Эксперт: Определенная польза от санкций, конечно, была в части того, что отечественные производители обратили внимание на некоторые виды продукции, которые раньше не производили. Так, к примеру, у нас стали изготавливаться новые виды сыров.

Санкционная чума

09.08.2015 14:23:00 1884 0

6 августа исполнился ровно год, как в России действуют продовольственные санкции. Их, как и ожидалось, продлили, однако бизнес никаких эффектов от этого не видел и не ждет. 

Да и не столько санкции повлияли на рынок, сколько скачки доллара и евро, считают предприниматели.
 
1. Продуктовые санкции действуют в России уже год. Что изменилось за это время? Какие плюсы и минусы они показали?
2. На этой неделе принято решение о том, что продукты, ввоз которых запрещен в Россию, будут изыматься из магазинов и со складов. Как, по-вашему, будет реализовываться такое постановление и какого эффекта стоит от него ждать?
3. Санкции продлили. К чему нашу экономику в итоге может привести такая политика?
4. Когда санкции могут отменить?
 
Сергей Гущин, председатель СПК «Искра» (Котельничский район):
1. Плюсов я пока никаких не увидел: топливо подорожало, цены на запчасти на импортную технику выросли. Закупочные же цены остались прежними и даже снизились по некоторым пунктам: стоимость зерна тоже не меняется. Но больше всего сказалось на нас то, что подскочили доллар и евро, и увеличились проценты по кредитам в банках. И если бы мы не развивали свое производство раньше, не увеличивали бы производительность труда, не покупали новую технику и не внедряли новые технологии, не уверен, что мы бы выжили в новых условиях.
 
2. Надо, в первую очередь, развивать свое производство и в него вкладывать деньги,  а не бегать и изымать чужую продукцию. Пока же действия наших властей выглядят очень непоследовательно. Если пришла беда, надо помогать своим – чтобы они развивались и становились такими же сильными, чтобы они могли задавить конкурентов. У нас же ничего не изменилось – разве что поддержка сократилась в разы.
 
3. Если у наших переработчиков не будет реализации и упадут закупочные цены, станет очень тяжело. Сегодня же главная проблема еще в том, что все предприятия замучили проверками: за один год к нам приходит несколько проверяющих и все анализируют одно и то же. А вместо того, чтобы развивать малые формы хозяйствования, мы воюем с африканской чумой. Так, за прошлый год ликвидировано 46 свиноводческих хозяйств – мы себе такого даже в войну не позволяли. А сейчас уничтожаем и «хлопаем в ладоши». Нормальные люди так не делают.  Если мы посмотрим список регионов, в которых обнаружена эта чума, то почему-то там не окажется соседних республик: потому что им важны свои хозяйства, и они не придумывают разные недешевые меры для борьбы с несуществующим врагом. 
 
4. Это уже политический вопрос, я не могу его прокомментировать. Одно могу сказать: война еще никогда ни к чему хорошему не приводила. Сейчас все решает политика. Я же считаю, что потребитель никогда не должен страдать. Прежде чем что-то применять, надо подумать, каковы будут последствия. Если мы начинаем выходить на новый уровень в каких-то отраслях, надо его поддерживать и дальше развивать: если же мы не можем пока в чем-то конкурировать, надо этот продукт покупать. 
 
 
Руслан Гузаиров, коммерческий директор торгового дома «Красногорский»:
1. Произошло замещение по ряду позиций — по многим из них мы перешли на российских производителей. Но более ощутимы на самом деле оказались не санкции как таковые, а валютные колебания – скачки доллара и евро. Я всегда ратовал за то, чтобы рынок регулировался рыночными методами. Его законы — самое оптимальное средство для нормализации любых процессов в экономике. Определенная польза от санкций, конечно, была в части того, что отечественные производители обратили внимание на некоторые виды продукции, которые раньше не производили. Так, к примеру, у нас стали изготавливаться новые виды сыров. Наши производители становятся более привлекательными как для покупателей, так и для ритейлеров. Но пока этого мало, чтобы говорить о каких-то глобальных изменениях. 
 
2. Насколько мне известно, запрещенных продуктов в нашем регионе нет вообще, либо их остатки крайне ничтожны. Поэтому данное федеральное постановление Кировскую область практически не заденет. В нашей же сети данная продукция точно отсутствует. В любом случае, такая политика далека от рыночных методов регулирования экономики, поэтому вряд ли она приведет к чему-то положительному.
 
3. Еще раз подчеркну, что в большей мере не санкции влияют на процессы, происходящие в нашей экономике, а нестабильное положение рубля. Именно скачки доллара и евро оказывают более пагубное воздействие на экономику. Кроме того, доходы населения в реальном исчислении продолжают падать – кризис играет свою роль. Соответственно, падает покупательская способность. Такое положение вещей, к сожалению, зависело и будет зависеть исключительно от нашей внешней политики. Ничего не изменится, пока государство не прекратит так агрессивно вмешиваться в систему рыночной экономики.
 
4. Это вопрос высокой политики, прогнозировать что-то мне крайне сложно. В любом случае не так страшны сами санкции, как нестабильность на валютном рынке и кризис в экономике, которые их сопровождают. Государству в первую очередь нужно задуматься об этом.
 
Владимир Бердинских, директор завода «Бизон-Т»:
1. Ничего не произошло: полки для наших товаров не опустели. Зато подорожали цены на сырье. Покупатели перестроились на более дешевые продукты: в сторону сосисок, сарделек - однако реализация у нас не увеличилась. Работать стало сложнее, но тут свою главную роль сыграли не санкции, а рост доллара. Все стало дороже: упаковка, запчасти для техники, оборудование. Может быть, в этом есть свой плюс, который раскроется потом: мы начнем сами делать то, что не сможем купить. У нас уже появились предприятия, которые предлагают новые услуги. Но одного года слишком мало для того, чтобы кардинально все перестроить. 
 
2. На мой взгляд, если чего-то не будет хватать на рынке, то подпрыгнут цены. Возможно, по овощам и фруктам это не будет настолько заметно и цены на них осенью вряд ли сильно поднимутся. Но что касается мясных заводов, то цены на сырье точно вырастут.
 
3. Мы общаемся с нашими зарубежными коллегами – у них те же проблемы:  объемы упали, налоги для местных муниципалитетов нужно платить, а не из чего. Они же 20 лет расширялись, увеличивали площади, куда им теперь девать свою продукцию? Одна только Дания бьет 30 млн голов свиней в год. Я считаю, что в любом случае надо иметь все свое - до последней курицы. И мы способны это сделать. Но когда слушаешь эти цифры…. То, что запрещено поставлять из-за границы, должно же вроде бы к нам перейти? Сколько Германия, Финляндия потеряли на сельхозпродукции! Но полки наших магазинов почему-то не опустели. Конечно, из-за того, что похудел кошелек, уменьшилось потребление. Но я оптимист по натуре: ситуация на рынке стабилизируется и полки для нас освободятся.
 
4. Мне кажется, сегодня даже Путин этого не знает. Это не наше дело – прогнозировать, когда отменят санкции. Из того, что я вижу по телевидению, никто ничего отменять не собирается – хоть молоко мимо выливайте. Мира пока не видно, и что хотят от нас, тоже непонятно. 
 
Сергей Шаров, генеральный директор холдинговой компании «Торговый дом» (г. Котельнич):
1. Санкции нас не загубят, конечно, но они сдерживают рост экономики. Я почувствовал это: сегодня упала покупательская способность людей, в экономике масса проблем, инвестиционный кризис, мы перестали вкладывать в себя. На своем предприятии в два раза сократилась численность работников. Но это беда не нашей фирмы, а в целом сельских территорий. И связано это не столько с санкциями, сколько с тем, что мы разучились работать. Районы потеряли массу инициативных людей — они просто уехали, не видя перспектив развития. И сегодня необходимо в первую очередь решать наши внутренние проблемы, а не международные. Начинать надо с нас самих, более интенсивно развивать малый бизнес, делая акцент в его развитии не на количество налогов, а на создание новых рабочих мест.
 
2. Это неправильно, даже в некотором роде «пижонство». У нас много людей, которые живут за чертой бедности. Наверное, можно было бы найти другое решение данной проблемы: за условные цены кормить своих людей - бездомных, больных, например. Зачем уничтожать то, что может приносить пользу людям?
 
3. Раз условия со стороны запада ультимативны, и мы не можем с ним договориться, значит должны научиться все делать сами. Да, у нас на это уйдет много времени и средств — но мы сможем это сделать, заводы будут работать. То, что происходит сегодня, - и есть третья мировая война, которая давно ведется против нас экономическими методами — ведь союз разложили, взялись за Россию. Но я полагаю, что во всех вариантах победа будет за нами. Свои ворота запад все равно откроет. А Россия — это не Северная Корея. Хочет кто-то или нет, но мы держава, обеспеченная неплохим народом, всеми видами ресурсов и запад придет к нам за ними, торговля и производство наладятся. Пока же нам надо более  интенсивно заняться своими проблемами.
 
4. Я думаю, санкции отменят после того, как пройдут выборы президента США: новому президенту необходимо будет заново начинать тур переговоров с Россией. Я думаю, он начнет дружить с нами, деваться ему некуда. Не может быть, чтобы они избрали идиота. Это сильная развитая страна, и у них должно быть чувство самосохранения.
 
Подготовила Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте