Магазины, закупавшие товар за евро и доллары, приостанавливают продажи - непонятно, по какой цене продавать.

«Магазин закрывается»

28.12.2014 15:04:00 3209 0

Ритейл старательно меняет ценники на товары и думает, как жить после 15 января, когда граждане потратят свои сбережения и начнут так же фанатично экономить.

Ключевая ставка Центробанка — 17%, рубль то падает в пропасть, то медленно карабкается вверх, то снова падает. Люди, пытаясь избавиться от родных, но непредсказуемых рублей, в панике сметают гречку, холодильники и автомобили, опустошая прилавки магазинов и склады. Ритейл старательно меняет ценники на товары и думает, как жить после 15 января, когда граждане потратят свои сбережения и начнут так же фанатично экономить.

С новым диваном!
- Ой, если вы диван хотите покупать, долго не думайте. Мы сейчас продаем товары со склада еще по старым ценам. А что там дальше будет — кто его знает. Цены каждую неделю меняются..., - причитает милой наружности девушка-консультант в мебельном магазине, усаживая меня на диван, который «пока еще по старой цене».
Ту же песню, слегка меняя аранжировки, поют консультанты в других магазинах — затягивают на все лады про взбесившиеся курсы валют и резко подорожавшие иностранные комплектующие, про непредсказуемость поставщиков и полный «ценовой хаос», в который страна непременно окунется, как только воспрянет от новогодних праздников. Еще полчаса шопинга, и я знаю все о финансово-экономической ситуации в мире.

В магазине тканей, что в двух кварталах от мебельного, пышноволосая брюнетка жалуется, что два дня назад ткань стоила дешевле. И получает ответ: «Все правильно, мы буквально сегодня подняли цены на 40%. Кризис». На фасаде соседнего здания красуется табличка «Магазин закрывается. Распродажа». Здесь торгуют одеждой «made in China». В стоке, куда я люблю иногда заглядывать, с порога заявляют: «Работаем до конца декабря. С нового года  точку закрываем... Евро-то, видите, как скачет, а мы же все в евро закупаем. В городе половина стоков схлопнулась». А свою любимую индийскую лавочку, где уже несколько лет покупаю чай, я в тот же день застаю полупустой. «Переезжаем. Чаем торговать будем и дальше, а все остальное распродаем», - спокойно говорит мне владелец магазинчика и протягивает визитку, чтобы не терять связь.
Домой прихожу озадаченная, с запасом чая, в новом кардигане и с 300 граммами «пармезана», который после двухнедельного отсутствия наконец-то появился в супермаркете у дома, но подорожал на 200 рублей. А диван мне привезут только через неделю — заявок на доставку слишком много. Кстати, соседи на днях тоже купили новый диван. Наверное, как и я, успокаивали себя тем, что они искали его два месяца, и он действительно был им нужен...

Купим все. Дорого
Вообще, надо сказать, соотечественники слегка встревожены, если не в панике. Иначе зачем бы им атаковать магазины и судорожно менять там свои рубли на диваны, ювелирные украшения, бытовую технику и новые автомобили. Последних, говорят, в Кирове и вовсе уже дефицит.
- Спрос на автомобили действительно повышенный. Видимо, люди боятся хранить деньги в рублях, считают, что есть смысл совершить покупку мечты, либо вложиться в машину, которую потом можно будет перепродать, - говорит Анатолий Козьминых, гендиректор «Маркетинг бюро. Центральный офис». - Но несмотря на повышенный спрос, рынок особо не растет. Производители на такую ситуацию не рассчитывали. Кроме того, им не совсем выгодно продавать большой объем машин при таком плавающем курсе. Поэтому продажи иномарок частично приостановлены. Это касается, например, бренда KIA.

С иномарками в стране вообще напряженно. Представители сразу нескольких компаний (General Motors, Audi, Jaguar Land Rover) в декабре сообщили о приостановке поставок машин на российский рынок из-за нестабильной ситуации с курсом рубля. На автозаводе «Фольксваген» в Калуге остановили конвейер не 31 декабря, а 22-го, и всем составом отправились на досрочные новогодние каникулы. Что касается цен, то по данным аналитического агентства «Автостат», с начала декабря ценники подняли 23 автопроизводителя.

Между тем, повышенный спрос, по мнению Анатолия Козьминых, сохранится и в начале года. Не все успели потратить «опасные» рубли.
Хотя граждане старались изо всех сил. Так старались, что даже вице-президента Вятской ТПП Михаила Гальцова удивили:
- Разговаривал с представителем одного из кировских банков — ажиотаж, очереди, люди снимают деньги, отказываются от процентов по вкладам. Потом с этими деньгами бегут в магазины и покупают машины, которые им совсем не нужны, по три холодильника покупают! - эмоционально описывает ситуацию Гальцов руководителю УФАС по Кировской области Артему Молчанову в коридоре антимонопольной службы после совместной пресс-конференции.

Холодильники, кстати, стали практически самым популярным товаром в декабре. Также как телевизоры и компьютеры. Покупатели, хлынувшие в магазины бытовой техники небывалым потоком, оставили после себя пустые полки и склады. Такова ситуация по всей стране, и Киров не исключение.
- Спрос выше, чем обычно перед Новым годом, примерно раза в полтора, - говорит владелец сети «Квадрат» Кирилл Пасечник. - Сберегательный мотив, думаю, сейчас довольно сильный.
При этом по словам Кирилла Пасечника «старые запасы товара закончились».
- В Москве склады уже пустые. Склады вендеров (владельцы торговых марок, которые производят товар) тоже пустые. Мы работаем «с колес». Запасов все меньше и меньше. Техника стала биржевым товаром: сегодня продается по одной цене, завтра по другой, послезавтра - по третьей. У нас товар валютный, он в России не производится, здесь происходит только сборка. 70% цены товара — это стоимость комплектующих, которые производятся в зоне йены, китайского юаня и европейского евро. Так как рубль относительно этих валют сильно «просел», рублевая цена на комплектующие выросла, а следовательно, и весь товар подорожал. Некоторые поставщики подняли цену до 70%, а то и до 100%. Рынок тоже диктует свое: при сниженном предложении и высоком спросе цена растет. Ну и риски возросли, соответственно по всей цепочке растет наценка, чтобы покрыть рисковую разницу. У нас наценка выросла на 3%, насколько она увеличилась у поставщиков — сложно сказать.
В январе стоит ждать очередного роста цен на бытовую технику и электронику, так как запасы товара окончательно закончатся, а ажиотажный спрос хотя и начал ослабевать, но еще сохранится. На этом фоне возможны спекуляции, предполагает Пасечник.
- Инфляция, скорее всего, будет разгоняться, и рублевые цены пойдут в рост уже не из-за валюты, а потому что денежная масса начнет «давить». Но к февралю, думаю, ситуация нормализуется: придут новые товарные поставки, курс рубля будет понятнее, - прогнозирует бизнесмен.

Надо договариваться
Пока же бизнесу мало что понятно. А покупатели фиксируют в магазинах новые ценники.  Серьезно повысилась стоимость смартфонов Samsung Galaxy и Apple (американская компания и вовсе прекратила продажи), подорожали товары из IKEA, лихорадит и fashion-ритейл. Ассоциация компаний розничной торговли ожидает роста цен на продукты в январе  на 15%. Причины все те же: девальвация рубля, рост закупочных цен и подорожание импорта. Ритейлеры уже получают уведомления от поставщиков о росте цен на импортный алкоголь (на 15-20%), чай и кофе (на 25-30%), об этом сообщает ТАСС со ссылкой на представителя торговой сети X5 Retail Group Владимира Русанова.

А вот повышения зарплат никто никому не обещает. Поэтому покупательская способность россиян, по мнению заместителя председателя правительства России Ольги Голодец, серьезно упадет. И начнется в стране с 15 января совсем другая жизнь — расчетливая и экономичная. Ритейл на фоне тотальной экономии сограждан, по прогнозам экспертов центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, может погрузиться в стагнацию с риском перехода в рецессию. Уже сегодня индекс предпринимательской уверенности в организациях розничной торговли, по данным опроса предпринимателей, снизился с 3% в III квартале и в начале года до 1% в IV квартале, говорится в исследованиях НИУ ВШЭ. Это самое низкое значение с 2009 года.

Что делать и как выходить из кризиса? 15 декабря главы сильнейших розничных сетей обсуждали эти вопросы в стенах МГИМО, где прошел ежегодный декабрьский ужин наблюдательного совета B2B Conference Group (BBCG). И вот до чего договорились: как передает слова управляющего директора BBCG Алексея Филатова new-retail.ru, ключевой проблемой-2015 будет даже не трафик, а доходность розничных продаж. Рост затрат будет сопровождаться планируемым снижением объемов продаж, а главным станет вопрос «на чем реально заработать?».

- Основной посыл – мнение, с которым согласились все - зарабатывать нужно на маржинальных товарах, на собственном производстве во всех его видах и формах. На СТМ, на собственной кухне, в прямом и переносном смысле. На сервисах и услугах. Для food ритейла - на развитии совместного бизнеса с агросектором, - пояснил Филатов new-retail.ru. - Второе направление – «зарабатывать» на арендодателях. Ритейлу пора всерьез взяться за отстаивание своих интересов перед ТЦ, девелоперами, УК и владельцами объектов стрит-ритейла. Масштабно эту задачу в России еще никто не решал. И, третье – поиск всех возможных решений по взаимодействию участников рынка для борьбы за продажи и оптимизацию расходов. Импортеры и сети, ритейл в соседних секторах, ритейл и кейтеринг, рестораны и заправки. Отдельная тема - взаимодействие сетей и производителей, ритейла и компаний агросектора.

Договариваться надо, утверждают эксперты. А россиянам, видимо, придется жить по правилам одного из покупателей супермаркета у моего дома (где «пармезан» подорожал на 200 рублей):
- Все дорожает, да. Ну так а чего расстраиваться-то? Все живы, здоровы. А кризис как-то переживем! И денег еще заработаем, - говаривал тот покупатель, мужчина средних лет. И широко улыбался.

Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте