Владимир Сергеенков.

«Народный» губернатор

05.10.2014 00:09:00 2316 0

Так о Владимире Ниловиче Сергеенкове,  ушедшем из жизни на прошлой неделе, отзывается Вятка. 

Он не артист, но ему вполне можно было бы присвоить звание «народный». Народный губернатор. Так о Владимире Ниловиче Сергеенкове отзывается Вятка. Два срока в самые сложные годы в новой истории страны он был губернатором Кировской области. Он тот, кто в кризис спас регион от еще более серьезных потерь. Он первый глава региона, которого действительно выбрали. Владимир Сергеенков ушел из жизни на прошлой неделе. Это первый материал в «Бизнес Новостях», посвященный человеку после его жизни.
 
Люди кричали
Первое интервью с Сергеенковым «Бизнес Новости» делали в 2010 году. Он легко согласился и был очень открыт. Следующая беседа состоялась в 2012 году, когда он выпустил свою книгу «Охота на губернатора». Все это время он охотно с нами сотрудничал – писал колонки, давал комментарии. Лишь последний год стал ссылаться на занятость и плохое самочувствие. Владимир Сергеенков ушел из жизни после продолжительной болезни 27 сентября в пять утра на 76-м году жизни.
«В Кировской области начиналась подготовка к выборам губернатора. Включаться в избирательные передряги я не собирался, - пишет Сергеенков в книге о своем первом губернаторском опыте. - Но, как говорится, человек предполагает, а бог располагает. Неожиданно ко мне на встречу напросилась группа руководителей сельхозпредприятий. Разговор с аграриями затянулся допоздна и стал для меня полной неожиданностью (ред.: они предлагали идти на выборы). Я начал отказываться от этого предложения, но они твердо стояли на своем. После долгих раздумий, многочисленных встреч со своими единомышленниками я принял решение: иду на выборы».
 
Это было самое тяжелое для страны время: когда людям месяцами не платили зарплату, когда деньги выдавали одеждой и не на что было купить еду. Народ был в гневе. И выливал его в первую очередь на губернатора. Но при этом не было человека, знакомого с деятельностью Сергеенкова, который бы не сказал при первом воспоминании о нем «народный губернатор».
– Когда Сергеенков пришел к власти, 38% предприятий области вообще не работали, - рассказывает Валерий Фокин, бывший пресс-секретарь Сергеенкова. - Это было страшное время. Уже во время инаугурации на площади собралась толпа митингующих людей, доведенных до отчаяния. Когда же мы отправились в первую рабочую поездку по районам, дорогу нам перекрыли несколько машин скорой помощи. Медики кричали: «Как мы должны работать, нам же семьи надо кормить?».
 
Охрана предложила Сергеенкову сидеть в машине и собиралась убрать людей с дороги, но Владимир Нилович вышел к людям и начал говорить. Сначала они на него кричали, но потом начали слушать. И так бывало не раз. Это всегда происходило долго. На Кирсинском заводе (который он спас), например, три с лишним часа шло бурное собрание, которое началось тоже с криков. У него было умение заряжать слушателей, аудиторию, заставлять людей поверить в то, что власть действительно старается для народа. Поэтому его и называли народным губернатором. Он действительно дважды победил в честных выборах. В те времена это было странным для России в целом. Область совершила тогда в своем развитии удивительный рывок. И, что главное для народа — у нас были самые дешевые в стране продукты питания: 9 рублей 5 копеек стоил, например, килограмм картошки, тогда как в Самаре его цена равнялась 19 рублям.
 
4 миллиарда аграриям
«Положение в экономике области к началу 1997 года сложилось критическое, - пишет Сергеенков в книге. - Лучше всего картину характеризуют следующие цифры: ежегодно, начиная с 1993 года, на 42 процента снижалось производство промышленной продукции. На селе положение сложилось еще опаснее. Всего пять процентов сельхозпредприятий работали с прибылью. Остальные терпели убытки, которые в среднем по области составляли 37 копеек на затраченный рубль. К запредельным показателям двигалась безработица — она достигла 109 тысяч человек. Законную тревогу вызывала лесная промышленность. В сознании не укладывался производственный парадокс: львиная доля лесного сырья вывозится за пределы области, свои предприятия стоят из-за его нехватки, расчетная лесосека используется лишь на треть запланированных объемов. Древесина же беспрерывным потоком идет в другие регионы (нередко воровским путем) и за границу».
 
Губернатор избежал разорения. Он добился передачи пакета акций «Кирово-Чепецкого химкомбината» в собственность области, он защитил своих производителей алкогольной продукции от «нашествия» компаний из соседних стран, он построил дорогу Нема-Кильмезь (90 км), участок автомагистрали Санкт-Петербург-Пермь, объездную Гнусино-Шихово, в самое сложное время – в 1998 году – добился выделения федеральных денег на запуск Нового моста через Вятку (открытие произошло в ноябре 1998 года). Кроме того, после этого были построены мосты в Котельничском, Нолинском, Пижанском, Зуевском и Вятскополянском районах. Он достроил санаторий «Вятские увалы», реконструировал многие дома ветеранов, построил большую часть нового Театра кукол и заложил камень для памятника Федору Шаляпину (сам памятник, напомним, был установлен спустя 13 лет в августе нынешнего года).
 
Но самый главный итог его деятельности для региона – это работающие предприятия, как промышленные, так и аграрные. Одна из целей написания книги, как отметил в интервью «БН» сам автор – предотвращение возможного дефолта в нашей стране. «Если поведем умную политику, то проскочим, - пишет он. - Умную, значит надо давать деньги не банкам, а промышленникам и сельхозпроизводителям». Сам он так и делал.
 
– Владимир Нилович выступил по отношению к «Красному Якорю» в роли спасителя. – рассказывает Галина Чистякова, генеральный директор ЗАО «Красный Якорь». - Когда в 2001 году предприятие оказалось в сложной экономической ситуации, он был очень обеспокоен, потому что многократно бывал на комбинате, знал наш коллектив и наше производство. Владимир Нилович не мог допустить, чтобы состоялось то, что уже хотели сделать некоторые руководители ведомств. Признаки банкротства были налицо. Когда встал вопрос «быть или не быть?», Сергеенков не допустил процедуры банкротства... Он был такой — хозяин области, принимал решения и доводил их до конца. Он приезжал к нам на комбинат в прошлом году и был счастлив увидеть обновленное, современное производство. Для меня это был наставник и учитель, человек, с которым можно делать жизнь.
Что касается его поддержки в агросекторе, в те годы происходило именно то, чего ждут от властей многие аграрии сегодня – правительство регулировало рынок.
 
«Мы отдавали себе отчет: если не провести весенний сев 1998 года — область останется без аграрного сектора, - пишет Сергеенков. - Село нужно спасать — других вариантов не существовало. После многодневных консультаций и встреч мы нашли понимание в московском коммерческом банке «Возрождение». Председатель банка Д. Орлов согласился выдать кредит в сумме 30 миллионов рублей под контрольный пакет акций Уржумского спиртоводочного завода. К счастью, пакет находился в собственности области. А вот основным агентом при получении кредита выступила продовольственная корпорация. Как хорошо, что мы ее вовремя создали! В первый же год своей деятельности корпорация прокредитовала 440 сельхозпредприятий. На весенне-полевые работы аграрии получили 6 тысяч тонн дизельного топлива и 3 тысячи тонн бензина. Таких объемов ГСМ кировский АПК не знал с 1992 года. Посевная кампания прошла успешно, заложив надежный фундамент для будущего урожая. Общая площадь под посевами составила полтора миллиона гектаров (это в три раза больше существующих ныне – в 2012 году - посевных площадей). Мы нашли способ развязать гордиев узел и с Уржумским спиртзаводом. После длительных переговоров убедили руководство Сбербанка взять выращенное в области зерно под залог и выдать под него кредит. Банк тоже шел на серьезный риск: в те годы зерно в России было зачислено в разряд неликвидной продукции. Со скрипом, но кредит он выдал. Этими деньгами рассчитались с банком «Возрождение». А когда в первом квартале следующего года вырос спрос на зерно и резко подскочили цены, сельхозпредприятия и корпорация успешно его реализовали. Со Сбербанком тоже полностью рассчитались».
 
Да, Сергеенков предлагал и, казалось бы, утопические программы. Такие, как, например, «Вятский лен». Но эта идея была не его, а швейцарских инвесторов, которые предложили проект федеральному центру. И в том, что не срослось, не было вины нашего бывшего губернатора. Он горел этой мыслью так же, как и идеей о рапсовых полях, которая сегодня, к слову, реализована.
– Когда Владимир Сергеенков стал губернатором, было очень тяжелое время для экономики и особенно для агропромышленного комплекса, - вспоминает гендиректор «КМК» Василий Сураев. - Но он сумел включить в областной бюджет дотации агропромышленному комплексу в сумме больше 450 млн рублей, что в переводе на сегодняшние деньги было бы равно примерно 4 млрд рублей. Такой поддержки не оказывалось никогда. Это было началом спасения агропромышленного комплекса. Если бы это было не сделано, предприятия просто бы прекратили существование. Заработала промышленность, выросли платежи в бюджет. С Сергеенковым было всегда очень легко: он прислушивался к мнениям руководителей предприятий и принимал взвешенные решения. И самое главное – на него не оказывали давления какие-либо группы влияния в Кировской области.
После этого возникает вопрос: если даже в конце 90-х нашлись деньги на агропромышленный комплекс, то отчего же их так не хватает сегодня?
 
Выбирайте рыночный социализм
– Владимира Ниловича не случайно называют народным губернатором, - говорит Алексей Помаскин, экс-председатель Контрольно-счетной палаты Кировской области. - Вся его жизнь была посвящена людям. Он умел и любил помогать, у него был дар убеждать в своих идеях как простого человека, так и министра. Он был человеком высокого интеллекта и выдающихся организаторских способностей, никогда не опускался до грубости. Это человек огромной души – с ним было не только приятно, но и полезно работать.
Сергеенков всегда был откровенен и никогда не менял свою точку зрения. До кончиков пальцев он был экономистом и знал, какой должна быть наша экономика.
 
«Нам нужно изменить изначально неверный курс – мы выбрали капитализм вместо рыночного социализма, - сказал он в последнем интервью «Бизнес Новостям». - Вот источник внутренней и внешней силы. В России социализм ассоциируется с коммунизмом, а потому воспринимается негативно. Но я всегда давал и буду давать искренне высокую оценку положения дел в Белоруссии».
А как дальновидный политик, он знал, к чему страну могут привести заигрывания с Западом.
«Вы знаете, третья мировая война началась с разгрома Югославии, - также сказал он в интервью. - Сегодня под угрозой оказались Китай и Россия. Китайцы интересны захватчикам дешевой рабочей силой, Россия – ресурсами. Сейчас гремит Сирия. Если американцы ее разгромят, угроза нависнет над Ираном и Россией».
 
Чем закончится эта третья мировая «бойня» и закончится ли вообще, прислушаются ли нынешние власти к советам в книге Сергеенкова, применят ли его такие действенные рецепты по спасению экономики, он уже, к сожалению, не узнает. Многие согласятся, что с ним ушла целая эпоха - эпоха идейных и таких народных перемен. Как говорится, история пишется для того, чтобы по ней учились. Хочется верить, что этот урок, произошедший в столь символический момент, все запомнят.
 
Подготовила Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте