Эксперты утверждают: цена на хлеб будет расти.

Конец сытой жизни

18.10.2015 16:13:00 3181 0

В известной поговорке «хлеба и зрелищ» второе, пожалуй, пока отошло на задний план. 

А вот первое – хлеб – стало как никогда актуальным. Все дело в кризисе, который уже сделал этот продукт для масс менее доступным и грозится еще повысить цены.
 
Олег Прохоренко, главный редактор газеты «Бизнес Новости в Кирове»: Тема сегодняшней программы «Почем горбушка, или Как влияет цена на качество хлеба».
 
Светлана Занько, главный редактор радио «Эхо Москвы в Кирове»: Цена на хлеб в этом году значительно изменилась – в феврале-марте она подскочила на 20-30%. А за три последние месяца по статистике цена не росла, а даже падала. При этом недавно министр сельского хозяйства России Александр Ткачев сказал, что в феврале следующего года цена на хлеб вырастет на 20%. Связано это будет с повышением стоимости зерна.
 
Олег Прохоренко: У меня вопрос к Александру Краснову. В феврале на совещании представителей пищевой отрасли вы сказали, что из-за роста цен на сырье мука подорожала на 50%, сахар – на 70%, подсолнечное масло – на 41%. Хлебопеки тогда подняли цены на 8-10%, но при этом все равно два крупных предприятия закрылись. Сейчас ситуация нормализовалась или до сих пор эта отрасль в кировском регионе на грани рентабельности?
 
Александр Краснов, председатель совета директоров компаний «Красносельский хлеб» и «Хлебное изобилие», президент Вятской гильдии пекарей и кондитеров: В какой-то мере ситуация «устаканилась», потому что цена на сырье во второй половине года была стабильной. В начале года губернатор Кировской области предпринял ряд шагов, собрал рабочую группу, ситуация контролировалась. Но она не может быть до конца стабильной, потому что инфляцию никто не отменял, кроме того изменяются цены на сырье и коммунальные услуги. Сейчас стоимость муки снова поднимается: на 3-5%. Основной ее поставщик для нас – «Кировский мелькомбинат». Его руководство предупреждает о том, что цена на зерно будет расти. Поэтому мечтать о стабильности сейчас не приходится. Но нельзя говорить и о том, что цены резко вырастут. Мы – хлебопеки – сдерживаем рынок. В стране сложная ситуация – у людей нет денег, и они даже хлеба стали покупать меньше, чем раньше.
 
Светлана Занько: Как сейчас себя чувствуют наши предприятия?
 
Александр Краснов: Работают. У многих из них есть и другие виды деятельности для дополнительного заработка. Но рентабельность в производстве не увеличилась, так как выросла себестоимость.
 
Светлана Занько: Из чего сегодня состоит цена хлеба?
 
Инна Вылегжанина, начальник отдела сбыта и маркетинга компании «КировхлебПром»: 1/3 - это сырье, остальное - материалы (упаковка, этикетка), производственные затраты (энергия, зарплаты, налоги, аренда): себестоимость получается высокой с низкой процентной рентабельностью.
 
Александр Краснов: У нас 40% - это сырье, 10% – мука и 50% - зарплата и все остальные затраты.
 
Олег Прохоренко: Какова наценка на хлеб в магазинах?
 
Инна Вылегжанина: У всех по-разному. На социальные сорта, как известно, нельзя делать наценку больше 10%: это пшеничный хлеб, «Дарницкий» и другие ржано-пшеничные сорта. На остальные виды хлеба цена устанавливается на усмотрение продавца – как правило, это наценка в 20-30%.
 
Юрий Луппов, коммерческий директор «Кирово-Чепецкого хлебокомбината»: Что касается раскладки по цене, экономика предприятия у каждого своя. В основном производственные траты составляют ее существенную долю. Сейчас мы ставим перед собой задачу оптимизировать внутренние процессы. Кризис обнажил самые болезненные точки, которые мы не замечали в прошлой сытой жизни. Чтобы выжить сейчас, мы вынуждены искать новые возможности – по закупу материалов, более доступного сырья. Конечно, от ключевых затрат нам не уйти. Но мы стараемся использовать все собственные ресурсы, чтобы сдерживать и минимизировать рост цен. Последнее повышение у нас составило 5-6% с начала года.
 
Светлана Занько: А у остальных как?
 
Инна Вылегжанина: У нас 7-10% с начала года.
 
Александр Краснов: Мы два раза поднимали цены– сначала на 8% и осенью – на 6%.
 
Светлана Занько: Вы согласны с министром сельского хозяйства по поводу того, что цена на хлеб в феврале следующего года вырастет?
 
Юрий Луппов: Конечно, говорят, что готовиться надо к худшему, но я не думаю, что цена на хлеб вырастет до 20%. Паниковать не надо. Наш бизнес связан и с социальными аспектами. В текущей ситуации пока мы не видим обстоятельств для резкого скачка.
 
Олег Прохоренко: А рентабельность у вас как изменилась с начала года?
 
Юрий Луппов: Рентабельность мы стараемся поддерживать на том уже уровне. Решаем этот вопрос не только с помощью повышения цен: постоянно работаем над собой, оптимизируем внутренние процессы.
 
Светлана Занько: Я недавно смотрела передачу по центральному каналу и видела, как для удешевления хлеба в него добавляют разные химикаты.
 
Инна Вылегжанина: Мы не «бодяжим»: у нас есть лаборатория, в которой проверяется качество муки – каждая новая партия. Работаем мы только с теми поставщиками, которых хорошо знаем. Если мука не соответствует нормам, мы выставляем претензии.
 
Юрий Луппов: Если у нас есть возможность взять сырье хорошего качества по низкой цене, мы возьмем его. Бывают, конечно, случаи обмана. Но у нас тоже есть лабораторный контроль, и мы их выявляем.
 
Александр Краснов: У нас в Кировской области есть фальсифицированный хлеб. Пока его мало, но бороться с ним никто не берется. Мы закупали продукцию, которая должна изготавливаться по ГОСТу, у разных производителей. И оказалось, что хлеб весь разный. Есть даже такие случаи, когда покупателей обманывает сама этикетка. Мы будем работать в этом направлении с российской гильдией пекарей. Но у нас и много уважающих себя производителей, которые хотят победить в конкурентной борьбе только за счет хорошего качества и ассортимента, что очень правильно.
 
Олег Прохоренко: Кто определяет, куда двигаться производству – потребитель или мировые тренды?
 
Юрий Луппов: Сам производитель. Да, часть нашей продукции заимствована у европейцев, но есть и ржаные традиционные хлеба, которые связаны с нашей историей. Мы все знаем, что Вятка - наиболее благоприятный край для выращивания ржи. Поэтому мы плотно работаем с местными производителями.
 
Светлана Занько: А наши сельхозпроизводители расширяют свои плантации благодаря такому тренду?
 
Юрий Луппов: Здесь все зависит от технических и экономических возможностей.
 
Олег Прохоренко: У нас в гостях Александр Манин, владелец собственных пекарен. Почему вы решили выйти на рынок и на чем основываете свою цену?
 
Александр Манин, директор сети пекарен «Златушка»: Мы взяли пример с Европы, где 70% хлеба готовится на частных пекарнях, а наша цена идет от потребителя.
 
Олег Прохоренко: Насколько успешным был вход на рынок?
 
Александр Манин: Когда мы открылись, в Кирове вообще не было пекарен такого типа, потом появились конкуренты. Сейчас мы делаем 11 видов хлеба – ржаной, бездрожжевой, багеты. Больше акцентируем внимание на русских сортах. Наша цена чуть выше магазинской – белая буханка хлеба стоит 25 рублей, например. Кроме того, мы почти все делаем руками: из техники у нас только тестомес и печи. Список наших потребителей широкий: от школьников до пенсионеров. Последним мы делаем скидку 50%.
 
Олег Прохоренко: Есть мнение, что в пекарнях хлеб лучше. Я, например, беру его за хрустящую корочку.
 
Александр Манин: Да, если у частника плохое качество, то до него всегда можно дотянуться и сказать ему это прямо в лицо. И, конечно, в частной пекарне хлеб выдается прямо с печки, теплый, качественный.
 
Александр Краснов: Это веление времени – создание мобильных пекарен. И это современно. Когда мы открывались, город был насыщен хлебозаводами, но мы уже тогда предсказывали, что будут открываться мобильные пекарни. В Европе уже давно так, и цена на свежий хлеб удешевляется к вечеру.
 
Инна Вылегжанина: Но некоторые сорта хлеба можно сделать только на потоке, и их качество не уступает пекарским.
 
Слушатель: Батоны «КировхлебПрома» раньше были меньше и вкуснее, а сейчас стали большие и невкусные.
 
Инна Вылегжанина: Дело в том, что мы недавно поставили новую поточную линию по производству батонов. Их качество не ухудшилось, рецептура осталась той же. Даже наоборот: если раньше были автоматические печи, то сейчас технология улучшилась. Качество хлеба при этом не изменилось – как был ГОСТовский батон, так он и остался.
 
Олег Прохоренко:  У нас на связи из Германии Александр Журавлев. Качество немецкого хлеба и их хлебная культура отличается от нашей?
 
Александр Журавлев, главный акционер и директор до 2012 года «Булочно-кондитерского комбината»: Качество отличается и составом, и наполнителями. Хлеб тут, как и многое другое выше по качеству, чем в России. И цена составляет порядка 2 евро за 600 грамм хлеба.
 
Олег Прохоренко: Какую вы выберете стратегию развития предприятия в связи с повышением в следующем году цены на хлеб?
 
Александр Журавлев: Кто бы какую стратегию ни выбирал, финиш-то будет одинаковым. Если уже сегодня 55% в стоимости хлеба составляют сырье и материалы, 25%, - заработная плата, а еще 25% - налоги, куда двигаться-то? Качество падать не может - оно только повышается, так как устанавливается новое оборудование, новые технологии, приходят более грамотные и умелые специалисты.
 
Светлана Занько: Как бы вы обозначили текущую ситуацию, в связи с санкциями? Как стагнацию или все-таки возможно будет развиваться?
 
Александр Журавлев: Слово «стагнация» нам не подойдет точно, отрасль будет развиваться, но сами темпы снизятся.
 
Светлана Занько: У нас в этом году не было хлебного стенда на крупнейшей сельскохозяйственной выставке «Золотая осень». Почему?
 
Инна Вылегжанина: Мы давно в ней не участвуем, потому что это очень дорого стоит. Кроме того, предприятия-производители представлены на этих выставках не в том объеме, который нам нужен – стенды очень маленькие. Мы не заключали контрактов и на Днях Кировской области – другие регионы не хотят нас видеть у себя. Получается, правительство договаривается, а результата нет.
 
Александр Краснов: Я очень положительно отношусь к подобным мероприятиям. Они помогают продвигать продукцию. Но мы не принимаем там участия, так как у нас нет технических возможностей, чтобы производить больше продукции и вывозить ее за пределы региона. Да и наш хлеб там не нужен.
 
Юрий Луппов: Любые подобные мероприятия укрепляют имидж региона, но со стороны нашего правительства это всего лишь добрый жест. На самом деле, контракты заключаются только через индивидуальные переговоры. К тому же почти везде существуют негласные договоренности о приоритете для местных производителей.
 
Подготовила Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте