На защите бюджета

20.12.2015 19:48:00 2066 0

«Деньги любят тишину». С этим расхожим выражением согласен и глава областной Контрольно-счетной палаты Юрий Лаптев. Впрочем, даже этот принцип весь год не мешал аудиторам быть одними из наших ведущих ньюсмейкеров. По крайней мере, периодически удивлять нас результатами проверок. Юрия Николаевича можно по праву назвать главным защитником областного бюджета. Ни один рубль, потраченный из областной казны, сегодня не проходит мимо него...

Привыкли все проверять

Наверное, стоит начать с предварительных итогов уходящего года. У вас в этом году прошло огромное количество проверок, которые мы, в свою очередь, подробно освещали. Что бы вы отметили отдельно в качестве достижения и в качестве неудачи для себя в уходящем году?

—  По большому счету у нас итоги еще не подведены, потому что для нас итоги года — это цифры. Это количество проведенных мероприятий, количество выявленных нарушений, количество денег, которые потрачены неэффективно. И, наконец, самый главный показатель эффективности нашей работы — предотвращенные потери бюджета (или количество средств, которые были возвращены в бюджет). Некоторые заблуждаются, считая, что результаты деятельности Контрольно-счетной палаты должны исчисляться количеством наказанных людей и заведенных уголовных дел. Особенно депутаты этим мнением «грешат», но мы считаем, что это неправильно.

Из достижений я могу отметить то, что работа КСП в этом году носила более системный характер. Мы реализовали все плановые мероприятия, а план, как известно, формируется из пожеланий депутатов, губернатора и наших наблюдений, предложений. Нам в этом году удалось посмотреть несколько ключевых вопросов. В первую очередь, из всех проведенных мероприятий я бы отметил проверку использования средств Фонда ОМС. Все-таки, мы взяли большой период — 2 года и объем средств в размере 22 млрд. рублей.  Принципиально важно, что мы смогли определить системные проблемы бюджета Фонда ОМС, например, причину ежегодного завышения потребности в средствах областного бюджета на медицинскую помощь неработающему населению. Мы обратили внимание, что количество застрахованных лиц на 72 тысячи человек больше, чем все население Кировской области, что в  число неработающего населения попадают  официально неработающие, но  фактически занятые граждане (или  неформальный рынок труда).  Считаем, что регистром надо заниматься, пока же эта работа ведется недостаточно результативно.

Второй момент — взаимоотношения со страховыми компаниями. 4 страховые компании получили 200 млн рублей на организацию своей деятельности. Плюс 88 млн они получили в виде штрафов от лечебных учреждений за некачественное оказание медицинской помощи. За 2 года эта сумма составила почти 290 млн — это деньги, которые могли бы быть дополнительно направлены на бесплатное оказание медицинской помощи.

Я помню, на коллегии говорили, что нарушения ЛПУ зачастую носят формальный характер. Штрафы накладывают за, условно говоря, каждую запятую, поставленную не в том месте.

— Чтобы подтвердить эту точку зрения или опровергнуть, я только что перед вашим приходом отправил запрос в страховые компании. Запросил детальную расшифровку — по каким нарушениям и какая сумма средств взыскивается. Заявить — это одно, а так ли это на самом деле? Мы привыкли все проверять.

Второй момент, на которое я хочу обратить внимание, это использование средств на приобретение жилья для детей-сирот. Напомню суть: треть квартир была приобретена по завышенным ценам, сформировалась целая группа посредников, которые на этом делали очень хороший бизнес. Об этом много писали в СМИ. Я сейчас нахожусь под впечатлением от прошедшего Заксобрания — наконец был принят усовершенствованный механизм приобретения жилья и были учтены выводы, сделанные нами.

12 лиц привлечено к административной ответственности (и это только прокуратурой), 12 административных производств, 3 уголовных дела — итог проверки по этому направлению.

Нас, как «Бизнес Новости», очень интересуют проверки, связанные с областным Фондом поддержки малого и среднего бизнеса.

— У нас по итогам первой проверки было много серьезных нареканий. Её материалы послужили основанием для возбуждения уголовного дела  на бывшего руководителя Фонда поддержки предпринимательства Кировской области. В плачевном состоянии находились муниципальные фонды, все погрязшие в долгах. Та же потребкооперация, которая непонятна зачем поддерживалась и помогала зарабатывать дешевые деньги только посредникам... Сейчас, наконец-то, было внесено изменение в устав, согласно которому средства , полученные тем или иным муниципальным фондом из бюджета в случае его ликвидации,  возвращаются в бюджет (раньше такого не было). Решения по кредитованию предпринимателей принимаются в областном фонде, а местные фонды выступают посредниками при оформлении документов. Работа муниципальных фондов улучшилась, но, к сожалению, ситуация в муниципалитетах по развитию предпринимательства нисколько не изменилась.  

А вы считаете, что это преимущество — то, что все решения по выделению займов  принимаются в Кирове, а не на местах?

— Знаете, когда мы проводили первую проверку, у нас была другая позиция. Мы считали, что это неправильно и мешает самостоятельности работы фондов на местах, отбивает интерес у муниципалитетов и т.д. Сегодня мы изменили свою позицию. Деньги все-таки лучше централизовать, их так легче контролировать.

Предприниматели на местах жалуются, что после этой «централизации» им стало сложнее, дороже и дольше получить займ из местного фонда.

— Они лукавят. Если документы правильно оформлены и проверены, пожалуйста, получите доступ к деньгам. Какая разница, где находятся эти деньги? А предложение по соискателям займов всегда идет от районных фондов. Поэтому, да, позицию мы изменили.

Системные выводы

А теперь предлагаю поговорить о том, чем вы остались недовольны либо о том, что у вас в этом году не получилось.

— Я считаю, что мы не совсем эффективно занимаемся контролем бюджетного процесса в части анализа реализации государственных программ. Сегодня 99% областного  бюджета сформировано в рамках госпрограммах, и значит нужно анализировать именно их. Это не просто декларация, это требование времени.

За последнее время мы создали достаточно эффективную систему финансового контроля в области, но, к сожалению из-за недостаточного профессионализма отдельных работников счетных комиссий в районах области, мы  иногда не получаем  в целом картину    по поднятой проблеме.

К сожалению, у нас не хватает специалистов в сфере закупок, а аудит госзакупок    - это сегодня одна из новых задач КСП, но  пока включается аудит лишь в небольшое количество проверок.
А в целом я считаю, что Контрольно-счетная палата в 2015 году достаточно эффективно отработала. Хочу сказать, что назначение меня на второй срок — это свидетельство того, что КСП двигается в нужном направлении, и ее работа достаточно эффективна. Хотя полного удовлетворения у меня нет,  да и никогда не будет.

На вашей памяти бывали случаи, когда была проведена проверка, а нарушений не найдено? Много лет я наблюдаю обратный вариант: куда бы вы ни зашли, ваши аудиторы всегда выйдут с большим отчетом по найденным нарушениям.

— Были такие случаи. Вообще, мы стараемся давать взвешенный материал в СМИ. Зачастую нарушения носят чисто технический характер — неточности в бухгалтерском учете, ошибки в проводках. Что касается вашего вопроса, то в 2012 году мы проверяли департамент демографического развития, которым тогда руководил Кирилл Лебедев. Там была отличная постановка бухгалтерского учета. Я тогда его даже пригласил и сказал: «Знаете, Кирилл Сергеевич, вы продемонстрировали исключительные результаты. Я такого еще нигде не видел». А после этого мы пошли с проверкой в департамент молодежной политики и такого там нашли!  После нашей проверки бухгалтера срочно пришлось убирать.

Все проблемы сегодня в учреждениях от того, что люди, которые занимаются бухгалтерией, обладают низкой профессиональной квалификацией. Особенно это характерно для муниципальных образований. Там, понятно, выбирать особо не из кого, поэтому работают те, кто работают, и там нарушений значительно больше.

Вам не кажется, что сегодня законодательство имеет явный перекос в сторону запретительных мер? И работать так, чтобы ничего не нарушить, сегодня практически невозможно.

— Да, у меня такое ощущение тоже складывается. Вторая причина ошибок и нарушений заключается в обилии бюрократических процедур. Чего только стоит закон «О закупках». Там ведь черт ногу сломает. Даже наши специалисты в каких-то нюансах разобраться до конца не могут, поэтому мы при необходимости консультируемся с региональным УФАС, с прокуратурой, с иными органами.
Вторая сфера — это сфера строительства, где существует огромное количество нормативов. Недавно ко мне приходил Сергей Иванович Кочуров, гендиректор «КЧУС». Он, как известно, борется за чистое имя компании и поэтому часто нам выставляет некие встречные претензии. Но мы с ним смотрим в разные стороны: он защищает честь своей организации, я защищаю бюджет. Так что правоту часто приходится с ним искать в суде.

В сфере строительства сегодня большие проблемы с поспешностью, с некачественной проектно-сметной документацией, которая впоследствии приводит к завышению цены строительства.

Поэтому, думаю, пришло время обобщить наш накопленный по этому вопросу материал и сделать системные выводы.
Ну и главный бич — позднее федеральное финансирование. По этому вопросу я уже неоднократно выступал как в Москве, так и на площадке главного федерального инспектора.

Я не думаю, что вы можете влиять на сроки прихода федеральных средств.
Не можем. Но молчать и не говорить об этом мы не имеем права.

Не наказать, а найти

Вам не кажется, что КСП сегодня не хватает полномочий для воздействия на проштрафившихся чиновников?
— Наша главная задача не наказать людей, а вскрыть нарушение и предложить правительству меры реагирования. Для наказания есть соответствующие органы.
Вообще, первые 2 года моей работы, признаюсь, давались мне непросто. Авторитет КСП был недостаточно высокий. Сегодня же я могу вам четко сказать, что подавляющее большинство наших нарушений не остаются без внимания.

Ваша должность не предполагает большой дружбы с чиновниками и вообще с людьми, которые потенциально могут попасть под ваши проверки. Как вам удается балансировать на этой грани - и в целом сохранять хорошие отношения, и в то же время не быть предвзятым?

— Я в том возрасте, когда искать новых друзей уже поздно, поэтому круг друзей у меня ограничен. Дружеские отношения я поддерживаю с большим количеством людей, но это ни в коем случае не мешает мне работать. Мы наши неформальные отношения на рабочие стараемся не перекладывать. Мне кажется, умный человек поймет, что по-другому я не могу.

Ваша должность не принесла вам врагов за эти 5 лет?

— Открытых, очевидных и ярко выраженных, которые в глаза говорят, что меня терпеть не могут — нет. Но я прекрасно понимаю, что не всем нравится то, что мы делаем.
Честно говоря, мне всегда по-человечески жалко чиновников, которые распоряжаются бюджетными деньгами. Это огромная ответственность. Но утешаю себя тем, что человек, заступивший на государственную должность, должен четко понимать последствия того, что он делает, когда залазит в бюджетный карман.

Вам когда-нибудь предлагали взятку?

— Никто не пробовал (смеется).

Я знаю, что вы участник ночной хоккейной лиги...

— Скорее, уже вечерней. Да, действительно, два раза в неделю играю в хоккей. У нас сформировался целый клуб ветеранов, которые играют. Я сам в хоккей пришел в 1970-м году...

Зачем вам это? Помогает думать?

— Скорее, помогает снимать стресс. На хоккейной площадке выплескиваются эмоции. На работе ведь не будешь кричать на сотрудников, топать ногами... Это как-то неэтично. А там можно и покричать, и клюшкой кому-нибудь задвинуть между делом (смеется).

Юрий Николаевич, завершим несколько банальным вопросом — планами на 2016 год. Кому готовиться к вашему приходу?

— Отмечу только самое основное. В первую очередь, мы будем совершенствовать свою работу по аудиту эффективности. Расширенный  аудит, как я уже говорил, мы проведем в сфере строительства. Здесь накопилось достаточно много вопросов.
Также на следующей неделе мы начинаем проверку средств, направленных в ОАО «КРИК». Мы их уже проверяли 3 года назад.
Предстоит проверка и Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Это вообще болезненная тема. Здесь наши полномочия несколько ограничены, мы имеем право проверять только бюджетные средства, которые идут в качестве софинансирования. Но для того, чтобы мероприятие было эффективным, мы предложили провести его совместно с Росфиннадзором и прокуратурой. Эта проверка у нас запланирована на 2-3 квартал 2016 года, то есть результаты, скорее всего, мы озвучим не раньше осени.


Беседовала Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru



Досье
Юрий Николаевич Лаптев, председатель Контрольно-счетной палаты Кировской области.

Дата и место рождения: 16 февраля 1953 года, г. Киров.
Образование: высшее, окончил Всесоюзный юридический заочный институт, Горьковскую высшую партийную школу, Высшую школу экономики Минэкономики и Госкомвуза России по специальности «Региональная экономика и управление».
Карьера:
1970-1971 гг. - слесарь основного локомотивного депо станции Лянгасово Горьковской железной дороги, г. Киров;
1971-1973 гг. - служба в рядах Советской Армии;
1973-1988 гг. - работа в партийных и комсомольских органах;
1988-1991 гг. - первый секретарь Кировского областного комитета ВЛКСМ;
1991-2010 гг. - начальник управления государственной службы занятости населения Кировской области, руководил службой занятости  почти 20 лет;
17 января 2011 года назначен на должность председателя Контрольно-счетной палаты Кировской области.
Увлечения: хоккей с шайбой, игра на гитаре.
Любимая музыка: песни Олега Митяева.
Любимые фильмы: исторические фильмы.
Любимые блюда: рыбные
Жизненный девиз: «Не останавливаться на достигнутом», «Все лучшее еще впереди».

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте