Эксперты уверены: малый бизнес хорош тем, что он быстро адаптируется к изменяющимся условиям.

Проснемся в новой реальности

10.01.2015 18:28:00 1470 0

В последний день 2014 года гости и эксперты радиостанции «Эхо Москвы в Кирове» обсуждали его итоги и перспективы с точки зрения бизнеса.

Эфир оказался на удивление (как-никак почти праздничный день) востребованным. Впрочем, определиться с тем, какое событие оказалось наиболее значимым, эксперты так и не смогли. В свою очередь, подавляющим большинством голосов слушатели назвали «событием года» изменение курса рубля. Наверное потому, что коснулся он абсолютно всех.
 
Положительный эффект
Олег Прохоренко, главный редактор газеты «Бизнес Новости в Кирове»:
- На самом деле, год был интересным, неоднозначным. Специально для программы посмотрел темы, которые мы так или иначе поднимали в течение него: это и проблемы региональных ТВ с газетами, и пушнина, проблемы фермеров и такси, потребительская кооперация, форум «БиоКиров», борьба с теневым бизнесом в лесу и т.д. Очень много тем, которые на тот момент были актуальными. Но сегодняшнюю программу мы решили не акцентировать на какой-либо отдельной теме и посмотреть в ретроспективе, что было. И, может быть, сделать небольшой прогноз. Поэтому в студию мы пригласили людей, которые так или иначе причастны либо к законодательству, либо к защите бизнеса, либо сами являются предпринимателями.
В частности, как раз перед самым Новым годом у нас появился уполномоченный по защите прав предпринимателей, второй в истории Кировской области. Хочу спросить у наших гостей, нужен ли сегодня бизнес-омбудсмен? И, может быть, он нужен сегодня больше, чем в какое-либо другое время?
 
Лев Шварцблат, директор «Института бизнеса»:
- Еще в то время, когда закон о бизнес-омбудсмене разрабатывали и обсуждали, у меня были странные ощущения по поводу этого закона. Ситуация двусмысленная (и я уже говорил об этом): государство за свой счет нанимает чиновника, который будет защищать бизнес от государства. То есть, здесь мы априори признаем, что у нас имеются факты, когда государство неправомерно вмешивается в деятельность бизнеса. В противном случае было бы странно вводить такую должность.
В 2013 и в 2014 годах ситуация с проверками у нас действительно была неблагополучная. Причем, это касалось не столько плановых проверок, сколько внеплановых. Допускалась даже ситуация, когда надзорные органы с проверками приходят по анонимным жалобам.
 
Олег Прохоренко:
- Я посмотрел: у нас только федеральных надзорных органов порядка 25-ти...
 
Лев Шварцблат:
- Да, поэтому уполномоченный, конечно, нужен. По крайней мере, на какой-то период, пока ситуация не стабилизируется, не станет для бизнеса более благоприятной.
 
Андрей Вавилов, уполномоченный по правам предпринимателей в Кировской области:
- Я со Львом Давидовичем полностью согласен. Единственное, я все-таки напомню посыл Владимира Путина, который сказал примерно следующее: я, к сожалению, не везде на местах успеваю, поэтому вы, ребята, добились своего: среди вас будет чиновник, наделенный полномочиями, который будет работать в регионе. Например, в Ульяновской области, где был первый в России бизнес-омбудсмен, обращений было около 1000. У нас за прошлый год порядка 80.
Я уже ранее говорил в интервью «Бизнес Новостям», что как только проблемы, которые призван решать институт уполномоченного, будут сняты с повестки дня, я тут же подниму руки и скажу, что все, работа завершена и уйду. Но пока до этого далеко. Я уже сегодня (Ред. - 31 декабря) встречался с главой города Кирова, так как поступило обращение по поводу пресловутой «ларечной амнистии». Глава города пошел навстречу и на три месяца (до 12 марта) ее продлил.
 
Олег Прохоренко:
- Олег Александрович Казаковцев совсем недавно нам звонил и рассказывал, что есть история в Кильмези, когда семейному подряду предпринимателей не дают выкупить арендуемые квадратные метры. Как вы считаете, эти обращения должны идти к вам, как к сенатору, или все-таки это дело бизнес-омбудсмена? 
 
Олег Казаковцев, член Совета Федерации от Кировской области:
- Я часто шучу и говорю, что надо сейчас ждать появления уполномоченного над уполномоченными. Хотя и надо признать, что потребность в них есть. Часто надзорные органы не выполняют своих прямых функций. Есть потребность в них и тогда, когда хозяйствующие субъекты сталкиваются в каких-либо конфликтах. Малые предприниматели не имеют своей юрслужбы, они стесняются или иногда не хотят обращаться к юристу. Люди больше надеются на «телефонное право». Есть некие личностные отношения, и чем дальше от Кирова, тем сильнее они влияют.
 
Олег Прохоренко:
- Тогда скажите, «надзорные каникулы», о которых говорил президент, они в какой-то законопроект уже оформляются?
 
Олег Казаковцев:
- Да, он будет принят в течение первой сессии этого года. В свою очередь, законопроект о налоговых каникулах для тех, кто впервые зарегистрировался в качестве предпринимателя, после заявления президента сразу же был принят. Отношение к этому, конечно, неоднозначное. Мы прекрасно понимаем, что часть предпринимателей будет перерегистрироваться, переводить бизнес на близких родственников и т. д. Однако Минфин посчитал и решил, что положительный эффект превысит отрицательный: люди более активно будут вовлекаться в бизнес.
 
Время находок
Олег Прохоренко:
- У меня вопрос такой. Коль скоро нефть упала до 50 долларов за баррель, а бюджет рассчитывался из положения 100 долларов за баррель, то что будет с ценами? Цены на бензин все время держались на определенном уровне. И только после того, как президент сказал «пусть органы ФАС проверят цены на бензин», они несколько снизились. Мне интересно с точки зрения рынка — это хорошо или плохо? Не возникнет ли у нас дефицит бензина, если мы будем так искусственно снижать цены? Или действительно имеет место сговор крупных поставщиков?
 
Олег Казаковцев:
- Бензиновые цены будут так или иначе расти, это очевидно. Но на самом деле, главная прерогатива 2015 года — это борьба с инфляцией, что намного сложнее, чем держание под контролем цен на бензин. Есть оптимистичный прогноз — 10%. По моей же оценке инфляция может составить и все 15% годовых. А по факту, для населения, она может выразиться и в больших цифрах. Особенно учитывая, что Росстат считает, что носки вам положены одни на два года, шапка — на пять лет и т. д.
 
Светлана Занько, главный редактор «Эхо Москвы в Кирове»:
- Ну, как это обычно и бывает. Разрыв между официальными данными и реальными.
 
Олег Прохоренко:
- В конце 2014 года случился потребительский бум. Сначала сметали иностранные автомобили и недвижимость, потом бытовую технику. Чем это чревато, на ваш взгляд, для бизнеса и предпринимателей? Что мы можем получить в итоге?
 
Светлана Занько:
- Да, будут ли наши полки пустовать?
 
Андрей Вавилов:
- Очень много компаний в Москве, который занимались перепродажей импорта, практически свернули свою работу, распродали все остатки... 12 дней каникул пройдут, а денег больше у людей не станет. Я думаю, что в январе и феврале будет абсолютное затишье во всем торговом бизнесе. Особенно то, что касается бытовых товаров. Тем более, все уже давно скорректировали ценники.
Мое пожелание для всех в новом году — следите за своими кредитами. Вы должны понимать, чем вы их будете отдавать.
 
Олег Прохоренко:
- Как вы думаете, будет ли в этом году бум импортозамещения, о котором все говорят? Можно ли предпринимателям занимать сейчас эту нишу?
 
Олег Казаковцев:
- Любые тяжелые времена — для кого-то реально тяжелые, для кого-то это время находок. Проблема заключается в следующем: страна довольно долго и осознано шла к тому результату, который мы сейчас получили. Мы с вами в этом процессе тоже, к сожалению, участвовали. Мы считали, что за счет углеводородов мы можем покупать в мире, что хотим, а сегодня столкнулись с тем, что ничего купить не можем, а собственного производства нет. К тому же реальный курс рубля по отношению к доллару у нас укрепился на 40% и более. Наша производительность труда не соответствовала росту зарплат, который происходил. Почти у всех было ощущение, что что-то неправильное происходит в экономике, однако грамотно об этом могли говорить только эксперты.
Наверное, такая встряска нужна, но импортозамещение быстро не произойдет. Я скажу, где можно быстро: это легкая промышленность, это частично сельское хозяйство. Надо понимать, что моментально мы весь импорт заместить не сможем.
 
Олег Прохоренко:
- Лев Давидович, тогда у меня к вам вопрос, как к директору «Института бизнеса». Много говорят о том, что кризис — это лучшее время, чтобы начать свое дело. Может быть, вы нам подскажете сферы, в которых это лучше всего делать?
 
Лев Шварцблат:
- 12 января мы проснемся в другой экономической реальности. Она будет существенно отличаться от того, что было раньше. Ближайшие полгода потребительская активность будет близка к нулю. К этой ситуации предприниматели должны будут как-то адаптироваться. Но, например, чем хорош малый бизнес? Он быстро адаптируется к изменяющимся условиям. 
Если раньше предприниматели зарабатывали на продаже бытовой техники, то сейчас будут зарабатывать на ее ремонте и обслуживании (смеется). То есть, какие-то ниши все равно будут существовать.
 
Подготовила Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте