Законодатели пытаются закрыть лазейки, позволяющие строителям возводить в городе «спорные» высотки.

«Точечный» город

04.08.2014 00:09:00 2924 0

Ограничение «точечной застройки» в Кирове дорого обойдется строителям: согласовать объекты теперь будет еще сложнее.

Кировские активисты начали категоричную борьбу с «точечной застройкой», а депутаты Заксобрания и Гордумы, не сговариваясь, дружно ограничили последнюю на законодательном уровне. К чему приведут нововведения и смогут ли когда-нибудь прийти к согласию строители, власть и бабушка, у которой под окнами вырубили сквер ради очередной высотки?

«Стояния» у Филармонии
- Видите, что делается! Люди, которые нами руководят, весь город изуродовали. У нас ни аквапарков, ни парков развлечений нет, единственное, чем мы можем гордиться — патриархальностью Вятки, ее особенным духом. Но я вижу, как чиновники творят беспредел и превращают город в яму. А народ безмолвствует! Видимо, менталитет ссыльного края сказывается. Вы так и запишите: любитель старого города, Александр Афанасьевич, - представляется журналистам статный седовласый мужчина в зеленой куртке.
Помимо Александра Афанавьевича и десятка-другого журналистов на митинге против «точечной застройки» (и, в частности, против строительства торгового центра напротив Филармонии) — еще 30-40 человек. Кто-то внимательно слушает выступающих, кто-то тихо шепчется в стороне. Играет музыка. Звучат речи.

- Нас пытаются убедить, что место застройки — не «исторический центр». На самом деле здесь стоял дом, построенный еще в 1821 году, прекрасно вписанный в существовавшую тогда архитектуру. Рядом со стройкой — особняк Савинцевых (здесь в 1918 году останавливались плененные члены царской семьи), - вещает в микрофон один из организаторов митинга историк, блогер и инициатор проекта «Пешком по Вятке» Антон Касанов. - На том месте, где мы с вами стоим, была Семеновская торговая площадь, а за моей спиной — Александро-Невский собор. Даже если мы не сможем отстоять этот клочок земли, нам есть что защищать. Город большой, и мне бы хотелось, чтобы исторический центр, его аура, его уникальная душа, сохранились.
- Если придет Абрамович и скажет: «Я построю здесь уродство, но вы все будете жить в золоте», - я встану на колени и соглашусь. Зато дороги будут хорошие. Но сейчас мы не понимаем, за что это все, почему мы должны дышать выхлопными газами, - перехватывает микрофонную эстафету блогер Константин Ворон. - Мы, население, мы — заказчик, а администрация — наемные рабочие. И пусть эти ребята выйдут, покажут нам генеральный план города. Потому что его так прячут, на основе его так пилят в будущем лакомые куски, что уже хочется, чтобы все жители в этом участвовали. Чтобы мы знали, где будут платные парковки, где офисная застройка, где мост, где развязка, где рынок, чтобы внезапно не проснуться и не оказаться во дворе крематория. Сейчас за этой зеленой стеной (Ред. - Ворон показывает на огороженную забором стройку будущего ТЦ) все разрыли, и, говорят, нашли фундамент какого-то здания XIX века. И вот Рубцова (Ред. - начальник управления градостроительства и архитектуры), говорит строителям: «Это не историческая застройка, ерунда, включайте экскаваторы». Как она может разобраться? Пустите туда археологов, может быть там ваза есть, на которую мы себе купим три троллейбуса.

У микрофона сменяют друг друга ораторы. Они убеждают немногочисленных слушателей в том, что восьмиэтажному торговому центру «из оранжевых сендвич-панелей» совсем не место на этом конкретном перекрестке. И землю застройщикам выделять бесплатно — моветон. И вообще, «точечная застройка» уродует облик города, порождает пробки, приводит к износу сети коммуникаций и уничтожению «зеленых зон».
Делать же нужно следующее: прекратить строительство торгового центра напротив Филармонии до проведения гласных общественных слушаний (а проведение таких слушаний взять за правило), учредить должность главного архитектора города, а в градостроительный совет при администрации допустить представителя общественности с правом совещательного голоса. Иначе рискуем дожить до тех времен, когда в Кирове, как гендиректор «Искожа» Александр Иванов давеча предсказывал, «из-за «точечной» застройки даже на лошади нельзя будет проехать».
И главное, отмечают митингующие: нужно заставить власть прислушиваться к мнению общественности.

«Вы нам строите бордель»
- Конечно, нужно прислушиваться. Мы живем в одном городе и каждый имеет право знать, что будет с городом происходить дальше. Поэтому нужно налаживать диалог, - заочно отвечает противникам «точечной застройки» замгендиректора по общим вопросам «Кировского ССК», депутат гордумы Алексей Овечкин (который в целом отнюдь не выступает против «точечной застройки»). - Мы в этом плане всегда открыты. У нас на сайте показаны все объекты. Если кому-то интересно, мы всё готовы показать. К примеру, было много споров на этапе строительства дома на Сурикова 33. Люди приходили, спрашивали: «Вы дом построите, а где мы с детьми гулять будем, где машины ставить»? Сейчас все довольны, потому что мы установили детскую площадку, за свой счет сделали хорошую дорогу во двор. Но на этапе проектирования все это объяснить людям сложно. Я считаю, полноценный диалог между всеми сторонами может наладить только администрация города. Кстати, на сайте администрации и сегодня без труда можно найти анонсы всех общественных слушаний.

Впрочем, есть подозрение, что бабушка, мирно живущая в своей квартире с видом на сквер, скорее всего, не зайдет на сайт администрации города. А вот когда напротив ее окон спилят деревья и раскопают землю под фундамент будущего дома, она будет крайне расстроена и недовольна. И будет скандал. Очередной.
- Этого не избежать, - констатирует Овечкин. - Даже если нарисовать километровый плакат на месте будущей стройки, все равно найдется кто-то, кто и плакат не увидит. Обязательно будут недовольные, и они будут спрашивать: «Я здесь всегда жил, всегда 9 этажей строили, почему теперь 17?» или «Почему дом начинаете строить не на 5 метров южнее?» (такие случаи были).

Врио губернатора Никита Белых, кстати, на эту тему на днях рассказал другой случай:
- Строили пристрой к «Герценке». Тоже нашлась инициативная группа, которая решила, что мы будем делать здесь бордель, будем вырубать яблоневый или вишневый сад, в котором люди привыкли с детства гулять, и вообще, мол, «пристрой будет портить вид из окон наших домов», - вспомнил Белых. - Построили. И никому пристрой сейчас не мешает. Любое строительство на определенном этапе найдет оппонентов. И мне, как жителю города, отдельные проекты, архитектурные решения не нравятся. Но когда начинаешь разбираться, понимаешь, что с документами у застройщиков все в порядке, все градостроительные нормативы и требования закона соблюдены. Другое дело, что сами нормативы несовершенны. Да и люди зачастую вовремя не проявляют интерес к общественным слушаниям. Но людям этого не объяснить. Они говорят: «Нам не нравится». И что делать? Компенсировать затраты строителям? Тогда придется снимать деньги с образования, здравоохранения... Как-то бы здесь не поддаться эмоциям и выработать точную систему правил, которая, с одной стороны, будет безусловно учитывать мнение граждан, а с другой - не будет нарушать права инвесторов. Очевидно, что со временем эта система сама по себе наработается.

Старый город и «высотные доминанты»
Надо отдать должное законодателям. Им очевидно, что систему нужно немного «подтолкнуть» к тому, чтобы она «сама по себе наработалась». Так, проблемой точечной застройки одновременно озаботились как депутаты областного заксобрания, так и депутаты гордумы. Первые на минувшем пленарном заседании приняли в первом чтении поправки, ограничивающие «точечную застройку» (они позволяют депутатам войти в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки, а также наделяют законодательное собрание правом включать те или иные территории в перечень «исторических поселений»), вторые на прошлой неделе утвердили изменения в правила землепользования и застройки.

- Теперь каждый, кто хочет построить что-то «точечно», должен представить проект планировки территории, предусмотреть социальную инфраструктуру, дороги, коммуникации и прочее. Для каждой территориальной зоны города прописаны новые параметры застройки (коэффициент застройки, минимальная площадь участка и другие). Так, в городе будет разрешено строительство многоэтажек высотой лишь до 17 этажей, досуговых зданий - до пяти этажей, предприятий общественного питания - до трех этажей, - поясняет Алексей Овечкин. И добавляет: - Все это правильно. Надо застраивать город разумно и не позволять нечистоплотным на руку строителям пользоваться лазейками в законодательстве и возводить на маленьких клочках земли здания, которые в итоге действительно портят облик города, усложняют и без того непростую ситуацию с инфраструктурой и коммунальными сетями.

Однако у принятых депутатами поправок, по словам Овечкина (и с ним согласятся едва ли не все строители), есть обратная сторона: никто не вернет деньги тем строителям, которые уже начали «точечное» строительство, расселили из ветхих домов граждан, подготовили градостроительные документы, проект, прошли градсовет и экспертизу, а теперь узнали, что по новым нормативам строить запланированные ими объекты на участках нельзя.
Кроме того, как отмечает, в свою очередь, гендиректор «Фирмы «Маяковская», депутат гордумы Дмитрий Сергеев, теперь «жизнь» всех проектов увеличится как минимум на пять месяцев из-за усложнения согласовательных процедур.
- Однозначно увеличатся сроки проектирования и строительства, - дополняет мысль Сергеева архитектор Константин Павлов. - Мы идем к тому, чтобы сократить согласовательную базу для строителей, а власти ее наоборот увеличивают. В итоге предприниматели начнут нарушать закон. Непонятно и как быть, если две строительные организации, задумавшие строить «точечные объекты» в одном квартале, принесут два разных проекта планировки одной и той же территории? Такое тоже вполне может произойти.

Есть у строителей вопросы и к перспективе расширения «исторической части» города.
- Можно весь город сделать «историческим поселением». Но зачем это нужно? - размышляет Овечкин. - Историческую часть застроили задолго до нас с вами, и мы теперь как угодно можем расширять эту зону, но застройка уже сложилась. Новыми архитектурными решениями мы стараемся смягчить то, что сотворили с городом до нас.
- Безусловно, историческую часть важно сохранить, - резюмирует Константин Павлов. - Застраивать ее нужно тактично. Но нельзя весь город под одну гребенку грести. Город — такая штука, где каждый квартал, каждая точка имеют свою историю и свои архитектурные особенности. Есть участки, где невозможно строить дома больше трех-четырех этажей, а есть участки в исторической части, где высотные доминанты (раньше их роль, например, выполняли колокольни церквей) даже необходимы, потому что без них в городе сложно ориентироваться.
Думают ли об этом противники «точечной застройки»? И учитывают ли, в свою очередь, архитекторы, что бесчисленные торговые центры в качестве «высотных доминант» могут не устраивать жителей города? И что, в конце концов, обо всем этом думают те, кто городом управляет? Очевидно, до полноценного взаимопонимания всем сторонам еще очень далеко.

Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте