Валерий Юнгблюд и Валентин Пугач видят в объединении вузов только плюсы.

Вузы, объединяйтесь!

11.10.2015 16:18:00 2773 0

Чем обернется для Кирова объединение двух университетов?

Поступил в один вуз – закончил другой. Уже в следующем году эта, казалось бы, противоречащая здравому смыслу фраза станет реальностью. Пока объединению «педа» и «политеха» рады только их экс-ректоры. Или делают вид, что рады? Остальные оплакивают свои «альма-матер».
 
1.Чем, на ваш взгляд, обусловлено это объединение: какие цели ставило перед собой Министерство образования?
 
2.Много ли педагогических и других кадров в результате объединения останется без работы? Станет ли это проблемой для кировского рынка труда?
 
3. Есть мнение, что в результате объединения ВятГГУ и ВятГУ на кировском рынке высшего образования появится один монопольный университет и само образование станет менее доступным — подорожает. Вы согласны с этим?
 
4. К чему в итоге приведет данная реформа? Каким у нас станет высшее образование благодаря подобным изменениям?
 
Валентин Пугач, и.о. ректора ВятГУ:
1. В ближайшие годы будут выделяться и поддерживаться лидеры отечественного образования. Этот процесс уже идет несколько лет. В рамках подобной работы вузы объединяются в целях социально-экономического развития региона. Минобразования уже создало федеральные университеты, научно-исследовательские университеты и элитные вузы, которые будут штурмовать космические высоты мировых образовательных рейтингов. Целевые показатели, которых мы должны достичь в итоге объединения: 10 тысяч очных студентов, консолидированный бюджет 2 млрд рублей, программы по более чем 20 направлениям подготовки. Кроме того, нам будет предоставлено преимущественное право при открытии диссертационных советов и в отборе иностранных студентов, также мы будем иметь приоритет при определении цифр приема в магистратуру и аспирантуру и при участии в госзаданиях. Такие преимущества не будут предоставляться тем вузам, которые не войдут в государственную программу.
 
2. Я абсолютно уверен, что вопроса о сокращении преподавательского состава у нас не возникнет. Мы внимательно посмотрели на то, какие кадры у нас есть и убедились в том, что избыточного количества преподавателей нет ни в том, ни в другом вузе. Наоборот, благодаря объединению, мы сможем удерживать и привлекать лучшие кадры нашей области, повышать качество уровня преподавания.
 
3. Я напомню, что на территории Кировской области год назад работало 25 высших учебных заведений. Для нашего полумиллионного города это очень много. Получалось, что в ведущие государственные вузы поступали лучшие, а в остальные - те, кто не смог попасть к нам. Некоторые учебные заведения просто демпинговали цены. Но у нас, несмотря на кризис, роста цен не было, потому что мы проводим ответственную государственную политику. Учитывая все это, монополии у нас не было и быть не может. Да, мы станем больше, авторитетнее. Но конкурировать мы и дальше будем не с кировскими вузами, а с учебными заведениями из других регионов.
 
4. Мы идем в ногу со временем и даем возможность нашим коллективам успеть запрыгнуть в тот поезд, который сейчас набирает обороты. Тот, кто этого не сделает, рискует остаться в прошлом, с теми ограниченными ресурсами, которые будут уменьшаться на фоне демографических, бюджетных и других процессов. Наш университет, например, в последние годы не смог попасть в ряд программ финансирования отдельных направлений только потому, что количественно мы не дотягивали до многих входных параметров. После объединения по контингенту обучающихся, по набору преподавателей, по набору научного лабораторного оборудования мы выйдем на лидирующие позиции в округе и сможем реализовать все наши самые амбициозные планы.
 
Валерий Юнгблюд, и.о. ректора ВятГГУ:
1. То, что происходит в области высшего образования в Кирове, является частью общероссийских процессов. То, что мы делаем, является предварительным шагом на пути к участию наших вузов в составе единого вуза в государственной программе создания опорных вузов России. При этом важно понимать, что в нашем случае объединяются равноценные по своим потенциалам учебные заведения. Весь процесс будет занимать около года и завершится к июлю 2016-го.
 
2. Не готов комментировать слухи о том, что у нас якобы одного из деканов предупредили об увольнении. Мы уведомили наши коллективы о том, что в вузе начинается процедура реорганизации. Что касается иных вопросов, то я тоже не вижу необходимости нашим преподавателям беспокоиться об увольнении. Возможны и даже необходимы кадровые перемещения, но этот вопрос поднимать преждевременно. Пока мы даже количества всех наших будущих структур определить не можем. Наши университеты десятилетиями развивались как самодостаточные и автономные, но при этом у нас много не совпадающих позиций. Это все накладывает свои сложности. Поэтому наша сегодняшняя работа будет выполняться неторопливо. Должностные перемещения будут, но точно могу сказать, что не в этом календарном и не в этом учебном году.
 
3. Университет — это высшее учебное заведение, которое занимается образованием и наукой. В нем монополия по определению невозможна. Да, в этой сфере есть своя конкуренция, но монополизировать знания и науку не под силу никому. Наша задача сегодня сделать так, чтобы лучшие ученики оставались здесь и смотрели на наш вуз как на место, где не только стоит учиться, но и где можно работать.
 
4. Если бы мы не объединились, за нами бы сохранилось право вести образовательную деятельность, но только по тем специальностям, которые оказались бы у нас профильными и только на уровне бакалавриата. Надо понимать, что все другие вузы могут сейчас лишиться права ведения магистратуры, аспирантуры и в целом своих научных школ. Поэтому в данном случае наше объединение — это огромный плюс в развитии. Теперь мы будем стремиться к тому, чтобы не отставать от других российских опорных университетов.
 
Владимир Сизов, ректор Вятского социально-экономического университета:
1. В качестве главной цели нового национального проекта «объединяй-вуз», который сейчас, подобно цунами, катится по России, Минобрнауки называет «оптимизацию». Что министерство вкладывает в это понятие, мне неизвестно. А вообще под «оптимизацией» понимается процесс приведения какого-либо объекта в его наилучшее или наиболее эффективное состояние. Мой опыт показывает, что для эффективной оптимизации деятельности какой-либо организации, прежде всего, необходим анализ и совершенствование ее бизнес-процессов (или административных регламентов). Как правило, это выливается в совершенствование организационной структуры, структуры управления, жесткий контроль за эффективностью доходов и расходов и т.д. Укрупнение вовсе не является необходимым условием оптимизации. Напротив, в современном мире наиболее «продвинутые» организации стараются максимально специализироваться только на одном единственном бизнес-процессе (регламенте), доводя его до совершенства и отдавая все остальное на аутсорсинг. Но как говорится «начальству виднее».
 
2. Трудно сказать, сколько именно вузовских работников останется без работы, потому что их сокращение уже идет, но завуалированно. Это связано с особенностями заключения трудовых договоров с преподавателями вузов. Они носят срочный характер, т.е. заключаются на определенный срок, который не может превышать пять лет. Последние 2-3 года многие вузы старались не продлевать договоры с преподавателями-пенсионерами, а так же с теми, кто не имеет ученых званий. Кроме того, некоторые мои знакомые, измученные «драконовскими» требованиями к преподавателям, которые отнимают массу времени, но при этом не несут никакого полезного результата, сами уходят из системы высшего образования. К моменту реального объединения ВятГУ и ВятГГУ может вполне оказаться, что объединение обошлось без сокращений. Но это будет статистика «от лукавого».
 
3. Цена платного образования, как цена любого рыночного продукта, регулируется двумя факторами: платежеспособным спросом и количеством предложения товара, в нашем случае – образовательных услуг. Сейчас Минобрнауки определяет, что стоимость платного обучения не должна быть ниже уровня «бюджетных мест», финансируемых государством, выше – пожалуйста. Если вдруг неожиданно (а в России бывает только «вдруг» и «неожиданно») Минобрнауки ограничит для вузов платный прием студентов (а в 90-е годы, такие ограничения реально существовали), например, по таким популярным направлениям как юриспруденция и менеджмент, то стоимость обучения по ним резко подскочит. Но есть и другой фактор: количество бюджетных мест в конкретном вузе регулирует все то же Минобрнауки, которое сегодня ради достижения поставленной перед ним цели раздает заманчивые обещания. Например, что финансирование «опорных» вузов не только не уменьшится, но даже увеличится. Можно ли верить словам? Вот если бы они подтверждались законом с конкретными цифрами финансирования, принятыми Госдумой, одобренными Советом федерации и подписанными президентом, тогда, конечно, сомнений почти бы и не было. А что мы имеем на деле? В связи с кризисом в 2015 году на 10% было урезано финансирование бюджетных мест в вузах, при этом само количество бюджетных мест осталось прежним. Если Минобрнауки имеет в виду увеличение количества бюджетных мест с параллельным сокращением их финансирования, то какая польза будет от этого «опорному» вузу?
 
4. Безусловно, российское образование видоизменится, оно и должно изменяться, чтобы развиваться. Однако если это будут «неправильные» изменения, то российские граждане все в большей мере будут получать качественное дистанционное образование в лучших зарубежных образовательных организациях. Только в Cursera на сегодня зарегистрировано и проходит обучение более 200 тысяч россиян. Ну а региональные «опорки» останутся уделом тех, кто мечтает связать судьбу с госслужбой и силовыми структурами.
 
Ян Чеботарев, юрист:
1. За счет механического укрупнения высших учебных заведений качество образования вряд ли улучшается. Не думаю, что в связи с этим произойдет сокращение их расходов. Даже если это и произойдет, то вряд ли это та экономия, ради которой можно рушить учебные заведения. Вполне возможно, что этой реформой удовлетворяются интересы отдельных руководителей (возможно, из министерства), однако вряд ли кто-то из них подумал об удобстве управления такой махиной и качестве образования. Легче управлять двумя вузами через двух ректоров, чем одним, но в два раза большим и через одного. Кроме того, в результате объединения может случиться так, что политехническое начало возьмет верх над гуманитарным.
 
2. Часть педагогов, думаю, свою работу потеряют и зарплаты тоже. Как минимум, не будет существовать двух кафедр журналистики, экономики, юриспруденции одновременно. Упадет и качество образования. В любом случае, чем больше научных школ, тем быстрее двигается вперед сама наука. Если университет остается один, то только одна научная школа в нем и представлена.
 
3. На мой взгляд, качество российского образования в целом в России неуклонно снижается на протяжении уже 10 лет. Поэтому говорить о реакции рынка на подобное объединение сложно. Выпускники кировских вузов всегда проигрывали и будут проигрывать выпускникам вузов других городов, потому что качество образования, например, кировских юристов не сравнимо с качеством образования юристов в Екатеринбурге или Москве.
 
4. Я боюсь показаться ретроградом, но, на мой взгляд, излишняя доступность высшего образования очень сильно вредит России. Когда учился я, конкурс при поступлении был 17 человек на место. И люди ценили, когда поступали, учились достойно. А сейчас родители платят за детей деньги, и мы получаем выпускника, который мало чем отличается от первокурсника. Но это проблема не объединения вузов, а в общем высшего образования.
 
Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте