Кировские поставщики продовольствия все активнее стремятся показать соседям свои возможности.

Экзотика из провинции

02.05.2011 06:59:00 1660 0
Кировские товаропроизводители ищут выходы на внешние рынки.

Расширяем горизонты. За последние две недели производители продовольствия Кировской области сумели дать целых два «ответа» федеральным продуктовым сетям: в Москве был презентован проект «Вятское подворье», а в Набережных Челнах состоялось открытие магазина «Кировский дворик». Везде под лозунгом «самые вкусные и безвредные». Однако, несмотря на  большие амбиции, эти проекты - еще только «цветочки». Богатым ли будет «ягодный» урожай, пока сказать сложно. Главное, путь намечен.

Со своим уставом

«В минувшее воскресенье в Химках состоялась презентация торговой площадки «Вятское подворье», - сообщает интернет-портал правительства Московской области. - Гости и посетители посмотрели выступление фольклорного коллектива, приняли участие в викторине на знание истории и географии Вятского края, а также смогли приобрести качественные товары из Кировской области. В праздничном мероприятии принял участие губернатор Никита Белых».

Во временном режиме ярмарка работала уже год. И только к этой весне она была достроена полностью: на пересечении Новокуркинского шоссе и Молодежного проезда вырос целый комплекс из деревянных строений. Своеобразная мини-деревня из Вятки. Прогуливаясь по ней, можно зайти в блинный и рыбный дома, затовариться кировскими продуктами в большом торговом павильоне, покачаться на парочке качелей, а также «пообщаться» с козами, овцами и ослом в мини-зоопарке. Право, для Москвы это - большая экзотика.

Сегодня в Химках можно отведать кировского молока, мяса, пива, овощей, и даже древесины, так как желающие могут заказать деревянный дом или сруб из нашего леса. Кроме того, недавно был открыт трактир, магазин народных промыслов и уголок детских игрушек. В некоторых московских интернет-справочниках представлена довольно привлекательная информация об эко-ярмарке (а позиционируют ее именно так) «Вятское подворье». К примеру: «это абсолютно безвредные, экологически чистые продукты питания производителей Вятского края, такие как: картофель, лук, капуста, редиска, мед (большой выбор), а также изделия народного промысла Вятки: дымковская игрушка, изделия из бересты, одежда из льна».

На одном из «продуктовых» форумов пишут: «купить картофель оптом в Москве по очень хорошей оптовой цене и хорошего качества (теперь домой себе покупаю только этот картофель) можно на эко-ярмарках «Вятское подворье» в Москве на речном вокзале и в Химках.

По достоинству оценил «мини-деревню» также Олег Козырев, писатель, сценарист, популярный блоггер: «Это уникальный торговый проект позиционируется как торговый объект шаговой доступности в стиле русской деревеньки». Ярые противники проекта, возможно, и есть, но в первых строчках поисковой интернет-системы Yandex - исключительно позитив. Один из блоггеров переживал разве что из-за отсутствия на прилавках подворья кировского мороженого. Этот вопрос, по словам руководителя проекта Владлена Максимова, разрабатывается. Ну и, конечно, экзотические фрукты и морская рыба тоже никак не могли появиться с вятской земли. Тем не менее, покупателю хочется все и сразу.

«Экзотические» запросы

Это был взгляд на «Вятское подворье» снаружи. Зайдем с другой стороны. Сама идея эко-торговли родилась из интереса Владлена Георгиевича к ярмарочной деятельности, а в проект она вылилась благодаря их хорошему знакомству с Никитой Белых. Помогло и то, что Максимов возглавляет профсоюз предпринимателей Москвы и Московской области. В развитие вятского оазиса среди московских ритейлеров было вложено около 15 млн рублей. Организаторы надеются, что окупиться он сможет примерно года через три.

Однако местные производители на получение большой прибыли пока не надеются. «Считается, что возить пиво невыгодно дальше, чем на 1000 километров, - говорит Николай Курагин, генеральный директор завода «Вятич». - Да еще объемы требуются пока небольшие. Но с другой стороны, ставшую некогда популярной группу «Тату» никто не знал, пока она не поучаствовала в конкурсе «Евровидение»». Согласен с Николаем Витальевичем и Владимир Яговкин, генеральный директор агрокомбината «Красногорский». По его словам, не все измеряется экономикой сегодняшнего дня. «Сейчас мы показываем, что кировский дотационный регион может смело выйти на московский рынок и даже составить конкуренцию существующим там игрокам. И это в любом случае более высокий уровень, чем просто региональный».

Красивую сказку сразу никто и не обещал. «Вятское подворье» - это, прежде всего, имиджевый проект, подразумевающий собой знакомство «наших с вашими». Более полусотни производителей товаров и услуг Кировской области согласились прислать свою продукцию для презентации и продажи. «Но это не значит, что сейчас все ринуться покупать только вятские колбасы или молоко, - говорит Владлен Максимов. - Сложностей хватает. Московские продуктовые комбинаты вкладывают в свою раскрутку миллионы и их реклама тоже хвалит хорошее качество продукции.

К тому же вятская продукция благодаря как раз своему качеству и логистической составляющей оказывается совсем недешевым удовольствием. На нас пока работает только «сарафанное радио».

Есть и плюсы. «Вятское подворье» - выгодный шанс для местных производителей в плане выхода на российский рынок. В отличие от федеральных сетей, здесь не требуется ни входных бонусов, ни особых условий для доставки и упаковки продуктов. Единственная загвоздка состоит в том, что руководство «подворья» выбирает поставщиков исключительно с разными категориями товаров. То есть, к примеру, молоко с жирностью 2,5%  туда может поставлять только один производитель.

Конкуренции среди своих нет.

И еще одна характерная особенность - сами кировские производители в «Вятское подворье» не рвутся. На презентацию проекта, к примеру, практически никто из их представителей не приехал. «Если к нам поступает предложение о закупке продукции, мы его рассматриваем и принимаем на условиях самовывоза. - говорит Василий Сураев, генеральный директор «Кировского молочного комбината» - Главное, чтобы мы поставляли ее по не меньшим ценам, чем кировчанам. Продажи в ущерб себе нас не интересуют. А что касается присутствия вятского молока в других регионах, то факт на лицо - нас знают практически все наши соседние регионы».

Тем временем, пока не все кировские производители знают о таком проекте, как «Вятское подворье»: участие же в нем, как выяснилось, выборочное. Несмотря на это, Белых планирует подобным проектом чуть ли не захватить полстраны. Один из самых ближайших участников этого шествия - Ханты-Мансийский автономный округ. Там уже идет поиск подходящих для организации мини-деревни площадей (скорей всего, это будет стационарный, а не вновь построенный комплекс). Также, по словам Владлена Георгиевича, достигнуты предварительные договоренности с Пермским краем, Сургутом, Нижневартовском. В случае удачи получится настоящее шествие вятской экзотики по России.

Во все стороны

На днях для Кировской области состоялся еще один «выход в свет». В Набережных Челнах в Татарстане наши представители бизнеса и власти приняли участие в открытии магазина «Кировский дворик». На его прилавках уже представлена продукция 10 наших производителей: из Кирова, Котельничского, Куменского, Кирово-Чепецкого и других районов. По словам Павла Ануфриева, главы департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области, в городе планируется открытие 12 таких магазинов  до конца года. «Кроме того, нам прислали еще около 10 заявок на привлечение к работе в Набережных Челнах наших производителей, - рассказывает Павел Николаевич.

Узнать, насколько выгодно развитие вятского бренда в соседней республике, не удалось, поскольку телефоны торгового дома «Велес-Торг», занимающегося организацией торговых точек, молчат. Сайт компании также не сильно красноречив: разве что много внимания уделяется беспредельному качеству продукции наших производителей, которые уже представлены на прилавках «Кировского дворика».

Учредителем же «Велес-Торга» является Андрей Нагибин, выходец из Кировской области. Однако руководство «Вожгальского маслосырзавода», на котором он раньше трудился, их нынешним сотрудничеством недовольно. По некоторым данным «Велес-Торг» не расплатился с ними за реализованный товар.
Зато пока с радостью отзываются о проекте другие кировские производители.

– Ни для кого не секрет, что емкость рынка Набережных Челнов точно также, как и Москвы (имею ввиду проект «Вятское подворье») - достаточно большая, - говорит Кирилл Сунцов, заместитель коммерческого директора компании «Абсолют». – Нам выгодно работать с этими компаниями, тем более когда они берут все расходы по логистике на себя. Гнать свою машину из-за таких небольших объемов было бы невыгодно. Сейчас это наши первые стратегические партнеры, за счет которых мы планируем сделать шаг глубже в регионы.

Как ни крути, мечтать о большем пока кировскому производителю рано. Основную часть российского продуктового рынка занимают сейчас крупные федеральные ритейлеры, на полки которых попасть, как известно, сложно. Для этого нужно стать популярным, поскольку они подсчитывают эффективность использования каждого сантиметра своего пространства.

Организация таких проектов, как «Вятское подворье» и «Кировский дворик» - первые и еще робкие шаги по раскручиванию кировского продовольственного бренда на всю страну. Это наш ответ всероссийской экспансии федеральных продуктовых сетей. Пусть ответ самобытен и где-то провинциален, зато качественен. Это признают все. И главное – есть еще порох в пороховницах, чтобы продолжать борьбу за продовольственную безопасность страны. А значит – есть надежда.

Елена Окатьева
okateva@bnkirov.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте