Убрать нельзя оставить

06.12.2015 16:15:00 1689 0

Минувшие пару недель запомнились двумя законотворческими решениями. Первое состояло в том, что оппозиционному депутату Дмитрию Русских удалось убедить своих коллег по цеху в бесполезности налоговых льгот для частных инвесторов (за исключением обрабатывающих производств) и провести свои поправки через Заксобрание. Второе — губернатор Никита Белых воспользовался правом вето и наложил его на это решение народных избранников (которое уже окрестили «чересчур эмоциональным»).

Оставлять или нет данные льготы - это главе региона еще предстоит обсудить в рамках собираемой комиссии, однако уже сейчас многие эксперты убеждены в том, что кроме льгот, привлечь инвесторов в Кировскую область сегодня особо и нечем.

Вопросы:
1) Насколько вы считаете целесообразным в сегодняшних условиях сохранение льготы для инвесторов и почему?
2) Как вы оцениваете поправки депутата Дмитрия Русских, призванные отменить налоговые льготы всем, кроме обрабатывающих производств?
3) Почему, на ваш взгляд, льготы по налогам не дали ожидаемого эффекта?
4) Каким способом, на ваш взгляд, можно сегодня привлечь частных инвесторов на территорию региона (кроме льгот)?


Михаил Курашин, заместитель председателя Заксобрания Кировской области:

1. Создание привлекательных условий для инвесторов - задача, имеющая постоянный характер, так как инвестиции - прямой путь к появлению новых производств, новых рабочих мест, новых налоговых отчислений. И поэтому каждый субъект Федерации заинтересован в том, чтобы создать наиболее интересные для инвестора условия. Все зависит от возможностей региона в этой работе: кто-то может устанавливать не только льготы по налогам, но и обеспечивать дополнительными инфраструктурными услугами, кто-то, как Кировская область, пока не имеет больше возможностей, чем есть.

2. Полностью разделяю инициативу Дмитрия Русских, так как считаю, что та модель, которая реализовывается - неудачная и требует изменения. Кстати, об этом же говорила и министр финансов Елена Ковалева на заседании правительства, когда цифрами доказала низкую социальную и экономическую эффективность этих льгот. Можно было бы, конечно, не торопиться и менять механизм, как призывает губернатор, постепенно, через обсуждения и т.д. Но, к сожалению, практика показывает, что много вопросов, которые таким образом «списываются в обсуждение» находятся там годами без какого-либо движения. Предложение Дмитрия Русских создало хорошее стартовое условие - начать с «нуля» и поэтому вето губернатора мне не совсем понятно.

3. Возможно, что для самих предприятий льготы дали эффект и помогли в развитии или, по-крайней мере, не допустили ухудшения. Насчет регионального бюджета, то низкий эффект - результат того, что модель не до конца продумана и практически бесконтрольна с точки зрения экономической и социальной эффективности. Предприятия сами занимаются прогнозированием и оценкой результативности своей инвестиционной деятельности, а региональная власть - лишь констатирует.

4.  Думаю, что сегодня завлечь инвесторов можно землей. Но это не просто земельный участок «где-нибудь». Это место, которое находится рядом с коммуникациями, дорогами, местом концентрации квалифицированной рабочей силы. И для размещения инвестпроекта не надо проходить долгие и не всегда прозрачные бюрократические процедуры. А для этого должен быть открытый план по земельным участкам и специальные структуры или люди, которые сразу же начнут сопровождать инвестора. Думаю, что Корпорация развития Кировской области - это именно такая структура, которая должна этим заниматься. Сегодня она этого не делает. А уж после решения земельного вопроса необходимо обсуждать стратегии и планы инвесторов и предлагать им налоговые льготы или иную господдержку.

Василий Сураев, гендиректор «Кировского молочного комбината»:

1. Губернатор принял правильное решение, что наложил вето. Правительство области планирует в ближайшее время рассмотреть все льготы по всем видам категорий налогоплательщиков. В соответствии с рассмотрением, будет принято решение и внесено на заседании Заксобрания.   Льготы, безусловно, важны. Да, наверное, не для всех категорий. Дело в том, что рыба всегда ищет, где глубже, человек — где лучше, а бизнес — где лучше условия для его функционирования.

2. Предложенные ограничения касаются, в первую очередь, торговли. Конечно, здесь есть вопросы. Есть вопросы и в отношении остальных отраслей, в частности, энергетики. Здесь надо анализировать затраты, которые они закладывают в стоимость своих ресурсов. Налоговая льгота — это сложный вопрос, который нужно анализировать специалистам в перспективе.
Что же касается голосования, то по поправкам Дмитрия Русских оно было все-таки больше эмоциональным. Я уже не первый раз вижу, что некоторые депутаты стали голосовать не так, как они считают, а так, как одобрят люди (на носу выборы). То есть, исходят отнюдь не из экономической целесообразности. Часть СМИ сегодня дает полную раскладку по голосам: как голосует тот или иной депутат за тот или иной законопроект. И таким образом, влияют на умы избирателей, которые не всегда разбираются в тех или иных тонкостях.

3. Если кто-то приобрел теленка, это еще не значит, что завтра он вырастет в корову и будет давать молоко. Для того, чтобы был эффект, необходимо некоторое количество времени. Даже в УФНС понимают, что результаты льготы по налогам можно увидеть в среднем года через три. И, как правило, те данные, которыми оперирует КСП или финансовое управление, не всегда объективны. В качестве примера могу привести наш «Кировский молочный комбинат». Мы по общим налогам идем со значительным увеличением к прошлому году. Но по некоторым налогам, в частности, налогу на прибыль, рост не такой большой. Почему? Потому что в статистике не учтено, что мы некоторое время назад создали новую организацию — автотранспортное предприятие КМК. Мы перевели туда около 20 человек (плюс еще наняли), передали технику. Они теперь обособленное предприятие, платят налоги порядка 40 млн рублей в год. Все-таки наше дело заниматься непосредственно производством, а новое предприятие осуществляет транспортные услуги. Если нас посчитать в целом, то увеличение получится существенное.

4. Сейчас, вообще, мало кто может привлечь инвесторов. Чем мы можем это сделать? У нас относительно дешевая рабочая сила.

Юрий Лаптев, председатель Контрольно-счетной палаты Кировской области:

1. В целом Контрольно-счетная палата поддерживает наличие льгот для частных инвесторов, но при этом мы считаем, что надо повышать эффективность использования этого механизма, поскольку налоговые льготы - это всегда недопоступающие доходы областного бюджета. А, как известно, областной бюджет сегодня находится в очень сложном положении.

2. Дмитрий Русских предложил исключить из числа тех, кто может получать льготы, практически всех, кроме обрабатывающих производств. Но, знаете, недобросовестные налогоплательщики есть в любой отрасли. Мы считаем, что на первое место надо ставить бюджетную эффективность, чтобы данная льгота возвращалась в последующем новыми поступлениями в виде налогов. Бюджет должен получать больше того, что он отдает.
Не так давно мы проводили проверки, которые касались льгот на имущество организаций и льготы по налогу на прибыль. И мы пришли к выводу, что льготы в этой части точно работают неэффективно, потому что бюджет теряет, а не приобретает. Нужно установить четкие цели и ожидаемый результат. На наш взгляд это должен быть прирост налоговой базы, а действующая система позволяет получать льготу как тем, у кого фиксируется снижение затрат на приобретение основных средств производства, так и тем, у кого сокращаются объемы налоговой базы. (а иногда и при снижении обоих показателей).

3. Эффекта от льгот как раз и не дает все мной вышеперечисленное. Наши проверки показали, что при предоставлении тому или иному предприятию льготы, надо учитывать не просто затраты на основные средства производства, а только те средства, которые непосредственно связаны с реализацией инвестиционного проекта. Все, что сверх этого - служебные машины для руководства, компьютеры и т.д. - не должны включаться. То есть, необходимо серьезно совершенствовать администрирование самого налога, чем сегодня у нас и занимается министерство экономики.
Мы также считаем, что надо установить более четкие критерии основных средств, которые включаются в перечень средств, на которые распространяется льгота. Определить срок окупаемости. То есть, льгота не должна даваться всем на срок, например, 5 лет. У каждого проекта свой срок окупаемости, по некоторым проектам он гораздо меньше, чем 5 лет. Если закончилась окупаемость проекта, то льгота должна прекратить свое действие.

4. Мне кажется, Кировская область обладает крайне ограниченным потенциалом в отношении привлекательности для инвесторов. Мы можем привлечь относительно дешевой рабочей силой и стабильностью решений. И, пожалуй, все.

Олег Кочкин, гендиректор компании «Вятка-Династия»:

1. Я считаю, что налоговые льготы, предоставляемые для неопределенного круга лиц, в принципе не работают. Подозреваю, что дело было так: к Никите Белых пришли некие частные инвесторы и сказали, что они собираются открывать или развивать на территории региона некие производства. Спросили, что он может им предложить, какие шаги навстречу сделать. Скорее всего, в числе встречных шагов были предложены льготы по налогам. Эти льготы были оформлены в виде поправок к действующему областному бюджетному и налоговому законодательству. Я почему-то уверен, что это были льготы для конкретных предприятий, а не какая-то общая политика для частных инвесторов.

Я думаю, мы еще не скоро придем к тому, что все соседи вокруг будут знать, что в Кировской области есть какие-то специальные налоги для инвесторов — по имущественному, земельному, НДФЛ и т.д. Но в таком «штучном» варианте, почему бы и нет?

2. Если переговоры уже с частью инвесторов состоялись и область свои обязательства выполнила, то сейчас включать заднюю передачу и пересматривать эти льготы некорректно. Потому что следующие инвесторы будут точно знать, что губернатор пообещал, а Заксобрание все это развернуло в обратном направлении. Какие-либо шаги в отношении новых инвесторов будут бесполезны, а область потеряет свое лицо.

3. Я не очень хорошо знаком с аргументацией противников льгот, но в любом случае от них есть положительный эффект. Были созданы рабочие места, стал платиться налог с зарплат. Если не стало лучше для областного бюджета, то для федерального точно стало лучше. Я уж не говорю о таких косвенных вещах, как оживление экономики. Может быть, здесь больше вопрос к тем, кто рассчитывал ожидаемый эффект от этих льгот?

4. Мне кажется, общими правилами игры скорее всего все-таки не привлечь. Пока это все останется на уровне переговоров крупных инвесторов и губернатора, который к каждому интересанту пытается найти подход. Если же говорить в целом, то стоит грамотно и систематически вести ту работу, которая сейчас проводится в ручном режиме. Когда накопится критическая масса инвесторов, другие тоже начнут подтягиваться. Есть и другие, набившие оскомину, вещи: устранение бюрократических препятствий, улучшение подключения к сетям, здоровый деловой климат.


Подготовила Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте