Вячеслав Тимченко.

Нельзя ошибаться с командой

10.11.2014 08:13:00 1969 0

Куратор реформы местного самоуправления, сенатор от Кировской области Вячеслав Тимченко рассказал газете «Бизнес Новости» почему не имеет губернаторских амбиций, чем сможет помочь региону в Совете Федерации и когда местное самоуправление начнет работать эффективно.

Он мог бы быть губернатором Кировской области, но решил, что у Никиты Белых есть серьезное преимущество — он ровно на 20 лет моложе. Куратор реформы местного самоуправления, сенатор от Кировской области Вячеслав Тимченко рассказал газете «Бизнес Новости» почему не имеет губернаторских амбиций, чем сможет помочь региону в Совете Федерации и когда местное самоуправление начнет работать эффективно.

Кировское лобби
Вячеслав Степанович, какие вы для себя определили задачи, как сенатор от Кировской области? На что будете обращать внимание в первую очередь?

- Есть две составляющие моей деятельности. Первая и наиболее обширная — это лоббирование интересов Кировской области на федеральном уровне. Например, при рассмотрении законопроектов, при обсуждении наиболее важных проблем в рамках правительственных часов, при проведении круглых столов с министерствами и ведомствами. Важно, чтобы область могла участвовать в федеральных программах, получала дополнительное финансирование для решения социальных вопросов.

Это такая общая цель. Может быть, уже сейчас ваши усилия направлены на какие-то конкретные проекты?
- Конечно. Буквально на днях мы - сенаторы, депутаты Госдумы - на совещании у губернатора обсуждали наиболее важные проблемы, которые необходимо решить на федеральном уровне. Прежде всего, это проблемы, связанные со строительством водовода, путепровода, дорог, детских садов. На территории области, например, сегодня заложено шесть новых детских садов, однако федеральное финансирование пока не поступало, поэтому надо разобраться из-за чего задержка. Таких проблемных точек порядка двух десятков, и мы распределили их между собой.

Что потом спрашивать с вас?
- За мной как раз закреплены вопросы дорожного строительства, путепровода, водовода...

Только недавно правительство сообщало, что на водовод из федерального бюджета выделили миллиард.
- А нужно 3,5 миллиарда. Миллиард проблему не решит. И потом, деньги появляются в кармане не когда их выделили, а когда они пришли, и от решения о выделении до прихода денег часто проходит очень много времени. Контролировать подобные вопросы — моя задача.
Вторая составляющая моей работы — это, конечно, встречи с населением. Я направлен в Совет Федерации от исполнительной власти, от губернатора, поэтому определенная доля ответственности за работу исполнительной власти лежит и на мне. Если власть допускает ошибки, я должен воспринимать от населения совершенно справедливый упрек, а также добиваться, чтобы структура, которая допустила ошибку, исправилась.

Белых и его команда
Есть такой слух, что вам предлагали губернаторское кресло, но вы отказались. Было такое?

- Знаете, у Никиты Юрьевича есть большое преимущество по сравнению со мной: он ровно на 20 лет моложе меня. 39 лет — это возраст расцвета, энергии, творчества, еще нереализованных планов. И очень хорошо, что при этом один срок за плечами у Никиты Юрьевича уже есть. Он сделал многое, чтобы создать базу для реального рывка в развитии области, для повышения качества жизни. И, самое главе, у него есть большое желание добиться результата, сделать область процветающей. Большой проблемой Кировской области было то, что все предыдущие годы каждый губернатор работал не более одного срока. А затем приходил другой и говорил, что делали все неправильно, будем делать по другому. Эта чехарда ни к чему хорошему никогда не приводит.

Так предлагали вам стать губернатором?
- Не скрою, предлагали. Этот разговор происходил давно, когда я только приехал в регион в 2011 году перед выборами в Госдуму. Я тогда поездил по области, и не то чтобы чего-то испугался, просто почувствовал, что у Белых хороший потенциал. Тогда я пришел к Никите Юрьевичу и сказал: «У меня нет губернаторских амбиций». Я видел, что есть определенные сложности в работе команды, не все люди сочетают в себе качества профессионала и руководителя (а это очень важно для чиновников такого уровня). Но я видел также, что человек совершенствуется, развивается, работает. Пока команда не сформирована, думаю, есть хороший задел.

Почему так долго формируем команду? Не могут договориться?
- Это небыстрый процесс. Когда ты приглашаешь человека и предлагаешь ему занять ту или иную должность, легкомысленный, неглубокий человек сразу согласится, но тот, кто отличается интеллектом, пониманием сути, попросит время, чтобы подумать. Если вам кажется, что любой, кому предлагают войти в состав правительства, сразу соглашается, то это заблуждение. Многие отказываются. Ну и опять же, не будешь же ты предлагать сразу двоим. А если они оба согласятся?

То есть нет каких-либо сложностей, кадрового голода, дележа портфелей?
- Нет, просто человеческий фактор. И я поддерживаю Никиту Юрьевича в том, что он не спешит. Нельзя ошибаться. Если ты формируешь команду всерьез и надолго, лучше немного перебдеть, чем поспешить. Да и нет необходимости торопиться. Сегодня ни один участок работы не остановлен, люди продолжают работать с приставкой и.о.

На публичных дебатах, где вы представляли Белых, вы сказали о критике партией членов команды Белых. Кого имели в виду и за что их критиковали?
- Каждому человеку не очень приятно слышать критику в свой адрес. Те участки и те персоналии, к которым у нас были вопросы, мы Никите Юрьевичу озвучили. С чем-то он согласился, с чем-то нет. Свои предложения по кандидатам мы также озвучили.

Публике вы их не назовете?
- Сейчас — нет. Я не имею права.

В 2011 году, когда вы только появились в Кировской области, в интервью нашему изданию вы говорили в том числе про местные элиты. Вы утверждали, что никаких конфликтов нет. Изменилось ли мнение за эти 3-4 года?
- Изменился климат взаимоотношения этих элит. Он стал более мягким, менее конфликтным, формат взаимодействия стал более открытым. Если раньше случались закулисные игры, то сегодня любой возможный конфликт интересов обсуждается и легко снимается. Пожалуй, единственный крупный конфликт, случившийся за последние годы — это попытка инициировать отставку Белых, предпринятая депутатами Заксобрания, в том числе членами «Единой России».

Как раз поговаривали, что вы лично встречались с Валерием Крепостновым, чтобы этот конфликт как-то урегулировать.
- Да. Валерий Васильевич — трезвомыслящий человек, политик, понимающий ситуацию. Мы беседовали с ним, и его позицию я тоже понимаю. Это был демарш не просто ради отставки губернатора. У инициаторов этого демарша было желание привлечь внимание федерального центра к экономическим проблемам области. Подоплека была примерно такова: если вы не поддерживаете действующего губернатора, обратите внимание, что без финансовой поддержки из федерального центра, страдает не Белых, страдает область. И, надо сказать, федеральный центр услышал. Вы заметили, что в последний год региону уделялось серьезное внимание? И премьер-министр приезжал, и руководители многих министерств. Уже сейчас, например, решен вопрос о передаче дороги Киров-Кострома в федеральное значение. Дорога будет передана с 1 января 2017 года. Решаются и другие вопросы — по связи, интернету. Допустим, министр связи Николай Никифоров во время своего визита в Киров сообщил, что в следующем году все муниципальные образования (в зависимости от размера, конечно) будут иметь устойчивую мобильную связь. И дороги, кстати, три года назад и сейчас — это разные дороги. Да и аэропорт, как его ни критикуют, развивается, и уже два оператора осуществляют авиаперевозки. А сельскому хозяйству и вовсе грех жаловаться.

То есть вы утверждаете, что вопросам развития экономики уделяется должное внимание. Однако ряд депутатов так не считает. Более того, на последнем пленарном заседании была попытка инициировать обращение к президенту по поводу выхода России из ВТО. Один из главных аргументов — конкурировать на международном рынке мы не можем, и экономике, и без того слабой, в результате наносится еще больший вред. Как, кстати, вы восприняли эту идею обратиться к президенту с таким предложением?
- Популистское заявление — не более того. Абсолютно популистское. В этом нет необходимости. Россия сегодня — очень сильное государство с точки зрения экономики в том числе. Владимир Владимирович Путин сделал революцию в мировом сознании по отношению к России. Создание альянса БРИКС, создание мировой финансовой системы банков БРИКС — это такой удар по гегемонии США и крупных европейских стран, что они до сих пор оправиться не могут. И тот конфликт, который сегодня есть на Украине, это только повод для того, чтобы пытаться изолировать Россию, поставить Россию на колени, заставить унижаться. Не будет этого никогда. У нас сильный президент, сильная экономика, сильный народ. И это залог того, что Россия будет великой.



Перевернутая пирамида
На минувшем пленарном заседании поднимался также вопрос о принятии поправок в закон о местном самоуправлении. Это как раз та сфера, которую вы курируете уже несколько лет. И вы призывали принять поправки сразу в двух чтениях. К чему такая спешка и почему не получилось убедить депутатов? Кто вам противодействует?

- Мне никто не противодействует. Просто политиканы (не политики, а политиканы, подчеркиваю) стараются на этом заработать политические дивиденды. Причем достаточно дешевые дивиденды. Объясню, почему я так говорю. Принимаемый законопроект не носит политического характера. Он никак не изменяет систему и порядок формирования органов местного самоуправления. Дело в том, что в 136 федеральном законе обозначен срок — в течение 6 месяцев необходимо принять законы субъектов с обязательной нормой, которая касается полномочий. Принятие этого закона позволит понимать, какие полномочия для каких типов муниципальных образований сегодня передаются на муниципальный уровень. Сегодня на дворе ноябрь, до принятия бюджетов всех муниципальных образований остались считанные дни. И чем позже мы примем закон, который регулирует полномочия, тем сложнее будет успеть сформировать бюджеты муниципальных образований и получить гарантии по финансовой поддержке со стороны регионального и федерального уровня. В этом я пытался убедить депутатов.

Отсутствие источников финансирования и неподкрепленные средствами полномочия — это, пожалуй, беда муниципальных образований. Как вы предлагаете с этим бороться?
- Уже в 136 законе мы сделали важный шаг: сократили перечень вопросов местного значения для сельских поселений с 38 до 13. Такие полномочия в сельском поселении, как, например, противодействие терроризму - это несуразица. Для всех остальных типов муниципальных образований — городских округов, городских округов, муниципальных районов — мы перечень вопросов местного значения не сокращали. Но при этом для всех типов муниципальных образований оставили только 16 базовых полномочий. Их было несметное количество, потому что они были записаны не только в 131 законе, но и в более 280 отраслевых законов. Региональные законодательные органы могут дополнять список полномочий, но только с финансовым обеспечением.
Что касается обеспечения полномочий финансовыми ресурсами в целом. Сегодня консолидированный бюджет муниципальных образований составляет порядка 5 — 5,5 трлн рублей (это потребность), в реальности он формируется в размере порядка 3 — 3,5 трлн. То есть триллиона-двух не хватает для исполнения полномочий муниципальных образований. Минфин в прошлом году выделили на эти цели 67 млрд рублей. Причем большую часть этих денег изыскали путем перераспределения средств из региональных бюджетов на муниципальный уровень, то есть просто достали из одного кармана и положили в другой.  Следующим шагом планировалось выделение порядка триллиона рублей, в основном, из федерального бюджета. Сейчас в процессе формирования параметров бюджета на 2015-2016 годы я спросил министра финансов Антона Германовича (Силуанова — ред.), помнит ли он об этом намерении, прописанном в «дорожной карте» и отраженном в послании президента. Ответ был примерно такой: «Вы же понимаете, какая ситуация сейчас складывается, мы будем стараться выполнять свои обязательства, но для этого нужно проводить взвешенный системный анализ...»

То есть рассчитывать не на что?
- Рассчитывать нужно всегда. Подходит декабрь - срок, когда все должны отчитаться перед президентом о выполнении послания Федеральному Собранию. Всероссийский совет местного самоуправления готовит материалы в администрацию президента, в которых говорится, в том числе, что есть такие риски неисполнения послания в части обеспечения финансовыми ресурсами местного самоуправления. Мы понимаем, что есть проблемы в мировой экономике, в экономике Российской Федерации, но без базы (а база — это местное самоуправление) мы не решим никаких задач. Сегодня распределение бюджета представляет собой перевернутую пирамиду: наверху — максимальные финансовые ресурсы, а внизу, где находится местное самоуправление, минимальные. Такая пирамида крайне неустойчива, в любой момент она может качнуться и упасть. Надо сделать хотя бы перевернутую трапецию, тогда повысится устойчивость государства, экономики, безопасности граждан. Так что будем биться, добиваться.

Никакого «двоевластия»
От реформы местного самоуправления многие ждут также пересмотра системы двоевластия.

- Люди, которые говорят о неком «двоевластии», демонстрируют лишь полное непонимание сути и смысла местного самоуправления. Это не просто непрофессионализм, это дилетантство. Идет смешение и непонимание терминов, функционала. Есть руководитель представительного органа и руководитель исполнительного органа. Четкое разграничение полномочий того и другого органов власти — это залог эффективной работы муниципального образования.

Но на практике получается, что нет этого четкого разграничения. Они друг друга дублируют, часто тянут одеяло на себя...
- Законодательно это не решишь. Если вы говорите о том, что нужен только один глава — один человек, который будет и главой администрации, и главой представительного органа — такая постановка вопроса противоречит Конституции России и Европейской хартии местного самоуправления. Нужно менять все российское законодательство. Такой формат совмещения законодательной и исполнительной власти предусмотрен только для сельских поселений, так как в большинстве своем они небольшие по размеру. На самом же деле мы все психологически должны понимать, что у нас одна власть — власть, избранная народом. Власть эта должна определять генеральный план развития муниципального образования, утверждать бюджет и нанимать исполнительную власть — тех, кто будет служить народу, решать финансово-хозяйственные вопросы, вопросы канализации, освещения и медицины. В случае плохой работы администрации глава муниципального образования должен делать выводы и увольнять ответственных лиц.

На ваш взгляд идеальная модель местного самоуправления — какая?
- Идеальных моделей в мире не бывает. А для России, имеющей такие огромные размеры, специфику национального характера, экономической ситуации, геополитические особенности, единой модели придумать вообще невозможно. Если говорить приближенно к специфике Кировской области, то та система, которая есть сегодня для поселенческого уровня — совмещение главы администрации и главы представительного органа — наиболее оптимальна. Понятно, что глава в данном случае избирается напрямую или из состава депутатов. Для остальных типов муниципальных образований, на мой взгляд, наиболее эффективна система, когда глава представительного органа избирается из состава думы, а глава администрации - нанимается по контракту.

Почему?
- Когда глава избирается напрямую, он запросто может перестать работать, пропасть на полгода (такие случаи есть). И легитимного, законодательно закрепленного способа поменять его — нет. Даже чтобы просто признать его бездеятельным, необходимо пройти определенную серию судов, это растянется на год-полтора-два. Если же глава избирается из состава представительного органа и при этом не работает, представительный орган запросто может проголосовать за переизбрание главы. Часто возникает полемика, мол, «Единая Россия», как правило, получает большинство мандатов в представительном органе и диктует руководителю, как себя вести. Но, коллеги, не вина «Единой России» в том, что ее поддерживают другие жители. Это вина других партий, которые не могут завоевать авторитет. Что касается главы администрации, то если он избран населением — в этом тоже есть некая опасность: многие кандидаты-популисты на выборах обещают населению золотые горы и великие блага, а когда избираются — совершенно не в состоянии исполнить свои обещания и занимаются только тем, что обвиняют всех своих политических противников, что те вставляют им палки в колеса. Глава же администрации, назначаемый по контракту, проходит двойной контроль. Его кандидатуру, профессиональные качества, опыт и программу оценивает специальная комиссия (50% членов от губернатора, 50% - от представительного органа), и в этом случае лозунги уже не сыграют роли. При этом представительный орган может отклонить предложенную комиссией кандидатуру. Этот двойной фильтр позволяет не допустить к управлению администрацией популиста и пустозвона.

В итоге получается, что людей, обычных граждан, мы все же исключаем из процесса формирования руководства муниципального образования.
- Глава администрации не руководит городом. Он не должен лезть в политику, у него конкретные задачи — чтобы водопровод работал, транспорт ходил, канализация функционировала, дороги ремонтировались и так далее. За это он ответственен перед теми людьми, которых лично вы избираете в городскую думу. Другое дело, что, к сожалению, активность на выборах не самая высокая в силу разных причин. Кто-то говорит: «там все без меня решили». Так вот, до тех пор, пока мы будем относиться к своему гражданскому долгу так безответственно, власть будет неэффективной. Конечно, много зависит и от личности людей, которые возглавляют и представительную власть, и исполнительную. Там, где баланс не нарушается, там, где каждый на своем месте исполняет свой функционал, там всегда есть эффективность.

Как этого добиться на практике?
- Сложно. Российская Федерация, как государство, а тем более такой институт, как местное самоуправление, - очень молоды. Я считаю, что реально новая Россия начала формироваться в XXI веке. 90-е годы были даже не переходным периодом, это был некий коллапс из разрухи, и в этом нельзя никого винить - ни Ельцина, ни Чубайса, ни Гайдара. Я не уверен, что если бы во главе государства стоял не Ельцин, а кто-то другой, мы пошли бы каким-то другим путем и нам бы было легче. Нужно понимать, что этот распад СССР и развал экономики был подготовлен деспотизмом КПСС, монополией, запретом, косностью. Люди хотели просто вздохнуть, глотнуть свободы, а что за этой свободой будет — им было неважно. Уже потом, к концу прошлого столетия, пришло отрезвление, мы поняли, что нужно что-то менять, чтобы Россия не превратилась в множество мелких княжеств. Так что государство еще очень молодо. Мы проходим развитие, какое не проходила ни одна страна в мире — смена вектора политического развития, смена экономики, изменение психологии людей. Чтобы законы, которые мы приняли, заработали эффективно, чтобы не было смешения властных полномочий, должно смениться 2-3 поколения, должна измениться психология людей.

Беседовала Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com


Досье:
Вячеслав Степанович Тимченко,

Заместитель председателя комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности.
Дата и место рождения: 20 ноября 1955 года, Новошахтинск, Ростовской области.
Образование: Новочеркасский политехнический институт с присвоением квалификации «инженер-технолог». Кандидат экономических наук.
Карьера:
1978 - инженер-конструктор отдела главного конструктора нестандартного оборудования Коломенского тепловозостроительного завода.
1979-1985 - заведующий орготделом Коломенского горкома ВЛКСМ, заместитель заведующего отделом комсомольских организаций, заведующий отделом рабочей и сельской молодежи Московского обкома ВЛКСМ.
1990 - заместитель директора, директор программы «Территория» «Территория» Российско-американского университета.
1991 - исполнительный директор ООО «Центр-Компакт».
1992 — зам. управляющего Московского областного филиала АКБ «Финист Банк».
1994-1997 - работал в департаменте по связям с общественностью банка МЕНАТЕП.
1997-1998 - работал в управлении по связям с органами государственной власти КБ «Альфа-банк».
1998 - руководитель департамента по взаимодействию с органами государственной власти, с декабря 1999 - вице-президент ОАО «Тюменская нефтяная компания».
2001 - вице-президент, и.о. руководителя Блока поддержки и обеспечения бизнеса, первый вице-президент, член правления ОАО «ТНК».
2003 - глава Фонда поддержки законодательных инициатив.
7 декабря 2003 избран депутатом Государственной Думы РФ. Член фракции «Единая Россия». Председатель комитета ГД по вопросам местного самоуправления.
С ноября 2008 - председатель Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС).
С 24 сентября 2014 года - заместитель председателя комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности.
Хобби: рыбалка
Любимое блюдо: рыба.
Любимый фильм: «Москва слезам не верит», «Офицеры», отечественные фильмы советского периода.
Жизненное кредо: Там где мы - там победа.

Опросник Марселя Пруста
Реформа, которую вы считаете наиболее важной: для России XIX века — столыпинская реформа, в более ранний период — реформы Петра I.
Качества, которые Вы больше всего цените в женщине? Верность.
Недостаток, к которому вы испытываете наибольшее снисхождение? Слабость.
Ваша идея о счастье? Хочу, чтобы все были счастливы, и прежде всего мои дети и внуки.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте