Раскрепостись, марийка!

В 1920-е годы вятские власти были озадачены тем, как вывести «из тьмы к свету» татар и марийцев. Последние, говорят, жили в нищете, темноте, патриархальности и даже торговали телом. Для нацменьшинств создали школы, переводили книги и придумали новые праздники. Что из этого получилось, и при чем тут Ельцин, Путин и Медведев?

16.12.2013  1645

В 1920-е годы вятские власти были озадачены тем, как вывести «из тьмы к свету» татар и марийцев. Последние, говорят, жили в нищете, темноте, патриархальности и даже торговали телом...

Кошкин хвост

В первой четверти XX века в Вятской губернии серьезно забеспокоились за татар и марийцев. «Заглядывая глубже в жизнь татар, мы кроме бедноты, темноты, отсутствия знания всяких ремесел, едва ли увидим что-либо отрадное, радующее наше сердце» - так описывалась жизнь татар в Вятской губернии в первой четверти XX века.
 
Еще более тяжелое впечатление на современников производили марийцы: «Смертность детей. В 26-30 лет выглядят старичками. Нищенство. Торговля телом. Рабская патриархальность. В основной жизни нет другой надежды как на бога». За марийцев в то время начали всерьез переживать. В 1930 году в Марийской области работала направленная из центра Экспедиция по изучению вымирания и вырождения народа мари.
 
Что касается вятских марийцев, то у них массово отмечалась физическая недоразвитость, туберкулез, зоб и трахома. В домах царила антисанитария. Нередко марийцы делили жилище с курами, ягнятами и телятами. Беременные женщины работали до момента родов, часто рожали самостоятельно, не прибегая к чьей-либо помощи. По свидетельствам современников «мари равнодушно относятся к смерти детей и не редки случаи, когда хозяева не могут дать точного ответа о количестве умерших детей».
 
Традиционная марийская медицина основывалась на народных суевериях, и некоторые ее процедуры кажутся сегодня очень сомнительными. Например, когда родители думали, что на ребенка наслана порча, то протирали ему рот кошачьим хвостом.
 
Советская власть взялась за национальные меньшинства сразу и всерьез. Уже через пять лет после революции для татар Вятской губернии функционировала вполне приличная сеть культурных учреждений: 240 школ, 23 библиотеки, 6 драматических групп, 13 детских садов, 9 народных домов, 2 педагогических курсов. Большинство из этих организаций были созданы с нуля в тяжелейших условиях гражданской войны.
 
Во всех национальных учебных заведениях изучались родной язык, родная литература. В идеале обучение должно было вестись на родном языке, но почти нигде это требование не выполнялось. Учителя, в основном, были русские и языка нацмен не знали.
 
Сабантуй не угодил
 
Работа с нацменами предполагала и борьбу с религией. В Вятке было создано общество «Дегиляр», в которое принимались бывшие мусульмане, порвавшие всякие связи с религией. В Инструкции общества говорилось: «При принятии новых членов, нужно быть осторожным, чтобы не подорвать доверие к союзу принятием недостаточно твердых безбожников. Коллективное вступление не допускается». Члены общества должны были проводить антирелигиозную пропаганду среди татар, раскрывать классовую сущность религии, рассказывать о достижениях науки и техники. 
 
В работе с националами применялись креативные методы. Например, в 1927 году местная власть попыталась заменить татарский Сабантуй новым советским праздником. В ходе этого мероприятия местные власти собирали деньги на строительство аэропланов «Урэк эм чукеч» и «Китайский комсомолец». С их помощью предполагалось бороться с сельскохозяйственными вредителями. Попутно на празднике рассказывалось о значении ОСОАВИАХИМА (общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), о международном положении Китая и о современных способах ведения сельского хозяйства. Также организовывались выступления спортивных кружков, которые должны были заменить традиционные для Сабантуя состязания. Кстати, сейчас Сабантуй приобрел в Татарстане статус государственного праздника. Будучи президентами, на нем гуляли Ельцин, Путин и Медведев.
 
За гигиену и раскрепощение
 
Совсем другая история получилась с марийским праздником Йошкар пэледш пайрем (праздник красного цветка). Этот праздник был придуман в Малмыже в марте 1920 года на Втором губернском съезде национальностей Вятской губернии. Целью его было, «чтобы народ мари поверил в свою звезду, возродился новой луной, засиял солнцем».
 
Провести его было решено силами Сернурских педагогических курсов. Время было назначено на май, когда марийцы обычно отмечали народный летний праздник Семык.
 
В местной газете «Марий илыш» потом писали: «27 мая 1920 года народ стал собираться с раннего утра. Съехали сюда крестьяне даже отдаленных деревней, расположенных в 50-60 верстах от Сернура. Собирались в помещении педагогических курсов. Отсюда с красными флагами, с песней “Интернационал” прошли по улицам села, а затем состоялся митинг. А после митинга начались различные спортивные игры. Вечером был показан спектакль по пьесе И.Ф. Токмурзина “Эртыше”, выступали поэты, состоялся концерт. Праздничный факел, зажженный в Сернуре 27 мая в последующие дни был перенесен по селам и деревням всей Сернурской стороны. И везде, где бы не выступали воспитанники и педагоги педкурсов, народ встречал их хлебом и солью, как званных гостей». В 1923 году Йошкар пэледш пайрем получил статус государственного революционного праздника трудящихся Марийской автономной области.
 
Агитировать, конечно, тоже не забывали. В предписании о проведении праздника в 1927 году говорится: «9 июня проводить праздник под знаком подготовки к десятилетию Октября, демонстрации успехов строительства социализма в СССР и в частности успехов строительства новой жизни трудящихся мари, под знаком укрепления союза рабочих и крестьян, сплочения с учащимися национальностей СССР, братской солидарности с революционными рабочими и крестьянами Китая и еще большего сплочения вокруг советов и партии» Специфическими национальными моментами были «призыв к сплочению трудящихся мари к борьбе против наследия царско-помещичьего строя и к строительству новой жизни». На празднике проводилась агитация «за рационализацию сельского хозяйства, за оздоровление домашнего хозяйства, борьба за физическое оздоровление мари, за гигиену в быту, за раскрепощение марийки и агитация».
 
Партийные органы разработали для праздника специальные лозунги: «Да здравствует праздник красного цветка – день сплочения трудящихся мари для строительства новой жизни!», «Через кооперирование и машинизацию поведем марийскую деревню к новой жизни и социализму!».
 
Этот придуманный на Вятской земле праздник и сейчас отмечается в Марий Эл. Правда, ни Ельцин, ни Путин, ни Медведев на нем не бывали.
 
Екатерина Горбушина, 
eka-gorbushina@mail.ru 

назад


Читайте также:

25.08.2014    Путешествие из Петербурга в Сибирь
Как отмечали праздники жители Вятской губернии в конце XVIII века, где прятались разбойники и как «промышляли» «пашпортами» чиновники? Все это наблюдал и фиксировал в дорожный дневник писатель и революционер, автор «Путешествия из Петербурга в Москву» Александр Радищев по пути в ссылку в Сибирь в сентябре 1790 года. Кстати, 31 августа исполняется 265 лет со дня рождения писателя, а по сему случаю достанем его дневники с архивных полок и переместимся в Вятку XVIII века.
17.08.2014    Первые из древнейших
140 лет назад — в августе 1874 года — в Вятке появились первые представители древнейшей профессии. Свидетельства получили первые вятские адвокаты — Иван Терентьевич Орлов и ссыльный поляк Оскар Эдуардович Авейде. Могли ли подсудимые рассчитывать на полноценную защиту в суде полтора столетия назад?
11.08.2014    Сгоревший город
Что происходит? Да почти ничего не происходит. Олимпиада прогремела, футбольные матчи проиграны, и даже губернаторская предвыборная гонка какая-то вялая.
МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
  • Горожанин, 20.12.2013, 09:59
    А теперь всё наоборот - в окружающих Вятский край республиках - отличные дороги, красивые ухоженные частные дома, палисадники, народ доброжелательный и улыбчивый. А теперь посмотрите на деревни и сёла в области - разруха, дорог нет и т.д. и т.п.
    ответить
  • сергей, 28.12.2013, 14:48
    полнейший бред написан про марий эл. как бы татары и марийцы бкз вас жили... наверняка б в пещерах жили и на деревьях. включите здравый смысл.
    ответить
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

"В ЖКХ не стоит гнаться за количеством"
"В ЖКХ не стоит гнаться за количеством"

Стимулировать жильцов к раздельному сбору мусора целесообразно за счет снижения тарифа. Так считает руководитель УК «Лепсе-Быт» Лариса Шмырова.

  522  1

"Не славы ради, а дела для"

Почему, зачем и как бизнес поддерживает проекты активистов? Участники очередного эфира "Разворота на бизнес" обсудили эти темы на примере проекта "Солнечная Люльченка".

  264

Налоговый узел

Два месяца назад об этом шептались, а сегодня в открытую заговорили о планах увеличить ставки по налогу на имущество для владельцев торговых и офисно-административных центров.

  535  8

Факультатив для оценки

В этом году в Кировской области заново провели определение кадастровой оценки очередного перечня недвижимости — объектов капитального строительства и земельных участков.

  266


Творческий вечер Александра Дмитриева "Судьба-река"

25 октября в 19.00, большой зал Кировского театра кукол имени А.Н. Афанасьева, ул.Спасская, 22.

  166

25 августа в парке им. Гагарина состоится музыкальный фестиваль!

Известные джазовые стандарты, поп- и рок-хиты прозвучат в живом исполнении учеников и преподавателей Школы современной музыки «Practice Method».

  170