пашпортами» чиновники? Все это наблюдал и фиксировал в дорожный дневник писатель и революционер, автор «Путешествия из Петербурга в Москву» Александр Радищев по пути в ссылку в Сибирь в сентябре 1790 года. Кстати, 31 августа исполняется 265 лет со дня рождения писателя, а по сему случаю достанем его дневники с архивных полок и переместимся в Вятку XVIII века.
17.08.2014    Первые из древнейших
140 лет назад — в августе 1874 года — в Вятке появились первые представители древнейшей профессии. Свидетельства получили первые вятские адвокаты — Иван Терентьевич Орлов и ссыльный поляк Оскар Эдуардович Авейде. Могли ли подсудимые рассчитывать на полноценную защиту в суде полтора столетия назад?
11.08.2014    Сгоревший город
Что происходит? Да почти ничего не происходит. Олимпиада прогремела, футбольные матчи проиграны, и даже губернаторская предвыборная гонка какая-то вялая.
МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
  • Горожанин, 20.12.2013, 09:59
    А теперь всё наоборот - в окружающих Вятский край республиках - отличные дороги, красивые ухоженные частные дома, палисадники, народ доброжелательный и улыбчивый. А теперь посмотрите на деревни и сёла в области - разруха, дорог нет и т.д. и т.п.
    ответить
  • сергей, 28.12.2013, 14:48
    полнейший бред написан про марий эл. как бы татары и марийцы бкз вас жили... наверняка б в пещерах жили и на деревьях. включите здравый смысл.
    ответить
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

«У государства другая идея - социальная»
«У государства другая идея - социальная»

Интервью с министром имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области Артемом Сурженко.

  798  18

Защищая местных

Нужно ли производителям местных продуктов региональное лобби? Этим вопросом задались ведущие очередного выпуска программы «Разворот на бизнес».

  435  6

Невозвратные долги

В Госдуму внесены поправки в Жилищный кодекс: они должны запретить передачу коллекторам долгов населения по жилищно-коммунальным услугам. Однако многие эксперты считают, что задолженность от этого станет только больше.

  292

Рекламная чистка без видимого результата

Несмотря на объявленную в Кирове чистку от незаконной рекламы ситуация не изменилась.

  319  1

Автоматная очередь, или Почему не растет рынок вендинга в Кирове?

О том, как чувствует себя сегодня почти самообслуживаемая сфера бизнеса, с «БН» поделились участники рынка, налоговики и местная власть.

  368  1


ESET и "Дом.ru Бизнес" – на защите вашего бизнеса

По прогнозам компании ESET, одного из ведущих разработчиков антивирусного ПО, в 2019 г. произойдет усложнение киберугроз и разработка новых векторов атак.

  139

"РКС-Киров" уведомляет абонентов о смене расчетного центра

В феврале компания «РКС-Киров» сменила расчетный центр. Вместо ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» начислять платежи за воду и канализацию и выставлять квитанции будет ООО «Расчетно-консультационный центр».

  77