Здание Общественного собрания в Вятке на улице Спасской.

Исторический год

10.01.2015 18:10:00 1784 0

Именно так охарактеризовала уходящий 1914 год газета «Вятская речь» в первом новогоднем выпуске 1915 года. 

Жители Вятки отмечали Новый год, ни на секунду не забывая, что в мире бушует война (которую мы назовем впоследствии «первой мировой»), а в госпиталях и лазаретах города страдают от ран защитники Отечества.
 
Боже, Царя храни!
«В ночь под Новый Год в Кафедральном соборе состоялась встреча Нового года. Молебствие совершал преосвященный Никандр, епископ Вятский и Слободской, который сказал соответствующее случаю слово. На молебствии присутствовал г. начальник губернии, г. вице-губернатор и другие военные и гражданские чины и много молящихся», - писала 3 января газета «Вятская речь».
 
А в «Общественном собрании» (сегодня здесь «Театр на Спасской») в день Нового года состоялись «взаимные новогодние приветствия». Газета сообщала с места событий следующее:
«Собрание посетили начальник губернии с супругой, г. вице-губернатор с супругой, военные и гражданские чины, члены клуба и дамы. Г. губернатор А.Г. Чернявский перед началом поздравлений обратился к присутствующим со словами: 
- На границе двух беспримерных исторических годов я позволю себе предпослать нашему предстоящему общению вещие слова, быть может, уже позабытого поэта, которые как нельзя лучше рисуют настоящую Россию:
Не в пьянстве похвальбы безумной,
Не в пьянстве дерзости слепой,
Не в буйстве смеха, песни шумной,
Не с звоном чаши круговой,
Но в силе трезвенной смиренья 
И обновленной чистоты
На дело грозного служенья
В кровавый бой предстанешь ты...
Иди, ясна твоя дорога;
В душе любовь, в деснице гром.
Грозна, прекрасна - Ангел Бога,
С огнесверкающим челом!
 
Такой Россия представилась прозорливому поэту. Такова она в настоящее время величественной борьбы, когда миллионами глаз взирает на своего Верховного Вождя и в его многолюбящем, многообъемлющем сердце слагает свои лучше надежды, свои твердые упования. Обратим и мы свои взоры к Верховному Вершителю судеб России и от всей души произнесем: «Боже, Царя храни!».
Праздновали Новый Год и в «Коммерческом клубе». Здесь 31 декабря состоялся «семейный вечер». «В 12 часов ночи музыка известила о наступлении Нового года, - писала газета. - Председатель совета старшин поздравил присутствующих в зале с Новым Годом, после чего был исполнен народный гимн, покрытый криками «ура». Затем состоялся ужин по подписке, в котором приняло участие до 60 человек. Вместо шампанского и прочих вин собравшиеся пили прохладительные напитки».
«Семейные вечера», «концертно-семейные вечера» и «детские музыкальные вечера» шли в «Общественном собрании» и «Коммерческом клубе» и в первые дни Нового года.
 
Безудержный смех!
Из развлечений в арсенале жителей Вятки были еще кино и театр. Так, «Одеон» всего один день, 1 января, показывал «богатейшую программу картин»: «Пребывание Государя Императора с Августейшей семьей в Москве», «Великая война народов» (поразительные небывалые моменты с натуры), «В мире цветов» (научный в красках), «Макс Линдерь на свидании» (комическая), «Я умер» (беспрерывный смех!) и другие. В «Прогрессе» с 4 января демонстрировали драму в 5 частях «Вавочка» «по известному роману Вербицкой».
 
В Городском театре 1 января шла историческая пьеса «Царь Федор Иоаннович» в 5 действиях. За билет вятчане платили от 5 копеек до 1 рубля, а в афише отдельной строкой значилось: «учащимся разрешено». 2 января, в пятницу, в театре показывали «популярную пьесу Максима Горького «На дне». 3 января горожан приглашали на бенефис и 25-летний юбилей М.А. Лариной с демонстрацией пьесы Князя Сумбатова «Закат» в 5 действиях. 4 января утром планировался спектакль по роману Крестовского «Петербургские трущобы» в 7 картинах, а 9 января городской театр показывал благотворительный спектакль: «группой П.А. Шумского при благосклонном участии артистки Н.Н. Петровой разыграна будет драма Дюма «Маргарита Готье». Во время спектакля предполагается устройство чайного стола. Чистый сбор от спектакля поступит в пользу Вятского общества помощи студентам», - значилось в афише.
 
Реальная война
И все же празднование Нового Года не затмило собой реальность — в мире зимой 1914-1915 года бушевала страшная война. И газета «Вятская речь» свой первый номер 1915 года посвятила вовсе не подведению итогов года. На печатных страницах по-прежнему подробно рассказывали о событиях на фронтах боевых действий, о помощи раненым, находившихся на излечении в госпиталях Вятки. Война оставалась главной темой.
 
«Никогда еще Европа со времени Наполеоновских войн не встречала наступающего Нового года при таких необычных условиях, как в настоящее время, - писала «Вятская речь» 1 января. - То, что еще пять месяцев тому назад казалось совершенно невероятным и невозможным, чего боялись и что не допускали ни люди науки, ни большинство практических политиков — случилось... Европейская, а теперь почти и всемирная война стала реальным фактом наших дней и как огненная лава, разрушающая все на своем пути и сеющая кругом смерть, вот уже шестой месяц со стихийной силой разливается по мирным до того времени уголкам «цивилизованной Европы»... Можно с полной уверенностью сказать, что отныне и для нас, и для будущих поколений минувший 1914 год явится одной из величайших в жизни человечества исторических дат... Пусть же наступающий 1915 год принесет с собой конец этой ужасной войне и вместе с тем разорвет навсегда цепи того плена милитаризма, в котором задыхается вся Европейская жизнь. Н.К-ий».
 
Новости в первых номерах «Вятской речи» 1915 года были соответствующие:
«В пятницу, 2 января, в госпитале при губернаторском правлении была зажжена елка для раненных, находящихся в означенном госпитале и в казенной палате. Елочный вечер прошел весьма оживленно. Некоторые из раненных были замаскированы животными, клоунами. Пели песни, куплеты, плясали. Один из раненых казался хорошим фокусником. Оживлению еще много содействовали помогавшие в пении и составившие хор балалаечников чиновники. Магазин Кардакова предоставил для вечера граммофон. Раненым были розданы подарки: курящим — корешковые портсигары, спичечницы и трубки, а некурящим — изящные записные книжки. Закончился вечер исполнением народного гимна. Всех раненых на вечере было до 120 человек. Вечер посетил вице-губерантор г. Тизензаузен. Елка была устроена частью по подписке служащих губернского правления, частью на пожертвования члена Государственного Совета, г. Сырнева и частных лиц».
 
«Ввиду необходимости занятия помещения для воинских частей с рождественских каникул прекращаются занятия в епархиальном женском училище. Ученицам, уехавшим на праздники домой, предложено не возвращаться в училище».
 
«Вятская уездная управа препроводила в Вятский губернский комитет новую партию пожертвований, по счету третью, собранных через 59 лиц от крестьянского населения уезда, по преимуществу через заведующих училищами. Большинство пожертвований: носильное белье, холст, портянки, полотенца, шарфы, есть кошельки с табаком. Деньгами пожертвовано 155 руб. 38 копеек».
 
«Вечер, устроенный коммерческим клубом, во вторник, 30 декабря, с передачей сбора на покупку подарков раненым, находящимся на излечении в Вятских госпиталях, прошел в общем удачно при полном зале зрителей. Бойко торговали значками в пользу раненых».
 
«Накануне Рождества, 24 декабря, во все госпитали и лазареты г. Вятка были разосланы в качестве рождественских подарков от гг. артисток и артистов городского театра для раненных и больных воинов: один пуд табаку 2 сорта, соответствующее количество гильз, 70 стоп почтовой бумаги и соответствующее количество конвертов, которые были приобретены на деньги (128 р. 35 коп), вырученные от спектакля в городском театре 17 декабря».
 
В целом же, конечно, жизнь текла своим чередом. Со страниц новогодних газет типография С.А. Лобовикова обещала в «изящном исполнении» и на «исключительно новых машинах» выполнить все типографские работы, электро-механическая мастерская столярно-строительных работ И.И. Полевщикова принимала заказы на дубово-стильную мебель, «опытный счетовод» искал занятие, предлагая взять на себя «устройство счетов и составление отчетов», кто-то искал няню, врач А.С. Медем в бывших номерах Чучалова принимал больных «специально по внутренним, ножным и венерическим болезням», а зубной врач Соколова-Махровская ставила пломбы за 1 рубль. Цены, кстати, у Соколовой-Махровской к Новому году не выросли.
 
Кинотеатр «Прогресс» в Александровском саду. В сентябре 1908 года кинотеатр переехал в дом Дьяконова на Московской улице. 24 сентября (7 октября) 1911 г. состоялось открытие зимнего сезона в новом здании, выстроенном на улице Никитской (Володарского) в квартале между улицами Московской и Преображенской (Энгельса).
 
Фото fromvyatka.ru.
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте