У семи нянек

К муниципалитетам снова вопросы. На этот раз российские законодатели на высшем уровне решили, что выборы в местное самоуправление нужно усложнить и запутать. Так, 15 апреля в Госдуме были принято новшество, которое вводит два новых понятия: «городской округ с внутригородским делением» и «внутригородской район». Выборы депутатов останутся только на уровне этих районов. Из них будет формироваться городская дума, которая, в свою очередь, выберет мэра города. Очевидно, что это сделает сами выборы совершенно несвободными.

28.04.2014  1318

Некоторые эксперты считают, что подобные встречи старших домов, руководителей УК и района смогут оказывать больше влияния на решения власти. Фото А. Вершинина

1. Новая муниципальная реформа, по мнению многих, лишает нас права на прямые выборы мэров, глав районных центров и депутатов гордумы, то есть нарушает права избирателей. По-вашему мнению, это так?

2. Есть мнение, что новые изменения могут привести к увеличению чиновничьего аппарата? Насколько это оправдано?

4. Выдержит ли в итоге этот закон испытание жизнью? Получится ли его реализовать в том виде, в каком он есть сейчас?

5. Каков ваш прогноз: наше Законодательное собрание примет этот закон?

 

Олег Казаковцев, член Совета федерации от Кировской области:

 

1. Еще рано говорить о том, необходим закон или нет. Есть разные мнения. Мне необходимо выслушать людей, увидеть реакцию общества, и после этого уже будет понятно, какова моя позиция. В целом, я считаю, что на местах органы местного самоуправления должны активнее работать. Тогда легче будет взаимодействовать и с исполнительной властью. Поэтому вопрос не к законодательству, а к отдельным личностям: как они управляют, как взаимодействуют с населением, какие действия предпринимают. Большей части населения не важен сам закон, а важны результаты. Поэтому любая власть, которая будет выбираться, четко должна формулировать цели, которая она перед собой ставит. И их надо контролировать.

 

2. А кто сказал, что все эти вновь избранные депутаты будут работать на платной основе? Если эти люди на местах будут активнее контролировать процессы, которые там происходят, будут непосредственно заниматься эффективным освоением бюджетных средств, то тогда и к думам, и к законодательным органам в целом будет больше доверия.

 

3. Если мы хотим, чтобы наша жизнь улучшалась, мы должны ее как-то менять. Если все будут пассивны и жить в ожидании, то ничего происходить и не будет. Я недавно наблюдал пример того, как избирали главу района. Жители напутствовали его: «Вы поработайте и сделайте так, чтобы мы жили хорошо». Это неправильный подход: каждый должен участвовать в этой работе по мере своих сил и возможностей. Правильное распределение целей, задач - это и есть управленческий процесс. Я понимаю, что могут быть издержки, потому что не все избранные люди становятся эффективными управленцами. Не бывает только черного или только белого. Кроме того, может быть, я скажу плохую вещь, но бедные не могут быть свободными. Если сегодня на выполнение полномочий практически каждого муниципалитета не хватает денег, то люди просто не могут принять эффективных решений. Получается, например, так, что дума решила направить деньги на детский сад, а ей выносят предписание сделать межевание по дорогам. Нужно доверять местным думам управление, а не опротестовывать каждое их предложение. Но подобные корректировки в новый закон, к сожалению, не вносятся.

 

4. Я не даю прогнозов, потому что наше Заксобрание - самостоятельный орган, там представлены разные партии, у каждой из которых своя позиция.

 

Михаил Шевелев, консультант Всемирного банка по проекту поддержки местных инициатив Кировской области:

 

1. Процесс местного самоуправления достаточно сложно реализуется как в больших населенных пунктах, так и в небольших. Когда речь идет о тысяче жителей, совместно проживающих на одной территории, которым необходимо решать вопросы по градостроительству, например, или содержанию территории, найти согласие бывает очень сложно. Но если мы говорим о сотне тысяч проживающих, например, в городе Кирове, то это еще более сложный процесс. Нам даже самоорганизоваться в пределах квартала бывает тяжело, хотя города Киров и Слободской - хорошие примеры развития местного самоуправления на уровне ТОСов. Я считаю, что те реформы, которые предлагаются по прежнему не учитывают процессы достаточного финансирования передаваемых муниципалитетам полномочий и нацелены, прежде всего, на решение политических задач власти. Вместе с тем, если бы это происходило одновременно с развитием местного самоуправления нижнего уровня: ТОСов, например, небольших населенных пунктов, то это бы однозначно привело к реальному самоуправлению - когда появляется возможность достучаться до верхнего уровня. То есть, изменять систему местного самоуправления необходимо, но реформа должна давать возможности влияния на свою окружающую среду на самом нижнем уровне, а для этого нужно, чтобы там были прозрачными те ресурсы, на которые можно рассчитывать.

 

2. Рост чиновничьего аппарата произойдет однозначно. Эта тенденция  продолжится вне зависимости от нового закона. Вместе с тем, если даже в городах будет пять дум вместо одной, то, несмотря на то, что произойдет увеличение депутатов, оно не будет слишком критичным, потому что депутаты у нас — орган, работающий на общественных началах. К тому же и сегодня города очень часто в вопросах местного самоуправления принимают решения внутри своих отдельных районов.

 

3. Ресурсов у муниципалитетов, особенно нижнего уровня, как не было, так и нет. Как не выстраивай новую систему без ресурсов, она все равно будет вертикально зависима от верхнего уровня. К сожалению, для местного самоуправления данный порядок не способствует развитию.

 

4. Если на федеральном уровне закон будет принят, то у нас точно проголосуют «за». Наш парламент очень дисциплинирован.

 

Владислав Гукасов, вице-спикер областного Заксобрания, руководитель фракции ЛДПР:

 

1. Лучше бы вновь принимаемая реформа привела к тому, чтобы в районах не было двоевластия. Я не одобряю того, что новый закон лишает избирателей права выбора. Наша партия не будет его поддерживать. Реформа отчасти нарушает наши конституционные права – в частности, на свободные выборы органов власти. Мы считаем, что люди сами должны принимать решение о выборе глав тех поселений, в которых они живут. Предполагается, конечно, что мы теоретически будем сами выбирать депутатов, но дальнейшие решения по выбору мэра или главы будут принимать уже они. То есть, выборы перестанут быть прямыми. Назначений быть не должно. Назначение часто означает то, что сам глава – пришлый и не имеет отношения к району, в котором его избирают. Так нельзя: глава должен знать все проблемы, которые есть в конкретном районе или поселении, чтобы можно было ставить перед собой четкие задачи по их решению. Та система, которая есть сейчас, нас вполне устраивает. Однако, как я уже сказал, нужно отменить двоевластие: когда на местах есть и глава муниципалитета, и глава администрации муниципалитета. Мы еще не прорабатывали механизмы того, как это сделать, но законотворческая деятельность, я считаю, должна двигаться в этом направлении. Пока мы против принимаемого новшества и готовим свои конструктивные предложения по этому вопросу.

 

2. Мы не согласны с тем, чтобы увеличивался чиновничий аппарат. Чиновников, наоборот, должно становиться меньше, потому что в конечном итоге эти люди станут чужими тому району, где они работают. И не важно, какая власть - законодательная или исполнительная — чиновники должны выполнять те функции, которые на них возложены, а не увеличивать чиновничий аппарат.

 

3. Не готов ответить. Посмотрим на то, что получится в итоге. Мы против этого новшества, поэтому я вообще его не рассматриваю пока в качестве закона.

 

4. Не берусь судить о том, как будут голосовать наши депутаты. Думаю, что оппозиционные фракции точно будут против, а что касается «Единой России», то она, как всегда будет иметь отличное от нашего мнение.

 

Сергей Доронин, депутат Госдумы:

 

1. Я твердо убежден, что выборы мэров должны быть прямыми. Это единственный способ сделать так, чтобы главы муниципалитетов зависели от избирателей и прислушивались именно к их нуждам. При любой другой схеме местные власти будут зависеть лишь от начальства. И слушать, соответственно, прежде всего, его. Люди должны иметь право сами выбирать власть. Это – единственная схема, которая соответствует духу конституции.

 

2. Если будет формироваться какая-то многоступенчатая система наделения полномочиями местных властей, то увеличение бюджетных расходов неизбежно. На каждом «этаже» потребуются помещение, руководитель, секретарь… Что бы нам ни говорили, по-другому в России не бывает. Оправданно ли это? Конечно, нет. Но не потому, что надо людей заставлять на улице собираться. Просто не следует плодить лишнюю бюрократию и создавать какие-то новые ступени. Нужно прямое муниципальное руководство и все. Обсуждаемый закон выгоден власти. Понятно, что из высоких кабинетов гораздо проще «надавить» на нескольких депутатов для принятия нужного решения, чем на всех избирателей. В итоге «партия власти» получит дополнительные возможности сохранять у руководства своих людей, «консервировать» положение. А возможности оппозиции, соответственно, еще более сократятся.

 

3. А что можно назвать «испытанием жизнью»? Безальтернативная советская система выборов тоже существовала много десятилетий. Только вот закончилось все печально: страна развалилась. Теперь вот Киев – столица другого государства, да еще и, аккуратно скажем, не очень дружественного… Не хотелось бы до такого доводить. Но для этого выборы должны быть конкурентными, а власть – сменяемой. Только тогда она станет прислушиваться к людям и их требованиям. То же, что предлагают нам в данном законопроекте – это путь в обратном направлении.

 

4. Сегодня власть в России де-факто централизована. Так что если будет команда сверху, «Единая Россия» проведет любой закон. Именно поэтому капитал из государства и уходит: люди понимают, что в стране может произойти все, что угодно.

назад


МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

Павел Строев: "Киров-2035: векторы развития"
Павел Строев: "Киров-2035: векторы развития"

О стратегии социально-экономического развития Кирова до 2035 года "Бизнес новостям" рассказал директор Центра региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при правительстве РФ Павел Строев. Именно этот университет является ее разработчиком.

  919  3

0 рублей

господдержки получил целый ряд СМИ Кировской области, несмотря на признание отрасли пострадавшей. Основная причина связана с проблемами ОКВЭДов. Как, впрочем, и у большинства других сфер бизнеса.

  724

Барометр восстановления

23% малых предпринимателей страны не знают, как восстановить свой бизнес. 40% – ориентируются на текущую ситуацию. 32% удалось приспособиться и начать зарабатывать – бизнес потихоньку восстанавливается.

  429


Кирово-Чепецкие врачи достали из ноги пациента железный прут длиной 80 см

54-летний мужчина пострадал, когда возвращался домой. Дно машины пробила арматура, лежащая на проезжей части.

  247

В регионе по итогам июня 233 врача получили выплаты за снижение смертности на участке

Размер дополнительной ежемесячной выплаты составляет от 5 до 10 тысяч рублей - в зависимости от того, на сколько снизилось число умерших на обслуживаемом участке.

  85

Еще безопаснее и удобнее - "Ростелеком" доработал приложение "Биометрия"

"Ростелеком" выпустил новую версию мобильного приложения "Биометрия" (16+), которое позволяет стать клиентом банка без посещения офиса.

  345

В 5 техникумах области откроются дополнительные группы для обучения медсестер

В новом учебном году количество бюджетных мест по направлению «Сестринское дело» в колледжах станет на 225 штук больше.

  76

НБД-Банк в рамках государственной программы льготного кредитования МСП оказал поддержку бизнесу на миллиард рублей

НБД-Банк продолжает активную работу по поддержке среднего и малого бизнеса.

  237