Валерий Савков, фермер

Торговать кошками

24.02.2014 00:07:00 2622 0

Почему фермеры не могут реализовать свою продукцию? С кем воюет ветеринарная служба? И не получится ли так, что на ярмарках и рынках, которые появятся в городе в ближайшее время, некому и нечем будет торговать? Эти и другие вопросы обсудили в студии радиостанции «Эхо Москвы в Кирове» участники программы «Разворот на бизнес». 

 

Как крестьяне с гусями маются

 

Светлана Занько, главный редактор «Эхо Москвы в Кирове»:

 

- На прошлой неделе Владимир Быков рассказал, что в районе завода «Авитек» может быть построен новый объект. Цитирую: «У нас большой проект — создать ярмарочную площадку вплоть до строительства нового современного рынка». Это очень интересно. Пока у нас в городе не так много магазинов у дома или мини-рынков, где фермеры, или сельское население, имеющее собственное подворье, могли бы реализовывать произведенную продукцию. Поэтому сразу вопрос Александру Седельникову, который находится у нас в студии вместе с Андреем Вавиловым, Василием Ильницким и Фаатом Хайрулиным: что за «большой проект», о котором говорит Владимир Быков?

 

Александр Седельников, начальник управления развития предпринимательства и потребительского рынка администрации города Кирова:

 

- 29 марта состоится первая ярмарка на Октябрьском проспекте, 1. Нам очень понравилось предложение «Опоры России», поэтому администрация города решила поддержать этот проект. Кроме того, на Центральном рынке мы готовим площадку, где будет не менее 15 тонаров для местных сельхозтоваропроизводителей (она тоже откроется весной) и площадку для садоводов. А о ярмарке 29 марта лучше расскажет Андрей Вавилов.

 

Андрей Вавилов, руководитель КРО «Опоры России»:

 

- Мы долго вынашивали идею, а потом нашли партнеров — компанию «Атлант», которые согласились предоставить заасфальтированную площадку. Город подключил все ресурсы и теперь уже можно сказать, что ярмарка действительно будет. Мы планируем пригласить на нее всех горожан и большую часть фермеров Кировской области. У нас есть замечательные картофелеводы, свиноводы. Многих из них никто не пускает даже на свои местные рынки.

 

Олег Прохоренко, главный редактор газеты «Бизнес Новости»:

 

- Сколько мест будет предоставлено на ярмарке и на каких условиях?

 

Андрей Вавилов:

 

- Около 100 машиномест. Если потребуется, участок может быть расширен до 200-250. Для сравнения, на Театральной площади бывает также около 100 торговых мест.

 

Александр Седельников:

 

- Мы считаем что в каждом районе города (у нас их 4) должны работать постоянно действующие ярмарки.

 

Олег Прохорнко:

 

- Планируется также открытие эко-рынка в Нововятске. Василий Григорьевич, в чем изюминка этого рынка? Почему вы считаете, что горожане будут приобретать там товар?

 

Василий Ильницкий, собственник компании «Кировпроект», инициатор открытия эко-рынка в Нововятске:

 

- Согласно исследованиям, которые мы провели совместно с компанией «Арсо-аудит», доля рынков в Кировской области самая низкая в ПФО, она составляет менее 5%. Самая большая доля в Чувашской республике — 17%, в Нижегородской области — 15%. В Кировской области в 2009 году было 15 рынков, на сегодняшний день остается семь, из них три в Кирове. При этом согласно постановлению правительства области от 2010 года, в регионе должен был открыться 21 рынок в 13 муниципальных образованиях. А по постановлению 2007 — 56 рынков. Рынки — это перспективное направление. В Барселоне, например, есть прекрасный рынок, куда приводят все экскурсии. В Одессе мы были на рынке «Привоз». Эти рынки — произведение искусства. В России самый современный рынок открылся в Мытищах — экобазар площадью 12 тысяч квадратных метров. Мы хотим занять нишу, которая сегодня свободна. Мы общаемся со многими предпринимателями, им сложно выйти на рынок со своей продукцией, каждый мается — кто с курицей, кто с гусями, кто с овцами. И сегодня в Кирове на рынках не продается свежее мясо, сало. Там продают размороженное мясо под видом свежего. Программа «Покупай Вятское» призывает нас покупать продукцию, которая производится на Вятке. Но когда я провел биохимический анализ продукции, оказалось, что 80%… мягко говоря, детям ее давать нельзя.

 

Светлана Занько:

 

- То есть, как таковых фермеров, которые могли бы поставлять экологически-чистые продукты, у нас нет?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Василий Ильницкий, инициатор открытия эко-рынка в Нововятске

 

 

Василий Ильницкий:

 

- Они есть, просто они не могут зайти на рынок.

 

Фаат Хайруллин, генеральный директор ассоциации сельскохозяйственных кооперативов «Вяткаплем»:

 

- Прописная истина: кто умеет производить, не всегда умеет торговать. Это два абсолютно разных бизнеса. Произвести продукцию фермеру — это полдела. Как ее довезти, сколько надо преодолеть барьеров? Нужны специально оборудованный транспорт, получивший сан-пропуск, санитарная книжка для водителя, санитарная книжка для продавца. Когда это делать? А вход на рынок требует соблюдения всех этих условий. У нас предложение: фермеры должны объединяться в снабженческо-сбытовые кооперативы, и уже кооператив должен профессионально заниматься и ветеринарными, и санитарными проблемами, и процессом торговли.

 

Олег Прохоренко:

 

- У нас же есть кооперативы. Облпотребсоюз не выполняет эту функцию? 

 

Фаат Хайруллин:

 

- Облпотребсоюз тоже встал на коммерческие рельсы. Раньше по всем районам у нас были заготконторы, сейчас туда население и фермеры продукцию не сдают, потому что цены занижены.

 

Жесткая ветслужба

 

Светлана Занько:

 

- У нас на связи фермер Сергей. Добрый день, Сергей, мы знаем, что у вас есть опыт работы в Коми, где вы открывали ферму. Как это все там налажено?

 

Сергей:

 

- Во-первых, в Коми предусмотрена огромная финансовая поддержка. На поголовье выплачиваются дотации. Я содержал 3,5 тысячи перепелов и ежеквартально получал 100 тысяч дотаций на дальнейшее развитие фермерского хозяйства. Но дотации — это еще не все. Диалог там налажен таким образом, что я за три года работы на совещаниях дважды встречался с главой республики, с министром сельского хозяйства знаком лично. Регулярно проводятся образовательные мероприятия, встречи фермеров и так далее. Все это организует Минсельхоз и Минэкономики.

 

Светлана Занько:

 

- В итоге вы смогли организовать бизнес. А как продавать это все?

 

Сергей:

 

- Во-первых, организована акция «Покупай наше». В Кирове тоже, наверное, есть. Но в Коми она работает очень хорошо. А если есть необходимость встретиться с торговой сетью, например, можно обратиться в министерство сельского хозяйства и тебе любую встречу организуют. Сбыт у меня в Коми был налажен прекрасно.

 

Светлана Занько:

 

- Сергей, вы оставили свой бизнес в Коми и приехали в Киров. Как у вас сейчас обстоят дела?

 

Сергей:

 

- Я работаю в Кирове год. Сократил поголовье. Продукцию распространяю по знакомым-друзьям, дружественным организациям. Главная проблема, с которой пришлось столкнуться - ветеринарный надзор. Малому фермеру невозможно выдержать все требования. Чтобы реализовать мясо, например, надо при своем личном хозяйстве иметь сертифицированную бойню (200-300 тыс. руб.) и крематорий для сжигания отходов (400 тыс. руб.). Ни одно малое хозяйство позволить себе этого не может. Я обратился в сельхозуправление Слободского района за помощью, но мне сказали, что поддержка только одна — компенсация по кредитам. Больше информации никакой не дали.

 

Фаат Хайруллин:

 

- Сергей, после передачи позвоните мне.

 

Сергей:

 

- Хорошо. Кстати, информационная служба в Коми тоже работает как часы.

 

Олег Прохоренко:

 

- Спасибо, Сергей. Фаат Мударисович, действительно самая главная проблема в Кировской области — ветеринарный контроль?

 

Фаат Хайруллин:

 

- Ветеринарная служба в Кировской области - жестче всех по России. Уже даже крупные свиноводческие хозяйства закрываются. Племзаводы «Новый» и «Мухинский» закрылись, стоит вопрос по «Большевику», в «Октябрьском» проблемы. От фермера Савкова, у которого совсем небольшое поголовье свиней, требуют построить дезбарьер, который стоит 3 миллиона.

 

Светлана Занько:

 

- Понимаете, что будет? У нас со временем на наших рынках и ярмарках будет 2-3 производителя и все. И они будут диктовать условия. А у нас тем временем снова телефонный звонок. С нами владелица частного подворья Елена. Знакомые мне представили Елену и ее супруга, как неких дауншифтров, которые «вернулись на землю» - уехали в деревню и завели хозяйство. Елена, были ли у вас планы продавать излишки производства и на эти деньги жить?

 

Елена:

 

- В начале были большие планы. Мы держали коз и планировали продавать молоко. Но эти планы наткнулись на проблему реализации. Раньше закупки производились цивилизованно. Сейчас мы пытаемся распределить продукцию по знакомым. Если пытаешься что-то делать официально, сталкиваешься с ситуацией, когда нужно делать разные сертификаты, которые стоят жутко дорого. Своих коз я в итоге продала.

 

Светлана Занько:

 

- А если бы открылся экорынок, при котором был бы ветконтроль? Вы бы поставляли туда свою продукцию?

 

Елена: В зависимости от того, сколько это стоит.

 

Олег Прохоренко:

 

- Василий Григорьевич, вы так и не сказали, когда откроется экорынок на Советской, 174? И будут ли там решать проблемы таких вот мелких производителей?

 

Василий Ильницкий:

 

- Таких производителей волнует цена. Продукция, которая производится добросовестным фермером, должна и стоить соответственно. Что касается контроля, то он будет проходить и на производстве, и на рынке. По закону на рынке должны быть две лаборатории. Кстати, в Кировской области есть фермеры, которые поставляют продукцию в Москву в экомагазины. Мы готовы заключать с ними договоры и помогать им развиваться. Для малого фермера бойня за 300 тысяч — это неподъемно. А в принципе, это же смешные деньги, если сделать бойню совместной. Что касается открытия экорынка, то в планах у нас — 1 июня.

 

Будем кошками торговать

 

Светлана Занько:

 

- У нас есть еще один спикер — Валерий Савков, глава крестьянского фермерского хозяйства в Котельническом районе.

 

Олег Прохоренко:

 

- Валерий Никитич, есть ли сегодня у фермеров возможности реализовывать свою продукцию в Кирове? И есть ли нужда в открытии новых рынков, ярмарок и экорынков?

 

Валерий Савков:

 

- Олег, за 20 лет мы научились любые проблемы решать, как рыба в воде мы плывем среди любых трудностей. Поэтому я буду говорить не о себе, а о сельских территориях в целом. Вы говорите о ярмарках. Так вот на них скоро нечем будет торговать, разве что кошками и собаками. В Вятской губернии в личных подворьях осталось очень мало продукции. 2-3 двора во всей деревне держат коров и скотину. Выезжаешь в Марий Эл — в каждом дворе хрюкают, блеют... Я недавно там был, только заехал, жители тут же прибегают и говорят: «давайте сдадим вам говядину, сейчас зарежем, придет ветврач, заклеймит, выпишет форму». А мы в своей малонаселенной Кировской области настолько сегодня задавлены, столько создали инспекций, что крестьянину держать подворье невыгодно. Проще кошек да собак держать, их хотя бы «зеленые», да экологи разные защищают.

 

Светлана Занько:

 

-То есть, это хорошо, что город готовит площадки для фермеров. Да фермеров нет.

 

Валерий Савков:

 

- Фермеров нет, потому что то с птичьим гриппом боремся, то с коровьим бешенством, то с африканской чумой, а в итоге боремся с вятским крестьянином. Рынки, конечно, нужно создавать. Но рынок кто-то должен «крышевать». Я не с луны свалился, и не из 90-х. Когда мы выбрались в Мурманск торговать картошкой, очень сложно было бороться с закавказцами. Они не давали нам торговать. И целый час бабка с клюшкой, инвалид Великой Отечественной войны, стояла и «крышевала» нас. Вот если Александр Алексеевич будет с клюшкой стоять и «крышевать» рынок, фермеры смогут торговать.

 

Светлана Занько:

 

- Александр Алексеевич, будете стоять?

 

Александр Седельников:

 

- Давайте формулировки поменяем. Мы называем это «равные возможности». Контроль будет налажен.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте