Ирина Любимова.

Больше, чем искусство

26.10.2014 19:28:00 1998 0
Можно ли еще восстановить хохряковскую мастерскую, что дальше будет с противоречивым Рябово, когда реконструируют особняк Репина, рассказала директор «Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых» Ирина Любимова.
«Малой Третьяковкой» всегда называли наш Художественный музей имени братьев Васнецовых. Он действительно огромен и масштабен. Поэтому к нему много как вопросов, так и требований: можно ли еще восстановить хохряковскую мастерскую, что дальше будет с противоречивым Рябово, когда реконструируют особняк Репина. Ирине Любимовой, человеку искусства и просто женщине, вот уже 10 лет приходится решать все эти не всегда творческие вопросы.
 
Мечтала о музее
Ирина Анатольевна, когда я готовилась к интервью, я обнаружила, что в нашем музее вы, оказывается, работаете почти всю жизнь. Поэтому о проблемах позже - как все для вас начиналось?
– Мое первое образование – филологическое. Я закончила наш педагогический институт. А поскольку, учась еще в школе, я часто ездила с родителями в Петербург, ходила там по музеям, у меня и зародилась мечта о работе в музее. Но когда я закончила институт, сначала попробовала себя в школе, потом в библиотеке. Мои подруги как-то увидели объявление о том, что в музей требуется сотрудник. Я пришла и начала работать в библиотеке музея, потом поднялась выше – до научного сотрудника. Параллельно занималась исследовательской деятельностью: изучала коллекцию русской кости, коллекцию фарфора.
 
Почему хотелось именно в музей?
– Было желание рассказывать людям об искусстве, работать экскурсоводом. Когда я пришла в старое здание, я водила много экскурсий, читала лекции. Потом уже пришла идея получить образование, и мы с коллегой поехали в Петербург, сдали экзамены и поступили в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Там мы заочно учились пять лет, тогда была набрана целая группа музейщиков. Мы знали свою работу, поэтому к нам и преподаватели относились очень серьезно. Они учили нас не только видеть искусство, но и анализировать его. Когда через пять лет мы окончили институт, было построено новое здание, и меня назначили на должность заместителя директора по научной работе.
 
Не было желания остаться в Санкт-Петербурге?
– Нет, никогда не появлялось желания где-то остаться за пределами своей родины. И здесь много вариантов для реализации своих творческих возможностей. Тогда директором была Алла Анатольевна Носкова, она никогда не мешала сотрудникам проявлять свою индивидуальность и поддерживала интересные проекты. Особенность нашего сегодняшнего коллектива в том, что мы долго работаем вместе, никто не уходит, несмотря на то, что зарплаты у нас невысокие. Если человек приходит в музей, он становится музейщиком навсегда, и это во многом определяет его образ жизни.
 
Как вы стали директором?
– Это решение принималось департаментом культуры, но по рекомендации Аллы Анатольевны. На будущий год будет уже десять лет, как я занимаю этот пост.
 
А когда вы мечтали работать в музее, вы думали о том, что станете руководителем?
– Нет, такой мысли не было. У меня такой характер: когда ты что-то видишь, знаешь пути решения проблем, то, безусловно, стараешься высказать свое мнение. Не хочу сказать, что была лидером, но какой-то авторитет в связи с этим у меня был. Мечты стать директором не было, но так получилось, что мою кандидатуру утвердили. Поскольку я пришла из этого же коллектива, мне не приходилось пристраиваться к новым людям, поэтому я бы не сказала, что были какие-то сложности. Главное обременение ощущается, когда возникают хозяйственные проблемы. Вроде бы у нас новое здание, однако, прошло 20 лет, уже плитка отваливается, да и репинский особняк несколько лет ждет реставрации. Все продвигается очень долго и сложно.
 
Планировалось, что как раз в этом году появятся средства на реконструкцию особняка.
– Они и появляются. Как раз на днях мы подаем документы на конкурс по актуализации той проектной документации, которая была сделана в 2007-2009 годах. С того времени появились новые законы, новые нормативы, поэтому этот процесс сегодня крайне необходим. Все в целом, включая экспертизу, может завершиться не раньше, чем через 5-6 месяцев.
 
То есть в этом году сами работы точно не начнутся?
– Если не случится никаких препятствий, то начнутся.
 
Сколько средств сегодня требуется на реставрацию?
– Цифра, которую нам может выделить область, называлась - это порядка 25 млн рублей. Памятник раньше был в федеральной собственности, а сейчас он принадлежит региону. Министерство культуры РФ финансирует реставрацию объектов, находящихся только в федеральной собственности. Еще до моего директорства мы подавали бесконечные заявки в Министерство культуры, но финансирования добились только в 2010-2011 годах. Тогда поменяли перекрытия и сделали крышу. Сейчас департамент культуры определил новые сроки окончания реконструкции - декабрь 2015 года. Но финансовая ситуация в следующем году будет достаточно сложной. Кроме того, важно, чтобы работы по проектной документации были вовремя завершены и экспертиза прошла в свои сроки.
 
При этом у вас уже давно есть планы по дальнейшей эксплуатации особняка: сначала вы намеревались организовать там музей дымковской игрушки, потом решили расширить функции здания.
– Мы остановились на том, что в нижней части (подвальной части) здания будет хранилище скульптуры, в мезонине - фондохранение документов и фото, а также кабинеты для сотрудников, на втором этаже пара залов будет отведена под хранение древнерусского искусства и реставрационную мастерскую (иконописную). На первом этаже музея будет располагаться экспозиция дымковской игрушки (по сути - музей дымковской игрушки). На втором этаже –мы будем представлять народное искусство из фондов музея. Наша коллекция очень большая – есть что показать.
 
Я всегда думала, что и здание нового музея очень большое. А оказывается, еще столько всего в фондах.
– Да, это лишь кажется так. На самом деле в экспозициях представлена лишь 25-я часть всего, что есть. У нас более 20 тысяч экспонатов – это немало в сравнении с другими региональными музеями.
 
Да, я знаю, что вас называют «малой третьяковкой».
– Да. И на самом деле наша коллекция уникальна для широкого круга людей: она дает представление обо всех этапах развития искусства. Все основные авторы, которые создали славу отечественному искусству, у нас представлены. Кроме того, в музее есть большие запасники западно-европейской гравюры, мы периодически ее представляем на наших выставках. Поэтому мы счастливы тем, что здесь работаем и занимаемся искусством.
 
В этом году – году культуры – какие мероприятия у вас уже исполнены и что еще планируется сделать?
– Сейчас идет выставка «Своевременное искусство: скульптор Леонид Баранов, его друзья и герои». Она затрагивает очень много разных тем: и евангельские сюжеты, и такие имена, как Гоголь. Достоевский, Пушкин. XVIII век представлен такими титанами, как Екатерина II и Петр I. Была организована экспозиция, посвященная А.С. Пушкину из нашей музейной коллекции. К 200-летию М.Ю. Лермонтова мы представляли выставку работ детей нашего Музейного центра творческого развития. Скоро мы откроем большую выставку по пленеру, который прошел в этом году в Уржуме, а завершим год «Купеческим портретом» из фондов Государственного исторического музея.
 
Новость о повышении зарплат в сфере культуры в этом году, наверное, всех всколыхнула. Но я знаю, не каждое учреждение может справиться с предстоящей нагрузкой. Удастся ли вам выполнить новые требования в 2018 году?
– Мы много работаем и развиваем разные направления, которые позволяют нам решать финансовые вопросы в части заработной платы, например. У нас много мероприятий с детьми, и это не только экскурсии, но и комплексные образовательные программы. Мы используем такую, достаточно эффективную систему, как абонемент. Но приходится тяжело, потому что город у нас не настолько платежеспособный. Кроме того, мы не можем повышать и цены на билеты, потому что искусство все-таки должно быть доступным. В этом году было принято решение на уровне департамента образования и департамента культуры Кировской области о соединении наших функций с функциями системы образования. Сейчас разрабатывается пилотный проект, в котором наш музей со своими программами будут принимать участие. Если это свершится, то проект будет внедряться в разные школы по области. Поэтому что касается финансирования, мы получаем средства на все наши планы. Хотя в этом году будет тяжелее, потому что весь бюджет, как вы знаете, нелегкий. Но у нас есть и друзья, которые помогают, например, с транспортировкой. Очень хорошо мы сотрудничаем с «Лукойлом». Около миллиона рублей мы получаем от них раз в год. А большую часть произведений искусства мы приобретаем, конечно, благодаря личным связям и дарам художников. Не секрет, что в наше время они часто не знают, куда девать свои работы. Помимо этого мы формируем свой фонд и с пленэров: у нас сейчас великолепная коллекция по керамике и более двухсот работ разных художников из других регионов. Это здорово, когда музей организует работу с российскими художниками. Это создает определенный авторитет не только музею, но и в целом региону. У посещающих нас творцов столько впечатлений!
 
Расходы на вашу деятельность в связи с принятой «дорожной картой» придется как-то сокращать?
– Вы знаете, оптимизация нашего персонала не коснулась, потому что у нас и так не полный набор кадров – мы справляемся тем количеством людей, которые есть. Если брать основной персонал (научные сотрудники, методисты, кто работает с посетителями) – их 30 человек (включая наши филиалы). Остальных сотрудников - 50 человек.
 
Средняя зарплата в музее какая?
– Средняя заработная плата на сегодняшний день по музею 13 600 рублей, основного персонала — 14 800. И к 2018 году, согласно «дорожной карты», планируется ее повышение до 30 тысяч рублей. Такая ситуация заставляет больше работать и придумывать какие-то проекты, которые бы приносили доход музею.
 
Удается?
– Да, мы приучили публику ждать наших выставок, а наша абонементная система позволяет, например, одной школьной группе не один, а четыре раза прийти в музей. Создали «Центр творческого развития», где проходят интересные занятия и с подлинными произведениями, и с мультимедийными программами.
 
Количество посетителей каждый год увеличивается?
– Вы знаете, у нас есть план – 219 тысяч посетителей в год.
 
Кажется, многовато. Не выполняете?
– Выполняем. Но в том числе благодаря тому, что у нас есть бесплатные для посещений дни, и даже ночи, как известно. Поэтому тот народ, который не может прийти днем, приходит ночью.
 
Как долго по будням работает музей?
– До 18 часов, в четверг - до 20.00.
 
Получается, что я, например, как обычный офисный работник, могу прийти только в четверг.
– Еще в субботу и в воскресенье. Но мы хотим изменить работу нашего выставочного зала, сделав там реконструкцию: планируется зона для отдыха с разными программами и буфетная часть. Соответственно, изменится и время работы. В главном здании сложно такое организовать: здесь же режим, охрана. Но, может быть, мы и здесь отрегулируем вопрос о времени.
 
Каковы сегодня доходы музея?
– Здесь тоже есть свой план – около 4 млн рублей. И мы его выполняем.
 
За счет чего удается зарабатывать?
– Основной доход приносит наш посетитель.
 
Час Рябово придет
Поговорим об остальных ваших проектах. Рябово – самый противоречивый из них.
– Ничего там противоречивого нет. Рябово – родина наших любимых художников Виктора и Аполлинария Васнецовых. Идея создания Музея-заповедника существовала очень давно. Музей попал в наше ведомство в 2008 году, а до этого мы же его и создавали, он был открыт в 1981 г., но оставался на балансе Зуевского района. Сейчас главное то, что там сохранились земля, территория исторического села, дом, место захоронения родителей художников, и что там все дышит искусством. Работа над проектом восстановления усадьбы шла очень давно, научно-проектная документация была сделана насколько лет назад. В результате, когда музей стал нашим филиалом, появился Никита Юрьевич Белых, который загорелся идеей довести дело до ума. Конечно, создание музея требует определенного финансирования. На три года была принята программа «Васнецовское Рябово», в которой был определен ряд мероприятий: например, реставрация мемориального дома, реконструкция школы под дом творчества. Но село пустеет и здание передали нам. В течение шести лет в Рябово проходил пленэр, но сейчас на территории музея нет условий для проживания. За эти годы были созданы хозяйственные постройки – восстановили усадьбу. Это вызвало много критических отзывов: все, оказывается, знают, какие бани были в XIX веке, амбары. Евгений Львович Скопин – известный реставратор и архитектор - собрал много фотографического материала, изучая постройки, которые существовали в то время на вятской земле. Да и почитайте сами литературу и представьте, как в XIX веке в 150 верстах от города, можно сказать, вдали от цивилизации, мог жить священник Михаил Васильевич Васнецов с большой семьей, в которой было шестеро детей, и при этом управлять приходом. Естественно, было большое хозяйство. Это обычная ситуация для того времени и постройки такого объема – еще не предел. Также раздается критика по поводу месторасположения построек. Дело в том, что раньше они располагались ближе к главному дому. Но сегодня есть пожарные нормы – объекты должны стоять друг от друга на определенном расстоянии.
 
А когда, к примеру, депутаты Заксобрания ездили в Рябово, они присылали вам после поездки свои заключения или уведомления о том, что надо бы что-то изменить?
– Нет, они сами не понимают, чем они недовольны. Депутаты считают, что потрачено слишком много денег. На все ушло 8 млн рублей. Надо учитывать, что все постройки стоят на каменном ленточном фундаменте, и дерево собиралось и обрабатывалось вручную. Минус в том, что это дерево не было просушено. Но имеющиеся деньги надо было быстрее освоить, реализовать проект. Это было сделано. Известно, что срок усадки дерева происходит в течение пяти-семи лет. Строители приезжали уже после совещания Заксобрания, осматривали состояние объектов.
 
Сейчас сами постройки используются?
– Только через год мы поставили их на свой баланс. До этого мы не могли с ними работать. Сейчас в летний период в амбарном ряду открылись три экспозиции: одна представляет народную утварь, вторая связана с пословицами в рисунках Виктора Васнецова, третья – теневой театр. Единственная проблема в том, что Рябово нет инфраструктуры: когда люди приезжают туда, им негде ни переночевать, ни перекусить. Построили еще 200 метров дороги и автостоянку. Она не лишняя.
 
На самом деле я лично, к примеру, против таких трат. Сама дорога в Рябово за это время стала настолько ужасной, что лучше бы на нее потратили деньги, чем на стоянку.
– Вы имеете в виду часть дороги от стоянки до усадьбы? Ее как раз не нужно асфальтировать. Там должна быть специальная грунтовая дорога – она есть в планах. Планируется также отреставрировать сам дом, где жили Васнецовы. Необходимо реконструировать здание бывшей школы, как я уже говорила, тогда этот проект получит широкий резонанс, и туда поедут люди. Уже сейчас у нас увеличивается количество посетителей: приближаемся к 15 тысячам человек в год. А было пять. Но трудно держать этот уровень, в этом году уже наблюдался спад. Все потому, что отсутствует инфраструктура.
 
Когда планируется возобновить пленэры именно в Рябово?
– Когда будет созданы условия для проживания и работы художников, в том числе и керамистов.
 
Но это же все можно сделать и в Кирове? Кто поедет в Рябово?
– На самом деле дорога от Кирова в сторону Рябово неплохая. Но когда люди узнают, что после того, как они проедут три часа, они не смогут даже перекусить, это их отталкивает. В этом вопросе большую роль должен сыграть сам Зуевский район. Для них это знаковый объект, который может привлекать туристов. Можно же сделать нормальную столовую, гостиницу в самой Зуевке.
 
Им, наверное, тоже невыгодно?
– Как невыгодно: если, например, приехали 50 человек и поели в столовой, и переночевали в гостинице. Это же доход.
 
Не каждый же день столько людей приезжает?
– Конечно, на раскрутку нужно время. Но мне кажется, что в этом году возник особый интерес к этому проекту. На праздники туда все съезжаются – все скучают по Рябово. Там же очень красиво. Я верю в то, что Музей-заповедник художников Васнецовых станет притягивать все больший круг людей. людей. А нам нельзя уже отступать от задуманных планов.
 
Была бы жемчужина
Еще один культурный объект, о котором последнее время много говорят, это мастерская художника Н.Н. Хохрякова?
– Говорят, потому что туда въехали грузовики и все разрушили. А о том, что этот объект захламлен и опасен, мы говорили уже не раз городским властям, и это никого не волновало.
 
Он не в вашем ведомстве?
– Нет. Этот участок является охранной зоной, которая имеет некоторые обременения: там нельзя строить, производить раскопки. А вот захламлять так, как делали владельцы этого домика, видимо, можно. И сейчас - это частное владение.
 
То есть они не смогут ничего там построить?
– Смогут, но только по определенным требованиям: невысокую, соответствующую бывшему зданию постройку. Сам флигель никогда памятником не был. Он лишь был связан с именем Хохрякова. Некоторое время художник работал там как в мастерской, но потом семья продала этот дом. Если бы была на то воля властей, то можно было давно расселить жильцов, дали бы денег на реставрацию, и в центре города появилась бы жемчужина. Что же сейчас будет делать собственник этой территории, не ясно.
 
Вы, как директор классического музея, что думаете о развитии современного искусства в нашем городе?
 – Оно может существовать. Например, интересные проекты реализуются в «Галерее Прогресса». Та концепция, которую осуществляет Дмитрий Шиляев удерживает постоянный интерес разновозрастной, но в основном молодежной аудитории. Это место для общения, отдыха, проведения самых разных мероприятий.
 
Вы делали и совместную выставку пару лет назад.
– Да, это был интересный проект «Мера вещей. Образ человека в искусстве Вятки XVIII-XXI вв», в котором участвовали художники, причисляющие себя к современному искусству. В их работах виден определенный творческий опыт людей, которые живут в наше время. Конечно, в их работах есть смысл, и они, безусловно, могут существовать. Другой вопрос, что лично я не все принимаю, но это связано с моими приоритетами в искусстве, что не мешает мне быть объективной.
 
Ваш музей всегда старается идти в ногу со временем. Каким вы видите его еще через сто лет?
– Сложно сказать. Да, мы внедряем инновационные технологии. Таковы требования времени, но они не должны преобладать: это лишь вспомогательный материал к нашему классическому искусству. Сейчас у нас начала работать программа «Доступная среда». Важно создать комфортную безбарьерную среду для посетителей с ограниченными физическими возможностями, чтобы они чувствовали себя свободными и желанными.
 
Не устаете бороться за искусство, не хочется бросить все?
– Не устаю, но иногда хочется в отпуск. В этом году у меня его еще не было. А в целом я счастлива – мне нравится моя музейная жизнь.
 
Беседовала Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru
 
Досье
Ирина Анатольевна Любимова, директор «Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых».
 
Образование: Кировский государственный педагогический институт, филологический факультет; Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина (Санкт-Петербург), специальность – искусствовед; кандидат искусствоведения, Заслуженный работник культуры.
 
Дата и место рождения: 16.02.1952, город Уржум.
 
Карьера:
с 1979 г. - старший научный сотрудник Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых;
с 1992 – заместитель директора по научной работе;
с 2005 г. – директор музея.
Семья: замужем, два сына.
 
Опросник Марселя Пруста:
Ваша идея о счастье? Говорят, что это мимолетное явление. А я считаю, что оно связано с гармонией существования в этом мире: в семье, в обществе, с коллегами.
Ваши любимые художники? Импрессионисты, постимпрессионисты: Мане, Дега, Писарро, Ван Гог, Гоген, Шагал.
Какие исторические личности вызывают вашу наибольшую симпатию? Суворов.
Способность, которой вам хотелось бы обладать? На безумные поступки. Почему бы «не шагнуть в пропасть». Иногда какие-то вещи кажутся авантюрными, но именно так, к примеру, зародился пленэр.
Ваше любимое изречение? Жизнь прекрасна.
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте