Дмитрий Страшнов

Дмитрий Страшнов

28.04.2014 00:09:00 6083 0

Багаж из прошлого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почта – это не социальный институт, это бизнес, обремененный государственными обязательствами. Так Дмитрий Страшнов, гендиректор «Почты России» отвечает на вопросы о том, почему почта бедна, немобильна и медленна. Ей не хватает на все средств. Он уже год возглавляет эту огромную структуру, ждет нового закона, акционирования и приобретения банковской лицензии. И если этого не случится, огромная почтовая сеть станет банкротом.

Банк или пропал

 

- Дмитрий Евгеньевич, вы уже год возглавляете «Почту России». Скажите, в каком состоянии вы ее приняли и многое ли уже изменилось?

 

— Весна 2013 года была непростым периодом для почты, что было связано, прежде всего, с посылочным коллапсом, и почта находилась в фокусе информационной активности. Нам многое пришлось сделать, и, по отзывам потребителей, проверкам официальных органов, мы видим, что люди отмечают позитивные изменения в работе почты. За год нам удалось подтянуть некоторые направления, улучшились сроки доставки посылок и писем. Однако это только начало изменений, и нам предстоит большая и длительная работа.

 

- Какие цели вы ставите перед собой? Есть ли стратегия развития «Почты России»?

 

- Существуют два формата стратегии: пятилетняя и десятилетняя. Основное развитие будет происходить в трех сегментах: услуги почтовой связи, которые уже давно трансформируются в онлайн услуги (адресная рассылка, рассылка со стороны коммерческих организаций потребителям), доставка посылок (сегмент интернет-торговли) и финансовые услуги, которые всегда на почте составляли весомую долю выручки и являлись самыми прибыльными. Сегодня по объективным причинам сегмент финансовых услуг для почты сильно сокращается. Платежи и переводы, которыми почта занималась исторически, переходят в банки, поскольку банковская комиссия за эту услугу стремится к нулю (для банков важно формировать клиентскую базу и зарабатывать на ней, предлагая более маржинальные продукты). Теряем мы также и на пенсиях - самой востребованной услуге «Почты России». Все большее число новых пенсионеров используют банковские счета и карты, поэтому потребность в доставке пенсии или получении ее в почтовом отделении теряется. Если не будет принято кардинальных решений, связанных с получением банковской лицензии, то финансовый сегмент «Почты России» может исчезнуть. Сегодня ни в одной стране мира нет прибыльной почты (с развитой сетью почтовых отделений), не имеющей банковской лицензии и не предлагающей современные финансовые продукты. Однако есть альтернативная модель существования почтовой администрации – это почта Америки с развитой инфраструктурой и высоким уровнем сервиса. У них банковской лицензии нет. Это стоит налогоплательщикам США около 15 млрд долларов ежегодно. Думаю, что для российского бюджета подобный уровень дотаций неприемлем. Именно поэтому наша стратегия развития почты не подразумевает финансирования со стороны государства. Мы не просим денег, мы хотим их зарабатывать сами.

 

 

- Можете ли подробнее рассказать о возможности приобретения «Почтой России» банковской лицензии. Когда это может произойти? Это будет прописано в новом законе о «Почте»?

 

– Закон не должен рассматривать приобретение почтой банковской лицензии. Это все-таки документ, регламентирующий почтовую связь в стране. И касается он не только «Почты России», но и многих других участников рынка, поэтому ему не обязательно и не нужно содержать какие-то статьи, касающиеся внутреннего развития одного, пусть и самого крупного и ключевого предприятия. В тоже время, в законе затрагивается порядок оказания почтовыми организациями финансовых услуг. Как мы это будем делать: через почтовые отделения, как сейчас, или с привлечением банка – это уже наш вопрос. Мы сейчас объявили сбор предложений о покупке оптимальной для нас финансовой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Акционерное ускорение

 

- В прошлом году было озвучено, что Минкомсвязи подсчитало, сколько необходимо на модернизацию «Почты России». Вышло около 145 миллиардов рублей. Это большая сумма. Где ее можно взять?

 

— Необходимые для проведения модернизации инвестиции должны быть сформированы за счет собственных заработков, от реализации непрофильных активов предприятия и привлечения инвестиций с рынка.

 

- Когда ждать акционирования, когда оно может произойти? Каковы главные плюсы этого процесса?

 

— Акционирование планируется провести в следующем году. Важно подчеркнуть: многие думают, что акционирование «Почты России» станет приватизацией в духе 90-х, а потому реагируют на этот процесс эмоционально, считая, что государственный актив может перейти в частные руки. Это не так. Государство по-прежнему останется единственным собственником «Почты России», изменится только форма собственности предприятия. Поменяется юридическая модель, что позволит изменить систему оперативного управления. Сегодня у нас, как у ФГУПа, есть масса ограничений и обременений, что сказывается на эффективности управления, скорости принятия решений и их исполнении. Для дальнейшей модернизации и развития акционирование просто необходимо. На сегодняшний день «Почта России» - это последняя компания такого размера, которая сохранила форму ФГУПа. Вопрос про главные плюсы можно задать компаниям, которые через это уже прошли: «РЖД», «Росатом», например, и другие. Акционирование будет способствовать скорости реформ, повышению прозрачности и эффективности управления. При этом еще раз подчеркну, сохранится контроль государства и за деятельностью предприятия, и за реализацией почтой социальных обязательств, которые государство гарантировало гражданам.

 

- Решение этих задач действительно поможет стать «Почте России» прибыльной организацией? Сегодня многие говорят о том, что почта давно утратила свои конкурентные преимущества, что она практически на грани банкротства.

 

— Основной вопрос, на который государство и общество должны найти ответ: «Почта — это социальный институт или бизнес?». С одной стороны, компания воспринимается обществом как некий социальный институт с массой обязательств. Одно из убеждений, которое до сих пор бытует, в том числе среди наших сотрудников, заключается в том, что почта существует за счет государства. Надо четко понимать, что это давно не так, и все социальные гарантии, которые государство обещает гражданам, «Почта России» предоставляет за свой счет. Те компенсации, которые дает нам бюджет, не покрывают всех наших затрат. Поэтому в преддверии принятия закона о почтовой связи нам необходимо выработать этот самый компенсационный механизм. Чтобы и государство, и потребитель, и рынок относились к почте честно. Сегодня нас считают монополистом и применяют к нам все правила естественных монополий. При этом мы остаемся таковыми только в тех сегментах, которые невыгодны и другим компаниям, и нам в том числе. Мы монополисты, например, по пересылке писем в регулируемом сегменте из Москвы в любую точку страны. Для нас это убыточно. Ни одна здравомыслящая компания не будет пересылать письмо на Дальний Восток, потому что она с этого не получит прибыли. А мы обязаны это делать. При этом мы не можем получить взамен ни дотационные сегменты, ни компенсацию своих затрат. Одновременно с этим мы теряем свою долю рынка в тех сегментах, где зарабатываются деньги. Возьмем, к примеру, массовую рассылку штрафов от ГИБДД и писем от налоговой инспекции. В городах это прибыльно, а в регионах - нет. Наш базовый тариф равен 15 рублям. Но в городах наши конкуренты предлагают цену хоть на копейку ниже и выигрывают тендер, а в регионах и труднодоступных местах, где себестоимость выше, они зачастую просто не работают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Убыточная подписка

 

- Когда я беседовала с руководителем кировского отделения «Почты России» Николаем Кашиным, он сказал, что, несмотря на некоторые убыточные направления, почта в целом прибыльная организация. Это касается всей структуры?

 

— С учетом тех компенсаций за убытки от вмененной нам деятельности, которые мы получали от государства, мы находились приблизительно на нулевом уровне. Говоря о том, прибыльны мы или нет, нужно понимать, считаем мы полученные дотации или нет. Без них мы были убыточны. До недавнего времени только на подписке ежегодно мы теряли три миллиарда рублей, несмотря на то, что государство нам выплачивало дотации. Сейчас, если бы мы не подняли тарифы, мы бы теряли шесть миллиардов рублей. Поясню для наглядности. Вся подписка стоит девять миллиардов рублей: три мы зарабатывали сами за счет наших тарифов, три нам компенсировало государство и еще три миллиарда – это чистый убыток «Почты России». А сейчас, когда государство отказалось платить вовсе, наш убыток должен стать еще больше. Для компенсации дополнительного убытка мы немного подняли тариф, оставаясь по-прежнему в минусе.

 

- Но издатели сильно обижаются. Прецеденты есть и в нашем регионе.

 

— Последние пять лет почта не индексировала тарифы по доставке подписных изданий в отличие от других естественных монополий (при этом, например, рост цен на ЖКХ в указанный период составил, по данным Минэкономразвития, более 77%). Это стоило нам более 15 млрд рублей чистого убытка. В этой ситуации требовалось что-то изменить, и государство, отменив дотации на подписку, вернуло нас всех в рынок. Теперь надо учитывать новые реалии и учиться в них жить. И полагаю, что если мы будем делать это вместе с издателями и подписными агентствами, то это будет гораздо эффективнее. Тем более что, как мы рассчитываем, новый закон должен позволить нам работать с остальными игроками рынка в конкурентных сегментах на равных.

 

- А как же тот факт, что новый закон даст определенные права и вашим конкурентам, сделает их более свободными?

 

— Более свободными их сделать невозможно, потому что их по сути ничего не ограничивает. Мы считаем, что в новом законе необходимо зафиксировать то, что почта, выполняя свою социально-значимую роль и неся дополнительную нагрузку, которая является убыточной (сегмент с регулируемым государством тарифом), должна иметь возможность ее компенсировать. Для этого в мировой практике существует несколько вариантов: либо это государственные дотации, либо фонд универсальной услуги, который формируется за счет «членских взносов» всех игроков рынка, либо это так называемый защищенный сегмент. Например, предоставляя убыточную универсальную услугу связи, почта получает возможность зарабатывать в сегменте государственной рассылки (рассылка налоговых и любых других уведомлений от государства населению). Это широко распространенная практика во всем мире, когда государство платит за услугу государственной компании.

 

- Когда будет принят закон?

 

— Сложно сказать, надеюсь, в первой половине этого года. К сожалению, в той версии, которую закон прошел в первом чтении, он не отвечает всем нашим ожиданиям. Мы считаем, что более важно, чтобы при принятии закона были учтены все поправки и комментарии со стороны депутатского корпуса и всех государственных институтов, которым будущее почты небезразлично.

 

- То есть, если государство не пойдет вам навстречу...

 

— По большому счету, «Почта России» станет банкротом. Ее нельзя будет ни акционировать, ни санировать. Тогда останется только разбить ее на две части: логистическую инфраструктуру, которая с удовольствием будет использована и в дальнейшем приватизирована частными игроками почтового рынка, и заведомо убыточную сеть почтовых отделений, количество которых придется сократить как минимум вдвое. При этом если государство и дальше будет гарантировать предоставление населению универсальной услуги, то затраты на это ему придется взять на себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учиться зарабатывать

 

- Как изменил ситуацию с международной корреспонденцией запуск нового ММПО (место международного почтового обмена)? Вы говорили о том, что транспорт и сортировка не были связаны между собой. А как сейчас?

 

– В ходе подготовки к пиковому сезону мы открыли несколько ММПО – в Москве на Казанском вокзале, в Екатеринбурге и Новосибирске, а главное запустили первую очередь логистического центра во Внуково. Это позволило не только преодолеть новогодний пик без коллапсов, но и создать запас прочности инфраструктуры на несколько лет. В итоге мы сможем стабильно работать в ближайшие годы даже при условии ежегодного двукратного увеличения объемов международного обмена. Гораздо важнее то, что, открыв во Внуково крупнейший в Восточной Европе логистический центр, мы заложили основы совершенно новой системы, которая позволяет нам связать воедино таможенный досмотр, сортировку и логистику доставки. Качественно изменив подход к международному почтовому обмену, мы создаем схему работы, которая позволит нам и обеспечить нормативные сроки доставки почты адресатам.

 

- В интервью «Ведомостям» вы сказали: «Сейчас, когда я объезжаю почтамты и другие объекты, то обязательно заглядываю в душевые и туалеты. Посмотришь — и сразу понятно, что за руководитель». Как вы можете оценить руководство кировского отделения «Почты России»? Какова эффективность его деятельности?

 

– Очевидно, что кировский филиал испытывает те же проблемы, что и наши филиалы в других регионах. Это проблемы с зарплатой работников, с качеством сервиса, при этом недостаточна экономическая эффективность в том же финансовом спектре услуг, есть проблемы с логистикой доставки почтовых отправлений, а также много нерентабельных сельских почтовых отделений. Даже при более-менее позитивных тенденциях развития филиала все эти проблемы нельзя решить в рамках отдельно взятого региона. Нужен комплекс изменений, определенный и новым законом, и нашей стратегией развития, что создаст совершенно новые условия для работы почты в регионах и качественного повышения ее эффективности.

 

- Насколько лично вам было сложно осуществить переход из коммерческой структуры в госструктуру с достаточно архаическим укладом?

 

- И сложно, и нет. У меня до этого был определенный опыт работы в российской компании. Понятно, что то был коммерческий бизнес, а здесь огромное государственное предприятие, где процесс осознания сотрудниками того, что существует взаимосвязь между финансовыми результатами компании и уровнем заработной платы, еще продолжается. Сегодня кроме нас самих финансировать наше развитие и платить нам заработную плату никто не будет. Вопрос эффективности нашей деятельности стоял, стоит и будет стоять ближайшие пять лет. Но мы должны признать, что возможности оптимизации нашей структуры сильно ограничены, потому что на сегодняшний день затраты на заработные платы сотрудников составляют более 60% от выручки предприятия. А с учетом того, что мы хотим их поднять почти вдвое в ближайшие три-пять лет, нам необходимо увеличивать нашу выручку как минимум вдвое. Поэтому одна из наших задач сейчас – донести эту аксиому до сотрудников, так как от каждого из них будет зависеть наш общий результат.

 

Беседовала Елена Окатьева

lena.okatieva@yandex.ru

 

Досье:

Дмитрий Евгеньевич Страшнов, гендиректор ФГУП «Почта России».

Дата рождения: 31 мая 1967 года, г. Москва.

Образование: в 1991 году с отличием окончил Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана. В 1999 году получил степень MBA в бизнес-школе INSEAD (Франция).

Карьера:

В 1992—1994 годах руководил собственным бизнесом в сфере графического дизайна.

В 1994 году возглавил российское подразделение компании Electrolux Home Appliances.

В 2000 – 2008 гг. работал в компании Philips занимал позиции генерального директора и вице-президента.

С 2009 по 2012 гг. занимал позиции Президента и генерального директора Tele2-Россия, а также входил в исполнительный совет директоров Tele2 AB в качестве исполнительного вице-президента.

В апреле 2013 года Дмитрий Страшнов назначен гендиректором ФГУП «Почта России», сменив на этом посту Александра Киселева, который возглавлял предприятие с февраля 2009 года.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений