Хлыновский Кремль в XVII-XVIII веках выгорал неоднократно.

Сгоревший город

11.08.2014 00:03:00 3536 0

Что происходит? Да почти ничего не происходит. Олимпиада прогремела, футбольные матчи проиграны, и даже губернаторская предвыборная гонка какая-то вялая.

«Скучно», - поговаривают кировчане. А 335 лет назад в последние дни лета жители Хлынова не вели праздных разговоров, они в буквальном смысле боролись за жизнь. Страшный пожар, самый мощный за всю историю города, разразившись 13 августа 1679 года, за пару дней спалил дотла почти весь деревянный Хлынов.

«Згорело без остатку»
«Лета 1679, августа в 3 день... в 5 часу дни, в Хлынове городе, по отпетии обедни загорелось за кружечным двором, близь торговой площади, в Тупой улице, у Кириловской жены Сунцова, в клети от восковой свещи перед иконами, и от того пожару в Хлынове церкви святые все и монастыри оба и весь посад згорело без остатку», - значится в «Вятском Временнике».
Церкви святые все, монастыри оба и весь посад... Пожар, страшнее которого город на Вятке не знал ни до, ни после, уничтожил Успенский монастырь, женский монастырь, главный деревянный Никольский собор и все церкви, кроме загородной Всехсвятской. В Хлынове осталось не больше восьми десятков дворов. - Огонь был настолько силен и плотен, что спасать имущество можно было только у реки да в поле. Погорели и воевода, и его правая рука подьячий Рязанцев, - пишет в своей книге «История города Вятки» историк Владимир Бердинских.
Ужасное горе испытывали все жители города. Такого масштабного пожара им еще не приходилось переживать.

Свечи, печи и молнии
А пожаров, надо сказать, в деревянном Хлынове и до злополучного августа 1679 года, и после было предостаточно. Люди лепили домики вплотную друг к другу, что и становилось, по мнению первого вятского историка Александра Вештомова, главной причиной столь масштабных последствий пожаров.
- Древний образ строения в России городов, представлявший кучу сближенных домов и малоизвестность в каменном строении, был нередко причиною, что города делались при неимении к тому огнегасительных орудий жертвою пламени без остатка, - приводит Бердинских цитату из книги Вештомова «История вятчан». - Сие испытывал на себе особенно на Вятке город Хлынов, в котором не токмо частных, но и публичных зданий каменных во все сии времена не бывало. Так, в 1632 году случившийся в нем пожар от дому воеводы князя Петра Хилкова истребил не только дома, но и все церкви.
А вместе с церквями горели и древние рукописи, иконы, книги.

Кстати, причина пожара 1679 года — возгорание от восковой свечи — тоже вполне типична. Как утверждает Бердинских, пожары чаще всего случались как раз от таких свечей, искр из топок и печей, и от ударов молний.
- В период праздников, торжеств, гуляний и пиров неосторожностей, естественно, было больше. Так, например, 18 апреля 1682 года в пасхальную неделю в восьмом часу утра сделался в Хлынове пожар, начавшийся в доме богатого купца гостиной сотни Андрея Рязанцева. Сгорели 37 дворов соседей и весь девичий монастырь, - пишет Бержинских. - Вероятно, этот пожар подал идею тогдашнему воеводе Дорошенко в защиту от пожаров огородить кремль от посада деревянной стеной. Идея не такая уж нелепая. Ведь дома во время большого пожара принимались гореть от искр и летящих головешек - с крыш. Стена должна была отразить этот поджигательный поток. Воевода, находившийся в Вятке в знак опалы (бывший гетман Украины Петр Дорошенко), мыслил масштабно. Инициативы свои он умел претворять в жизнь. Так что в одно то лето (с 16 мая) он с помощью посадских и уездных людей возвел вокруг кремля деревянную стену.

Всех в Петербург
XVIII век вновь обрушил на Хлынов страшный пожар. В 1701 году город выгорел почти полностью.
- Того ж сентября против 22 числа учинился пожар в Хлынове у Засоры, у Савы Вепрева и згорели церкви все, и иконы, и книги, и ризы, и людей 6 человек, и кремль город весь, и на посаде по Московской и Спенцинской и Копанская улицы, и в подгорье все до земских бань, и Успенской монастырь и в девиче церковь, - вновь сообщает «Вятский Временник».
На этот раз город отстраивался с большим трудом. В это время где-то в столице Петр I творил свои реформы, выкачивая из подданных все силы и средства.

- Указ за указом следовал в это время на Вятку и к земским, и к таможенным, и кабацким бурмистрам, чтобы они "не отмалчиваясь и не отписываясь ничем, под опасением битья нещадно батогами, отнятия животов и ссылки на вечное житье в Азов", высылали бы каменщиков и плотников к Архангельску для постройки крепости на Малой Двине, кузнецов в Азов, доставляли бы хлебные припасы на корм ратным людям и к Ладоге и Архангельску; давали бы денег по разверстке, на корабельное дело, делание седел и проч.; платили бы немедля все денежные налоги и доправляли бы еще правежом прежние недоимки и проч., - писал преподаватель Вятской Мариинской гимназии В. Юрьев в 1-м выпуске  «Вятской старины» в 1888 году.
Полковник Григоров, присланный в Хлынов для охраны от набегов инородцев, в своем донесении в Москву от 12 марта 1708 сообщал, что в Хлынове «в прошлых годах» сгорел Кремль, вал и рвы обвалились, «и от воровских людей, если случай позовет в осаде сидеть, - будет не в чем». При этом Григоров сетует, что Москва требует отправить из Вятки больше двух тысяч человек на строительство крепости в Архангельске на Малой Двине, «да в Петербург работных людей с 15-ти дворов по человеку», а еще «собрать рекрутов с 20-ти дворов по человеку». В итоге, мол, на Вятке города строить, валы и рвы восстанавливать, лес возить, и людей от «воровских башкирцев» защищать некому будет. Из Москвы тогда последовал ответ: людей в Петербург и на Двину посылать, а крепости на Вятке делать силами тех, кто остался.

Постепенно город все же возродился. И XVIII век, как пишет Бердинских, «принес некоторое уменьшение череды пожаров, хотя и не очень существенное». Впрочем, в 1745 году Хлынов вновь сгорел. С тех пор церкви стали строить каменные. В пожаре 1750 года погорели все обывательские дома, только что выстроенные после недавнего бедствия, “да и самые каменные церкви”, причем был сильно поврежден даже каменный архиерейский собор. Вновь сгорела и славяно-латинская школа, предтеча духовной семинарии, так что “учение, недавно восстановленное, опять с сего времени остановилось”.
А жизнь в городе на Вятке не останавливалась никогда. Неутомимые вятчане неизменно возрождали его из пепла.

Подготовила Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com
По материалам В.Бердинских, Е.Харина, tornado-84.livejournal.com
Фото: samlib.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте