Елена Желнина надеется, что государство повернется лицом к деревне, а молодежь поймет, что их детям играть на асфальте не так здорово, как в селе на лужайках.

Деревня будет жить

25.08.2014 13:16:00 2562 0

Не бояться нового — таким правилом руководствуется директор колхоза «Верхосунское» в Фаленском районе Елена Желнина.

Всего за несколько лет предприятие под ее руководством стало передовиком сельхозпроизводства: надои растут, на колхозных полях работает немецкая техника John Deere, а в новом комплексе на 400 голов вместо доярок скоро заработают роботы.

Эра  John Deere
– 4 года назад мы были в таком плачевном состоянии, что стоял вопрос жизни и смерти: либо мы будем жить (а за нашей спиной – 160 человек), либо «сложим лапки» и разойдемся по домам, – вспоминает Елена Желнина. – Мы решили жить. Начали модернизировать тракторный парк. Наши старенькие комбайны к тому времени отслужили по 25-26 лет, мы так их и называли – «ветераны», и только на одни запчасти тратили по 6-9 миллионов. Когда я купила комбайн John Deere, сеялку Rapid, на меня, конечно, смотрели, как на сумасшедшую. Говорили мне: «Ты с ума сошла, потратила на технику 12 миллионов! Мы на молоке зарабатываем в месяц 3 миллиона». Но специалисты у меня молодцы, все рассчитали. Мы с инженером и агрономом долго и упорно спорили и все же решили: обновить технику необходимо.

И не прогадали. Если раньше в севе участвовало 62 человека («Верхосунское» засевает по 2,3 тыс. – 2,5 тыс. га), то сейчас всего 12. Еще через некоторое время руководство предприятия, изучив опыт разных хозяйств, приняло решение  купить линию по заготовке сенажа в упаковке. И снова не ошиблось. Техника позволяет заготавливать очень качественные корма.
– Когда в первый год мы раскрыли первую «колбаску» (мы так называем заготовленный корм), за трактором тут же устремились коровы, на ходу выхватывая корм – настолько вкусным он оказался, – улыбается директор «Верхосунского».
Конечно, собственных средств на покупку техники не хватало. Пользовались лизингом, кредитами.
– Мы купили МТЗ 3022, МТЗ 2022 – это энергонасыщенные трактора с очень хорошей выработкой. Особенно мне нравится МТЗ 2022, он у нас работает 335 дней в году, – продолжает Елена Желнина. Кажется, в технике она разбирается не хуже любого механизатора. – К тракторам сразу же купили линейки орудий, оборотные плуги, тяжелые культиваторы, – все, что необходимо при новых технологиях в растениеводстве.

СПП «Верхосунское» – растениеводческое хозяйство. Здесь заготавливают и продают семена зерновых культур и многолетних трав. И, как уверяет Елена Желнина, дело это весьма выгодное: рентабельность – 336%.
– Была даже такая идея – освободиться от животноводства и начать торговать семенами, – говорит Желнина. – Но с другой стороны, растениеводство позволяет зарабатывать только полгода. А молоко нас кормит всегда.

Роботы вместо доярок
Чтобы молока было еще больше, в «Верхосунском» сейчас строят новую животноводческую ферму беспривязного содержания на 400 голов. Коровы будут гулять там свободно.
– Пока мы не можем позволить себе содержать всех коров в помещении, и в летний период они пасутся на улице, – рассказывает Елена Желнина. – И, в принципе, мой экономист считает, что летнее молоко – самое дешевое и дает большую рентабельность. С другой стороны, зоотехники говорят: разница в рационе (летнем и зимнем) здорово влияет на снижение надоев. Но мы, например, в прошлом году практически никакого снижения не ощутили. Нужно просто вовремя начинать переводить коров на зимний рацион. Допустим, где-то через месяц после выгона на пастбище мы начинаем подкармливать коров «зеленкой» (просо, клевер, лядвенец, горох-овсяная смесь). В целом при таком подходе наши коровы служат нам верой и правдой 4-5 лет, а некоторые и 9-10 лет. В хозяйствах, где из коров круглогодично «выжимают» все, что они могут дать, выбраковка идет уже через 3,5 года.

Тем не менее, и «Верхосунское» стремится к наибольшей производительности. Елена Желнина одной из первых в районе решилась поставить в новом животноводческом комплексе шесть доильных роботов. Они, кроме всего прочего, помогут решить и кадровую проблему.  На всей ферме на 400 голов будут работать всего 3 человека.

Неуловимая молодёжь
Кадровая проблема сегодня – пожалуй, одна из главных.
–  Сейчас у меня работает 140 человек – это не так много, – говорит Елена Желнина. – Средний возраст в хозяйстве – 46 лет. Трое специалистов, которые работают на предприятии, уже на пенсии, и мы шутим, что в хозяйстве пенсионный возраст подняли: женщинам до 60, мужчинам – до 65. Молодежь в деревню не едет. Мы целый месяц уговаривали девушку, которая у нас замещала секретаря, остаться работать в хозяйстве, предлагали даже построить ей дом, – все бесполезно.
Когда-то «Верхосунское» было хозяйством-миллионером. Здесь строили добротные дома для сотрудников. Сейчас предприятие старается поддерживать добрую традицию. К сдаче готовится двухквартирный дом для двух специалистов. Еще один дом в скором времени перевезут из соседней деревни. Но ни жилье, ни зарплата, ни подъемные – ничего не является достаточным аргументом для молодежи.
– Они все равно едут в город, – констатирует Желнина. – Пусть на зарплату в 7, 8 – 12 тысяч, пусть на съемную квартиру, но в город. Это психология. Так и будет, пока наше государство не повернется лицом к деревне, пока жить в деревне не станет модно. Пока же найти молодых специалистов очень трудно. Но мы пытаемся. Сейчас у нас работает молодой человек заместителем главного бухгалтера, очень толковый паренек. Девушка молодая работает, заочно получает высшее образование. Я не знаю, что будет через 5 лет, когда срок договора закончится. Надеюсь, обзаведутся семьями, у них появятся дети, и они поймут, что на асфальте не так здорово, как у нас на лужайках. Я думаю, пройдет еще какое-то время – и все изменится. Уже сейчас те, кто живет в городе, каждую неделю ездят в деревню. Ребята в сервисной службе «Мотора», МТЗ-Центра – это все наши мальчики, и они каждую неделю здесь бывают. Кстати, глава департамента сельского хозяйства Алексей Алексеевич Котлячков тоже из наших мест.

Дом, в котором жил Алексей Котлячков, видно из окон директорского кабинета. Отсюда вообще открывается прекрасный вид – на пруд, в котором недавно жили два лебедя, и аккуратные домики.
–  Мы пытаемся как-то решать кадровую проблему, потому что человеческий фактор в нашем хозяйстве играет очень большую роль, – продолжает Желнина. – Но иногда приходится искать иные выходы. В прошлом году, например, мы столкнулись с проблемой маленьких привесов на телятах. И мы решили максимально комьютеризировать все, построили кормоняню на 100 голов. Теперь кормоняня автоматически 4 раза в день кормит телят кисломолочкой. И привесы очень хорошие – по 900 – 1050 грамм. А работает там всего лишь один мужчина.

Механизаторы – гордость хозяйства
Модернизация, разумеется, встает хозяйству в копеечку.
– Мы вкладываем очень много, – говорит Желнина. – Сейчас у меня миллионов 30 кредитования и лизингов. Но это не так много, если считать, что мы в пределах 5-6 миллионов в месяц выручаем. Все окупается. Молоко мы сдаем на «Глазов-молоко» (входит в агропромышленный холдинг КОМОС-ГРУПП), и они нам очень здорово помогают. Например, дают нам инвестиции на строительство фермы. А рассчитываться с ними мы будем той прибавкой молока, которая у нас появится после увеличения поголовья.

С банками «Верхосунское» тоже сотрудничает. Как отмечает Елена Желнина, «Сбербанк» предоставляет довольно выгодные условия кредитования.
– Кроме того, у нас семеноводческое хозяйство, так что нам здорово помогают дотации, – говорит Желнина. – По крайней мере, так было до прошлого года. Семеноводческое хозяйство имело право приобретать технику за 50%. За счет дотаций мы быстро рассчитывались с кредитами. В этом году такой субсидии нет. А нам бы, например, не лишней была еще одна сеялка. Раньше у нас 900 гектаров сеяли 25 человек, сейчас – четверо: два тракториста и два водителя. И, конечно, они получают хорошие деньги. Александр Михайлович Блинов, механизатор, мужчина уже в возрасте, в среднем за год получает на 30% больше, чем директор. В прошлом месяце он заработал 30 тысяч, для деревни это очень приличная сумма. И если раньше я уговаривала мужиков работать, то сейчас наших механизаторов не выгонишь с поля. Если им сказали – «надо сделать», они будут до росы прессовать, катать, возить, но обязательно сделают. Наши механизаторы и наши животноводы – это наше самое важное достижение.
Животноводы в хозяйстве, кстати, тоже меньше 20 тысяч не зарабатывают, а летом получают и по 30.

– Я думаю, что у сельского хозяйства есть будущее, – заключает Елена Желнина. – Я все время говорю: мы патологические оптимисты. Если бы мы не были оптимистами, мы бы уже не жили. И у нас большие планы: сейчас мы достроим новый комплекс, рядом построим еще один на 400 голов, и весь скот у нас будет в хороших помещениях. Поголовье коров увеличим с 565 (всего поголовье в хозяйстве – 1630) до 1065. Мы вообще готовы своим молоком всех напоить. А если нам еще и государство поможет,  тогда совсем будет здорово. Еще у нас есть цель: стать племенным хозяйством. Три года назад мы купили племенной скот – 50 голов, сейчас у нас уже 92 головы, так что будем делать племенной репродуктор. А племенное хозяйство – это уже совсем другой уровень. Когда мы этого уровня достигнем, думаю, и молодежь к нам потянется.

Деревня будет жить, убеждена Елена Желнина. Здесь по-прежнему чтят традиции, уважают стариков и ветеранов. Жители вместе празднуют 9 мая, день пожилого человека, дни рождения и другие праздники. Энтузиасты в селе восстанавливают церковь. «Верхосунское», чем может, помогает. А местные ребята катаются на лошадях, которые до сих пор содержатся в колхозе, хотя необходимость в них вроде бы давно уже и отпала: на пастушение нужно 6 лошадей, а в хозяйстве их 17. Зато ребятишкам – радость.

4 года назад «Верхосунское» сделало ставку на модернизацию автопарка. И не прогадало.



ООО «СПП-«Верхосунское»
Фаленский р-н, с. Верхосунье,
ул. Ленина, д. 23 а
Телефон: 8-922-909-84-71

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте