Фаат Хайруллин

Плясать от земли

24.03.2014 00:10:00 1968 0
Заниматься сельхозпроизводством может только тот, кто без него себя не представляет, считает гендиректор АСК «Вяткаплем» и член региональной Общественной палаты Фаат Хайруллин. Либо тот, кто живет в сельской местности и не имеет другого выбора. И такое бывает. К своему делу он сам относится предельно серьезно, как и все успешные на сегодня хозяйственные руководители. АПК, вообще, случайных людей не терпит. Купить задешево хозяйство и «срубить» денег здесь не получится: инвестиционный рубль длинный, а рентабельность невелика, повторяет «аграрную» истину Фаат Мударисович.
В соответствии с жизнью
 
- Фаат Мударисович, предлагаю начать со «свежего» информповода. Вчера на заседании Общественной палаты Кировской области разбирали проблему с удобрением почв, которое кировские аграрии теперь должны проводить сугубо за свой счет. Чем дело закончилось?
 
- Да, действительно, первый вопрос, который мы обсуждали, касался плодородия почв и их состояния в области, а также перспектив развития. Перспективы пока, так скажем, не очень радужные: плодородие почв в Кировской области неуклонно снижается, а всем грамотным аграриям понятно, что молоко, мясо и другая сельхозпродукция - это все производное от земли. Земля первична: что в нее вложишь, то оттуда и возьмешь.
 
Почвы у нас очень кислые, их необходимо «раскислять», а это большие затраты. Раньше затраты на известкование и фосфоритование полностью возмещались сельхозтоваропроизводителям из бюджета. Сейчас никаких возмещений нет и занимаются этим — увы — немногие. На заседании Палаты прозвучали предложения обратиться в Министерство сельского хозяйства с просьбой о восстановлении программы по фосфоритованию и известкованию, а также к депутатам Госдумы и Заксобрания Кировской области. Во-вторых, приняли решение об ответственности собственников земли за плодородие принадлежащих земель. Но это и так все уже было прописано в Земельном кодексе РФ...
 
Обсуждали также экономическую подоплеку этого: у нас и органические удобрения сегодня далеко не все вносят, что уж говорить о минеральных. Сегодняшние цены на топливо и амортизацию техники высокие, а экономического эффекта в первый год вы не ощутите. Он наступает обычно через 3-5 лет, не раньше.
 
- Вы сказали, что у вас были определенные дебаты по этому поводу с Николаем Петровичем Киселевым. Что именно вы не поделили?
 
- Мы с Николаем Петровичем никогда ничего не делим. Я его очень сильно уважаю, он был у меня еще деканом в институте. Просто он рассказывал о том, как они в свое время на местах решали эту проблему, а я задал вопрос, как сегодня отвечают главы районов за плодородие своих почв. И даже затронул тему более глубоко: мы всегда смотрим на бюджет области и федеральное софинансирование, и создается впечатление, что областной бюджет — это такая  корова, у которой 60 сосков, и все оттуда хотят взять побольше молока. Здесь и муниципалы, и отрасли экономики, и социальная сфера, и сельское хозяйство. Но мы никогда не задумываемся о том, кто эту корову хорошо накормит, чтобы она дала нам побольше молока. Отсюда, опять-таки, вопрос: какова ответственность глав районов в пополнении районных бюджетов? То есть, в привлечении инвестиций, создании рабочих мест, демографической политике, создании реального сектора экономики и т.д. На этой волне мы с Николаем Петровичем и подискутировали. Правда, там же присутствовали и главы трех районов, которые сетовали на проблемы с ветеринарной службой. Но это, конечно, отдельный вопрос. Я уже высказывал в эфире «Эхо Москвы» идею о том, что наша ветслужба чересчур рьяно выполняет законодательство и достаточно жестко (по сравнению с ветслужбами других субъектов федерации) приводит все в соответствие, «благодаря» чему у нас уже сократилось свиноводство. Приведу в пример Зуевский район: племзавод «Новый» и племзавод «Мухинский» полностью убрали свиноводство из сферы своей деятельности. В свою очередь, СПК «Большевик» Сунского района в два раза сократил поголовье, есть проблемы и в частном секторе. Я считаю, что надо приводить требования в соответствие с жизнью, а не с безликими документами.
 
- Депутаты Анатолий Маликов и Владимир Шулаев уже говорили о проблеме незаинтересованности глав районов в наполняемости бюджета и создании налогооблагаемой базы. Но, по-моему, дальше разговоров дело не пошло...
 
- Надо менять систему формирования районных бюджетов. Если из необходимых 100% (переведем для простоты восприятия все в проценты) район зарабатывает 60% самостоятельно, то 40% ему дотирует область. Если район, например, менее развитый и заработал только 30%, то 70% ему все равно даст область. Грубо говоря, чем больше зарабатываешь, тем меньше тебе дотаций. Где же у глав районов будет мотивация увеличивать собственную доходность бюджетов и заниматься развитием экономики?
 
- Судя по всему, аграриям и сельхозпроизводителям в этом году придется совсем «туго». Как вы думаете, не потеряем в ближайшие годы, вообще, сельское хозяйство?
 
- В 2013 году дотации сельскому хозяйству были рекордными: 1,7 млрд рублей. И это только из областного бюджета. Еще 2 млрд рублей нам досталось из федерального бюджета. На 2014 год мы, конечно, денег «недобрали»: предусмотрено 900 млн рублей из областного бюджета (еще 823 млн рублей должно прийти из федерации), что на 300 млн меньше планируемого ранее по госпрограмме развития АПК. Но наши депутаты встречались с губернатором, и он пообещал, что данный вопрос будет решен. А губернатор если что-то обещает, всегда выполняет.
 
- Здесь не все зависит от губернатора. Многое зависит и от налоговых поступлений в бюджет.
 
- Здесь мы с вами снова вернулись к вопросу заинтересованности глав районов в наполняемости своих бюджетов. Почему бы не поставить зарплату администрации района в зависимость от наполняемости местного бюджета, например? Чем больше район дал в бюджет, тем сильнее он должен развиваться.
 
- Хорошо. Но тем не менее, будущее сельского хозяйства в Кировской области вам в каких красках видится?
 
- Наверное, все-таки, в позитивных. Надо всегда смотреть, с чего АПК получает больше всего денег и исходя из этого использовать бюджетные средства. На сегодняшний день — это молоко. К сожалению, на сегодняшний день у нас есть в этом кое-какие перекосы. Мы уже от Ассоциации сельскохозяйственных кооперативов «Вяткаплем» писали несколько обращений к губернатору, где предлагали свои идеи. Например, мы считаем нецелесообразным дотировать на 50% большим товарным хозяйствам доильные установки типа «робот». Если у хозяйства стадо в 1000 голов, а один «робот» обслуживает 60 коров, то это не решит вопроса... Да, такие доильные установки — это прекрасная инновация, которая должна применяться в хозяйстве, но мы считаем, что данная система должна дотироваться только для крестьянско-фермерских и иных хозяйств, которые имеют небольшое поголовье (не более 200 голов). Это будет гораздо эффективнее.
Второй момент: как увеличить поголовье? Я считаю, что необходимо дотировать на 50% создание доильных залов для хозяйств. Тогда у них будет стимул переходить от простых доек-линеек к полностью автоматизированным доильным залам. Можно здесь говорить о системе учета поголовья, то есть сделать дотирование на одну дойную корову. Из «тени» у нас выйдет еще какое-то количество скота.
 
- Из «тени»?
 
- Да. По нашим подсчетам, у некоторых хозяйств поголовье в реальности составляет на 7%-10% больше заявленного. Так вот, когда будет дотирование на одну корову, выгодно будет показывать все поголовье.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Небыстрые заработки
 
- Я так понимаю, что «Вяткаплем» занимается селекционно-племенной работой на сельхозпредприятиях области. С момента вступления в ВТО что-то поменялось в вашей работе?
 
- Изменились подходы, больше внимания стали обращать на сокращение затрат и увеличение производительности труда, чтобы стать конкурентноспособным в производстве, но пока вступление в ВТО не сказалось в связи с ограничением ввоза продуктов питания.
 
- Вы говорили о сокращении поголовья.
 
- Оно сокращается сугубо из-за экономических причин. Почему? Да потому что на сельское хозяйство крайне мало обращают внимания. А во-вторых, у нас по-прежнему большие кадровые проблемы. Зарплаты в секторе АПК составляет около 69% от среднеобластной. Работа на селе сегодня для молодежи непривлекательна и социальная сфера села сильно отличается от городской. Не работает программа развития сельских территорий и нет программы закрепления кадров.
 
- На днях глава департамента сельского хозяйства Алексей Котлячков рассказал о тенденции прихода в аграрный бизнес и, в первую очередь, в животноводство людей из других сфер бизнеса. В Кильмези даже появился предприниматель из «нефтянки». На ваш взгляд, чем вызвана эта тенденция? Чем так привлекателен аграрный бизнес?
 
- Предприниматель из «нефтянки», насколько я знаю, хочет заниматься переработкой рапсового масла. Но это, опять же, переработка, а не работа на земле, хотя и делает вложения в животноводство. Это надо только приветствовать и всячески помогать.
 
- А предприниматели, которые хотят заниматься животноводством под Кирово-Чепецком районе? Мы недавно о них писали.
 
- Это фермерское хозяйство. Это - всегда пожалуйста. Есть достаточно много программ поддержки фермерских хозяйств. Если правильно им заниматься, то это выгодно.
 
Вопрос производительности труда. По отношению к Европе наша производительность труда составляет 1:4. Соотношение кредитных условий тоже не в нашу пользу. В Польше кредит под строительство животноводческого комплекса дается под 0,2% годовых на 25 лет, у нас 12%-14% и максимальный срок 15 лет.
 
При этом агробизнес – это всегда долгие инвестиции и невысокая рентабельность. Поэтому он, как правило, привлекателен тем, кто живет на этой территории. Вариантов других нет.
 
- А если человек заходит из другого региона?
 
- Значит, человек заходит уже с хорошим финансовым ресурсом и передовыми технологиями.
 
- Видела ваш комментарий ГТРК о том, что успешные хозяйства в регионе зачастую целенаправленно разваливаются. Кому и зачем это надо?
 
- Это практика некоторых людей: зайти в регион, недорого купить хозяйство в надежде быстро заработать. А когда быстро заработать не получается (процесс сельхозпроизводства отнюдь не быстрый и здесь нет «легких» денег), то выбирают другой путь: все распродать и уйти. Чтобы заняться подобным бизнесом, нужно быть в душе селянином, четко понимать, что и зачем нужно делать.
 
- Вы себя в душе селянином чувствуете?
 
- Наверное, этот вопрос вам лучше задать руководителям сельхозпредприятий нашей Ассоциации. Я не могу сам себя рекламировать.
 
- А, вообще, как вас, «матерого агрария» занесло в Общественную палату Кировской области?
 
- Общественная палата создана для того, чтобы была связь общества и власти. Согласитесь, чтобы доносить свои проблемы до властей, необходимо иметь какую-то площадку, где можно высказывать свои мысли и предложения. Единственное, что разочаровывает, так это то, что в Палате пока очень мало людей с районов области, мало отраслевых представителей (селян). И я думаю, что это проблема технологии выбора. Например, мы же депутатов в Заксобрание выбираем по территориальному признаку. Почему бы такой же принцип не сделать для Общественной палаты Кировской области? Или, например, почему нельзя выбрать по отраслевому признаку? На сегодняшний день у нас хорошо представлено здравоохранение, образование, экология, бизнес, а отрасль сельского хозяйства почти никак не представлена.
 
- С самого основания Общественной палаты постоянно всплывает вопрос ее эффективности и степени влияния на принятие тех или иных решений. Нет у вас ощущения, что многие дельные предложения и резолюции по итогам различных совещаний, просто складываются, что называется, «в стол»?
 
- Я готов встретиться на любой площадке и пообсуждать этот вопрос с теми, кто считает, что Общественная палата сегодня малоэффективна. Поднять все то, что было нами заявлено и сделано. Другой вопрос – может быть, мы не до конца прослеживаем решение некоторых вопросов. 
 
- То есть, в целом вы своей работой в Палате удовлетворены?
 
- Могу сказать только за те комиссии, в которые я вхожу: они работают эффективно. Там находятся неравнодушные и энергичные люди. Вектор развития Общественной палаты Кировской области выбран, я считаю, правильный. А то, что не всегда с Заксобранием есть соприкосновение… Я, например, постоянно напрашиваюсь на заседание «аграрного» комитета, но не всегда приглашают. Правда, когда мы зовем депутатов к себе, они всегда приходят, за что им спасибо.
 
- Насколько у Палаты, вообще, успешно складываются отношения с Заксобранием? Раньше, помнится, отношения были весьма прохладные…
 
- Я бы не сказал, что у нас «прохладные» отношения. Может быть, мы просто недостаточно контактируем друг с другом?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Никогда не поздно
 
- Насколько я знаю, вы уроженец Свердловской области. Что вас привело к нам да еще и решили остаться?
 
- На самом деле, мои родители родом из Малмыжа. Они в свое время уехали в Свердловскую область на заработки, где у них и родились двое из пятерых детей, в том числе и я. Однако, в первый класс я пошел уже в малмыжскую школу, а затем уехал учиться в Нолинский техникум механизации. После него был призван в армию, а после армии сразу поступил в наш сельскохозяйственный институт...Вся жизнь связана с Кировской областью.
 
- Видела еще одну любопытную строчку вашей биографии, согласно которой непосредственно вы в 1993 году организовали сеть магазинов «Ив Роше» по Северо-Западу России (в 10 областных центрах). Сельское хозяйство и «Ив роше» - это такие несовместимые вещи, на мой взгляд...
 
- Когда я начинал свой «аграрный» путь, мы жили еще в социалистическом обществе. Когда я закончил КСХИ с красным дипломом, меня вызвали в обком партии с партбилетом и хотели направить в систему потребкооперации директором плодоовощной базы. Я категорически сопротивлялся, говорил: я закончил сельхозинститут и поеду работать непосредственно в хозяйство. Они спросили: «Вы сюда с партбилетом пришли?». На что я ответил: «Не вы меня принимали!». Мой товарищ тогда одернул меня, сказав, «что ты делаешь? Лишаешь себя будущего». В итоге пришлось возглавить плодоовощную базу и с нуля изучать торговлю.
 
Помню, у вас на «Эхо Москвы» меня как-то спросили, почему сельхотоваропроизводитель не может торговать на рынке? На что я ответил: ребята, в сельхозинституте учат работать 5 лет. Есть торговый институт, там учат торговать и учат тоже 5 лет. Закончив сельхозинститут, ты не можешь возглавить базу и знать все эти «усушки», «утруски», весовое хозяйство, кассовое хозяйство и сантребования. Это отдельная отрасль, которой люди профессионально занимаются...
 
В 1993 году друзья пригласили меня в фирму «Автор». Я ушел в бизнес, и так в моей жизни появилась эта тема с «Ив Роше». Основной мотив тогда был – заработать денег.
 
- Что вас сподвигло вернуться в итоге в АПК?
 
- Я после «Автора» ушел немного в другой бизнес. Мы начали перерабатывать зерно, занимались его поставками из Казахстана, а также снабжали местных товаропроизводителей топливом. В этот момент мне поступило приглашение возглавить ассоциацию «Вяткаплем».  На это место было три человека, но в итоге (и по результатам конкурса) совет директоров Ассоциации решил остановиться на мне.
 
Меня всегда тянуло в сельхозпроизводство. Хотя, видите, что сделала со мной компартия после института... После этого я ни в одну партию больше не вступал.
 
- Смогли бы сейчас (если в сельском хозяйстве станет совсем тяжело) уйти в какую-то другую отрасль?
 
- Скорее нет,  чем да.
 
- То есть, дело в заманчивости предложений?
 
- Возможно. На самом деле, у меня уже было несколько предложений. Было приглашение Союз животноводов России возглавить… Пока от всего отказался. Здесь я все знаю, здесь меня знают. Найден контакт с руководителями, мы с уважением относимся друг к другу. Хотя, признаюсь, что при поступлении некоторых предложений, определенные колебания были.
 
- Политика не интересует?
 
- Скажу так: никогда не поздно.
 
- И напоследок, «трендовый вопрос». Вчера президент Путин подписал соглашение о вступлении Республики Крым в состав РФ. Как вы оцениваете это решение? Будет ли оно иметь только положительный эффект или есть все-таки экономические «минусы», на ваш взгляд?
 
- С политической точки зрения – это правильный шаг. Это, своего рода, возвращение домой. Крым –  русская территория. Я даже на воскресном митинге 16 марта выступал по этому поводу. Что касается экономики, то да, это, считайте, еще одни Олимпийские игры. Но оно стоит того. В первую очередь, это волеизъявление местного населения. Во-вторых, для нас — дополнительный выход к Черному морю...
 
- В таком случае, надо все СНГ обратно присоединять.
 
- Вернуть Польшу и Финляндию? (смеется) Почему нет? Не надо загадывать.
 
Беседовала Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru
 
 
 
 
Досье
ФИО: Хайруллин Фаат Мударисович, генеральный директор Ассоциации сельскохозяйственных кооперативов «Вяткаплем», член Общественной палаты Кировской области 2-го созыва.
Дата и место рождения: 11 апреля 1959 года. Город Красноуральск Свердловской области
Семейное положение: женат. Есть сын.
Образование: Нолинский техникум механизации сельского хозяйства, специальность «техник-механик» (1978 год), Кировский сельскохозяйственный институт (ныне ВГСХА), факультет экономики и организации сельхозпроизводства (с отличием), 1986 год. Аспирантура заочно.
Карьера:
1986 год - направлен в систему «Облпотребсоюз» директором плодоовощной базы.
1988 год - МЖК «Красная Горка». Занимался организацией строительного процесса, созданием подсобного хозяйства МЖК, организацией торговли.
1993 год - производственно-торговая компания «Автор». Организовывал сеть магазинов «Ив Роше» по Северо-Западу России.
1996 год - создал и возглавил ООО «Регион-спектр» (поставка продовольственного зерна, его переработка и реализацией на хлебозаводы Кировской области).
2002 год — по наст. время — возглавил по приглашению совета директоров Ассоциацию сельскохозяйственных кооперативов «Вяткаплем».
Увлечения: волейбол, футбол, горные лыжи, снегоход.
Любимый фильм: «Белое солнце пустыни»
Любимое блюдо: мясо, рыба
Любимая книга: Т. Драйзер «Финансист»
Девиз: «Быть порядочным и уважать это в людях».
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте