«Колбасные поезда» на Вятку
«Вики-Вятка», «Всевятская туристская тропа», гостевые дома в деревнях и семь туристических кластеров, которые нужно создать и развивать... Помогут ли новые идеи, проекты и концепции, подготовленные региональной Федерацией оздоровительно-спортивного туризма, завлечь в регион долгожданных туристов ?
1. В Кировской области планируется создание и развитие семи туристических кластеров. К примеру, на территориях Лузского и Подосиновского районов планируется развивать эколого-этнографический кластер «Русский север Вятского края». В Куменском и Оричевском районах появится санаторно-курортный кластер «Целительная сила Вятки». Насколько эта идея действенна для развития туризма в регионе?
2. В регионе придумали проекты по созданию выгодных для муниципалитетов туристических проектов. Это, например, «Всевятская туристская тропа» и гостевые дома в сельской местности. Насколько, на ваш взгляд, эти проекты действенны в плане монетизации?
3. Турами выходного дня власти намерены привлекать в регион туристов, в том числе и иностранных. Предполагается, к примеру, что в 2018 году, когда в России пройдет ЧМ по футболу, можно будет использовать «эффект Чемпионата мира». На ваш взгляд, получится ли привлечь в Котельнич или Вятские Поляны болельщиков-туристов?
4. Какие еще идеи вы можете предложить для развития въездного туризма в регионе? На что надо сделать ставку, на чем региону можно заработать?
Сергей Герасимов, председатель региональной Федерации оздоровительно-спортивного туризма:
1. Вне всяких сомнений развитие туристской деятельности привязано к определенным территориям. Санатории в Кировской области работают и будут работать вне зависимости от того, включат их в некий кластер или нет. А Русский север Вятского края объективно интересен, но в настоящий момент никак не осознается с точки зрения рекреации жителями Кировской области. И самое главное: предложенный кластерный подход требует очень четкой работы по координации, которую необходимо вести в рамках некой организации. Но с другой стороны, на уровне России только такой подход и принимается к рассмотрению. Поэтому если мы хотим получить федеральные деньги на развитие туризма, мы можем говорить только о кластерном подходе.
2. Проекты «Всевятская туристская тропа», «Вторая жизнь деревни» в большей степени монетизируются на уровне муниципалитетов, в рамках оказания услуг отдельными субъектами экономической деятельности. Прежде всего, это услуги питания, транспорта, экскурсионного обслуживания и проживания.
3. Туры выходного дня интересны для населения, только если туробъект находится не дальше 100 - 400 км от постоянного места проживания. Ну какие здесь иностранцы? А если рассматривать тех людей, что приезжают как зрители, то мотивация на их поездку в Котельнич из Казани должна просто зашкаливать. Ну и логистику надо хорошо продумывать. Если эти проблемы будет кто-то решать, то, возможно удастся пару-тройку автобусов привести в период проведения ЧМ. Но надо очень постараться.
4. Этот вопрос надо рассматривать комплексно. Необходимо организовать поступательное движение по направлению развития услуг на определенные целевые группы: «транзитники» - самодеятельные туристы – детские группы – коммерческие группы своего региона – коммерческие группы регионов – доноров – зарубежные туристы. Целевые группы должны рассматриваться не одномоментно, но последовательно. В первую очередь, должны развиваться услуги в рамках движения транзитных автомобильных потоков. В том числе услуги экскурсионного характера и продажи сувениров. Параллельно этому должны развиваться интернет-сервисы и информационные сервисы. Когда процесс для этой целевой группы будет поставлен, на определенных территориях возникнут структуры, прежде всего экономической деятельности, которые будут рады приему следующей целевой группы - самодеятельных туристов. И так последовательно можно прийти к увеличению потоков и внутреннего и въездного туризма.
Андрей Лучинин, депутат Заксобрания Кировской области:
1. Сначала слово «кластер» надо заменить на русское слово. Я не склонен смотреть на данный проект с оптимизмом. Во всяком случае, вложения не окупятся. Сначала надо создать инфраструктуру, начиная с дорог. На русском севере Вятского края их сегодня нет! Если вдруг у нас завелись лишние деньги, давайте их потратим на проекты местных инициатив, поможем муниципалитетам и людям, что там еще проживают, оставаться на месте и обустраивать быт и жизнь в соответствии со стандартами нынешнего века, а не конца 19-го . А там и другие потянутся посмотреть... Вот тогда туризм этнографический и краеведческий можно налаживать, а пока только экстремальный туризм.
В Куменском и Оричевском районе санитарно - туристическое направление (а не кластер) уже существует и приносит доход в бюджеты. Нужно лишь помогать в продвижении этого продукта в соседних регионах разными способами, может быть по аналогии продвижения черноморских курортов с их слоганом «Курорты Краснодарского края» и деньгами правительства региона. Придумать и раскрутить наш слоган и запускать в ротацию у соседей и москвичей надо, конечно, в региональных СМИ, они в разы дешевле федеральных. Да еще по федеральным трассам рекламу наших курортов красивую и креативную развесить.
2. Данные проекты, вернее отдача от них, - это не близкая перспектива. Здесь правительству области нужно привлечь малый бизнес и давать на развитие направления гранты, кредиты и т.п. Помочь с обучением и опять же в продвижении готовых продуктов.
3. Привязать будущий чемпионат мира по футболу к нашей затее - бред! Такое может озвучить только не болельщик и к тому же неисправимый оптимист. Хотя гениальные вещи чаще всего начинаются с позиции бреда.
4. На мой взгляд, надо очень серьезно подойти к проработке вариантов гастрономического туризма. Приехать на Вятку, чтобы попробовать сунских рыжиков и верхнекамских груздей, приправленных единственной в стране настоящей сметаной. Под настоящую водочку. Откушать натуральной колбаски с копченостями от немского райпотребсоюза. Выпить на второй день вятского пива или уржумского кваса. Закупиться впрок по божеским, в сравнении с Москвой и Питером, ценам. А назвать проект надо «Колбасные поезда», только теперь они будут не в Москву за колбасой, а наоборот.
Кроме того, можно организовывать меховой тур из Москвы в Слободской с показом мод (вятские красавицы вне конкуренции во всем мире). Оружейный тур в Вятские Поляны с пристрелкой оружия. Пряничные и матрешечные туры в Нолинск с этнографической программой. Раскручивать надо то, что уже есть, вовлекая малый бизнес, а не пытаться создать за счет областных средств красивую сказку про туристические кластеры.
Подчеркну, что я отвечал на вопросы не как специалист в отрасли туриндустрии, и не как предприниматель, так как ими не являюсь. Это простое суждение жителя Кировской области, хорошо осведомленного о жизни районов.
Валерий Федяев, директор Торгового дома «Лонда»:
1. Прежде чем говорить о действенности идеи для развития туризма в регионе, давайте задумаемся, а что мы предлагаем? Если предлагаем туристические маршруты по русской провинции, так давайте мыслить не «кластерами», а русскими понятиями. Если мы продвигаем национальный продукт, то и мыслить мы должны по-русски.
Идея красивая, но в настоящее время неосуществимая. Для того, чтобы выносить данный продукт на рынок, он должен быть до мелочей продуман и красиво «упакован».
Что касается темы «Русского севера Вятского края», нужна для начала огромная подготовительная работа. Начиная с доставки туристов и перемещению по территории.
Какие варианты? Поездом 8 часов из Кирова до Подосиновца или Лузы - не вариант для уважающих себя туристов. Автомобильным транспортом – это просто убийство, особенно в непогоду. Других вариантов нет. Гостиницы – их можно сказать, тоже нет, а в те, которые имеются, страшно селиться. Туалеты, в лучшем случае - дырка на улице. Питание в кафе, которых по пальцам пересчитать, особенно на трассе – особая головная боль. В итоге, чтобы выйти на рынок с готовым турпродуктом, нужно подготовить для этого сервисную базу. Если рассчитывать на бюджетного туриста, которого устроят имеющиеся условия – пожалуйста, но развития данная отрасль не получит, т.к. через сезон сама себя съест.
2. Эта идея интересна, и она меня сразу привлекла. Такой вариант гостевых домов вполне будет иметь будущее. Для этого, конечно, придётся вложиться на начальном этапе, чтобы довести имеющиеся дома до определённых необходимых требований, но в дальнейшем проект будет работать на отдачу и в течение сезона, при грамотном размещении информации и продвижении на рынке, способен себя окупить.
3. Я в этом очень сомневаюсь… Не поедет уважающий себя турист из презентабельного Татарстана, с высоким уровнем сервиса, в Котельнич или Вятские Поляны ради одного-двух объектов. Нет ни логической связи необходимости продолжить вояж по Кировской области с её сомнительного качества дорогами, когда есть более удобный путь возврата по хорошей трассе через Нижний или самолётом в любую точку России.
4. Беседуя с гостями города, с руководителями турагентств, прихожу к выводу, что большинство приезжающих к нам туристов интересует, в первую очередь, история города, причём история изначальная, а не выборочная из отдельных фрагментов жизни замечательных людей. Пора прекращать представлять наш край как богом забытое место и место ссылок. Мы изначально другие, мы, самое молодое русское племя «вятчане» свободолюбивое и независимое. Вот эту нашу черту и нужно показывать нашим гостям. В каждой фразе, каждом жесте, каждом символе на улицах и в заведениях должна сквозить любовь к нашему городу, краю и вообще ко всему вятскому!
Ольга Лобастова, директор ЦАО «Летучий корабль»:
1. «Кластер» - модное слово. Но надо понимать, что мы имеем в виду, о каком развитии говорим. Например, существующий сегодня санаторно-курортный блок мы можем называть кластером, или как-то по другому, но так или иначе он уже работает и экономически успешен. Другие кластеры — на другом уровне развития. Изначально здесь не может быть одинаковых условий. И подходы должны быть индивидуальные. Где-то, может быть, и не надо стремиться завлечь туристов из других регионов или стран. Будет здорово, если эти кластеры будут работать для жителей конкретного района. Многое будет зависеть и от того, кто реализует те или иные проекты.
2. «Всевятскую туристскую тропу» я вижу только как местный проект. И такой проект действительно нужен. Гостевые дома в сельской местности — очень непростой продукт. Здесь тоже нужна уникальность. Да, кто-то готов ехать в уединенные места, но не сказать, что это очень-очень востребованный продукт. Успех во многом будет зависеть от человека, который сможет создать уют в таком гостевом доме, сможет, используя новейшие интернет-технологии, красиво «упаковать» и подать продукт, рассказать о нем огромной аудитории. Я недавно была в Котласском районе как раз в таком гостевом доме, причем очень интересном, практически доме-музее... Но и туда очереди не стоят.
3. В этом вопросе я не могу быть экспертом. Мне кажется, если люди едут на чемпионат, и у них в планах посещение спортивных мероприятий и попутно осмотр достопримечательностей Казани и окрестностей... поедут ли они еще и в соседний регион? Не знаю...
4. Сегодня реальным турпродуктом является Киров и окрестности — Слободской, Великорецкое. Даже поездки в Рябово, в Котельнич мы, например, с трудом включаем в туры. В Киров же туристы едут более охотно, здесь хорошая инфраструктура — гостиницы, музеи, общепит. Вот когда мы «раскачаем» туристический поток в Киров, можно будет двигаться дальше. Все нужно делать постепенно. Мы, например, изначально делали «Заповедник сказок» для кировских детей, и только когда «отточили» его, когда нащупали нишу, отработали наши программы до конкурентоспособного уровня, стали ощущать туристский поток. И то, не сказать, что у нас нет проблем с набором групп. При этом мы очень много вкладываем в продвижение, ездим по России, рассказываем не только про «Заповедник сказок», «Летучий корабль», но и про Киров. Это очень затратно. Кто-то готов еще вкладывать не только свои силы, но и финансы? Тогда вперед! Но чудес не будет, и легко все это не делается. Конкуренция очень большая, так что надо или быть на голову выше конкурентов, или выбирать какой-то другой вид деятельности.
Подготовила Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com