Валерия Вологжанина.

Хранители традиций

21.06.2015 11:43:00 4971 0

О том, как Вятская гуманитарная гимназия сохраняет традиции, когда съедутся в один квартал все три разбросанные по городу корпуса и не расточительно ли выпускать студентов для иногородних вузов, мы поговорили с ее директором Валерией Вологжаниной.

Образование, по моим наблюдениям, всегда было самой реформируемой отраслью в нашей стране. И люди, отважившиеся взвалить на себя груз руководства учебным заведением, должны постоянно быть в тонусе и не рассчитывать на стабильную и спокойную работу. Одни аббревиатуры новейшей истории чего стоят: ЕГЭ, ГИА, ФГОС, НСОТ. О том, как Вятская гуманитарная гимназия сохраняет традиции, когда съедутся в один квартал все три разбросанные по городу корпуса и не расточительно ли выпускать студентов для иногородних вузов, мы поговорили с ее директором Валерией Вологжаниной.
 
33 бумажки
11 лет вы у руля ВГГ — одной из, я бы сказал, элитарных государственных школ Кирова. Имея сегодня представление об этой работе, согласились ли бы возглавить гимназию?
- Однозначно, я не сказала бы нет. Но задумалась бы более глубоко. Когда знаешь, начинаешь просчитывать какие-то плюсы и минусы. Тем более когда Александр Александрович Галицких уходил в правительство и разговаривал со многими заместителями директора, со мной в том числе, я не соглашалась очень долго. Это действительно был очень непростой для меня шаг в силу того, что достаточно сложно управлять коллективом, теми учителями, которые были твоими учителями. Не секрет, что я заканчивала эту школу. Хотя с другой стороны ты знаешь традиции, культуру, истоки, относишься к школе как к своему второму дому.
 
Вы сказали о традициях и культуре школы. Что по-вашему отличает ВГГ среди прочих школ?
- Я думаю, сильная сторона гимназии всегда была в людях. В том педагогическом составе и подборе педагогов, который существует здесь на протяжении многих лет. У многих учителей-стажистов наша школа — единственная запись в трудовой книжке. То есть это действительно определенная культура. Когда педагоги работают не только за зарплату, когда они вкладывают душу в детей, с которыми занимаются, не только на уроках, но и на переменах, во внеклассной работе. И этот гимназический дух внутри коллектива передается учащимся и выпускникам. Есть такой случай: На класс младше меня в гимназии, тогда 29-й школе, учился молодой человек. В то время мы с ним не общались. Сейчас он работает в Москве. И когда ему необходимо взять кого-то на работу, он звонит мне и просит рекомендовать кого-то из выпускников. Он не смотрит москвичей, не смотрит, какой вуз закончил человек, ему нужен выпускник Вятской гуманитарной гимназии. Вот что в нас такое есть?
 
Причем это не связано с углубленным изучением языка?
- Не связано. Это не связано даже с тем, знаешь ты лично этого человека или нет. В одно время он с тобой учился или в разные времена. Дети поступают, например, в МГИМО, в МГУ и старшекурсники, выпускники ВГГ, лично не зная первокурсника, ему подсказывают, как и что лучше сделать, помогают устроиться в общежитии, помогают со стажировкой.
 
А есть ассоциация выпускников гимназии?
- Пока нет, хотя попытки создать ее были неоднократно. Зато у нас сейчас развивается проект “Royal Academy Alumni”. Его в этом году организовала учитель английского языка Марина Яковлевна Биренбаум. Состоялось уже три лекции, прочитанных выпускниками гимназии для гимназистов. Это не уровень встречи, на которой выпускник рассказывал бы, какой я хороший и что надо учить в школе, чтобы устроиться в жизни. Это люди, которые закончили вуз, преподают или занимаются наукой, и они читают школьникам и всем желающим лекции по какому-то своему направлению. Один - о секретах памяти, второй - о брендинге...
 
По принципу открытых лекций в политехническом?
- Примерно так же. Тем более что после анонсов в соцсетях и на сайте гимназии на них приходят и наши родители, и выпускники. Они снова возвращаются после многих лет в наше гимназическое сообщество.
 
Насколько помогает ученикам развиваться в духе времени новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)?
- Непросто ответить односложно на этот вопрос. Если мы говорим о проектной работе, о том, что большую часть урока дети должны обязательно посвящать групповой работе, больше применять деятельностный подход, а не репродуктивный, то для гимназии какой-то радикальной перестройки не было. Мы и раньше уже работали в этой системе. Другое дело, что сейчас надо написать 33 бумажки, чтобы все задокументировать. Но от того, что они написаны, суть подчас не меняется. Не было, например, термина «внеурочная деятельность», но были кружки, которые также отвечали потребностям школьников.
 
А есть вещи, которые ФГОС, наоборот, тормозит и не дает развивать в силу своей жесткой заданности?
- Я думаю, нет. Администрация школы в любом случае найдет возможность для развития, будет ли это вписано во ФГОС или пройдет сверх программы. ФГОС не запрещает, а, наоборот, приветствует, чтобы учебное заведение обладало собственным лицом. Поэтому мы до 20-30% имеем право вводить своего в программу. В этом плане с новым стандартом и с новым Законом об образовании школы получили большую свободу, но в то же время и большую меру ответственности. Для нас это хорошо. Но взять, к примеру, сельскую малокомплектную школу, в которой 2-3 преподавателя, для них это неподъемный вал работы. И мне всегда бывает очень жалко коллег, потому что как бы они ни старались, они не смогут весь объем бумаг, который необходим, написать и принять, как то требуется.
 
Учеба в баллах и процентах
Ко двору ли пришлась в гимназии новая система оплаты труда? Насколько она дала вам дополнительные рычаги в управлении педколлективом?
- Я бы рассматривала в одной связке новую систему оплаты труда и эффективный контракт. Конечно, появилась возможность производить стимулирующие и компенсационные выплаты педагогическим работникам, устанавливать повышающие коэффициенты. Это позволило более объективно оценивать вклад каждого работника. В любом случае это не единоличное решение директора, а конкретные и прозрачные показатели, которые понятны и изложены в положениях об оплате труда, о премиальных выплатах. А с сентября 2014 года мы перешли на эффективный контракт, который год до этого обсуждали с каждым методобъединением…
 
А что это такое? Какое-то ноу-хау?
- Это не ноу-хау. До 2018 года по постановлению правительства РФ вся соцсфера должна перейти на эффективный контракт - здравоохранение, образование, культура. Это новый вид трудового договора, в котором прописаны конкретные показатели деятельности, конкретные выплаты за каждый из них.
 
В чем они выражаются?
- Или в цифрах, или в процентах. Зависит от решения самой школы. У нас есть показатели, которые финансируются на весь год, например, адаптация детей к школьному обучению в первых классах. Кроме того, разработаны листы показателей эффективности деятельности по полугодию. Учитель фиксирует в них, что он провел сверх своих должностных обязанностей. Эти показатели суммируются, и на протяжении следующего полугодия идут пропорционально выплаты. Что интересно — когда мы по первому полугодию эти листы сделали, у кого-то выплаты составили, условно говоря, 200 рублей в месяц, а у кого-то до 10 тысяч рублей. Ты потрудился, твой класс добился результатов, ты где-то выступил, опубликовал свою статью - и у тебя есть реальная, ощутимая и понятная ежемесячная доплата.
 
Получается ли с помощью новой системы оплаты труда привлекать молодых специалистов?
- Конечно, мы стараемся привлекать молодые кадры. Тем более что в нашей школе лучше приживаются молодые педагоги, чем учителя-стажисты, которые переходят из других школ. Опытным учителям со своей авторской системой бывает подчас труднее встроиться в существующий уклад. А молодого педагога наставить на какой-то путь гораздо легче. Они хотят добиться успеха, хотят остаться здесь и поэтому с ними уже работать легче и продуктивнее. А в целом востребованность в учительской работе есть - люди приходят, спрашивают, присылают резюме. Другое дело, что с системой бакалавриата и магистратуры, которая сейчас реализуется в ВятГГУ, возникают некоторые сложности. К примеру, мы привыкли, что выпускник вуза, уже знает педагогику, психологию, методику, был в лагере - он детей видел. Сейчас к нам приходят выпускники с дипломами, где написано “учитель”, но они детей практически не видели. Они не знают, что такое урок, не представляют, что такое конспект урока. В этом году к нам пришла наша же ученица, которая заканчивает бакалавриат филфака. У нее написано “учитель русского языка”. Литературу она будет изучать в магистратуре. А у нас русский и литературу все равно один учитель ведет. Куда я ее возьму? Приходится очень много в них вкладывать, выращивать… Поэтому обидно немного бывает, когда перспективные преподаватели уезжают в другие города, но радостно от того, что у них там все складывается успешно и они не уходят из профессии. 
 
ЕГЭ свободы
А то, что выпускники школы, в которых тоже вложены силы и средства, уезжают из области, не вызывает чувства обиды?
- Мне в этом плане нравится фраза, которую на выпускных часто говорит Александр Александрович Галицких: «Поступайте в вузы других городов, учитесь там, но самое главное - возвращайтесь обратно». У нас языковая школа, и учатся дети, способные к изучению языков, но кировские вузы не могут предоставить им возможность изучать, например, хинди, японский, испанский, итальянский языки. У нас практически нет специальностей, связанных с дипломатией, с международными отношениями такого уровня, чтобы их потом с руками брали в посольства. Поэтому я не считаю, что надо местечково всех своих собрать и сказать: никуда не уезжайте. Тут надо смотреть, во-первых, готов человек или нет. Я например, не готова была после школы уехать в другой город. У меня даже мысли такой не было.
 
Тогда не было ЕГЭ. А сейчас единый госэкзамен открыл двери для поступления в любые иногородние вузы.
- И пусть дети выбирают специальности, которые современны и востребованы. Поэтому, когда дети уезжают и поступают в те вузы, которые им к душе, они поступают правильно. Еще лучше, если люди с узкоспециальным образованием, полученным в Питере, Москве, Нижнем Новгороде, потом возвращаются и обогащают нас. Я всегда говорю выпускникам: Можно закончить самый престижный столичный вуз и не стать в жизни никем. Можно закончить наши вузы, которые дают очень хорошее образование, и стать высококлассным специалистом. Не только в вузе дело, но и в тебе самом, в том, как ты будешь вкалывать, выкладываться, работать над собой. А наши дети с двумя иностранными языками, с теорией и практикой перевода имеют возможность съездить на стажировки во время обучения. Некоторые из них поступают в магистратуру уже в зарубежные страны. Они начинают ценить то, что получили в гимназии, те условия, которые им были здесь созданы.
 
Вы уже сказали, что с принятием ЕГЭ стало возможным поступать в любой вуз. А с точки зрения вас как филолога, насколько ЕГЭ может адекватно оценить знания ребенка, его умение мыслить?
ЕГЭ в том формате, в котором он есть сейчас, постепенно вошел в штатный режим. Поначалу были, конечно, казусы, как вопрос из серии, в каком платье была Наташа Ростова на балу. Сейчас от этих вопросов ушли и часть “А”, где можно было подчас просто ткнуть и выбрать правильный вариант, практически исчезла. Зато в сегодняшнем ЕГЭ — будь то литература, русский язык или история - есть часть, которую ребенок пишет сам. Здесь уже невозможно что-то зазубрить, надо уметь мыслить, надо понимать структуру текста, что такое проблема и как ее аргументировать. На мой взгляд, это достаточно адекватный уровень оценки как знаний, так и творческих, мыслительных аналитических навыков у детей. И если, например, смотреть по результатам ЕГЭ на протяжении нескольких последних лет, случайных детей, кто бы получал 100 баллов или даже под 90 баллов - нет.
 
Родители специально привлекают репетиторов для того, чтобы натаскивать на ЕГЭ. Неужели недостаточно того объема знаний, который школьник получает на уроке?
- Чтобы сдать на средний балл - достаточно. Он может на тройку учиться в школе и спокойно его сдать. Но если ребенок ставит перед собой высокую планку и надо, чтобы у него было 280-300 баллов за три экзамена, то он будет обращаться к репетитору. Ведь у государства нет задачи, чтобы все сдали на 100 баллов, правильно? Чтобы написать на максимум, надо быть очень эрудированным, уметь мыслить и предъявлять эти мысли, уметь ориентироваться в стрессовой ситуации, поскольку в школе он может писать это все прекрасно, но, попадая в другую школу с другими педагогами, пройдя металлоискатель, может просто растеряться и не вспомнить то, что он знал. Здесь нужны дополнительные навыки, и, если ребенок нацелен на высокий балл, конечно, одной школьной программы ему не хватит.
 
Нынешний год - Год литературы. Время от времени поднимается вопрос, что нужно менять школьную программу по литературе. Владимир Мединский тут высказался, что нельзя в школе изучать “Преступление и наказание” и роман Чернышевского “Что делать?”, потому что их читать надо намного позже. На ваш взгляд, насколько адекватны сегодняшние школьные программы по литературе, надо ли их дополнять и чем?
- Конечно, костяк литературы, который изучали и мы, и наши бабушки и дедушки, существует и должен, наверное, оставаться неизменным, чтобы сохранялась передача исторического, культурного опыта от поколения к поколению. Мы иногда возмущаемся, почему ребенок не освоил “Преступление и наказание” или без особого интереса читает “Тихий Дон” Шолохова. Тут надо сделать скидку на то, что, когда писатели создавали эти произведения, они не были нацелены на детскую аудиторию, они писали их, ориентируясь на взрослого человека. И здесь как раз учитель должен быть тем проводником, который разъясняет, вводит в пласт культуры, истории, таким образом приобщая ребенка к исторической памяти, которая все равно должна нас соединять. Поэтому классическая литература должна быть в школьной программе обязательно. Но плюсом к этому, конечно, должна быть та литература, которая интересна ребенку в силу его возраста, в силу его жизненного опыта. Поэтому, например, у нас учителя проводят уроки, на которых каждый делится своей прочитанной книгой. И это как раз современная литература. Я вот сейчас не преподаю русский и литературу, но вместе с тем мне очень интересно узнать, что читают дети. Иногда педагоги делятся, подкидывают книжечки и читаешь. Потому что хочешь понимать, что читают дети. Воспитывать любовь к чтению, а не отвращение…
 
А как это сделать? В Год литературы вопросом, как вернуть людей к чтению, задаются многие.
- Чтобы человек взял книжку, нужно чтобы и в школе, и дома в семье был пример людей, которые читают. Которые могут поделиться тем, что они прочитали и привести примеры из книги, статьи, журнала, чтобы тем самым заинтересовать ребенка. У нас в течение двух лет проходит проект book crossing, который делают старшеклассницы. На втором этаже гимназии установлена большая книжная полка с книгами, которые приносили дети, учителя, я сама. Одну берешь, другую ставишь. Проект показал, что хотят читать дети, что они берут с этой полки.
 
Вы делаете статистику, какие книги востребованы?
- Дети подводили статистику, я, к сожалению, ей не владею. Но по тому, как расходятся книги - я не говорю, что они прочитали ее от корки до корки - но по крайней мере взяли ее в руки, открыли, посмотрели, сидя на диване в коридоре или взяв домой. Таким образом, они прикоснулись еще и к той литературе, которая не задана по программе. Мне кажется, что чтение не уйдет из воспитательного процесса. Да, дети сейчас читают электронные книги. Им так удобнее. У меня в тонком планшете и все четыре тома “Войны и мира”, и критика по роману, и мои заметки - чем вы недовольны? А с тем, что книга нужна и чтение развивает, я думаю, ни один образованный человек спорить не будет.
 
Известно, что проектно-сметная документация строительства нового здания гимназии уже существует. А вот когда появится само здание и переедет ли гимназия все-таки в один квартал?
Я думаю, что надежда сохраняется. Тем более что это уже не призрачная идея, она оформлена в виде документов, которые корректируются, согласуются, проходят сложную экспертизу. Это не только государственная, но и историко-культурная экспертиза, поскольку здания на этом участке являются памятниками культуры: одно — регионального, другое - федерального значения. Сейчас все согласования пройдены, и когда можно будет, внесем в бюджет такую статью расходов, как строительство. Причем Никита Юрьевич Белых всегда подчеркивает, что это должен быть гимназический квартал не только для ВГГ, но для всех учащихся государственных школ.
 
А что тут такого должно быть, что смогут использовать все ученики государственных школ?
- Например, они будут иметь возможность посещать в системе дополнительного образования художественные, музыкальные кружки. Что-то еще, чем мы можем быть интересны другим школам. Уверенности придает и то, что на уровне правительства России говорится о завершении этапа строительства детских садов по регионам и начале этапа строительства школ. Поскольку демографическая ситуация подсказывает, что дети, которые вышли из садиков, должны пойти в школы. Лучше бы, чтобы эта школа обучала детей в одну смену, чтобы она была достаточно современной, комфортной, удобной. Радует и то, что ко мне часто подходят родители, подходят дети и спрашивают: Мы-то успеем на субботниках поработать?
 
Беседовал Олег Прохоренко
oleg.prokh@gmail.com 
 
Досье
Вологжанина Валерия Владимировна - директор Вятской гуманитарной гимназии.
Дата и место рождения: 15 марта 1976 года, г.Киров. 
Образование и карьера: Окончила Вятскую гуманитарную гимназию в 1993г.
1993-1998 г.г. - учеба на филологическом факультете Вятского государственного педагогического университета 
1997-2002 г.г. - учитель русского языка и литературы, классный воспитатель Вятской гуманитарной гимназии. 
2002-2004 г.г. - заместитель директора Вятской гуманитарной гимназии по научно-методической работе.
2004 г. – директор гимназии.
Кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования 
Семейное положение: Незамужем.
Опросник Марселя Пруста
Что больше всего цените в мужчинах? – Ум, интеллигентность, порядочность.
Какой способностью хотели бы обладать? - Способностью претворять все мечты в жизнь.
С кем из исторических личностей хотели бы встретиться? - Екатерина II
Ваш любимый женский образ в литературе? - Наташа Ростова.
Ваш девиз? - Прорвемся!
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте