Лесники утверждают, что они сегодня не могут реализовать низкосортную древесину. Потому новый проект по лесопереработке им на руку.

На обломках «Кировлеса»

22.02.2016 18:30:00 3444 0

Многострадальный «Кировлес» снова в деле. Точнее то, что от него осталось. Пока с молотка пытались распродать лесхозы, часть из них вдруг забрал под свое крыло новый инвестор. Волею случая или по какому-то заранее продуманному плану, им оказался владелец скандально известного последнее время НЛК.

Выбираясь из судов
 
Чтобы понять, что дальше будет с огромным количеством кубов вятского леса (за который раньше отвечал «Кировлес»), разберемся в делах судебных. Как минимум, в трех.
Началось все с банкротства этого предприятия и дела бывшего советника нашего губернатора Алексея Навального. Последнего обвинили в хищении имущества «Кировлеса» и «выписали» ему штраф в 500 тысяч рублей. Еще, конечно, Навальному дали пять лет срока, но условно. Сам же «Кировлес» начал банкротиться.
Потом уголовное дело завели против конкурсного управляющего предприятия Владимира Перминова. Его обвинили в коммерческом подкупе и посадили на 2,5 года.
Новый конкурсный управляющий сразу же развернул бурную деятельность по продаже с аукциона имущества предприятия. Так, все его пожарно-химические станции, гаражи, деревообрабатывающая мастерская, конюшня, склады, сушилки, тракторы и т.д. продавались за 63,5 млн рублей. Но дело не пошло, так как основными покупателями могли бы стать сами лесхозы, входящие ранее в «Кировлес», но данная цена была для них слишком высока.
 
Тогда областное правительство придумало объединить леса, принадлежащие ранее «Кировлесу», под одним общим проектом «Развитие малоэтажного домостроения и модернизация лесоперерабатывающих производств». Он уже реализуется на базе подразделений «Кировлеса» «Лесохозяйственной управляющей компанией».
– Изначально проект разрабатывался и принимался для решения социальной задачи, сохранения бывших сельских лесов, оставшихся без ухода после банкротства «Кировлеса», - сообщил на своем выступлении перед депутатами кировского Закобсрания зампред правительства Евгений Михеев. - В связи с отсутствием средств и возможностей в департаменте лесного хозяйства для выполнения лесохозяйственных работ в данных лесах, также из-за необходимости устройства бывших работников и недопущения социального взрыва был разработан данный проект. 
Он входил в ряд приоритетных инвестпроектов по Кировской области и был согласован с Минпромторгом. Однако в 2013 году в этом вопросе произошли изменения.
Управляющая компания сменила собственника. После этого было решено заниматься не малоэтажным домостроением, а производством ОСБ-плит. Их ежегодный объем должен был составить 259 тысяч кубометров. Сумма инвестиций увеличилась с планируемых 250 млн рублей до 3 млрд рублей. Для того, чтобы проект согласовать, было проведено совещание в Минпромторге.
На данный момент лесной ресурс, предоставляемый для компании, составляет 735 тыс. куб. метров. Она сдает леса в субаренду. Объем инвестиций по состоянию на 1 января этого года составил 386 млн рублей. Сейчас там работает 746 человек, объем произведенной продукции в 4-ом квартале 2015 года составил 156 тыс. кубических метров круглого леса, выручка предприятия за этот же период равна 56 млн. рублей.
 
«Кировлес» под НЛК
 
Цифры радуют,  люди заняты делом,  лес не пропадает зря. Все вроде бы благополучно. Возможной ложкой дегтя может стать сам инвестор – владелец другого проблемного предприятия региона – Нововятского лыжного комбината. Им является Альберт Ларицкий, на которого сейчас возбуждено уголовное дело. Его подозревают в финансовых махинациях на НЛК, в результате которых его счет в швейцарском банке увеличился почти на 10 млн долларов.
Напомним, сначала в мошенничестве в особо крупном размере обвиняли генерального директора НЛК Владимира Сысолятина и главного бухгалтера предприятия Наталью Фукалову. В конце 2014 года суд вынес им оправдательный приговор.
– Да, возбуждено уголовное дело в отношении бывшего собственника предприятия, - говорит министр юстиции Кировской области Роман Береснев. - Но предприятие успешно работает, сейчас там 327 сотрудников. Средняя заработная плата – 29 тысяч рублей. Срок по кредиту, под который отданы в залог помещения по ул. Ленина, 102-б, - июнь 2018 года. И, как заверяет генеральный директор предприятия, с которым у нас была встреча буквально вчера (ред.: на прошлой неделе), проблем с гашением кредита не возникнет.
Помещение, о котором говорит Береснев, занимает небольшую часть в Вятской филармонии, что еще совсем недавно вызвало общественный резонанс: не придется ли отдавать культурное учреждение за долги предприятия.
Контрольно-счетная палата считает, что риск есть.
 
– Так, в 2011 году НЛК заключил договор ипотеки госимущества со Сбербанком в целях обеспечения обязательств лыжного комбината по кредитному договору, - сообщают в КСП. - Сумма кредита составила 250 млн рублей, срок его возврата — 2018 год. В качестве обеспечения исполнения обязательств лыжного комбината предоставлено пять объектов залогового фонда области. Одно из помещений  -  в Филармонии. Не все здание, а лишь  5-6% от ее общей площади. Сейчас оно сдается в аренду. Согласно кредитному договору, деньги должны выплачиваться с 2015 по 2018 годы. Но в 2015 году НЛК не платил по нему, поэтому объем кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2015 года составил 917,6 млн рублей. Отсутствие до настоящего времени платежей по кредиту, неудовлетворительное состояние комбината по итогам 2014 года (он показал убытки) создает риск утраты госимущества, предоставленного в залог по договору ипотеки. КСП считает, что в целом предоставление госимущества под обеспечение инвестпроектов нецелесообразно. Все отчеты по этому вопросу направлены и в прокуратуру, и губернатору Кировской области.
С ревизорами согласился и депутат Валерий Туруло. Он напомнил, что ровно год назад глава тогда еще департамента промышленного развития Кировской области Сергей Вандышев рассказывал депутатам об эффективности использования залогового фонда. «А сегодня эта компания, которая осуществляет инвестпроект, выводит свои средства в офшоры? - спросил Туруло».
В КСП на это ответили, что претензий по данному вопросу нет. Известно только, что залогодержатель – Сбербанк – передал эти полномочия компании, которая зарегистрирована на Кипре, но находится в Москве.
 
Кнут и пряник
 
За проект вступился Андрей Мамедов, начальник отдела региональных проектов в лесной промышленности министерства промышленности и энергетики Кировской области.
– Леса, которые раньше принадлежали «Кировлесу», остались без хозяина, - начал он. – Без работы осталось более 2,5 тысяч человек. Да, собственник у НЛК и нашего проекта – один. Но с юридической точки зрения все законно. На территории лыжного комбината выкуплено здание. В нем проведен ремонт и ведутся монтажные работы по установке нового оборудования. Часть же оборудования куплена у самого НЛК.
Туруло задался вопросом: «Если сейчас те леса, которые перешли компании под инвестпроект, она отдает субподрядчикам, то откуда будут браться материалы для производства?».
Михеев ответил, что работа будет осуществляться по методу «кнута и пряника» - «хочешь заготовлять лес, часть его обязан привести на территорию НЛК». Что касается логистики (возможно, такая доставка будет невыгодной лесникам), в правительстве обещали, что проблемы будут решены.
 
Министр лесного хозяйства Кировской области Равиль Ахмадуллин рассказал, что на готовящемся к открытию предприятии он недавно был и заверил всех в том, что проект развивается успешно.
– Фундамент заложен, сушильные комплексы готовы, по периметру стоит оборудование, - рассказал он. – Правда, для его запуска к нам должны приехать специалисты из Чехии, так как они его изготовляли. Уже к началу марта производство должно быть запущено. Кроме того, еще раз напомню, что по большому счету – это социальный проект, так как нам нужно было трудоустроить людей.
Всего под проект будет необходимо 350 тысяч «кубов» расчетной лесосеки, всего же в ведомстве компании находится 880 тысяч «кубов».
Стоит отметить, что значительная часть лесхозов, входящих раньше в состав «Кировлеса», давно распалась. Некоторые оформились как отдельные юридические лица и работают самостоятельно. То есть количество оставшихся без работы людей уже явно сократилось и не составляет ранее заявленные 2,5 тысячи. Насколько тогда этот проект социальный и кого нужно спасать?
 Как заверяет представитель лесной отрасли Михаил Скворцов, генеральный директор компании «Алмис», такой инвестор нам очень необходим.
– Лесники Кировской области сегодня загибаются, потому что никуда не могут реализовать низкосортную древесину, - говорит Скворцов. – Поэтому этот проект на руку всем. И в каком бы месте ни было организовано это предприятие, оно везде даст экономический эффект. А чтобы оно увеличивалось, надо его поддерживать. Иначе мы просто будем терять инвесторов. Почему, например, турки построили лесной завод в соседнем Татарстане, а не у нас?
Но им, наверное, и не предлагали леса бывшего «Кировлеса», раз их судьба уже давно определена. Зато, сказал Михеев, турецкие инвесторы заинтересовались марадыковской промплощадкой. Но это еще пока ничего не значит. Да и совсем другая история.
 
Подготовила Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте