Дом, в котором находился ректорат медакадемии, возводился в 1883 году на самом краю ныне исчезнувшей Владимирской площади.

Губернские бутырки

04.04.2011 16:37:00 1693 0
Бутырка... что-то мрачное рисует воображение при упоминании этого слова. Как связана Вятка со знаменитой московской «Бутыркой» и откуда в губернском центре Бутырская улица (совр. улица Маклина)? Узнаем, прогулявшись по старинной вятской улице, на которой в свое время имелось даже собственное Черное море с Крымским полуостровом.

На отшибе

Впервые на плане города Вятки улица Бутырская появляется в 1784 году под именем «Надзасорная набережная». «Надзасорной» она звалась потому что тянулась вдоль Засорного оврага, как бы нависая над Сорой, протекавшей по дну оврага. На плане города, кстати,  Бутырская начиналась от Никитской улицы (совр. ул. Володарского), а не от Ботанического сада, как сейчас.

Имя «Надзасорной набережной» улица носила недолго. Городская молва, как известно, творит чудеса, а уж улицу переименовать — это проще простого. Так сложилось, что жителям Вятки сподручнее было называть улицу Бутырской. К середине XIX века именно это название прочно закрепилось за улицей.

При чем тут прославленная Бутырка? Ни при чем. «Бутырками» называли дома «на отшибе», на самой окраине города. Район современной улицы Маклина в то время как раз «отшибом» и был. Как если бы сегодня мы говорили о «Вересниках» - вроде и город, а где-то там... на отшибе. Однако вернемся к нашим бутыркам. Верховья оврага — место, не особо пригодные для проживания.

Здесь, вдали от реки Вятки, по соседству с кладбищем, не строили особняков купцы и богатеи. Отсюда было далеко до торгового центра города, где жизнь кипела и бурлила. Одна лишь Казанская дорога, убегавшая от Хлебной площади (ныне Театральной) в южные хлебные края, вносила некое оживление в размеренную «бутырскую» жизнь. С этой дороги и кормились обитатели бутырок, всегда готовые прийти на помощь путникам — приютить на ночлег, что-то починить, подлатать.

Была, правда, у жителей этого «спального» района отдушина — Владимирская церковь. 12 апреля 1707 года купец Григорий Вяземский, будущий владелец Кирсинского железоделательного завода, начал возводить каменную церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери в центре Владимирской слободки, аккурат рядом с бутырками. 17 лет строился этот храм.

Строительство не прекращалось даже когда Петр I согнал всех каменщиков на великую стройку — строительство Санкт-Петербурга. Вообще-то имелся императорский указ, согласно которому каменное строительство разрешалось только лишь в северной столице.

Но вятские мужики сумели извернуться: записывались при очередной переписи кем попало, только не каменщиками, а сразу после отбытия государевых людей в столицы вновь принимались за строительство церквей. Владимирская церковь выросла там, где сегодня стоит кинотеатр «Октябрь». Алтарем храм выходил на проезжую часть современной улицы Карла Маркса.

Бутырские радости

XIX век не сильно изменил «бутырский» район Вятки. «В это время город решительно шагнул за Засору, - пишет историк Александр Балыбердин. - Старая Хлебная площадь (ныне Театральная) потеряла былое значение, заросла травой и одуванчиками. Лавры главной торговой площади перешли к площади возле строящегося Александро-Невского собора.

А где товар - там и дорога. Так бутырки остались без Казанского тракта, который теперь начинался с новой Хлебной площади, позже названной по имени собора Александровской». Домики на отшибе продолжали жить своей жизнью. Тем более, что появилось у жителей новое развлечение. Предприимчивые купцы Машковцевы организовали в доме на углу улиц Бутырской и Владимирской (ныне Карла Маркса), в двух шагах от храма водочный завод и при нем оптовые склады хлебного вина и меда.
Винокуренный завод «скончался» где-то в 1880-х годах.

Зато в 1913 году Бутырская обзавелась собственным садом. Вятский мещанин Истомин ради забавы заложил по проекту петербургских художников и декораторов в заброшенном Засорном овраге Ботанический сад с редкими породами деревьев и кустарников и цветочной оранжереей. А на самом дне оврага на месте бывшей речки Сорки устроил бассейн в форме Черного моря с Крымским полуостровом.

11 июня 1923 года горсовет присвоил улице Бутырской имя шотландца Джона МакЛина, одного из лидеров левого крыла Британской социалистической партии. МакЛину тогда было 44 года. За всю оставшуюся жизнь Джон так и не нашел удачного момента посетить город, в котором в честь него назвали улицу. Владимирскую церковь в 1936 году взорвали, площадь застроили, засадили деревьями. К XXI веку бывший вятский «отшиб» преобразился до неузнаваемости.

Однако «кусочек» того времени здесь все же уцелел: двухэтажный дом по адресу Карла Маркса 88, возведенный в 1883 году нотариусом Свенторжецким на самом краю Владимирской площади, пережив две мировые войны, приютил в конечном итоге в своих стенах ректорат медицинской академии. Стоят по бывшей Бутырской также несколько домишек, родом из купеческого времени. А вот бутырок и след простыл. Их век прошел. Сегодня возмужавший город породил новые бутырки на новых отшибах.

Подготовила
Мария Петухова
petuhova@bnkirov.ru
По материалам А. Балыбердина,В. Любимова.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте