Если бы не было бюрократии, потребитель мог бы быть более смелым в своих тратах.

Неизбежное «зло»

16.05.2011 06:58:00 1519 0
Эксперты посчитали, какую часть стоимости бизнеса занимают бюрократия и коррупция.
Участники «Круглого стола»:

Алексей Жаравин, заместитель главы администрации города Кирова
Игорь Израилев, генеральный директор компании «МЦ-5»
Владлен Максимов, руководитель проекта «Вятское подворье» (г. Москва)
Александр Солодянкин, генеральный директор строительной компании «Ост»
Азиз Агаев, директор компании «Бизнес-информ»

В некоторых случаях «на лапу» отдается почти треть бизнеса. Специалисты Европейского университета в Санкт-Петербурге представили на суд общественности интересные арифметические данные: коррупционная бюрократия в ответе за 25-30% стоимости жилья и коммерческой недвижимости, 15% дополнительной торговой наценки в розничной торговле и 10% - в услугах связи. Таков сегодня результат вечной борьбы чиновников и предпринимателей. Можно ли изменить эту данность, обсудили эксперты «круглого стола».

Хаос или бюрократия?

Азиз Агаев:
– Не берусь точно сказать, насколько правы питерские эксперты, озвучивая такие цифры, но полностью согласен с тем, что издержки бизнеса при различных бюрократических процедурах очень большие. Еще для примера: около 500 часов в год приходится тратить бухгалтеру каждой компании для того, чтобы написать все отчеты в различные структуры. В последнее время этой мороки прибавилось: теперь мы отдельно отчитываемся перед пенсионным фондом и фондом социального страхования.

Алексей Жаравин:
– Мне кажется, что цифры, предоставленные специалистами из Санкт-Петербурга, несколько завышены. Нет у нас в стране такого уровня бюрократии и коррупции. Приводится пример слишком дорогой стоимости связи, но цена ее зависит не от того, что бюрократы оказывают слишком большое давление, а от того, что предприниматели в этой сфере стремятся получить сверхдоходы. Жадность тому виной.

Владлен Максимов:
– Не согласен - подсчеты специалистов вполне реальны. В торговле продуктами питания существует целая система, которая выколачивает из ритейлера большие деньги только за место размещения его точек (часть этого дохода, безусловно, идет в карман чиновников). Эти затраты компенсируются продавцом за счет увеличения цен для покупателей. А небольших производителей продуктов питания вообще в «большую игру» практически не пускают: их либо отправляют на рынок, либо на ярмарки выходного дня, где большой прибыли они никогда не получат.

Азиз Агаев:
– Большой процент коррупционной составляющей - в строительном бизнесе. По словам самих строителей, процесс непосредственного начала работ с момента подачи заявления на выделение земельного участка может занимать от одного до двух лет. В это время происходят платы в многочисленные структуры, многократные хождения по коридорам администрации и различным надзорным органам. Нельзя, конечно, сказать, что все эти процедуры совсем не нужны, но чаще всего они слишком затягивают процесс, чиновники могут по разным несущественным причинам многократно возвращать документы для внесения правок. Все это можно сделать гораздо быстрее.

Александр Солодянкин:
– Взятки и большой уровень бюрократии в большей мере свойственны скорее для Москвы. У нас здесь несколько другая проблема – беспредел монополистов: энергетиков, ККС, КТК. Москва ставит им задачу получить с нас как можно больше денег, а какими путями это будет сделано, никого не волнует. Чиновники при этом стоят в стороне, и их не заботит то, как монополисты «выкручивают нашему брату руки». Они и отнимают в итоге около 30% конечной стоимости жилья. При этом, если ты заплатил денег, то все процедуры проходят довольно быстро, если же начинаешь упрямиться и доказывать, что монополисты не правы, можно считать, что ты похоронил сам себя.

Игорь Израилев:
– Но и без бюрократии сегодня невозможно. Как по-другому? Если бы, к примеру, отсутствовала пожарная безопасность или экологическая, был бы полный хаос. Сегодня нужно говорить о качестве этих регламентов, но не об их ликвидации.

Алексей Жаравин:
– Все процедуры мы проводим в соответствии с установленными нормативно-правовыми актами, которые пишутся в интересах людей. Жалуется, к примеру, предприниматель на то, что его «прессует» Роспотребнадзор, не давая продавать конкретный продукт. Но раз это происходит, значит, есть все основания: возможно, покупатели могут отравиться этим продуктом. Строители  тоже могут жаловаться на затянувшиеся проверки, на то, что дом слишком долго сдается в эксплуатацию. Но в конечном итоге именно городская администрация ответственна за него: граждане в случае чего побегут со своими проблемами именно к нам. Поэтому бюрократия – это неизбежное «зло», которое регулирует нашу жизнь.


Без оснований
 
Александр Солодянкин:
– Доказать что-то чиновникам очень сложно. Приносишь к ним документ, а они отдают его обратно для поправки некоторых моментов, приносишь второй раз, находят еще ошибки, в итоге после многоразовых хождений они напишут очень «оригинальный» ответ: «нет правовых оснований» для разрешения той или иной процедуры. Что под этим подразумевается, непонятно. Порой остается только пойти в суд, но там, где суд – жди двухлетней волокиты. И никому ничего не докажешь.

Азиз Агаев:
– Лига предпринимателей однажды выходила с инициативой о том, чтобы чиновники рассматривали документы от предпринимателей только один раз. Если же они возвращают их по исправлении обратно, это должно стать предметом серьезного служебного расследования. Каждый предприниматель желает, чтобы ему сразу сказали все недостатки документа. Если же этого не происходит, то чиновник либо малограмотный и не увидел сразу всех ошибок, либо он из корыстных побуждений препятствует работе бизнеса, либо он хочет получить что-то для себя лично, а это уже взяточничество. В этом и должны разобраться проверяющие, и в принципе, во всех этих трех случаях чиновник должен бы подлежать увольнению, но этого почему-то не происходит.

Алексей Жаравин:
– Необоснованных отказов у нас не бывает. Оснований же для затягивания каких-либо процедур может быть множество: существует федеральное законодательство, региональное, местное. Возьмем, к примеру, процедуру выделения земельного участка. В этом вопросе мы сами, как городская администрация, сталкиваемся с несколькими препонами: нам необходимо заказать процедуру его межевания, определить его границы, поставить на кадастровый учет (иногда эта процедура может занимать около полугода), собрать воедино все технические условия на подключение к коммунальным сетям. Поэтому говорить о том, что только чиновники тормозят все процессы, несправедливо.

Игорь Израилев:
–  Но все же бизнес смотрит сегодня на чиновников слишком однобоко – как на людей, которые не хотят работать. Это не так: среди них есть и энтузиасты. Часто раздражение вызывают различные процедуры согласования, но порой они становятся слишком затяжными из-за медлительности самого бизнеса. Все можно сделать гораздо быстрее, если самим предпринимателям заранее подготовиться.

Владлен Максимов:
– В Кирове, наверное, это проще. В Москве - сложнее. Так, благодаря поддержке губернатора Никиты Белых, «Вятское подворье» в Химках появилось и заработало довольно быстро. Но уже около двух лет идут переговоры с администрацией Москвы, чтобы в самом  городе организовать нечто подобное. Причем обсуждается любой формат - пусть даже ярмарка выходного дня. При Лужкове эта процедура вообще не двигалась: нам отказывали практически по всем подходящим площадкам. Сейчас переговоры ведутся и, возможно, скоро ситуация сдвинется с «мертвой точки». Все крайне забюрократизировано: даже когда начинается процедура согласования уже готового объекта, до московских чиновников просто невозможно дозвониться. При этом любой такой момент требует денег: не на законных основаниях, а, я бы сказал, на псевдозаконных.

«Слесарь» нам не нужен
 
Алексей Жаравин:
– Что касается взяточничества, то эта проблема в большей мере относится не к чиновникам, а к системе посредников, которая возле них успешно сложилась. Только 99% из этих посредников – мошенники. К примеру, приходит предприниматель к такому человеку с вопросом, есть ли у него связи с администрацией города. Тот говорит, что есть, берет за свои услуги деньги и спокойно ждет, пока спорный вопрос самостоятельно разрешится. Когда проблема улаживается, этот посредник утверждает, что помог именно он.
 
Так, был случай: одному человеку надо было срочно, за 1-2 дня, оформить бумагу, над которой мы работаем около недели. Он нашел посредника, заплатил ему деньги, а тот через знакомую сделал все без дополнительных затрат. Когда этот факт выяснился, между ними случился большой скандал, и они до сих пор не общаются. Я лично очень часто слышу, как под меня или моих подчиненных кто-то передает деньги. Таких ситуаций много.

Азиз Агаев:
– В любом случае, лучшая система – это та, в которой все работает без дополнительного вмешательства. Почему бы городским властям не сделать так, чтобы бюрократические процедуры вершились без их участия.

Игорь Израилев:
– Система, конечно, несовершенна, но все делается в рамках законодательства. И надо говорить не о самоустранении чиновников из этого бюрократического процесса, а об улучшении самой системы.

Азиз Агаев:
– Поэтому все процедуры должны быть настолько регламентированы, чтобы участия органов власти в них просто не требовалось. Ведь мы слесаря ценим не за то, что он к нам ходит каждый день, а за то, что в нем просто нет необходимости. Все должно работать и крутиться самостоятельно. А власть нам нужна такая, чтобы мы ее не замечали, а не та, что пиарит себя каждый день по радио и телевидению. Ее не должно быть видно и слышно. Но при этом сама система должна работать. Это, к сожалению, невозможно. Ни один из лидеров нашей страны не ставит перед собой такой задачи. Они реформируют систему ЖКХ, здравоохранения, создают народный фронт – делают все для того, чтобы продлить свою власть, а не сделать нашу жизнь лучше.
 
Подготовила
Елена Окатьева
okateva@bnkirov.ru 
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте