Вадим Нургалин.

Без воздушных замков

14.07.2014 00:10:00 1971 0

Глава Оричевского района Вадим Нургалин рассказал, чем обусловлен успех в развитии территории и почему муниципалитетам сегодня невыгодно увеличивать свою налогооблагаемую базу.

Вадим Нургалин до сих пор ходит пешком по поселку, обедает в одной столовой с сотрудниками и жителями района, чем вызывает удивление у друзей из Татарстана. Как человек в статусе главы района может себе такое позволить? В то же время Оричевский район под его началом сегодня — пожалуй, самый динамично развивающийся индустриальный район Кировской области. На его территории восстанавливаются прежние и строятся новые предприятия, активно развивается строительство. Вадим Нургалин убежден: все то хорошее, что происходит в районе, случается не благодаря, а вопреки. Главное, стоять ногами на земле и не строить воздушных замков. Мы решили выяснить у Вадима Рамильевича, чем обусловлен успех в развитии территории и почему муниципалитетам сегодня невыгодно увеличивать свою налогооблагаемую базу.

Со своим уставом

БН: Мне очень понравились ваши еженедельные, а сейчас уже ежемесячные отчеты о проделанной работе в интернете. Это своего рода Живой Журнал, только на официальном сайте района. Вы сами все это пишете или вам кто-то помогает?
— Мне помогает Сергей Плявин, бывший заместитель главного редактора газеты «Искра». Раньше мы собирались с ним по понедельникам и обсуждали самые важные события, сейчас получается это делать лишь раз в месяц. Бывает, иногда повторяюсь в отчетах, потому что на решение некоторых вопросов приходится не то что месяц, квартал иногда тратить. К сожалению, у нас на словах все хорошо, а в реальности совсем по-другому. Говорят, оказывают поддержку, но год от года федеральные власти меняют правила игры, например, увеличивают социальные налоги, в результате страдают местные бюджеты. И мы теряем немало.

БН: Кстати, сколько предпринимателей у вас ушло с рынка, когда в 2013 году повысились страховые взносы?
— У нас общее количество субъектов малого и среднего бизнеса было где-то 738, а в начале прошлого года с рынка ушли около 89. Сейчас постепенно идет восстановление. Выпадающие доходы очень значительны были по единому налогу, по упрощенной системе налогообложения.

БН: Но они ведь тоже не ушли совсем. Наверняка остались работать, но уже на нелегальном положении?
- Если и те, кто совсем ушел. Как работать, когда получается, что ты платишь налогов больше, чем зарабатываешь? Так, например, парикмахеров обложили, и часть из них ушла из легальной сферы, стала принимать клиентов на дому. Я считаю, в этом случае нужно развивать патентную систему. Я своих сейчас тоже двигаю к этому. Давайте включим в нее те виды деятельности, которые мы реально не отследим. Ну и пусть мы ему выводим среднюю арифметическую плату. Если готов - заплати и потом работай на здоровье, неважно, на дому ты работаешь или где-то в салоне.
Наша налоговая система, к сожалению, выстроена фискально. У нас же давний спор идет по поводу закрытия нашей налоговой инспекции в Оричевском районе и переводе нас в Котельнич. Мы приносим в налоговую инспекцию 35% налогов. Для сравнения: город Котельнич - 26%. Притом наша доля не то что не уменьшается, а увеличивается с каждым годом. Надеюсь, она выйдет в хорошую цифру.
А с точки зрения логистики в Котельнич нам добираться намного труднее, чем, например, в Киров. Это в Москве посмотрели, что Котельнич — город, здесь центр должен быть, хотя у нас с трех сторон реки. Получается так: в Котельнич вызывают предпринимателя на 15 минут, а потом он сидит там два часа и ловит электричку, потому что прямого автотранспортного сообщения нет.

БН: Оричевский район, несмотря на то, что Котельнич - крупный промышленный город, или сравнивая с тем же Слободским, Уржумом, вдруг начинает их перебивать по развитию промышленности. Это что, более выгодное территориальное расположение или у вас есть какие-то особые секретные способы работы с инвесторами?
- У нас вообще инфраструктура, что промышленная, что аграрная развиты хорошо. А что касается инвестеров... Нужно их приглашать, когда есть не просто свободная земля, а еще и все условия для быстрого запуска производства. Есть простой пример. В Зуевке решили построить завод светодиодных ламп, пригласили потенциальных инвесторов на площадку, привезли в чистое поле и говорят: «Пожалуйста, ставьте здесь завод». У инвестора возник резонный вопрос: «А где дорога, где сети?». При этом надо себе представлять, во что выльется подключение к сетям наших монополистов — по срокам, по суммам. Вот мы садик запускали на 50 мест. Получилось так,что нам требовалось 40 кВт мощности, с нас энергетики запросили 400 000 рублей, хотя опора вот она, стоит. В итоге мы протянули кабель с существующего здания, и это стоило порядка 10 тысяч. А в чем разница? Кто-то хочет заработать за чужой счет. Хотя казалось бы, мы даем ресурсоснабжающим организациям новых потребителей, которые исправно будут платить по счетам, почему же уже на этой стадии надо тянуть с них деньги?

БН: Но ведь необходимо еще, чтобы была свободная земля под проекты. С этим нет проблем?
- На самом деле у нас, например, 10 лет не получалось решить проблему с министерством обороны по земле в Лёвинцах. Я уже на каких уровнях только не был, и даже с Сердюковым общался. Вроде бы какое-то движение пошло. В 2003 году я выступил на совместном совещании с военными и сказал: Что же вы, здания передали, жилые дома, школу, детский сад, а земля как же? После этого меня не включали больше в обсуждения.
 
БН: Это что, злой умысел, недогляд?

— Я считаю, что в этом был больше коммерческий интерес определенных структур. К слову, в «Стратегии 2020», которая готовилась в 2008 году, Оричевского района не было, где-то вскользь упоминалось только. Мы написали письмо о том, что целесообразно рассмотреть наш район как территория развития биотехнологий. У нас же бывшая производственная база НИИ микробиологии, сельхозпроизводители есть, торф добываем. Но нам даже ответ не дали. В итоге мы взяли и написали свою стратегию. И вышло «по-нашему». Хотя не исключаю, что это просто стечение обстоятельств.

БН: А «Нанолек» построен уже на федеральной земле?
Мы помогли оформить им землю нашего сельхозпредприятия в собственность на выгодных условиях, выкупили у хозяйства 13 гектаров, они начали строительство. Причем, в первую очередь, заложили склады, чтобы не ждать, когда будет окончательно согласован проект, а уже вторым этапом стали строить инфраструктуру, подключаться к сетям, строить основные корпуса. Конечно, они попали нынче в такую вилку по оборудованию, связанную с курсом евро. Но оперативно перестраивают свои планы и уже в следующем году намерены выпустить первую продукцию.
Мы стараемся дружить со всеми. Потому что, к сожалению, у нас собственных ресурсов не хватает, поэтому мы постоянно работаем в тесном контакте с региональными властями.

БН: Что изменится для вас после визита врио губернатора в Стрижи на кирпичный завод?
- Я думаю, что в ближайшее время по нашему кластеру строительных материалов будет совещание у Никиты Белых. 2 июля, когда врио губернатора области приезжал на кирпичный завод, то увидел что люди полностью перестроили производство, притом не стоят на месте, а двигаются. Они планируют расширять спектр выпускаемых строительных материалов. Так что в этом направлении также будем развиваться дальше. Всё идёт в рамках ранее разработанного нами комплексного инвестиционного плана пгт Стрижи, утверждённого Н.Ю. Белых.



Семь раз отмерить

БН: По-прежнему остается открытым вопрос, что будет в Марадыково дальше, появится ли целлюлозно-бумажный комбинат или будут разоружать обычные виды вооружения? Каким видится будущее Марадыково? Что выгоднее району: чтобы объект существовал и дальше, чтобы хотя бы инфраструктура дальше работала или проще закрыть и крест поставить на данной теме?
— Есть объекты по России, и это не секрет, которые дороже ликвидировать, санировать территорию, чем перевести на уничтожение других видов вооружения. Как в Удмуртии, например. Мы же очень заинтересованы в том, чтобы использовать эту площадку по-максимуму. На сегодняшний день обсуждение перспектив дальнейшего использования площадки в Марадыково ведется на уровне Минпромторга, правительство Кировской области предлагает варианты. Рассматривался, в частности, вариант строительства небольшого целлюлозно-бумажного комбината. Речь идет не о гиганте, связанном с переработкой целлюлозы — это как раз самое вредное производство. Вполне можно работать на привозном сырье. Как стрижевский завод сейчас работает на привозной извести. Я считаю этот проект очень перспективным, потому что предусматривает увеличение числа рабочих до 2 тысяч. Это колоссально. Тем более, что там уже существует инфраструктура городка. На сегодняшний день в Марадыково приезжают работать из Кирова, из Котельнича, из других районов. Вахтовый поселок рассчитан на определенное количество людей, можно использовать те же казармы под жилье. Но, конечно, окончательное решение о судьбе Марадыково будет приниматься на федеральном уровне.
Если с учетом последних событий на Украине будет принято решение не о конверсии завода по уничтожении химоружия, а о перепрофилировании его на выпуск новой продукции, тоже надо рассчитывать, где мы найдем квалифицированные кадры, их надо будет откуда-то завозить. Мы в любом случае за то, чтобы эта площадка и дальше использовалась по-максимуму. Здесь тоже нужно понимать, что ты не просто создал площадку - промпарк какой-нибудь, нужно учитывать и наличие трудовых ресурсов, и логистику. Потому что район у нас считается, с одной стороны, тупиковым, а с другой — перспективным. Мы и страдаем от этого иногда.

БН: Каким образом?
— Например, в Башарово недавно строяли дорогу. Самый ближайший доступный путь везти щебень - через Коршик. В итоге «убивают» нам дорогу на Коршик. Реконструируют полосу в аэропорту Победилово, покупают на карьерах у нас землю и ломают дорогу. Мы получаем от жителей огромный негатив, во всех грехах нас винят, хотя по закону мы не можем перекрыть дорогу. Нельзя делать эти вещи, не продумав всю логистику. Никто не повезет через Киров самосвалы, вот и асфальто-бетонный слой нашей дороги, которая продержалась 20 лет, просто сняли. Нам удалось в прошлом году лишь чуть-чуть ее подлатать.

БН: На недавнем совещании глав муниципальных образований поднимался вопрос о незаинтересованности муниципалитетов в увеличении налогооблагаемой базы. У тех, кто успешен, кто увеличивает количество субъектов малого бизнеса, материальной заинтересованности в этом нет. Увеличишь собственные доходы, тебе урежут дотации. Есть ли какие-то варианты решения, чтобы сохранить этот интерес у руководства районов?
— Я участвовал в заседании этой группы, инициированной департаментом финансов. Мы — та сторона, которая страдает больше от того, что увеличивает налогооблагаемую базу. Вроде бы, с одной стороны, это благо: рабочие места, инвестиции, а с другой - получается так: стараешься, работаешь, а тебя лишают дотаций. Конечно, это неправильно. Система должна предусматривать какие-то стимулирующие гранты.

БН: Казалось бы эти стимулирующие гранты с несколькими критериями оценки существуют уже не один десяток лет. Раньше даже оценивались объемы реализованной алкогольной продукции местного производства...
- Я борюсь с существующей системой оценки, критерии которой вообще не являются показателем. Нельзя сравнивать небольшой район с развитым муниципалитетом по такому, например, критерию как строительство. Допустим, в районе строительства не было уже давно. И тут частники строят дом - 100 кв метров - динамика 100%. Мы же вводим по 6 000 кв. метров каждый год, но получается, что мы динамику такую не показываем. Или, к примеру, у нас положительная миграция. Хотя мы, правда, еще не можем перекрыть показатели смертности рождаемостью, но у нас плюсом прибывает по 300 человек в год, соответственно за счет этого мы общую численность 32 000 держим. Но у нас же не учитываются еще те люди, которые находятся здесь временно - строители и прочие приезжие. Однозначно, стимулировать надо, но подходить к оценке надо очень взвешенно.

БН: Есть такие примеры, когда стимулирование — во благо всем?
- Когда я учился в Волго-Вятской академии госслужбы в 2001 году, будучи в то время главой поселка, в Саранске был госзаказ на закупку сельхозпродукции. И главе местного поселения республика давала указание, закупить определенный объем мяса, молока, птицы, картофеля. Если он это выполнял, все плюсом шло к нему в премию. И поэтому они стремились повышать госзакупки.

БН: У них сохранилась эта система до сих пор?
- Мне кажется, нет. Раньше же была одноуровневая система. И моей основной задачей как главы поселка было, как можно больше «вытащить» с района. Мы садик ремонтировали сами хозспособом, сами трубы таскали, стекла разгружали. И я все мечтал, когда будет бюджет... Когда же ушел работать в администрацию района, произошло реформирование бюджетной системы. Бюджет появился у каждого маленького поселка. И теперь каждый раз, когда я встречаюсь с депутатами Госдумы, говорю: хороший закон 131-ФЗ (О местном самоуправлении — ред.), идея замечательная — народу дать возможность самостоятельно определять приоритеты. Только предусмотрите в нем две вещи: пропишите конкретику в полномочиях и дайте финансовое обеспечение. И не надо больше ничего придумывать! А то сейчас вот опять в 131-й закон внесли изменения. Что, если депутатов будет больше, они будут чаще встречаться с населением? Абсурд же! Больше денег потратят на выборы этих депутатов, на прочее содержание. И по многим вещам действует правило, которое я отметил для себя, еще когда служил в войсках ПВО: погоди выполнять, отменят. Потому что до осени доживем, там опять будут поправки в закон, и 31 декабря мы опять будем вносить изменения в устав.

БН: Есть еще вещи, которые вы не спешите исполнять?
- Мы объекты ЖКХ самыми последними передавали муниципалитетам. Потому что нет смысла передавать поселениям все коммунальное хозяйство — у них денег на это нет. Мы сохранили два специализированных муниципальных предприятия, которые теплогенерацией занимаются. Потому что с одной стороны, нам говорят, что надо создать рыночную систему, а с другой - муниципалитетам надо контролировать всю ситуацию, чтобы где-то, не дай бог, поселок не остался без тепла зимой. В итоге, когда случилось какое-то ЧП, виноваты оказываются муниципалитеты. А у них нет полномочий. Так, давайте, внесем! Наша беда в том, что мы точечно пытаемся что-то решить, а комплексно не подходим. Не торопитесь, посидите, порешайте. В итоге получается, что законы у нас не от земли. Или те люди, которые принимают решения, не работали на земле, в этой кухне не варились. В советское время была система: ты от рабочего проходил до мастера, до начальника цеха, точно так же поднимался по партийной лестнице. Сейчас, если ты в чьей-то команде, значит, имеешь перспективы зацепиться и двигаться дальше. А профессионал ты или не профессионал - это уже вопрос другой. Потому-то мы имеем то, что имеем.
Я в шутку говорю: лучше на следующие выборы главной сельского поселения пойду. Там 5 полномочий останется! Тем более мне работать в удовольствие. Сейчас субъект должен будет свой закон готовить. Надеюсь, я там тоже поучаствую. Но в итоге неприятная сложилась система. Когда возникает вопрос распределения финансов, я всегда пример привожу: есть у федерации мыло, обмылок достается региону, району достается пена, а поселению - только запах.



Одна голова - лучше

БН: У меня складывается ощущение, что власть у вас не законодательная, а исполнительная.

— Мы нормально работаем в связке с главой администрации, потому что я сам работал главой администрации, все понимаю. Я не лезу в какие-то детали, мне лучше в стратегические моменты включаться. В свое время мне очень не хотелось идти на должность главы района, я больше хозяйственник. Мне интереснее, когда что-то возникает, что-то получается, реализуются какие-то проекты. Сейчас я как глава района ушел немного на другую стезю, она больше носит информационный характер. Я выезжаю в поселения отдельно от администрации и общаюсь с активом, потому что там более конструктивный разговор происходит, не на эмоциях. Конечно, когда люди сами участвуют, в поселении существует актив, то и главе проще: на людей тоже распределяется ответственность, а не просто «Петрович придумал какую-то ерунду, давай, сейчас отчитывайся, мы-то знаем,ты куда-то деньги замылил». У нас же пока люди скорее поверят своему соседу, чем представителю власти. Был в Оричах 4-этажный панельный дом. Мы хотели отремонтировать подъезды, инженерные коммуникации за счёт пристроя дополнительного мансардного этажа, а бабушка одна выступает: «Да вы что, не выдержит же, этот дом по проекту вообще трехэтажным должен быть!» Я нахожу строителя, он сообщает, что вообще-то изначально проект дома предусматривал пять этажей. Просто на пятый тогда денег не хватило. Надо быть готовым к таким людям, уметь их аргументировано убедить.

БН:: Как сейчас решаются проблемы с дефицитом бюджета сельских поселений. Может быть, есть смысл их объединять или, например, присоединять к городскому поселению сельское?
— Нужно объединять при дефиците бюджета. Но я не сторонник такого категоричного объединения, когда к одному городскому поселению присоединяют одно сельское. Потому что у нас 14 сельских поселений и 4 городских. У нас есть опыт, когда слабый к слабому присоединили. Те люди, которых присоединили, оказались в ущербном положении. А есть, допустим, Мирнинское городское поселение богатое, к которому бедное Быстряжское присоединили. Те получили и капремонт домов, и решение вопроса по водопроводу, и прочее. Средства есть, вопросы решаются, и это уже проходит на положительных эмоциях. И отношение к главе — положительное. А если ты не имеешь никаких ресурсов, выходишь, как мальчик для битья, а еще, не дай Бог, у тебя корова зашла в чужой огород, все, тебя там врагом назначат номер один.
Сейчас очень модной стала тема благоустройства. Я считаю, что на уровне сельских поселений должен быть инспектор - должностное лицо. Но они не должно зависеть от бюджета поселения, как пожарный инспектор - он приехал, предписание выдал, выписал штраф. Потому что когда инспекцией занимается глава поселения — твой сосед по улице, по деревне. Ну что он предъявит? Давайте правде в глаза посмотрим: сегодня он глава, завтра - обычный пенсионер. Не будет он никогда отношения со всеми портить.

БН: Так это значит, опять плодить новых чиновников?
Ни в коем случае. Мы ужимаясь в одном, должны изыскивать ресурсы, особенно если задались такой целью, улучшить благоустройство. Взять ту же Польшу, у них это в крови: если не убрал территорию перед домом, не очистил снег, к хозяину приходят из администрации и выписывают штраф. Так же и в Татарстане. Тебе будет хуже перед соседом, если он красит фасад, а ты живешь в замшелой избе. Там наоборот, чем ты богаче, тем авторитетней. У меня знакомый из Татарстана когда увидел, что я спускаюсь и ем со всеми в общей столовой, был в шоке. Говорит, у нас там по два повара держит глава района для себя. Но это уже национальная особенность. Есть определенные особенности территории, и ресурсы свои. Нельзя в отдельных вещах сравнивать, если мы в целом не рассматриваем.

БН: Вы же ездили в США. Нас с ними можно сравнить в местном самоуправлении?
— Я честно скажу, вообще нельзя на Штаты равняться. У них система во всем по-другому выстроена. Не только капитализм 200 лет строился, но и система местного самоуправления сложилась исторически, ее не ломали, не реформировали. Если они понимают, что налог с продаж - это доходы бюджета муниципалитета, то они заинтересованы в развитии торговли, потому что фактически торговцы становятся налоговыми агентами, а покупатели — плательщиками. А у нас кидаются то в одну сторону, то в другую. Сейчас с акцизами перемудрили, подняли их, решив, что жить тогда будем богаче. В результате продажи водки упали, соответственно, пить меньше не стали, просто стали больше употреблять «левой» продукции. Потеряли опять регионы, при том, что это один из основных источников дохода. Раньше же на табаке и водке армию содержали. Обидно, что каждый раз мы на одни и те же грабли наступаем: идея-то хорошая была, а получилось как всегда.

БН: Все-таки работать главой интересно? Пойдете на следующие выборы в 2016 году?
Сейчас саму процедуру избрания главы местного самоуправления можно выбирать: или всенародно избирать главу, или из числа депутатов. На самом деле, я противник двухглавия, когда за район одновременно отвечают и глава и глава администрации. Я понимаю, что был период, когда надо было стабильность обеспечить, но это не сыграло на пользу. В любом случае, руководитель должен быть один. Это все равно, что два генеральных директора на одном предприятии.

БН: А кто чаще ездит в Киров, вы или глава администрации?
Глава администрации практически не ездит. Шутят, что я живу в правительстве. (Шутит, что в свое время просил туда раскладушку поставить). Но не отвели мне комнату. Бывает, иногда нужно донести свою точку зрения. Я не прошусь на прием к Никите Юрьевичу, знаю: есть вещи, которые решаются сначала со всеми по иерархии — главами департаментов, зампредами, а потом уже, если процесс тормозится, можно и к губернатору. Правда, такого практически не бывает. Например, был спорный момент по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса, мы обсуждали его с Никитой Юрьевичем.

БН: А вы его так и не построили?
На самом деле, было желание, но, изучив опыт строительства ФОКов в области, понял, что это нефункционально. Они неудобны для проведения соревнований, когда один коридор, две раздевалки и людям не протолкнуться. К тому же из-за того, что Оричи обделены какими-то водоемами, мы всегда мечтали построить небольшой бассейн, но, к сожалению, там нужны определенные ресурсы. С другой стороны, есть проблема содержания спортивных объектов - не каждый район у нас готов нести на себе это бремя. Поэтому мы не строим каких-то глобальных воздушных замков.

Подготовила Анастасия Ермолина
anastasiya-ermolina@mail.ru

Досье:
Нургалин Вадим Рамильевич,
глава Оричевского района
Дата и место рождения: 12 января 1973 поселок Межевой лог Саткинского района Челябинской области.
Образование: Пушкинское военное училище радиоэлектроники ПВО им. Маршала авиации Савицкого (Спб) инженер электро-механик; МГЭИ, экономист-финансит
Карьера:
До 1997 года служил офицером в Российской армии, ушел в запас в звании старшего лейтенанта.
С 1997 по 1999 техник-связист на «Луком –А-Киров»
В 1999 г. прошел по конкурсу на должность зам главы админстрации поселка, через год стал главой поселка Оричи.
С 2003 года – зам начальника управления по экономике ,финансам, имущества и земельным ресурсам Оричевского района.
С 2005 по 2006 г. зам главы администрации района.
С ноября 2007 по март 2011 года глава администрации района
В 2011 году избран главой Оричевского района.
Семейное положение: Женат, двое детей.
Книги: «Проект Россия». Из классики - «Война и мир» Льва Толстого.
Главный недостаток: вспыльчивость в некоторых вопросах.
Способность, которой хотелось бы обладать: научиться английскому языку и игре на гитаре.
Момент в военной истории, который цените больше всего: Сталинградская битва
Качество, которое больше всего вы цените в женщине: женственность.
В какой стране вам хотелось бы жить: в самодостаточной и без всяких конфликтов и войн.
Девиз: Всегда двигаться вперед.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте