Альберт Запольских

03.05.2011 10:27:00 3621 0

У меня нет выбора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У дорожников вновь наступил «горячий» сезон. Причем, горячий не только в плане работы, но и в плане критики, на отсутствие которой представители дорожного хозяйства никогда не жаловались. Действительно, как только сошел снег и обнажились «дорожные» проблемы, общественность вновь недовольно «забурлила». Альберт Запольских, глава департамента дорожного хозяйства Кировской области, не стал бегать от прессы, как его коллеги и предшественники, а выделил в своем плотном графике время, чтобы рассказать «Бизнес Новостям», почему федеральный центр «кинул» наш регион с финансированием, после чего отбыл вместе с губернатором в Вятские Поляны: обещать новую дорогу одному из крупнейших инвесторов - компании IKEA.

Безответственное мнение

Альберт Владимирович, каждую весну закрытие дорог провоцирует общественную дискуссию на тему «оправдано это делать или нет». За счет сохранения дорожного полотна правительство региона наносит ущерб экономике, который исчисляется внушительными суммами... «Побочный» эффект перекроет эффект от «лечения»?
- Я уже несколько лет работаю в дорожной отрасли, и каждый год мы спорим: надо - не надо. Сохранять дороги, однозначно, надо. Однако то, что все называют «закрытием дорог» на деле является лишь «ограничением движения тяжеловесного транспорта», не более. Как глава департамента, я могу с ответственностью заявить, что подобное ограничение - эффективная мера. За счет резкого снижения потока «тяжелого» транспорта, дороги переживают этот непростой период с минимальными потерями. Еще не читал интернет-баталии, но перед тем как ввести ограничение, мы собирались в Вятской ТПП, куда были приглашены все заинтересованные лица. Консенсус был найден, кажется, удалось договориться со всеми. Более того, бизнес-сообщество готово пойти нам навстречу, максимально ограничив количество перевозок и сократив количество тяжеловесного транспорта. Проблемы нет... Может быть, какие-то маргинальные субъекты и пытаются снова «мутить воду», но это бесполезное занятие.

Но согласитесь, есть отрасли, которые напрямую страдают от ограничения. Строительная, например.
- Хорошо, предлагаю рассмотреть ситуацию с другой стороны. Сегодня 99% строительных организаций являются частными. Когда они заявляют о том, что им становится что-то невыгодно, они имеют ввиду, что при наложенных ограничениях они теряют часть прибыли. Дороги, по которым все ездят, являются дорогами общего пользования и государственной собственностью. Деньги на их ремонт и содержание тратит государство из своего кармана. Причем, стоимость ремонта дороги не сопоставима с теми экономическими потерями и недополученной прибылью, которые могут понести частные организации. Этот разговор является разговора глухого со слепым: они утверждают, что теряют прибыль, а мы - что несем урон, теряем имущество, стратегически важное для региона. И меня поражает политика транспортных компаний, из года в год, на протяжении десятков лет пытающихся всевозможными способами сорвать или оспорить законность весеннего ограничения. Думаю, вы понимаете, когда нет хороших дорог, нет и бизнеса. Однако то, что у транспортников в большинстве случаев превалирует задача сиюминутной прибыли, (надо ехать сейчас, а что будет через год - неважно), заставляет их вести весьма недальновидную политику.

Портал «Бизнес Новостей» провел опрос среди посетителей на тему ограничения. Результаты не на вашей стороне: 21,6% «за» и 67,1% - «против» весенних ограничений. Может, стоит активировать разъяснительную работу?
- А чем мы, по-вашему, занимаемся каждый год? Вообще, общественное мнение не несет никакой ответственности. В свою очередь, когда мы принимаем то или иное решение, мы несем за него ответственность. Чувствуете разницу? И на самом деле, люди, которые говорят «надо закрывать дороги» или «не надо закрывать дороги»,  как правило, в 99% случаев настолько далеки от дорожной отрасли, что их точка зрения не является точкой зрения компетентных специалистов.
Наша задача, чтобы дороги были, чтобы по ним можно было ездить в любое время года и любое время суток со всеми установленными скоростями и нагрузками. Вот эту задачу мы решаем. А угождать общественному мнению - это неблагодарная задача. Я посмотрю, что скажет это «общественное мнение», когда дорог вообще не будет. Опять окажется виноватой власть, потому что не приняла надлежащих мер. Власть пытает принять надлежащие меры - опять плохо. «Общественному мнению» не угодить.

Вы к общественному мнению, судя по всему, вообще не прислушиваетесь.
- Почему? Прислушиваюсь. Просто за много лет, что я работаю в дорожной отрасли, я понял, что это мнение зачастую некомпетентно, непрофессионально и необъективно. Вы поймите, у нас сегодня нет выбора, кроме как ограничивать движение для сохранения дорог. Я вам больше скажу: мы будем его ужесточать. Собираемся вводить еще осеннее и летнее ограничение.

Насколько известно, кроме общественного мнения, вы еще не любите Кировский союз автомобилистов.
- Вы, наверняка, знаете мое отношение к работе, делу. Поверьте, оно не изменилось. Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Демонстративные поездки с линейками, рулетками, флагами и вывесками «Дорожный контроль», а также с привлечением СМИ еще не добавили в дорожную отрасль ни одного рубля, и не способствовали ремонту ни одного метра автомобильных дорог. Все проводимые дорожные работы являются либо плановыми, либо аварийными.

А вам не кажется, что за деятельности органов исполнительной власти все-таки должен быть хоть какой-то минимальный общественный контроль, пусть и в таком виде?
- Если сегодня в бюджете выделено 100 рублей  на ремонт автомобильных дорог, и хоть вы какие акции проводите, никто денег от учителей, пенсионеров и врачей не «отрежет» и вам не отдаст. Денег просто нет. Все службы про эти ямы знают. Есть специальные обученные люди, которые правильно их фиксируют, заносят в дорожные паспорта, определяют сроки устранения. Простому обывателю кажется, что образовалась яма - долго ли ее заделать? Взял лопату, расчистил, насыпал щебня, сверху закатал асфальтом и готово. Но это далеко не так. Сравните, когда вы приходите к зубному врачу, вас отправляют на рентген, по его результатам врач определяет сложность проблемы и подбирает лечение. То же самое с дорогами. Каждая яма имеет собственную характеристику: она может быть ерундовой, а может быть признаком дефекта полотна, требующей капитального ремонта.

Денег нет и не будет

Альберт Владимирович, предлагаю перейти к финансированию. Насколько я знаю, в этом году на ремонт и содержание дорог выделено около миллиарда рублей, плюс планируется еще привлечь средства по схеме ЧГП...
- Не совсем так. На содержание дорог из областного бюджета в этом году выделено 600 млн рублей и 685 миллионов выделено на субсидии муниципальным районам - на те же цели. На ремонт автодорог напрямую в бюджете денег нет. Мы планируем в этом году снова использовать механизм государственно-частного партнерства на 670 млн рублей, но пока не подписано соответствующее постановление правительства, поэтому говорить об этой сумме, как о состоявшемся факте, я бы не стал. Кировская область является дотационным регионом. И большая часть областного бюджета  - это дотации из федерального центра. Федеральных дотаций на ремонт и содержание дорог нет уже 2 года.

Я так понимаю, вопрос о том, увидим ли мы какие-то весомые результаты от использования этих средств, задавать не имеет смысла?
- Почему же? Скажу без ложной скромности, за последние пару лет качество дорог в регионе улучшилось. Сразу оговорюсь: не все. Мы имеем 3 000 км дорог региональной сети - это то, что мы называем опорным каркасом, чего терять нельзя ни в коем случае. Мы их приводим в порядок. Когда притом же объеме финансирования у нас было 9 000 км, мы их «размазывали».

Вы говорили о том, что «правильно» построенная дорога может прослужить до 100 лет. Почему же через год они уже требуют ремонта? «Неправильно» строили?
- У любой дороги есть жизненный цикл. В нем заложены определенные периоды для того, чтобы ее поддерживать: во-первых, дорогу круглый год необходимо содержать, выполнять определенные комплексы работ, как и у любого другого сложного технического сооружения. Есть определенный перечень работ, которым должно подвергаться дорожное полотно, чтобы оно действительно могло прослужить 100 лет. Потом каждые 4 года необходим текущий ремонт, каждые 12 лет - капитальный. Сегодня мы от 100% количества работ делаем только 27%. Ровно столько, на сколько хватает средств. К тому же, ремонт проводим гораздо реже, чем раз в 4 года, то никакая дорога, как бы ее хорошо ни построили, 100 лет уже не прослужит.

Да и качество работ уже давно оставляет желать лучшего, когда видишь, что идеально отремонтированная дорога начинает разрушаться уже через полгода...
- Этого не может быть, вы где-то не там смотрите. У нас существует гарантия на сделанную работу - это 4-6 лет. На данный момент этот вопрос контролирую лично я. Причем, вопрос дополнительно обеспечивается банковской гарантией со стороны подрядчика. Если подрядчик в течение гарантийного срока откажется ликвидировать возникшие по его вине дефекты, то мы, взяв банковскую гарантию, имеем возможность нанять другого подрядчика. Поэтому подрядные организации сегодня не заинтересованы «халтурить». К тому же, зачастую мы не имеем возможности отремонтировать всю дорогу - отремонтируем участок, а развалится участок рядом - и многим кажется, что начинает разрушаться новое полотно.

Правильно вас понимаю, срок службы  отремонтированной дороги должен быть минимум 4 года?
- Нет. Дороги бывают разными в зависимости от категории и интенсивности движения. Если на автомобиле грузоподъемностью 3 тонны  постоянно возить 4 тонны, машина, конечно быстрее выйдет из строя. Потом бесполезно предъявлять претензии к производителю. Чтобы вещи служили отведенный срок, необходимо соблюдать требования эксплуатации. С дорогами то же самое. 90% наших дорог построено в советское время из расчета нагрузки по 6 тонн на ось и меньшей интенсивности движения. Сегодня нагрузки на ось большегруза меньше 12 тонн найти уже сложно, а интенсивность возросла до 100 раз. Дороги, естественно, не рассчитаны на такие показатели, поэтому они и «умирают». В марте в Москве прошла научно-практическая конференция, на которой министр транспорта Игорь Левитин заявил: «уважаемые коллеги, ваша задача сегодня сохранять автомобильные дороги». Сейчас рассматривается возможность летнего ограничения движения транспорта, чтобы при высоких температурах тяжеловесы ездили лишь по ночам. В Европе это нормальная практика, и никто не возмущается, причем штрафы у них несоизмеримо больше. Европейцы прекрасно понимают, что ремонт дорог обходится слишком дорого.

И где же выход?
Выход из этой ситуации до банальности прост. Во-первых, реконструировать дорожную сеть. Во-вторых, соблюдать межремонтные сроки. В-третьих, правильно содержать дороги. Только у этого выхода есть одно препятствие - отсутствуют деньги в нужном количестве.

Кстати, а почему больше не приходят федеральные деньги?
- С 1 января 2012 года будет сформирована система федерального и региональных дорожных фондов, через которые пойдут целенаправленные средства на ремонт и содержание дорог, поэтому уже два года никаких федеральных дотаций регион на дороги не получает. Если в прошлом году еще были кредиты, то в этом уже ничего нет. Опираемся только на собственные силы и ресурсы. Не забывайте, что в нашей стране, помимо кировских дорог, есть еще полмиллиона километров дорог, которые тоже нуждаются в сохранении.

Напрасные надежды

Автолюбители возлагают большие надежды на региональные дорожные фонды. По их мнению, то количество акцизных денег, которые они платят при покупке ГСМ, с лихвой хватит, чтобы содержать и ремонтировать дороги.
- Зря возлагают. Ничего сильно  не изменится. На каком уровне сейчас финансируется отрасль, примерно на таком и останется.

Каким образом? Есть сведения, что кировские автовладельцы в 2009 году заплатили почти 2 млрд рублей «бензиновых» акцизов. А в 2010 году эта сумма еще выше. Если к сегодняшним 1,2 миллиарда вам добавить на ремонт дорог еще 2 миллиарда, это разве не внушительное дополнение?
- Это очень наивное мнение. Просто в общем бюджетном мешке появится отдельный кармашек под названием «дорожный фонд». И все. А сумма-то в общем мешке - та же. Ее не стало больше. И пока остальные расходы бюджета никто не отменил. Так что  на дороги региона будет тратиться примерно та же сумма, что и сейчас.

Но это же средства с целевым расходованием. Их нельзя, согласно законопроекту, взять на другие нужды.
- Уже не законопроект, а Бюджетный кодекс России. Но бюджетный процесс это отдельный сложный вопрос. И сегодня, до принятия закона области о дорожном фонде, сложно давать точные прогнозы.
 
Альберт Владимирович, вы - пессимист.
- Да, но пессимист в хорошем смысле слова. Я считаю, не что «все плохо, все пропало», а что все не очень хорошо, но если нормально работать, то можно улучшить». К примеру, в регионе в прошлом году приняли областной закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП), и первые, кто им воспользовался - это дорожники.

Кстати, о ГЧП. Губернатор говорит о нем, как о весьма успешном опыте по ремонту дорог, однако вы сами не так давно отмечали, что большинство предприятий, заявляющихся на конкурсы по ремонту дорожного полотна, приходят из других регионов. Денежки в итоге оседают в их карманах, в то время, как местные ДЭПы находятся в крайне плачевном состоянии. Кормим чужую экономику?
- У нас уже практически никто не заявляется из соседних регионов. В 2009 году еще было, а сейчас уже нет. Из местных основной подрядчик ГП «Вятавтодор» на территории Кировской области и МП «Гордормостстрой» основной на территории Кирова. Есть еще, конечно, кое-какая «мелочевка», но она не в счет.

Это хорошо или плохо?

- Плохо. От монополий никогда ничего хорошего не будет. Хотя в нашем случае монополизм не абсолютный, а условный. «Вятавтодор» здесь единственные не потому, что никого не пускают, а потому, что никто к нам не идет. Большинство предприятий, которые бы хотели поработать на территории Кировской области, как только видят нашу проектно-сметную документацию, понимают, что они здесь особо не заработают, поэтому им становится неинтересно. А «Вятавтодор» - государственное предприятие, мы их заставляем здесь работать.

Существует расхожее мнение о том, что автомобильная дорога - это самый явный показатель экономического состояния региона. Следуя этой логике, состояние у нас не очень...
- Я с ним полностью согласен. У нас состояние дорог не совсем отражает состояние всей экономики региона. Дороги лучше.

Как-то раз вы заявляли о том, что пока находитесь на посту главы департамента планируете завершить 2 главных проекта: строительство дороги до Лузы и к 2015 году достроить объездную дорогу вокруг Кирова. Это амбиции или желание оставить после себя хорошую память?
- Это не амбиции, это желание закончить те проекты, которые были начаты до меня. Я не знаю, сколько еще проработаю в должности главы департамента. Может быть, после сегодняшнее интервью «Бизнес Новостям» меня, вообще, уволят (смеется). Что же касается планов...  Хотелось бы, но уже сейчас могу сказать, что очень сложно закончить дорогу до Лузы. Для этого нам необходимо еще порядка 3-4 млрд рублей, а строительство западного обхода около Кирова (то, что осталось доделать) оценивается в 13 миллиардов. Деньги для нас на сегодняшний день неподъемные. Федеральный центр, напомню, нам уже не помощник.

Где логика у федеральной власти? Региональные фонды будут созданы еще только через год,  а субсидии уже 2 года не поступают.
- Не могу комментировать логику федеральной власти. Там тоже свои проблемы, и поверьте не легче наших.

Главное, чтобы было интересно

Вам не страшно было перебираться из более развитого региона в более проблемный? Мне кажется, назначение в Кировскую область сложно рассматривать, как повышение в должности.
- Ну, тем не менее, это все-таки было повышением. К тому же, Пермь и Киров расположены рядом. Каждые выходные я сажусь в машину и уезжаю к семье в Пермь. Что же касается мотивации, я из того поколения людей, которые любят решать проблемы. Когда преодолеваешь трудности, возникает ощущение, что есть какое-то движение в жизни, что она бьет ключом. Я очень люблю братьев Стругацких. У них есть произведение «Понедельник начинается в субботу», где два героя обращаются к одному со словами: «мы решаем такую-то задачу». Главный герой отвечает: «но уже доказано, что у этой задачи нет решения». На что оппоненты ему отвечают: «знаем, но мы хотим знать, как она решается». У меня такой же подход – у любой задачи есть решение.

У вас любопытная биография. Из слесаря-ремонтника 2 разряда вы переквалифицировались в милиционера, а потом в коммерческого директора компании «Макс Трейд». Это время диктовало такие метаморфозы?
- Слесарем я пошел работать сразу после школы, так как не поступил в вуз. Поступал я на строительный факультет, но поскольку с математикой у меня всегда были некоторые проблемы, баллов не добрал. А в СССР не принято было бездельничать, поэтому и пошел работать на завод. После армии была вторая попытка поступить в вуз, но уже на юридический факультет. Поступил. Но на тот момент я уже не мог позволить себе одну учебу, нужно было зарабатывать, я пошел работать туда, куда позвали - в милицию.


Почему вы выбрали юриспруденцию?
- Во-первых, юридическое образование структурирует понимание всех общественных явлений вокруг тебя, как это все работает, что является движущей и мотивирующей силой для людей. Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь, что в жизни ничего не меняется: что происходило 2000 лет назад, происходит и сейчас. Юридическое образование - это хорошее образование, особенно, если оно получено в хорошем вузе.

Я так понимаю, что и в выбранной специальности вы тоже надолго не задержались? Чем же вас привлекла дорожная отрасль?
- Нет, почему же? Изначально меня пригласили в дорожное агентство Пермского края в качестве начальника юридического отдела. Поэтому не скажу, что я собирался заниматься именно дорожной отраслью.

Однако вы не производите впечатление случайного человека в этой сфере.
- Надеюсь.

Остальную часть жизни посвятите дорогам?
- Если будет какое-то интересное предложение, я готов сделать еще один резкий поворот в своей профессиональной деятельности.

Досье:

Альберт Владимирович Запольских, глава департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области.

Дата и место рождения:12 марта 1968, город Пермь.
Образование: высшее, в 1996 году окончил Пермский государственный университет по специальности «юриспруденция». На данный момент получает второе высшее образование в кировском филиале Волго-Вятской академии госслужбы по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Карьера:
1985-1986 - ученик слесаря, слесарь-ремонтник 2 разряда ремонтно-механического цеха Ферганского производственного объединения «Азот  г.Фергана;
1986-1988 - служба в Советской Армии;
1988-1989 - слесарь-ремонтник 3 разряда отдела механика ремонтно-механического цеха Ферганского производственного объединения «Азот» г.Фергана;
1989-1993 - служба в органах внутренних дел УВД Пермской области г.Пермь;
1993-1995 - коммерческий директор ТОО ПКФ «Макс Трейд»;
1995-1996 - старший сотрудник службы безопасности Пермского филиала акционерного банка «Империал» г.Пермь»
1996 - частный охранник отдела объектовой охраны ООО «Безопасность ФД» г.Пермь;
1996-1997 - частный охранник ООО «Звезда» г.Пермь;
1997-1998 - юрист страховой компании «Приват-Энергострах»;
1998-1999 - ведущий юрист, исполнительный директор юридической конторы «Энергоправо» г.Пермь;
1999-2001 - исполнительный директор юридической конторы «Энергоправо» г.Пермь;
2002-2003 - директор юридической конторы «Основа» г.Пермь;
2004-2006 - начальник отдела сохранности автомобильных дорог и безопасности дорожного движения дорожного комитета Пермской области;
2006-2009 - начальник юридического отдела, начальник отдела правовой и организационной работы дорожного агентства Пермского края;
с 2009 года - по настоящее время - глава департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области.
Хобби: охота.
Любимое блюдо: мясо.
Любимая музыка: «Машина Времени», «Воскресение», Фредди Меркьюри
Любимые фильмы: «Мертвец», «Обыкновенное чудо», «Убить дракона», «Тот самый Мюнхаузен».
Любимая книга: произведения братьев Стругацких, Михаил Салтыков-Щедрин.
Девиз: Девиза уже нет. Понял, что в жизни надо быть гибче, не ограничивая ее девизами. Остались принципы.

Беседовала
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений