После гибели призывников становится ясным почему большинство крепких и здоровых молодых людей готовы пойти на все, чтобы избежать службы в армии.

Военные тайны

13.06.2011 07:00:00 1657 0
Кировская общественность начинает «борьбу» с собственной армией.

«Нормальная у нас армия,  всем армиям армия. И практически удалось искоренить дедовщину», - заявил недавно министр обороны России Анатолий Сердюков. Но будто специальное доказательство обратного на днях в Киров прибыли гробы с двумя мертвыми военнослужащими. А при недавней отправке кировских «весенних» новобранцев в «учебку» случился чуть ли не бунт. Общественность в шоке: это армия или камера пыток?

Помогите, президент

В конце мая в одной из воинских частей республики Марий Эл повесился кировский солдат-срочник Александр Черепанов. Следователи завели уголовное дело по статье «доведение до самоубийства», однако родители призывника, обнаружив на теле сына множество ран, попросили провести повторную медэкспертизу. Расследование продлится еще около месяца. 3 июня в военном госпитале подмосковного города Клин погиб солдат из Кирова Александр Метелев. По официальной версии он упал со стремянки и получил смертельную травму головы. Его родители также попросили военную прокуратуру провести дополнительное расследование.

Также на днях во время пути следования «весенних» новобранцев в часть случился конфликт. По рассказу председателя Кировского областного комитета солдатских матерей Тамары Братухиной, пока эшелон с кировскими будущими солдатами следовал к месту назначения, сопровождающие его старший лейтенант и прапорщик изволили испить спиртного. Призывники последовали примеру. Между офицерами и солдатами произошла ссора и один из последних вскрыл себе вены. Сейчас он находится в психиатрической больнице. Еще восемь новобранцев заявили после случившегося, что в этой части они служить не намерены и даже готовы ради этого выпрыгнуть из окна.

Три трагических примера только за последние две недели только в одном регионе. Если окинуть взором армию всей нашей необъятной Родины, то статистика будет еще более печальна. Так, по данным фонда «Право матери», 37% случаев гибели военнослужащих – несчастные случаи и ДТП. Большая их часть происходит именно из-за отсутствия у новобранцев элементарных навыков и знаний. 28% солдат гибнут из-за самоубийств.

При этом только треть из них – это действительно самоубийства, треть можно квалифицировать как доведение до самоубийства и еще треть – прямые убийства. От заболеваний в армии умирает 21% солдат. Остальные графы статистики: неуставные отношения (7%), гибель в боевых обстоятельствах (2%), при исполнении обязанностей военной службы (5%) и еще 5% - без объяснения причин. Согласно исследованиям фонда, в российской армии ежегодно гибнет более 3000 солдат. Так, в течение прошлого года в «Право матери» обратились 3413 семей погибших военнослужащих. При этом общая численность российской армии составляет сегодня 1,2 млн человек.

Кировская общественная палата не выдержала и написала письмо на имя президента России Дмитрия Медведева. «Ситуация еще больше накаляется тем, что молодые люди, только что приступившие к службе, родным рассказывают страшные вещи, которые происходят в воинских частях, - пишет Тахир Мамедов, секретарь Кировской общественной палаты. - Атмосфера накалена, призывники публично сжигают повестки, они готовы пойти на все, чтобы только не идти в армию». Попросив поддержки у главнокомандующего российской армией, Общественная палата создала на прошлой неделе и свою «скорую помощь» - некую группу заинтересованных людей (юристов, врачей, общественников), готовых помочь разобраться в любом происшествии в воинских частях.

- На самом деле все спокойно, - считает Владимир Баранов, врио военного комиссара Кировской области. – Основная масса призывников идет служить с желанием. И даже за три месяца в «учебке» они успевают получить основные навыки (медведя же тоже как-то учат кататься на велосипеде). А благодаря сокращению срока службы о таком понятии, как дедовщина, мы забыли. За полгода «дедом» не стать. Да и некогда этим заниматься. Солдат отработал свое, устал - ему бы только до кровати и спать, и ни на что другое мыслей не остается.

«Дед» - это норма?

И все же за последние годы авторитет армии сильно «покосился». Государственные власти пытались поднять его реформой и новой формой, телевидение - веселыми сериалами о бравых русских солдатах, поп-музыканты –  патриотическими песнями. Судя по всему, помогают эти меры плохо.

Из 16 случайно опрошенных газетой «Бизнес Новости» молодых людей только 6 человек служили в армии (остальных не взяли по состоянию здоровья), и только двое из них отзываются о службе положительно. К примеру, рассказывает Иван, служивший в армии в 2000-2002 годах: «Молодой призыв страдал больше всего - «дедам» они должны были достать все. Пиво, водка, сигареты, майонез и т.д. Жаловаться все боялись – знали, что может быть еще хуже. Сны о том, что я снова в части, мне снились порядка 6-8 месяцев после службы. Просыпался в панике. Однажды из дизбата вернулся дагестанец. Такое сложилось ощущение, что с ним боялся связываться даже командир части. Он ходил в шлепанцах, без солдатского ремня, а на поясе носил охотничий нож. Каким-то образом его отправили на дембель быстрее положенного. Уезжал он в дорогом костюме и с полным карманом денег...».

Другой бывший солдат, отбывший свой положенный срок с 2009 по 2010 год рассказал, что стране в случае чего нечем будет воевать. «Вся техника либо сильно устарела и износилась, либо ее вовсе нет (продали почти все). Получается, что если даже в «учебке» ты нахватался знаний, применить их негде» - сказал Алексей.

В итоге служить в российской армии сегодня не престижно: это «год деградации», там «занимаются покраской бордюров, а не реальной боевой подготовкой»,  и «армия делает из человека не сильного мужчину, а алкоголика и гопника» - таковы мнения тех, кто против. Чтобы это исправить, нужны военные кафедры, начальная военная подготовка в школах, проведение правильной идеологической работы и, наконец, искоренение дедовщины.

При отсутствии всего этого родители молодых людей, боясь за своих детей, и дальше будут стараться собрать любые деньги, чтобы их чадо без прохождения службы получило военный билет. Кстати, цена такого удовольствия в Кировской области не всем будет по карману: если у молодого человека есть небольшие отклонения по медицинской части - нужно будет заплатить около 70 тыс. рублей, если он полностью здоров - около 150-300 тыс. рублей.

Недавно в Кирове появилась официальная служба в помощь родителям будущих солдат: с 15 марта начала свою работу первая в нашем регионе независимая военно-практическая экспертиза. До этого времени призывники могли пройти военную комиссию только в военкомате, а спорные вопросы решались через суд. Теперь, за то, чтобы отдать судьбу сына в руки независимых экспертов, нужно заплатить около 20 тыс. рублей.

Противовес избегающим российскую армию есть - молодые люди, живущие по старому принципу «кто в армии не был, тот не мужик». «То, что называется сейчас «дедовщиной» - это нормальный порядок для армии, - рассказывает Дмитрий, служивший по контракту с 2000 по 2007 годы. - Если этого не будет, офицеры просто не смогут самостоятельно уследить за всеми солдатами. К службе надо готовиться заранее: и физически, и морально. Случаи суицида - это примеры гибели слабых людей. Большинство ребят сейчас плохо развиты физически: они подтягиваются только 2-3 раза вместо 15, на втором километре пробежки у них заплетаются ноги. В этом и суть проблемы. Что касается техники и вооружения, то сегодня все в норме и к тому же регулярно проводятся  масштабные учения во всех родах войск. Только вот платят за службу по сути копейки - я в свое время получал зарплату в районе 15-20 тыс. рублей». Такова цена риска жизнью солдата. И не за что-нибудь - за Родину.

Офицеры под прицелом

И те, кто «за» армию, и те, кто «против» нее, в один голос заявляют, что  модернизацию этой структуры нужно начинать с головы. Министром обороны России, напомним, является сегодня Анатолий Сердюков. Он был назначен 15 февраля 2007 года и стал первым гражданским министром обороны страны.

Будучи до этого руководителем федеральной налоговой службы, Сердюков занял новую должность, так как для предстоящей реформы нужен был специалист с опытом работы в сфере экономики и финансов. Так обосновал это назначение Владимир Путин, бывший в ту пору еще президентом страны. После военного конфликта с Грузией в августе 2008 года началась сама военная реформа.

Прошло сокращение численности вооруженных сил, прежде всего офицерского состава (почти в два раза), произошла ликвидация одних военных учебных заведений и укрупнение других, около 19 трлн рублей с 2011 до 2020 года планируется потратить на перевооружение армии (в том числе зарубежной техникой), а в 2011 году 5,5 млрд. рублей направят на новое обмундирование военнослужащих.

- Эта реформа - заигрывание с армией, - говорит Владимир Климов, уполномоченный по правам человека в Кировской области. - Зачем с солдат снимают функцию приборки, дежурства по кухне, вводят тихий час? Есть известное выражение: солдата не надо жалеть, его надо беречь, а именно - его надо одеть, обуть, накормить и научить воевать. Что же сейчас происходит - офицеры только начинают «созревать» для службы на благо родины, а их «режут». А надо всегда помнить, что у России есть только два союзника: армия и флот.

А именно в офицерах всегда была сила и авторитет армии. Только при зарплате от 15 до 50 тыс. рублей, при том, что сокращения еще не закончились и что им негде жить, а жилье дадут еще не скоро, этот авторитет начинает превращаться в нечто противоположное. По словам генерал-майора авиации в отставке Николай Евликова, все начинается с коррупции. «Все проблемы, которые существуют сейчас на «гражданке», переносятся в армию: и коррупция и политические игры, - считает Николай Васильевич. - В итоге техника обновляется только «по телевизору», а если и покупается что-то новое, то предпочтение отдается зарубежному, масштабные учения не проводятся, солдат в полной боевой готовности очень мало. И конечно сейчас таких масштабных войн, как, к примеру, Великая Отечественная, политологами не прогнозируется, но если что-то вдруг случится, я не знаю, сможем ли мы выстоять».

И не только бывший генерал - все, кому бы «Бизнес Новости» ни задавали вопрос «а что если...?», задумываются и пожимая плечами, отвечают - «не знаем». И те, кто готов отдать армии год или два, и те, кто защищал родину по контракту, и те, кто посвятил военному делу всю жизнь. В том, что армия нужна, уверены все. Является ли нынешняя российская армия действительно союзником нашей стране и готова ли броситься в пекло за Родину,  сомневаются многие.

Елена Окатьева
lena_vuali@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте