Предприниматели считают, что без ответственности заказчика улучшений в сфере госзакупок ждать бесполезно.

Презумпция добросовестности

04.04.2011 16:41:00 1452 0
В Кировской области началась своя борьба с законом "О госзакупках".

Скандал, разразившийся вокруг изменений уже знаменитого 94-ФЗ «О госзакупках», неожиданно получил развитие в Кировской области. Вначале свою позицию обозначил губернатор Никита Белых, заявив, что не только предприниматели, но и сами представители власти являются «заложниками» закона, затем «круглый стол», касающийся предстоящих измений, прошел - и весьма бурно - в ВТПП. И стало понятно: госзакупки волнуют общественность гораздо больше, чем можно было предположить.

Впрочем, это неудивительно. Несмотря на то, что в госзакупках участвует весьма ограниченное количество людей, тема чиновничьего воровства, да еще и признанная президентом России, будет «горячей» во все времена. А то, что 94-ФЗ коррупционен, согласны все участники торгов, даже если в остальном их точки зрения диаметрально противоположны.

Поручение перенастроить систему госзаказа было дано после того, как в октябре прошлого года руководитель контрольно-ревизионной службы Кремля Константин Чуйченко сообщил о масштабе практикующихся откатов в сфере госзакупок - около 1 трлн рублей за один 2010 год.

Поручение о разработке изменений в системе госзакупок было дано Минэкономразвития (МЭР) и Федеральной антимонопольной службе (ФАС), а получившиеся результаты предоставить президенту к 1 апреля. И все прошло бы тихо и гладко, как  корректировка сотни других законов, если бы не кардинальное различие в подходе к проблеме двух разных ведомств, и некоторые, гротескные для сегодняшней России, формулировки. Первым шум поднял известный блоггер и «борец с откатами», Алексей Навальный. По его мнению, формулировка об изначальной «презумпции добросовестности» заказчика (читай, чиновника), предложенная МЭР, не выдерживает никакой критики, как и «латание дыр» в 94-ФЗ.

Что, собственно, предлагают оба ведомства? Если кратко, то МЭР настаивает на принятии нового закона «О федеральной контрактной системе (ФКС)» с пресловутой «презумпцией добросовестности» и отмене старого закона, ФАС предлагает усовершенствовать действующий 94-й закон о госзакупках. Пока непонятно, кому будет отдано предпочтение: слишком разная информация поступает из федеральных СМИ. Однако ясно одно - к назначенному президентом сроку (1 апреля) оба ведомства разработать единую концепцию поправок, скорее всего, не успеют: МЭР и ФАС слишком неохотно идут на уступки.

Более того, в ФАС считают предложения МЭР потенциально коррупциогенными и говорят о том, что никогда не согласятся с введении «конкурентных переговоров» вместо использования электронных торгов. Кстати, среди бизнес-сообщества также не наблюдается единства.

- 94-ФЗ составлен абсолютно некорректно, - говорит Людмила Михайлова, директор сети аптек «Михайлов». -  Он дает установку «у кого дешевле, тот и выиграл». Однако приобретенными вещами потом зачастую невозможно пользоваться. «Добросовестному заказчику» все равно: он формально заказ сделал, формально отчитался. А насколько он соответствует нуждам того или иного учреждения, это уже дело десятое.

Людмила Петровна считает, что 94-ФЗ необходимо полностью отменить. «Пока заказчику наплевать на результат исполнения заказа (даже если деньги ушли непонятно куда, школу без крыши или больницу без лекарств не оставят), о каких-то кардинальных сдвигах в этом вопросе говорить не приходится, - говорит она. - Во время «круглого стола» в ВТПП я говорила об этом главе администрации Кирова Мачехину. Наверное, он на меня обиделся, поскольку я знаю, что Георгий Николаевич работу администрации принимает близко к сердцу. Но факт остается фактом».

Нужно отметить, что Георгий Мачехин действительно во время «круглого стола» не нашелся, что возразить предпринимателю, однако позднее с мыслями все же собрался. «Не думаю, что заказчик не заинтересован в конечном результате, - говорит Георгий Николаевич. - Ведь именно руководитель заказчика несет персональную ответственность за результат работы учреждения. Некачественные товары или ремонтные работы влияют на общий результат, они могут повлечь жалобы граждан и ответственность руководителя. В том числе это и не продление срочного трудового договора».

Впрочем, в пессимизме по поводу действующего закона «О госзакупках»  пребывают далеко не все. Директор страховой компании «Югория» Сергей Татаринов считает, что 94-ФЗ смог упорядочить саму систему торгов, хотя и не решил основную проблему.

- Не соглашусь, что 94-ФЗ абсолютно ничтожен, - говорит Сергей Алексеевич. - Вспомните, до него вообще ничего толкового не было. Если мы вспомним 1994 год, в 99% случаях победитель был известен еще до торгов. С принятием закона в 2/3 случаях уже была конкурсная борьба. Это был, без сомнения, положительный момент. Отрицательный - то, что коррупционную составляющую он так и не исключил.

По словам директора «Югории», его компания уже 2 года не участвует в тендерах. Причина банальна: зачем выкладывать несколько тысяч рублей за оформление пакета необходимых документов, если знаешь, что все равно проиграешь?

- В поправках заявлены хорошие цели, но механизм реализации опять не прописан, - говорит Сергей Татаринов. - И никакой чиновник не даст прописать механизм, потому что на этом зарабатываются огромные деньги. Предлагаю результаты тендера оценивать специальной комиссией, которая подтвердит, что не просто деньги сэкономлены, но и работы проведены качественно.

Тогда какую-то сумму из сэкономленных средств можно направить на премию этому чиновнику. То есть должен быть кнут и пряник.

Однако защитить чиновников на прошлой неделе решился сам губернатор Белых. По словам Никиты Юрьевича, федеральный закон «О госзакупках» нацелен на саму процедуру, но не результат, и в этом его основной «минус». «Орган, проводящий закупку, не может мониторить цены, не может отклонить заявку с явно заниженной ценой от компани, - говорит губернатор. - Помните ситуацию с лесными пожаром летом 2010-го?

Право аренды лесных участков, подразумевающей защиту от пожара, распределяется на аукционе. На аукцион на право аренды заявляется фирма, у которой не то что тяжелой техники, но и ранцевых огнетушителей нет. Аукцион она может с легкостью выиграть. А в случае пожаров они тушить их не могут. И таких примеров предостаточно».

Сам Никита Белых, как выяснилось, больше симпатизировал идеям ведомства Эльвиры Набиуллиной с предложением федеральной контрактной системы и «презумпцией добросовестности» заказчика, и был разочарован, когда она все-таки была отклонена. Не в восторге от предложения представителей ФАС в ВТПП остался и глава администрации города Кирова.

- Если говорить о конкретных предложениях, то опубликованная ФАС концепция изменений закона 94-ФЗ не содержит конкретных норм и формулировок, которые будут изменены, - считает Георгий Мачехин. - Есть только общие направления, поэтому говорить о конкретных новеллах закона пока нет возможности. Обозначены направления, где изменения давно назрели, и только.

Светлана Муравьева
murraviova@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте