Неутешительный диагноз

02.05.2011 07:00:00 1712 0
Реформа здравоохранения получила увесистую порцию публичной критики от Леонида Рошаля.

Участники «Круглого стола»:

Анатолий Терехин, главный врач «Кировской областной детской клинической больницы»
Екатерина Тарловская, член Общественной палаты Кировской области, профессор Кировской государственной медицинской академии
Сергей Волдас, главный врач Опаринской центральной районной больницы
Дмитрий Матвеев, глава департамента здравоохранения Кировской области
Владимир Стесин, генеральный директор медицинского центра «Эллада»

Выступление директора НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонида Рошаля на медицинском форуме просто взорвало информационное пространство. Медики известного врача поддержали. Реакция Минздравсоцразвития России не заставила себя долго ждать. Его сотрудники написали письмо-жалобу на Рошаля премьер-министру Владимиру Путину. Дискуссия пользователей в интернете по поводу доктора-раздражителя спокойствия не утихает до сих пор. В Кирове тоже не все спокойно...

Синдром выгорания

Анатолий Терехин:
- Леонид Рошаль совершенно прав. Сегодня в медицине идет старение врачебных кадров.   На днях  были в одном из районов области. В центральной районной больнице из 18 врачей 14 - пенсионного возраста. Молодежь в медицину не идет. И половина выпускников, например, Кировской медакадемии не остается в практической медицине. Главная причина - низкая зарплата и отсутствие социальной защищенности. Зарплата начинающего врача равняется 4300 рублей. Цена достойной зарплаты - собственное здоровье. Это круглосуточные дежурства, в том числе и по санитарной авиации, круглосуточные операции,  поездки по районам... Молодому же специалисту, который сидит на приеме в поликлинике, остается голая ставка.

Екатерина Тарловская:
- Рошаль сказал правду, только правду и ничего, кроме правды. Мы живем в богатой стране, где цены такие же, как в странах Евросоюза. И врачи наши работают с той же квалификацией, с той же нагрузкой, но то, что они получают за свой труд, сложно назвать зарплатой. Минимальный доход врача-интерна в Италии, к примеру, 800 евро, а у нас - 2-3 тыс. рублей. Общественная палата России еще в 2007 году обращалась к правительству с предложением поднять финансирование медицины до 6,5% ВВП. И только сейчас власти собираются принимать кардинальные меры по повышению зарплаты врачам. Вопрос в сроках. Врачи, конечно, люди терпеливые, но они, поверьте мне, уже устали ждать. Чтобы заработать нормальные деньги, им приходится, не считаясь со своим здоровьем, брать кучу дежурств. У наших врачей - классический синдром выгорания.

Сергей Волдас:
- С 1 января этого года медицина в нашей стране перешла на одноканальное финансирование.
Теперь через тариф все финансируется из Фонда обязательного медицинского страхования. На местном бюджете остаются расходы на отопление, освещение, водоснабжение, капитальный ремонт. Чтобы такая система реально работала, предварительно надо было соединить все учреждения в одно юрлицо, что в нашем районе и было сделано. Сейчас нет ни МУЗ «Маромицкая больница», ни МУЗ «Заринская амбулатория» - все это МУЗ «Опаринская ЦРБ». Что беспокоит? ФОМС - это не бюджет. Если нет больного в стационаре, если он не пришел на прием, если врач не посетил его на дому, не будет и нормальных денег. Потому что за каждым больным идет соответствующий тариф и определенная сумма.

Дмитрий Матвеев:
- Зарплаты, конечно же, нужно повышать. Но откуда берется зарплата? ФОМС получает определенные доходы в свой бюджет, которые складываются из взносов на обязательное медицинское страхование, из дотаций федерального фонда и поступлений в виде бюджетных платежей за страхование неработающего населения. Эта сумма - константа. Сколько налогов поступило, столько в больницы денег и уйдет. Допустим, на это год на все здравоохранение области у нас есть 8 млрд 312 млн рублей. 62% от этой суммы - зарплата медицинских работников.

Если на зарплату отправить больше процентов от этой суммы, учреждения останутся без медикаментов и коммуналки. Как увеличивать зарплату? Во-первых, необходимо обязательно увеличить финансирование здравоохранения, причем в разы. Во всех цивилизованных странах это делается путем увеличения налогов. Практически ни в одной стране мира нет налога на медицинское страхование ниже 8% от зарплаты. В России - 5, 1%. А повышение налога на ОМС с 3,1% до 5,1% уже вызывает протесты общества. С 2012 года предполагается включить механизм выравнивания территорий по финансовой обеспеченности ОМС. Денег в здравоохранениии Кировской области должно стать больше, потому что мы, скажем так, небогатый регион. Соответственно, будет возможность больше средств направлять на фонд оплаты труда.

С 1 июня у всех медицинских работников на 6,5% увеличивается заработная плата. Кроме того, в рамках программы модернизации здравоохранения за два года 1,5 млрд рублей будет выделено на выполнение стандартов медпомощи. И там порядка 70-90% - оплата труда. Но опять-таки не будет советской уравниловки, деньги за работу будут платить по показателям труда. Работаешь хорошо - получишь больше. Но еще раз повторю: если не решен вопрос увеличения финансирования отрасли, то за счет чего увеличивать зарплату? За счет медикаментов или коммунальных услуг?

И о проблеме кадров знают все. Но где конкретные предложения, как ее решить? В словах Рошаля я их не услышал. Мое видение ее решения, кроме тех мер, которые мы предпринимаем (денежные выплаты молодым специалистам, целевая подготовка, предоставление жилья), - изменение системы финансирования подготовки медицинских работников. И этот вопрос сейчас рассматривается в Минздраве. За каждого студента медакадемия получает деньги из федерального бюджета. По-моему, эти деньги должен получать заказчик обучения - муниципалитет, область, то есть те, кому нужен этот специалист. Когда муниципалитет будет оплачивать обучение студента-медика, а он не выполнит условия контракта, то есть не отработает по специальности в этом муниципалитете определенный срок, он должен будет вернуть эти деньги. И это будет существенным стимулом для выпускника медакадемии.

Несовершенный закон

Анатолий Терехин:
- Пресловутый закон о госзакупках, который доктор Рошаль привел в качестве примера закона, «дискредитирующего власть», действительно имеет откровенно слабые места. Если этот закон по медицинскому оборудованию работает, информация выставляется на сайт,  рынок свободен, открыт.  По ремонтным работам — вот где наша головная боль. Скоро нормальные фирмы, которые имеют производственную базу, штат работников-стрителей, уйдут с рынка. К примеру, мы ремонтируем отделение. Лицензированная фирма делает мне техзадание. Я его выставляю на конкурс.2 млн. Идет аукцион, в итоге выигрывает фирма за 1 млн. Причем, выигрывает фирма, в которой директор и главный бухгалтер, они нанимаю бригаду строителей-гастербайтеров, которая еще вчера делала свинарник в районе, сегодня идет делать операционную! И ремонт сделают так, что за голову возьмешься! Скоро в здравоохранении останутся одни руины. Потому что есть такие фирмы, которые выигрывают аукцион, но нормально отремонтировать наши учреждения не могут.

Дмитрий Матвеев:
- Согласен с вами. Единственное, чем плох этот закон, это то, что по нему очень тяжело выполнять ремонтные работы.  Есть нюансы, которые надо усовершенствовать: по вопросам первоначальной цены, длительности процедуры... Но закон этот реально работающий. А вот по вопросам оказания строительных услуг, конечно, есть большие проблемы. Это связано с тем, что нет возможности первого этапа отбора по квалификации. Зачастую мы сталкиваемся с ситуациями, когда конкурс с приличным падением по цене  выигрывает фирма, которая в результате ничего не делает.Я считаю, что в этом отношении идеальны правила закупок Всемирного банка, которые были разработаны еще в 90-е годы.  Было бы неплохо, если бы эти правила частично отразились и в 94-ФЗ. В плане закупок услуг и строительных работ есть глобальные отличия правил Всемирного банка от нашего 94-ФЗ. Там сначала идет отбор по качеству. И нам, считаю, нужно использовать этот положительный опыт.


Слышать и слушать

Екатерина Тарловская:
- Рошаль подчеркнул, что чиновники Минздравсоцразвития  отмахиваются от представителей гражданского общества, как от назойливых мух. Я как член Общественной палаты Кировской области о наших взаимоотношениях с департаментом здравоохранения региона могу сказать только положительное. Многие сотрудники депздрава по первому нашему  приглашению участвуют в «круглых столах» и мероприятиях Общественной палаты. Пожалуй, одна-единственная проблема - это ответы департамента на наши рекомендации и некоторые запросы. Но я уверена, что в ближайшее время мы урегулируем вопросы нашего взаимодействия.

Владимир Стесин:
- Буквально на днях мы проводили совместно с Вятской торгово-промышленной палатой «круглый стол», посвященный проблемам взаимодействия государственной и частной медицины. И мероприятие это стало очень показательным. На него пришло немало представителей частных практикующих клиник. Однако из государственных структур были только представители Росздравнадзора по Кировской области и обязательного медицинского страхования. Больше никто не пришел. О каких взаимоотношениях в таком случае может идти речь?Что я хочу отметить? Каждый имеет право сам выбирать себе учреждение и врача. И неважно, частная это клиника или государственная. Пациент должен определить, к какому специалисту он пойдет. И пользоваться, как это декларируется, полисом ОМС. Однако на практике  возникает много сложностей...


Работать не на бумаге

Екатерина Тарловская:
- Ни в коем случае нельзя закрывать фельдшерско-акушерские пункты, не создав им альтернативы. Еще в июне 2010 года Общественная палата Кировской области направила в департамент здравоохранения рекомендацию о том, что до тех пор, пока мы не развернем сеть офисов врачей общей практики, ни в коем случае нельзя сокращать участковые больницы. В этом отношении могу привести удачный опыт Чувашии. Там развернута сеть, насколько я знаю, из 152 офисов. Но участковые больницы они не закрывали.

Сергей Волдас:
- Сеть ФАПов в Опаринском районе сохранена. Но фельдшерам на селе будет очень сложно наработать на свою зарплату. Если в крупных поселках населения больше, то больше и обращений на медпункты. Но есть деревни, где проживает человек 50. И чтобы выполнить норматив обслуживания, фельдшер должен дважды в день обойти всех жителей. Все это нужно еще и записать, занести в реестр и «вбить» в компьютер. Тариф ОМС не дифференцирован, он один для всех лечебно-профилактических учреждений области, не учитывает отдаленность района, плотность населения и многого другого. Поэтому будем смотреть, сколько реально заработает тот или иной ФАП, и решать, что делать. Вполне вероятно слияние ФАПов в близлежащих населенных пунктах при условии обеспечения санитарным транспортом.

Дмитрий Матвеев:
- Еще раз подчеркну, что ни о каком сокращении ФАПов речи не идет. Эти пункты - такой же наш приоритет, как и офисы врачей общей практики. Единственное, наше требование - чтобы ФАПы реально работали. В 2010 году в области были их было закрыто всего навсего 14 из 730, причем это те, которые существовали на бумаге, а в некоторых несколько лет не было медработника.

Подготовил
Александр Грислис
grislis@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте