Виктор Силин

Расшевелить людей

14.04.2014 00:10:00 1920 0
Когда в библиотеке им. Герцена неделю назад случился «День Уржума в Герценке» с участием главы района Виктора Силина, мы подумали, что «на ловца и зверь бежит», так как Виктор Васильевич был назван одним из кандидатов в «Чиновники года-2013» по версии «Бизнес Новостей», единственный из действующих глав муниципальных образований. Поводов для разговора выпало более чем достаточно. В условиях крайне дефицитного бюджета только ленивый не раскритиковал глав районов за пассивность, нежелание увеличивать налогооблагаемую базу и развивать бизнес на территории. Мы решили, что настала пора предоставить площадку для ответа.
Нужная стратегия
 
- Я так понимаю, вы на должность главы района пришли в 2011 году из кресла руководителя местного Центра занятости...
 
– Как вы понимаете, эта Служба – одна из первых рыночных структур, куда люди шли и идут за поддержкой не от хорошей жизни, и самая главная задача была – поддержать людей. Хотя бы психологически, потому как пособие не такое уж большое. Главное, чтобы человек успокоился и вот это время спокойствия использовал максимально эффективно.
 
А до этого – учеба в Костромском институте на историко-педагогическом факультете, работа вожатым в «Артеке», в «Орленке». Заряд  энергетики, который я там получил, до сих пор дает о себе знать. Потом работал в партийных структурах, после развала СССР 20 лет отдал Службе занятости.
 
- Тогда вы наверняка, как специалист в этой сфере, сможете оценить программу самозанятости безработных.
 
– У нас эта программа работала очень плотно и интересно. Но издержки были, конечно, куда же без них? Далеко не все люди, стоящие на учете в Службе занятости, готовы заниматься бизнесом. Здесь важна система отбора людей, которые к этому способны. Ведь очевидно, что субсидию нужно давать не всем подряд.
Что мы делали? Во-первых, мы проводили психологический отбор. Во-вторых, обучали. В-третьих, помогали в разработке бизнес-плана, который потенциальный предприниматель должен был защитить на экспертном совете. И только после защиты бизнес-плана принимали решение о выделении субсидии. Причем мы «отслеживали» этого человека в течение года. Уже через полгода приглашали на беседу, чтобы узнать, как у него дела, как развивается бизнес и так далее. По истечении года снова приглашали на аналогичную беседу, а потом уже его, так сказать, передавали в поле зрения муниципального Фонда поддержки предпринимательства.
 
- Под какие бизнес-проекты люди в основном получали деньги?
 
– Мы отдавали приоритет услугам, которые не требуют больших затрат: поддержка личных подсобных хозяйств, строительные и отделочные работы, грузовые и пассажирские перевозки, бытовые и парикмахерские услуги. Обратили особое внимание на людей, которые и так оказывали услуги, но без оформления предпринимательской деятельности. В итоге за три года таких «легализовавшихся» оказалось около 200 человек. Им оказалось тоже важно, что мы их не бросаем, а держим в поле зрения. И мне очень жаль, что такие хорошие проекты порой перечеркивают непродуманные федеральные законы. Это я имею в виду закон, который почти удвоил для предпринимателей страховые взносы в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд и т.д.
 
С 1 октября 2012 года до 1 января 2014-го у нас снялось с учета 269 предпринимателей, а зарегистрировалось только 122. Но слава Богу, в этом году динамика положительная: 23 человека встали на учет, а снялись пока только 16.
 
Еще один приоритет – сельское хозяйство. Особенность экономики нашего района заключается в том, что она носит аграрный характер. При этом, как вы знаете, есть у нас и градообразующее предприятие – «Уржумский СВЗ», где работает со всеми структурами порядка 700 человек. От того, как будет развиваться завод, напрямую зависит развитие нашего района. Если взять налоговый потенциал Уржумского района по 2012 году, то он составлял 2,264 млрд рублей (причем 2 млрд – это отчисления СВЗ). В 2013 г. он уменьшился и составил чуть более 2 млрд рублей (из них 1,7 млрд рублей – отчисления СВЗ). Вот и считайте сами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- То есть налогооблагаемая база других субъектов бизнеса даже несколько подросла?
 
– По-прежнему огромную роль в судьбе района играет градообразующее предприятие – спиртзавод, который является вторым налогоплательщиком в области. С одной стороны, это хорошо, завод развивается, влияет на экономику района. Это и рабочие места, и бюджет района. Потому что главная составляющая сегодня доходов в бюджет – это акцизы, как ни крути.
 
С другой стороны, мы прилагаем все усилия для снижения зависимости экономики района от градообразующего предприятия. Выделено несколько приоритетов. В частности, привлечение инвестиций (в 2012 году они составили 659 млн рублей, в 2013 году – 551 млн рублей, из них 170 млн рублей – бюджетные). Здесь, конечно, нужно отметить, что без рекламы района, без индивидуального подхода к инвесторам ничего не будет. Не сильно спешат инвесторы вкладываться в «глубинку»... Нам очень помогает департамент сельского хозяйства, департамент развития предпринимательства и торговли, правительство области в целом. Но я уверен, сельскохозяйственный потенциал района все еще далеко не полностью раскручен.
 
- У вас ведь в прошлом декабре был целый «десант» из депутатов Заксобрания, которые приехали обсуждать проблемы сельского хозяйства. До чего в итоге договорились? Есть какие-то конкретные идеи?
 
– Да. Очень вовремя состоялось выездное заседание аграрного комитета ОЗС. Я считаю, что мы не должны занимать ту строчку в рейтинге районов по сельскому хозяйству, которую занимаем. По молоку – восьмое место, например. Это что, нормально? При том, что мы – южный район.
К чести наших хозяйственных руководителей, они достойно восприняли критику. Мы пришли к пониманию того, что необходима стратегия развития сельского хозяйства, над которой мы сейчас и работаем.
 
- Сами?
 
– Нет. Ведем переговоры с кировским институтом переподготовки и повышения квалификации кадров АПК и с ВГСХА. Очень плотно работаем с кафедрой экономической теории ВГСХА. Два раза я даже сам выступал перед учеными этой кафедры на тему, как живет «глубинка» и что там развивается, каковы перспективы, какое виденье проблем. Получил большое удовлетворение от полуторачасового общения; мне тоже хотелось понять, чем живет наука, оторвана ли она от реальной жизни.
 
Договорились, что будем работать на перспективу. В том числе и по кадрам.
 
- Сроки какие-то поставили себе?
 
– До 1 октября все должно быть готово. Причем нам нужна не только одна аналитика. То, что нам нужны инвестиции в таком-то объеме, мы и сами знаем. А где их взять? Это самое главное. Нужно провести реконструкцию фермы, но это мы тоже сами знаем. А за счет чего? Каких источников? Давайте совместно ответим на эти вопросы.
 
Первичная работа уже проведена. Каждое хозяйство разработало свою стратегию развития до 2020 года, определены приоритеты по животноводству, по растениеводству, по материальной базе (что и в каком году будет куплено и что это даст).
 
- И много у вас таких хозяйств?
 
– Одиннадцать.
 
Причем наши депутаты-аграрии объехали все хозяйства, посмотрели всю базу. Подключились специалисты ветеринарной службы, которые дали нам информацию на предмет того, где мы теряем деньги... Так что Стратегия – вещь, безусловно, нужная. Как для развития отдельного хозяйства, так и развития района в целом. Это основной вектор развития той или иной территории. Жизнь в любом случае внесет коррективы. На уровне федерации появляются новые программы, на уровне субъекта федерации появляются новые приоритеты, в связи с этим мы тоже будем корректировать свои стратегии. Формы господдержки постоянно меняются.
Я недавно посмотрел, сколько мы привлекли господдержки со всех уровней бюджета в сельское хозяйство: 2011 год – чуть более 50 млн рублей, 2012 год – 107 млн рублей, 2013 год – уже 151 млн рублей.
 
Шевелить мозгами
 
- Сегодня все жалуются на проблему кад­ров. А есть что предложить потенциальным специалистам?
 
– Если речь идет о сельском хозяйстве, то есть федеральные и областные программы, в рамках которых выделяются «подъемные» соответствующим специалистам. Дефицит кад­ров ведь сегодня не только в сфере АПК, но и в бюджетной сфере, и на уровне района. Это в том числе одна из проблем муниципального управления: никто не идет в органы местной власти на те зарплаты, которые есть.
 
- Однако об Уржумском районе очень хорошие отзывы в том отношении, что там «чувствуется работа с кадрами».
 
– Мы уже третий год работаем по целевой муниципальной программе «Кадры», которая позволяет определить для себя несколько приоритетных направлений. По ней мы выделяем деньги на приобретение жилья врачам, так как врачебные кадры – это самая сейчас для нас острая проблема. Второе направление – это подъемные из районного бюджета в размере 50 тысяч рублей для молодых специалистов. И третье направление, которое пользуется почти бешеным спросом, – деньги специалистам на найм жилья (если нет возможности его приобрести). Специалисты приезжают, находят жилье, снимают, а местный бюджет оплачивает.
 
- Я правильно понимаю, что бюджетному росту (в частности, из федеральных программ) вы обязаны еще и Игорю Евгеньевичу Манылову (Ред. – замминистра сельского хозяйства России, уроженец Уржумского района)?
 
– Нет, погодите. Вообще, если говорить о бюджете, то в 2012 году мы первоначально приняли бюджет в размере 414 млн рублей, завершили с показателем 650 млн рублей (а с учетом остатка – 710 млн рублей). В 2013 году бюджет приняли уже в размере 491,8 млн рублей, а завершили – 639 миллионов. Когда принимаем бюджет, мы честно говорим представителям всех отраслей: всего в бюджете денег столько-то, но есть возможность поучаствовать в программах (областных, федеральных) и получить дополнительные средства. Соответственно, задача на год – поучаствовать, например, в 16 программах, но для этого нужна такая-то сумма софинансирования. Мы частично эти деньги закладываем в бюджете. Кстати, оценка отраслевых ведомств складывается с учетом того, сколько в итоге оказалось привлечено средств в данную сферу.
 
На мой взгляд, такой подход в формировании бюджета имеет перспективу. Он стимулирует работу органов местного самоуправления, дает определенную динамику развития – как на уровне поселения, так и на уровне района. Особенно этот ресурс (учас­тие в госпрограммах) надо использовать районам, где нет крупных предприятий.
 
Одним из приоритетов в стратегии развития района считаем поддержку малого и среднего предпринимательства. Мы впервые в прошлом году смогли привлечь федеральные средства для этих целей. Это тоже надо использовать по возможности всем районам. Малый бизнес – это такой рычаг, такой инструмент, который реально может повлиять на развитие той или иной территории.
 
- А много приносит малый бизнес? Наверное, только НДФЛ?
 
– Нет, это не только НДФЛ. Это еще и ЕНВД, упрощенная система налогообложения и акцизы, повторюсь. Тем более, «упрощенка» сейчас практически вся идет в районный бюджет.
 
Здесь я с нашим правительством абсолютно согласен: необходимо не только точечное финансирование, но и грантовое. Хотите привлечь деньги? Разрабатывайте программу, защищайте ее, реализовывайте и привлекайте деньги. Это нормальный подход. Все муниципалитеты – в равных условиях.  Я только «за» подобные подходы. Здесь только надо мозгами шевелить и подключать какие-то ресурсы для разработки этих программ.
 
- Кстати, а как вам удается привлечь областные деньги по проекту поддержки местных инициатив?
 
– Когда в 2011 году проект дошел до нашего района, у нас было реализовано восемь проектов в шести поселениях на сумму 6,8 млн рублей. 2012 год – в 11 поселениях были реализованы проекты на 12 млн рублей. В 2013 году мы реализовывали 25 проектов. На 2014 год мы заявили 29 проектов, но пока прошло только 12 на 15 млн рублей. В общем, расшевелили людей. Они стали понимать, что при привлечении своих средств можно решать вопросы местного значения и иметь положительный результат.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Мне кажется, глава муниципального образования здесь играет не последнюю роль. Людей ведь еще надо убедить и настроить.
 
– Все правильно. А сейчас у нас в г. Уржуме будет реализовываться интересный проект «народный бюджет». Мы даже ездили в Череповец, перенимали опыт. Проект нам очень понравился. В городе уже была его презентация, запущен механизм.
 
- Сколько «бюджетных» процентов дали на распределение жителям?
 
– 15% городского бюджета (В Череповце – 0,26%, или 15 млн рублей). Сейчас идет сбор заявок на участие в этом проекте. Надеюсь, он даст нам возможность вовлечь как можно большее количество людей в бюджетный процесс, а также замотивировать их принимать непосредственное участие в управленческих процессах.
 
- А каков механизм распределения?
 
– Мы объявляем людям о том, что есть такая-то сумма, которую они могут самостоятельно распределить на муниципальные нужды, от них нужны идеи и желание участвовать. Путем жеребьевки из желающих выбирается бюджетная комиссия в количестве 15 человек, которая проходит обучение. Единственное ограничение – член бюджетной комиссии не может быть ни чиновником, ни депутатом. Комиссия принимает решение, которое доводит до администрации Уржума.
 
- Этот проект будет реализован на бюджете следующего года?
 
– Нет, этого, 2014-го.
 
- Так он же уже принят.
 
– В том и особенность нынешнего проекта, что деньги на эти цели выделила область. Поэтому сейчас все будет зависеть от людей и от тех идей, которые будут предложены. Главное, чтобы не было никаких идей, навязанных со стороны чиновников. Нужно, чтобы участвовало непосредственно население.
 
- Нет опасений, что люди на выделенные деньги решат закрывать не самые насущные проблемы?
 
– Нет. Больше опасаюсь, что на них будет кто-то влиять. Что они будут несамостоятельны в своих решениях. А мне важно, чтобы люди не только активность проявили, но и почувствовали, что значит принимать решения в условиях дефицита финансовых средств.
 
Вот, наконец, мы дошли и до личности земляков (смеется).
 
-  Да, про Манылова все-таки расскажите.
 
– На самом деле меня распирает большая гордость за своих земляков и за то, на каких высоких должностях они сейчас работают. Любой муниципальный чиновник будет рассматривать такого земляка как ресурс, который необходимо использовать для развития своей территории. В первую очередь как ресурс информационный: быстро и достоверно узнать, какие государственные программы действуют и как в них попасть, потому что интернет-сайт – это одно, а общение с человеком, который может рассказать, какая практика существует и какие проблемы могут возникнуть, – это другое.
 
Мы очень благодарны Игорю Евгеньевичу за то, что он не теряет связи с родным районом и родным селом Лазаревским. Там очень сильное предпринимательское сообщество, а село является самым богатым по доходам на душу населения в субъекте. Это о чем-то говорит, согласитесь. Игорь Манылов регулярно приезжает в Уржумский район, мы постоянно общаемся, обмениваемся мнениями по тем или иным проблемам.
 
- Правильно ли я понимаю, что учас­тие Уржумского района в федеральных программах – это отчасти и его заслуга тоже?
 
– Да, конечно.
 
- Раньше Уржум ассоциировался с Сергеем Мироновичем Кировым. Сейчас для молодого поколения Уржум – это водка «Уржумка»…
 
– У нас три личности, по большому счету, продвигают (или продвинули) район за пределы региона. Это Виктор Михайлович Васнецов (художник), Николай Алексеевич Заболоцкий (поэт) и Сергей Миронович Киров (политический деятель). Сегодня мы пытаемся развивать наш туристический потенциал, основываясь на этих именах. И я считаю, что Уржум сегодня является (или, по крайней мере, может являться) одним из самых культурных центров. Серьезно...
Здесь наш разговор прерывают – Виктора Васильевича срочно ждут на встрече с писателями из Уржума. Мы расстаемся с обещанием спустя некоторое время продолжить разговор...
 
Беседовал Олег Прохоренко
oleg.prokh@gmail.com
 
Досье
Виктор Васильевич Силин, глава Уржумского района Кировской области.
Год и место рождения: 22.03.1961 г., село Лопьял Уржумского района Кировской области.
Образование: Костромской государственный педагогический институт (специальность «педагогика и история»), ВятГГУ (государственное и муниципальное управление).
Семейное положение: женат. Двое сыновей.
Карьера:
1983 – 1988 гг. – организатор внеклассной работы в Донауровской средней школе, а затем 3 года директор вышеуказанной школы.
1988 – 1991 гг. – инструктор в Уржумском РК КПСС, заведующий идеологическим отделом и 2-й секретарь РК КПСС.
1991 – 1992 гг. – завуч Уржумского школьного детского дома.
1992 – 2011 гг. – директор Уржумского районного центра занятости населения.
Является депутатом Уржумской районной Думы  II и III созывов, был заместителем председателя Уржумской районной Думы, председателем постоянной депутатской комиссии по экономике, бюджету и налогам.
Любимые книги: Иван Бунин, Иван Ильин.
Любимые фильмы: советская классика, Говорухин.
Любимые блюда: постные и макароны по-флотски.
Девиз: «Нет предела совершенству».
Качества, которые вы цените в женщинах: ум и добропорядочность.
Реформа, которую вы цените особенно высоко: «Косыгинская» экономическая реформа 1965 года в СССР.
С кем из исторических персонажей хотели бы пообщаться? С Петром I.
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте