Партия дикоросов

06.09.2015 14:00:00 2597 0

Можно ли делать деньги на том, что растет в лесу?

Первая ассоциация, возникающая в голове при словосочетании «партия дикоросов» - очередная политическая тема. На самом деле все полностью наоборот: речь пойдет о дикорастущих ягодах, грибах, прочих природных радостях и о том, как сделать на них бизнес. И это, возможно, единственная сегодня тема, которую политика никак не задела.
 
Олег Прохоренко, главный редактор газеты «Бизнес Новости»:
- Тема сегодняшней программы: «Можно ли делать деньги на том, что растет в лесу». Сейчас сезон сбора ягод и грибов в самом разгаре.
 
Светлана Занько, главный редактор радио «Эхо Москвы в Кирове»:
- Кроме того, Павел Ануфриев, заместитель министра развития предпринимательства и торговли дал распоряжение Облпотребсоюзу предоставить данные о том, кто и чем торгует в нашем регионе. Но что же такое дикоросы?
 
Олег Прохоренко:
- И что может предоставить Кировская область в этой отрасли на рынок?
 
Андрей Селезнев, директор компании «Вятские дикоросы»:
- Я прошел большой путь в этом деле и могу сказать, что Кировская область – благодатный край. Мы сейчас сконцентрировались только на грибах и ягодах, а если этот спектр расширить, то и экономика наша будет мощнее. К дикоросам мы можем отнести еще и чаи, или, например, цвет еловой шишки. Они крайне витаминизированы. Как только начинает зеленеть трава, идут песты - растение типа хвоща, только полевой, заливной щавель, потом появляются первые ягоды, летние грибы, дальше осенние грибы и ягоды – брусника, клюква, морошка, рябина. Кроме того в этот же спектр предприятий надо привлекать охотников. Тогда сюда еще добавится и пушнина.
 
Олег Прохоренко:
- Михаил, как появилась идея с иван-чаем. Это был традиционный напиток на Руси, потом он исчез, а сейчас вы его возрождаете. Зачем?
 
Михаил Метелев, основатель компании потребительское общество «Русь»:
- Все начиналось с клуба по интересам в пушкинской библиотеке. Мы собирались, готовили интересные выступления, и один из докладов был по иван-чаю. Как водится, поговорили, обсудили и забыли. А я потом начал заготавливать этот чай у себя в деревне. Сами пили, угощали гостей. Вскоре знакомый предложил делать на чае бизнес. Съездили на производство в Городец Нижегородской области. Нам все показали, мы сами почитали информацию и начали все развивать. Закупили небольшие мясорубки в Белоруссии. Заняли денег. Сбыта изначально не было. Как раз все происходило летом 2010 года в жару. Для нас это была благодать, потому что мы ничего тогда еще не имели кроме мясорубок и навесов. Работали я, жена и мой отец. Получилась первая тонна чая. Я наладил сбыт через интернет. В прошлом году получил и патент.
 
Олег Прохоренко:
- Для этого бизнеса нужная какая-то строгая сертификация, соответствие ГОСТу?
 
Михаил Метелев:
- Да, есть ряд бумаг, которые необходимо оформить. Сейчас мы делаем 12-15 тонн чая в год.
 
Светлана Занько:
- Что-то изменилось с тех пор в производстве?
 
Михаил Метелев:
- Многое – мы закупили новое оборудование, начали менять упаковку, сейчас собираемся еще и дикоросами заняться. У нас бригады в каждом районе области, свои цеха.
 
Светлана Занько:
- Сейчас вашу продукцию можно найти на полках кировских магазинов?
 
Михаил Метелев:
- С Кировом мы мало работаем – это маленький город. Оказалось проще пробить рынок в Москве и Санкт-Петербурге. Наши магазины смотрят на столицы – если там продают, то и они берут. В Кирове мы пытались войти в «Глобус», «Магнит», но нас проигнорировали. Все дело в неинформированности нашего населения: большинство об иван-чае просто не знает. Но сейчас уже в каждом регионе и каждом крае по 1-2 производителя иван-чая.
 
Светлана Занько:
- Андрей Геннадьевич, а с чего вы начали?
 
Андрей Селезнев:
- Мы начали с ошибки – основной нашей культурой были грибы, поэтому экономическая деятельность в виду сезонности была ограничена. Чтобы произвести качественный продукт, нужно создать хорошие первичные заготовительные пункты. Срок хранения гриба отсутствует – он должен сразу из корзинки лечь на стол и подвергнуться обработке, сортировке и т.д.
 
Олег Прохоренко:
- То есть в этом бизнесе логистика играет первейшую роль.
 
Андрей Селезнев:
- Да, и первая же проблема, которая возникает - это первичные сборщики и их недобросовестное отношение к делу. Для того, чтобы работать с дикоросами, человеку нужна внутренняя культура. У нас в Кировской области есть районы, где это хорошо понимают: Лузский и Подосиновский, например (но оттуда продукция, как правило, уходит на север), в Омутнинске и Мурашах, в Котельниче великолепно работает Ежиха.
Играет роль еще и сезонность: непонятно, что делать с людьми, которые проработали у нас пару месяцев – выгонять их на целый год или платить им зарплату просто так?
 
Олег Прохоренко:
- У нас на связи Андрей Олин. Скажите какое количество населения вашего района занимается сбором грибов, ягод и другого подножного корма?
 
Андрей Олин, глава Верхнекамского района:
- Все 30 тысяч человек нашего населения занимаются дикоросами. Зарабатывают по-разному. Кто-то берет отпуска на весь период. Собрав ягоды и грибы, их сдают в приемные пункты. Как правило, это частные организации, которые не зарегистрированы и не платят налоги. Приходят машины, все собранное загружается и увозится.
 
Олег Прохоренко:
- Вы рассматриваете это направление как перспективу для пополнения своего бюджета?
 
Андрей Олин:
- Для этого надо сначала узаконить этот процесс. Нужно принять законодательный акт на уровне региона. Может быть, должно организоваться муниципальное предприятие, которое бы было единым оператором.
 
Светлана Занько:
- А вы узнавали, по справедливым ли ценам закупают у населения грибы и ягоды?
 
Андрей Олин:
- Деньги платят неплохие.
 
Андрей Селезнев:
- Я считаю, что этим должны заниматься только частные организации, потому что этот бизнес требует гибкости, а государство – это некая косность.
 
Светлана Занько:
- Для вас, Василий Николаевич, не было неожиданностью то, что министерство вдруг озаботилось дикоросами?
 
Василий Ямбарышев, заместитель председателя «Облпотребсоюза» по заготовкам:
- Нет, мы работаем давно и тесно и всей информацией всегда делимся. Мы сами пытаемся активизировать этот процесс, но вопросы продвижения этой продукции сейчас тормозятся. Приняты и новые законы, например, о декларировании продукции: если продукт продается в магазине, он должен иметь декларацию о качестве. Но каким образом мы должны проверять каждое отдельное ведро ягод, например, непонятно.
 
Светлана Занько:
- А что вы просите от правительства? И чувствуете ли поддержку?
 
Василий Ямбарышев:
- Сейчас мы не попадаем ни в какие программы по поддержке малого бизнеса, потому что мы – обычный бизнес. А нам хотелось бы.
 
Олег Прохоренко:
- В 2013 году в республике Коми была написана целая программа по развитию дикоросов. Сейчас узнаем у бывшего министра по сельскому хозяйству этой республики, насколько они продвинулись в этом вопросе.
 
Сергей Чечеткин, министр сельского хозяйства и продовольствия республики Коми (с 2006 по 2014 годы):
- Главной нашей целью было снабдить пункты приема дикоросов оборудованием, которое помогало бы их хранить, а, возможно, перебирать и фасовать. Кроме того, мы хотели, чтобы предприниматели начали заниматься и переработкой дикоросов. Этого, однако, не получилось, потому что маленький цех по переработке сегодня просто нерентабелен. Поэтому всю продукцию сейчас перепродают в центральную Россию, а потом она возвращается в фасованном виде к нам.
 
Олег Прохоренко:
- Есть ли какая-то отдача для бюджета?
 
Сергей Чечеткин:
- Конечно, есть. Если предприниматели с помощью нового оборудования смогли увеличить свои объемы в 5-10 раз, то и мы от этого выигрываем. Сейчас программа продолжается, и одно из предприятий также заявляется на новое оборудование.
 
Андрей Селезнев:
- Есть заготовители, а есть пункты первичной приемки. Я бы на месте нашего правительства разработал такую же как в Коми программу и направил бы ее на предпринимателей, которые работают в сфере первичной закупки и переработки. И лучшим вариантом, я считаю, было бы предоставление оборудования в лизинг. Есть такая пословица: «Голодному не нужно давать рыбу, ему нужно дать удочку». В нашем случае это морозильники, сушилки, веялки, оборудование для варки и т.д. Этот бы вопрос и решил проблему декларирования.
 
Михаил Метелев:
- Согласен, и нам бы подошла такая программа, потому что мы тоже регулярно покупаем новое оборудование.
 
Светлана Занько:
- Вы говорили, что вам нужна еще и земля, для чего?
 
Михаил Метелев:
- Собранный на поле иван-чай потом долго восстанавливается, и на том же месте его собирать снова нельзя. У нас была идея культивировать это растение: мы можем использовать зарастающие поля, чередуя на них в просеках иван-чай с кустарниками. Но сейчас для этого нам не хватает техники, специалистов и земли по льготным ценам.
 
Татьяна Игошина, заведующая отделом экологии и ресурсоведения ВНИИОЗ им. Житкова:
- У нас сейчас есть посадки в Оричевском районе – там растут клюква, брусника, княженика. На этой территории мы высаживаем их уже пять лет. Сейчас большого интереса к ним никто не проявляет, и мы поддерживаем все на собственном энтузиазме. Дело в том, что дикоросы начинают давать отдачу через пять лет – это слишком большие сроки для бизнеса. Но в целом, я считаю, в Кировской области на этот бизнес смотрят свысока. Да, он хлопотный, но при этом и высокорентабельный. Ежегодный прирост черники, например, в сто раз превосходит ежегодный прирост древесины. А рентабельность переработки дикоросов может составлять 70-80%.
 
Михаил Метелев:
- Да, лес растет сто лет: за это время мы соберем сто урожаев черники.
 
Василий Ямбарышев:
- Однако все равно пока одна маленькая Финляндия перерабатывает больше ягод, чем великая Россия.
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте