60 «пилюль» от кризиса

01.02.2015 20:43:00 1627 0

Поможет ли России антикризисный план, утвержденный правительством на прошлой неделе?

Докапитализация банков, использование госгарантий, поддержка «Внешэкономбанка» и отраслей, снижение налогов для малого бизнеса и курс на импортозамещение (с помощью госзаказа и закупок госкомпаний) — такие меры значатся в антикризисном плане, утвержденном правительством России на прошлой неделе. План рассчитан на два года и состоит из 60 пунктов. Разработчики надеются, что экономику спасут ограничение расходов, структурные реформы и сохранение резервов.

Банкам — деньги, бизнесу - льготы

Уже к 2017 году бюджет России должен стать бездефицитным при прогнозной цене не нефть в 70 долларов за баррель, заявил на прошлой неделе министр финансов Антон Силуанов, комментируя антикризисный план. Если верить документу (он опубликован на сайте правительства), в ближайшие два года страну ждут меры, «направленные на активизацию структурных изменений в российской экономике» и возобновление роста ВВП.Придется, правда, решительно затянуть пояса: план предполагает сокращение расходов по большинству статей федерального бюджета на 2015 год на 10%. В первую очередь, за счет исключения неэффективных затрат. Так, будут сокращены расходы на функционирование органов госвласти, в том числе за счет «уменьшения расходов на оплату услуг повышенной комфортности».

А вот все обязательства социального характера власти обещают обеспечить в полном объеме. Этого, кстати, потребовал лично президент России Владимир Путин. Не подпадут под сокращение и расходы на обеспечение обороноспособности страны, а также расходы на поддержку сельского хозяйства и исполнение международных обязательств. Что же касается новых инвестпроектов, то их реализация будет отложена: сейчас важно завершить ранее начатые проекты, считают разработчики плана.При этом максимум усилий российские власти намерена направить на семь ключевых направлений. Вот эти направления:- поддержка импортозамещения и несырьевого экспорта;- развитие малого и среднего бизнеса за счет снижения финансовых и административных издержек;- привлечение в экономику инвестиций;- компенсация «дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан»;- снижение напряженности на рынке труда;- повышение устойчивости банковской системы и создание механизма санации проблемных системообразующих организаций;- оптимизация расходов бюджета «за счет выявления и сокращения неэффективных затрат» и концентрация ресурсов на «приоритетных направлениях развития».

Экономике России при этом предсказывают скорый выход из рецессии:- Постепенная стабилизация мировых сырьевых рынков и предпринимаемые совместно с Банком России меры позволят нормализовать ситуацию на валютном рынке и создать условия для существенного снижения номинальных процентных ставок и повышения доступности кредитования. Это обеспечит последовательный выход основных отраслей экономики из рецессии, в том числе за счет более высокой ценовой конкурентоспособности российских товаров в результате снижения курса рубля. Сопутствующее этому снижение инфляции на потребительском рынке позволит минимизировать влияние кризиса на качество жизни российских семей, – говорится в антикризисном плане.Что касается финансирования, то наибольшие суммы планируется выделить на докапитализацию системно значимых банков (1 трлн руб. за счет средств Агентства по страхованию вкладов + 250 млрд руб. за счет средств Фонда национального благосостояния), финансирование Внешэкономбанка (до 300 млрд руб.), предоставление госгарантий по кредитам и займам, привлекаемым крупными компаниями (200 млрд руб.), индексацию с 1 февраля 2015 года страховых пенсий (188 млрд руб.), борьбу с безработицей (до 52,2 млрд руб.) и поддержку сельского хозяйства (до 50 млрд руб. в 2015 году). По некоторым пунктам плана объемы финансирования пока не названы.

Так, неизвестны предполагаемые расходы на «стимулирование выдачи кредитов на строительство жилья экономкласса», «увеличение объемов социальной ипотеки» и «компенсацию потерь предприятиям оборонно-промышленного комплекса, связанных со снижением курса рубля, которые выполняющая гособоронзаказ «оборонка» несет при закупке импортных комплектующих и оборудования для своих предприятий».

- В целом мы видим, что большую часть средств направят на докапитализацию финансовых институтов. Смысл этой меры понятен: одна из причин кризисного состояния экономики — недостаток денежной массы, а предоставляя средства финансовым организациям, государство предполагает, что эти деньги окажутся в экономике, - комментирует секретарь Общественной палаты Кировской области Андрей Усенко. - Мне бы тоже хотелось в это верить. Но мы имеем опыт предыдущих вливаний в банковскую систему. К тому же у банковской системы есть большой соблазн спекулировать на валютном рынке вместо того, чтобы заниматься системной работой с корпоративными заемщиками, оценивать проекты, рассчитывать бизнес-планы и так далее.

Адекватный ответ?

Разработчики плана отмечают, что перечень первоочередных мероприятий не является исчерпывающим, он будет обсуждаться с депутатами Госдумы, с субъектами Российской Федерации, и будет дополняться новыми антикризисными мерами. Однако пока правительственный вариант выхода из кризиса вызывает достаточно много замечаний:- Мы достаточно критически оцениваем план, - заявил РБК первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов. - Особенно, когда хотят создать антикризисные планы в субъектах. Это утопия. У субъектов ресурсов нет. Они полностью закредитованы. Это попытка заболтать ситуацию. Это говорит о том, что реальных программных действий у правительства пока нет.

Российский экономист Константин Сонин, в свою очередь, прокомментировал «Бизнес Новостям» следующее:

- Этот план не является адекватным ответом на кризис. Это не тот антикризисный план, который ждут от правительства и от руководства страны. Это какие-то мелкие меры, совершенно не адресующиеся к тем большим проблемам, которые стоят перед страной. При этом правительство говорит, что проблемы структурные. А раз они структурные, должны ожидаться серьезные институциональные реформы, которые облегчат жизнь бизнесу: нужна борьба с коррупцией, приватизация предприятий, нужно отменить законы, которые были приняты в последние годы, и нужна корректировка внешней политики, потому что это важный фактор, который внес существенный вклад в нынешний кризис. Структурные реформы - это серьезные изменения, а не перекладывание денег из одного бюджета в другой

.- Скептики всегда найдутся, вне зависимости от того, хорошее ли задумывается дело, - отвечает на подобные заявления уполномоченный по правам предпринимателей Кировской области Андрей Вавилов. - Самое важное, что государство дало посыл, что оно готово что-то делать, чтобы поддержать экономику. Антикризисный план — это не законченный набор инструментов, власти готовы к диалогу.

Впрочем, по поводу «диалога» тоже имеются сомнения. По крайней мере, на этапе разработки антикризисного плана никакого диалога не было, отмечает Андрей Усенко:

- Несмотря на все заверения и обещания, мы в очередной раз имеем дело с планом действий правительства, который принят без обсуждения с тем сообществом, которому он адресован, - говорит Усенко - По той же схеме до этого правительство принимало те или иные решения об изменении налогового бремени, например. К сожалению, мы в очередной раз наступаем на те же грабли, причем осознанно. В документ, уже подписанный на уровне правительства России, бизнесу будет крайне сложно внести какие-либо коррективы. Более того, идеологически этот план выглядит как позиция правительства, и сейчас бизнес должен будет выступать в роли некого оппонента, что опять же неправильно, так как в кризис надо объединять усилия, а не пытаться друг другу что-то доказать.

Налоговая дилемма

Впрочем, при всех своих недостатках, разработанный правительством план обещает бизнесу некоторые послабления. Документ предусматривает, например, упрощение процедуры признания того или иного бизнеса субъектом малого и среднего предпринимательства, ограничение числа проводимых ФАС проверок, предоставление права на налоговые каникулы «всем впервые зарегистрированным индивидуальным предпринимателям в сфере производственных и бытовых услуг» и в целом снижение налогового бремени. В частности, регионам будет предоставлено право уменьшать налог на малый бизнес, рассчитываемый по упрощенной системе, с 6% до 1% с дохода. Также местная власть может снизить ставки ЕНВД - с 15% до 7,5%. Соответствующие федеральные законы должны быть приняты до 27 февраля 2015 года.

Между тем, как отмечает Андрей Вавилов, все вопросы, связанные с налогами, согласно плану, отданы «на откуп» региональным властям, так что регионам предстоит серьезно подумать — могут ли они позволить себе такую «роскошь», как снижение налогов:

- Если мы завтра объявим, что платим 1% с оборота, и ничего считать больше не надо, во-первых, освободится куча бухгалтеров, во-вторых, увеличится число желающих работать легально. Если мы это сделаем, это будет беспрецедентный шаг, - говорит Вавилов. - Но надо просчитывать возможные последствия. Если мы много потеряем, то за счет чего будем содержать регион? С другой стороны, если провести анализ четвертого «кризисного» квартала, мы, скорее всего, увидим такую картину: предприниматели больше 1%, в принципе, и не платят (по данным налоговой средняя бюджетная нагрузка — около 0,65%), так что по факту бюджет вряд ли что-то потеряет.И тем не менее, риск для бюджета есть. А потому перспектива «налоговых послаблений» довольно туманна.

Так, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» губернатор Кировской области Никита Белых озвучил следующие цифры:

- Если говорить про бюджет Кировской области, с «упрощенки» мы получаем где-то 1 млрд 700 тыс. рублей, при общем объеме собственных налоговых доходов в 25 млрд рублей— это весьма ощутимая сумма, - рассказал Белых. - Если мы сразу недополучим по бюджету этого года 500-700 миллионов, а, может, и миллиард, то возникнет вопрос: «За счет чего будут выполняться все социальные обязательства?»Выход, впрочем, есть. По мнению Белых, регионам, которые снизят налоги для малого бизнеса, необходимо предоставить бюджетные кредиты:

- В этих условиях было бы правильно предусмотреть возможность предоставления бюджетных кредитов тем регионам, которые идут на это снижение, чтобы обеспечить кассовое исполнение бюджета. Этот миллиард надо будет отдавать, это деньги возвратные.

Так или иначе, не совсем правильно в принципе перекладывать ответственность на регионы, считает Андрей Усенко:

- Очень грустно, что в очередной раз все возможные налоговые послабления ложатся на плечи регионов. У нас и так получается, что основной объем доходов по налогам собирается федеральным центром, а все льготы по налогам предполагаются на уровне регионов. На мой взгляд, это противоречит принципу единой страны, способствует возникновению ситуации, когда регионы оказываются в неравном положении. Такой подход снимает ответственность за принятые решения с федеральных органов власти. Кризис- это точно не вина регионов, поэтому ответственность за него должны нести не они.Однако расплачиваться регионам, по-видимому, все равно придется.

Мария Петухова

petuhova.mv@gmail.com

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте