Транзитное перемирие

Транзитная война между Россией, Польшей и Украиной формально закончилась за 3 недели, так как довольно быстро стало понятно, что слишком много теряет каждая из сторон. Так, например, российские перевозчики грузов в ЕС уже через неделю завалили собственное правительство жалобами, а предприятия-экспортеры (в том числе и кировские) решили «зайти им в тыл» со стороны региональных торгово-промышленных палат.

28.02.2016  1437

В итоге, на минувшей неделе стало известно, что Россия с Польшей насчет транзитных квот все-таки договорились, а Украине при таком раскладе ничего не оставалось, как вновь открыть свои дороги для российских дальнобойщиков. Вроде  бы проблема разрешилась, однако кировские предприниматели, работающие на экспорт, в это до конца не верят и ожидают рост цен на грузоперевозки в 1,5-2 раза.

Маленькая «пробуксовка»

Неделю назад последствия транзитной войны докатились до Кирова. Ряд предприятий (как стало известно «БН», среди них Омутнинский металлургический завод, «Веста», частично трудности коснулись и завод ОЦМ) обратились в Вятскую торгово-промышленную палату с просьбой перенаправить обращения о скорейшем разрешении конфликта в Госдуму, Союз транспортников России и российскую ТПП. В противном случае, местные предприятия-экспортеры понесут огромные убытки и тем самым подпортят и так не самую радужную экономическую статистику региона.
В соответствии с действующим соглашением между правительством Российской Федерации и правительством Республики Польша о международном автомобильном сообщении, компетентные органы обеих стран обязаны ежегодно передавать друг другу согласованное количество бланков разрешений на перевозки грузов автомобильным транспортом между обоими государствами или транзитом по их территориям. Кроме того, соглашением предусмотрена возможность обмена специальными разрешениями, которые дают право на перевозки грузов из третьих стран или в третьи страны, т.е. позволяют перевозчику одной страны участвовать в обслуживании товарооборота другой страны с третьими иностранными государствами. Как правило, ввиду особого статуса данных разрешений, их передача для перевозчиков другой страны жестко лимитируется. Утверждение годового обмена разрешениями традиционно осуществляется на переговорах компетентных органов обеих стран.
История началась 1 февраля. Именно с этого дня остановился грузовой поток между Россией и Польшей. Камнем преткновения стали те самые транспортные квоты, выделяемые на текущий год. В частности, «пробуксовка» переговоров началась из конкретных цифр: Польша и Россия не могли договориться о количестве разрешений третьих стран для перевозки российских грузов из стран Европейского Союза. Эти квоты позволяют польским перевозчикам доставлять российские грузы из Европы в Россию, минуя Польшу. Польская сторона просила около 100 тысяч трехсторонних разрешений, Россия была готова предоставить в двадцать раз меньше - около 5 тысяч и неограниченное количество разрешений на перевозку грузов между Польшей и Россией, и грузов транзитом через Россию. Переговоры зашли в тупик, а 1 февраля грузопоток был и вовсе остановлен.

Из-за невозможности транзитного проезда российских фур через Польшу российские перевозчики в последнее время стали активно использовать маршрут через Закарпатье и балтийские порты. Однако буквально через неделю в ряде регионов Украины активисты блокировали проезд грузовых автомобилей с российскими номерами. В ответ на это РФ 14 февраля приостановила движение грузовых автотранспортных средств, зарегистрированных на Украине, а позднее и их транзит. Украинская сторона, в свою очередь, также официально приостановила транзит российских грузовиков.
Что же касается Балтики, то этот маршрут также показал свою несостоятельность по причине неготовности паромов в портах к приему большого количества автотранспорта, в связи с чем там начались многокилометровые пробки.
Российские предприятия-экспортеры тут же обвинили минтранс РФ в том, что оно, «защищая интересы российских перевозчиков, не учитывает интересы российских предприятий-экспортеров, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность со странами Европейского Союза». Напряженная ситуация на рынке моментально вызвала и дефицит автотранспорта, способного осуществлять международные перевозки и резкий рост цен на доставку.
«Цены на автоперевозки изменяются каждую неделю, ставки с конца января 2016 года возросли в два раза по отношению к ценам, существовавшим в декабре 2015 года, и это еще не предел, - говорится в официальном обращении «пострадавших». - Это делает на сегодня осуществление экспорта в страны ЕС просто не выгодным. А снижение поставок на экспорт повлечет для предприятий сокращение численности персонала, снижение промышленного производства, ухудшение финансовых показателей и снижение налоговых платежей в бюджет. Подбор альтернативных способов доставки является неприемлемым для многих предприятий, ввиду очень высокой стоимости, а также может быть связан со спецификой экспортируемого товара, который практически не возможно доставлять другими видами транспорта».

Никуда друг без друга
К счастью, практика показала, что на сегодняшний день (и вопреки всем политическим лозунгам) экономики России и ЕС настолько взаимно интегрированы, что друг без друга нам никак. Через 2 недели взаимоприемлемое решение решение было найдено (подействовали в том числе и заявление транспортников о том, что даже месячный простой их может разорить дочиста). Правда, не сообщается, какие и в каком объеме квоты все-таки были выделены обеими сторонами. Главное, они на этот год есть и вроде бы можно радоваться.
«Эта ситуация была прогнозируема, - отмечает старший вице-президент ВТПП Леонид Перминов. -  Сегодня большая часть грузов отправляется все-таки автомобильным транспортом.  Но к счастью, эта тема уже снята с повестки, так как были достигнуты договоренности с Польшей. Сегодня также происходит замещение, часть российских предприятий-экспортеров начинают работать с болгарскими, итальянскими перевозчиками. Хотя русские перевозчики, конечно, дешевле».
Леонид Иванович рассказал, что на Общественном совете РЖД вопрос о возможных перевозках был задан Анатолию Лесуну, начальнику ГЖД (филиала «РЖД») и он пообещал рассмотреть возможность подставить «железнодорожное плечо», чтобы кировские предприятия имели запасной вариант:
- Частично это вызвано тем, что у нас практически отменены контейнерные перевозки. В свое время от них отказались потому, что они были дорогие и неудобные, и контейнеры необходимо было заказывать заранее. Сегодня «ГЖД» внимательно следит за грузовыми потоками и стала лояльна к грузоотправителям. Это следует отметить — они действительно изменились. Это вам скажут представители и строительной отрасли, и лесной.

Впрочем, оптимизм от разрешения ситуации разделяют не все. Часть производственников вообще не верит в полное решение вопроса и ожидает (в условиях дефицита перевозчиков) рост стоимости их услуг почти на 100%:
«Мы поставляем нашу продукцию в Германию, - говорит Сергей Рогов, гендиректор компании «Димет-М». - Нас вся эта история еще не коснулась (мы успели отгрузить еще по старым правилам), но скоро коснется, я уверен. Мы ожидаем роста стоимости доставки в 1,5-2 раза. Но при этом железнодорожный транспорт для нас все равно плохой вариант, так как очень дорогой».
Сергей Анатольевич также выразил сомнения в окончательном разрешении ситуации и достаточности квот.
Кстати, 25 февраля все ограничения для российский перевозчиков сняла и Ураина. Об этом заявил заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул. "Все ограничения сняты бессрочно, - подтвердил он. - Стороны договорились о возобновлении грузовых автоперевозок, включая транзит, с 00:00 часов 25 февраля "в соответствии с действующей нормативно-правовой базой".
И это неудивительно. В случае, если бы Украина не разблокировала транзит, то она потеряла бы все транзитные грузопотоки из РФ и ЕС. А это доход порядка 10 млрд гривен в год (365,6 млн долларов по сегодняшнему курсу). Для остродефицитного украинского бюджета — это огромная потеря.
Нам же, в свою очередь, остается надеяться, что конструктивизм и адекватность будут в дальнейшем способствовать всем внешнеэкономическим переговорам. Ну или, как минимум, экономическая целесообразность победит все негативные политические коллизии.


Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru

назад


Читайте также:

15.09.2020    Сотрудники УФССП поставили подписи
Подписи за присвоение Кирову звания «Город трудовой доблести» поставили больше 300 сотрудников Управления Федеральной службы судебных приставов региона.
14.09.2020    Результаты выборов
13 сентября в Кировской области прошел единый день голосования. Кандидаты из «Единой России» получили 70% мандатов.
12.09.2020    Базовый доход
Вице-спикер ОЗС Роман Титов прокомментировал идею введения в России базового дохода. По мнению депутата такая социальная выплата поможет снизить социальное неравенство в стране.
МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
  • дурак, 28.02.2016, 18:47
    задрали уже хохлами . нам стоко времени обещают ревалюцыю на украине , полный развал хохляцкой армии , крах украинской эканомики и всё это не сбылось . хреновые же у путина аналитики . хохлы же живут пока и не дюже ропщут
    ответить
    • Гость, 28.02.2016, 18:57
      Это не аналитики хреновые, это пиндосовская машина пропаганды пока еще работает. Хохлы реально думают, что в России реально хуже чем у них, мы тут типа ежиков жареных на троих делим и тех взятых в кредит под немыслимые проценты.
      ответить
    • Житель_села, 28.02.2016, 21:07
      пиндосы тожа доживают, осталось немного. Астанемся тока мы-Россияне и бто нама сочувствует. Остальным не выдюжить.
      ответить
    • Экономика США — в шаге от катастрофы!, 28.02.2016, 21:57
      Сколько раз мы слышали от наших либерал-грантоедов – нам, «немытой России», нужно во всем равняться на США, на этот «сияющий град на холме», на его «демократическую» выборную систему (в которой отец и сын Буши уже были президентами, а теперь пришла очередь внука), и особенно — на его финансово-экономическую модель. Украинские «цеевропейцы», так те, вообще, испытывают экстаз при одном только упоминании об экономике и финансовой системе США, втайне надеясь, что и им, «преданным псам истинной демократии», перепадут крохи с барского стола. Но так ли все хорошо в «датском королевстве»? Разобраться в этом нам помогут факты и бесстрастные цифры, которые никогда не лгут. Безработица Официальное значение безработицы в США на уровне 9,7% — это чистой воды манипуляция статистикой. И вот почему: правительство США в своей статистике не учитывает огромные группы безработных — так называемых «частично занятых», тех, кто потерял работу менее 1 месяца назад, и тех, кто ищет работу более 6 месяцев. На данный момент показатель безработицы с учетом этих групп находится на уровне более 30%, что втрое(!) выше уровня, на котором она пребывала еще несколько лет назад. Анализ данных от министерства труда США показал, что в стране безработными остаются 52 млн.(!) человек в возрасте от 25 до 65 лет (28% от трудоспособного населения Америки), еще около 20 млн., — частично занятые, которые держатся за свои должности только из-за того, что не могут устроиться на полный рабочий день. И ко всему прочему, рост числа рабочих мест отстаёт от прироста трудоспособного населения – которое в США обычно определяют как людей в возрасте от 21 до 65 лет, – что свидетельствует о том, что в дальнейшем безработица будет только расти. Бедность Как сообщает американское бюро переписи населения, около 50 млн. американцев в данный момент живут за гранью бедности, а еще 46 млн. граждан США вынуждены жить на продуктовые талоны. Итого – малообеспеченными в 2015 г. являлось ни много ни мало 28% американцев! Количество бездомных детей в США увеличилось на 60% в течение последних шести лет, 1,6 млн. американских детей переночевало в ночных приютах за последний год. Больше половины учеников государственных школ настолько бедны, что не могут позволить себе обед в школьной столовой. С 2000 года количество людей, живущих в самых бедных районах Америки, удвоилось, и данный показатель продолжает расти. На данный момент 40% детей выращены одним родителем, который живет в крайней бедности, а 34% молодых американцев (возрастом от 18 до 30 лет), вынуждены жить с родителями, так как не имеют возможности снимать жилье и не могут обеспечить себя полностью. Ну и последний штрих к портрету — 0,1% американских семей имеют столько имущества, сколько 90% других американских семей вместе взятых. И не нужно нам, товарищи либералы, с показным возмущением рассказывать, как «там» хорошо, и как в России плохо. Мы уже клюнули на эту «удочку» в 80-е, а теперь, нет, увольте. Валите из «Рашки», как вы любите говорить, – нам без вас свободнее дышать будет! Макроэкономические показатели Еще совсем недавно, во второй половине 2014 года статистика в США фиксировала рекордные темпы создания новых рабочих мест и высокие темпы экономического роста. А в 2015 году все макроэкономические показатели экономики США начали резко падать. Экономический рост по итогам 1-го 2015 г. полугодия составил – 0,2% (во втором полугодии было уже ориентировочно – 2%). Количество созданных рабочих мест начало сокращаться еще в 1-м полугодии, а во втором полугодии начали падать еще и объем инвестиций, экспорта и промышленного производства. Показатель маржи чистой прибыли всех компаний, входящих в индекс S&P 500 за последние несколько месяцев упал более чем на 60 базисных пунктов — за последние 40 лет подобного масштаба падения всякий раз совпадали с началом экономической рецессии. В настоящее время наблюдается непрекращающееся снижение совокупного выпуска продукции и показателей выручки компаний, что говорит об серьезном ухудшении общей макроэкономической ситуации в США. Индекс Доу-Джонс — масштабируемое среднее значение совокупных котировок акций 30 крупнейших компаний США, — с 19 мая 2015 года, когда его значение составляло 18312 пунктов, снизился до 15700 пунктов (на середину февраля 2016) – падение составило 16,9%, что финансовыми аналитиками и экономистами Америки оценивается не иначе как «катастрофа» Процентная ставка ФРС ФРС держит околонулевые процентные ставки рефинансирования с 2008 года, отвечая на начавшийся тогда финансовый кризис. До 2008 года Америка жила со ставкой ФРС 5-6% годовых, и это никак не мешало развитию экономики. Нулевые или околонулевые ставки плохо влияют на американскую экономику по нескольким причинам: 1) во-первых, низкие ставки невыгодны пенсионным и фондам и страховым компаниям (в том числе фондам медицинского страхования), что оборачивается снижением социальных стандартов и повышенной нагрузкой на бюджет по статьям социальных расходов. 2) во-вторых, при низких ставках рефинансирования повышается риск образования финансовых «пузырей»; последний пузырь — ипотечный — лопнул на рынке недвижимости в 2008 году, что в итоге закончилось для США падением ВВП на 3,1%. В 2009 году Бен Бернанке (тогдашний председатель ФРС) был вынужден понизить ставки почти до нуля, чтобы вывести экономику из кризиса с помощью нескольких программ количественного смягчения – проще говоря, вбрасывая в экономику огромные массы ничем не обеспеченных долларов. Но как только ставку рефинансирования снова повысили в конце 2015 г. (и всего-то на 0,25%), доллар закономерно начал дорожать, что сделало импорт продукции из США менее конкурентоспособным, и негативно сказалось на производстве, после чего ФРС был вынужден отменить предполагавшееся дальнейшее повышение учетной ставки. Однако отказ от дальнейшего повышения ставки рефинансирования никак не решает системных проблем американских экономики, и к тому же, на горизонте появляется целый ворох других. Сланцевый «пузырь» И вот мы подходим к самому интересному – к тому «пузырю», который так старательно надували всё последнее десятилетие, и который, лопнув, может «разорвать в клочья» всю экономику Америки. Последние десять лет нефтегазовая отрасль США росла, как на дрожжах. В начале июля 2015 года в стране был достигнут пик добычи нефти — 9,6 млн. баррелей в день, тем самым Соединенные Штаты практически догнали по этому показателю мировых лидеров: Россию и Саудовскую Аравию. Но уже тогда многие финансовые аналитики говорили, что накачка отрасли финансовыми ресурсами достигла абсолютно неразумных величин, и что на фондовом рынке надувается очередной «пузырь», подобный ипотечному пузырю 2000-2007 годов, закончившийся финансовым кризисом 2008 года, от которого мировая экономика не может оправится до сих пор. Пока нефть стоила по 100 и более долларов за баррель, все было отлично, все хлопали в ладоши. Но лишь только цена на нефть упала ниже 50 $ у сланцевых компаний начались серьезные проблемы. Понимая, что в данной ситуации они обречены на постепенное банкротство, поскольку себестоимость добычи на сланцевых месторождениях значительно выше, чем на «традиционных» скважинах, компании в течении двух лет уменьшали количество разведочных и рабочих буровых установок, стараясь минимизировать убытки и хотя бы остаться «на плаву». Ситуация зашла в тупик — терять уже вложенные деньги никто не хочет, а делать новые вложения в отрасль при нынешних ценах бессмысленно. Уже сейчас компании, добывающие сланцевую нефть, столкнулись с отказом в предоставлении им дальнейших кредитных линий, а значит, мы и дальше будем видеть сокращение бурения и добычи. Но, как мы понимаем, уже были выданы кредиты в надежде на то, что разработка нефти на перспективных участках покроет все расходы и принесет прибыль. Новые долгосрочные прогнозы об низкой цене на нефть (менее 50, а возможно и 40 долларов за баррель) ставят большой и жирный крест на этих перспективах, что делает банкротство данных компаний неизбежным. Перспективы Учитывая грядущую волну банкротства нефтедобывающих и буровых компаний, а также последующих за ними банкротств инвестиционных фондов, страховых компаний и банков, многие экономисты и финансовые эксперты прогнозируют лавинообразное, по «эффекту домино», обрушение всего финансового сектора США, сравнимого по своему масштабу с великой депрессией 1929-1933 гг. Ведь 300 млрд. $ долгов нефте- и газодобывающих компаний (что само по себе является огромной суммой) — это лишь вершина айсберга. В этих компаниях, например, работают люди, которые брали кредиты у банков под будущие высокие зарплаты. Только один Bank of America имеет в своем кредитном портфеле около 9% розничных кредитов, выданных работникам компаний, связанных со сланцевой отраслью. А это не меньше 100 млрд. долларов прямых потерь. И это только один Bank of America! То есть компликативные потери банков со временем могут значительно превысить прямые потери от банкротства нефтедобывающих компаний, и по оценкам аналитиков, скорее всего перевалят за 5 трлн. $ Дальше, по цепочке, следует разорение компаний, производящих буровое оборудование, трубы и арматуру, предприятий, производящих химреагенты для сланцевой добычи, геологоразведочных и обслуживающих компаний, транспортников и т.д. Но они ведь тоже брали кредиты под будущие прибыли! Следующая волна банкротств банков, трастов и страховых компаний, пусть и с некоторой задержкой во времени, но неизбежная, как сибирская зима, еще более усугубит и без того тяжелое положение и в финансовом секторе, и в экономике США. Сработает «эффект домино» — и общие экономические потери, по разным оценкам, могут достигнуть порядка 15-20 трлн. долларов (потери экономики США от финансового кризиса 2008 года, напомню, составили 12,8 трлн. $). И этот пожар новыми долларами уже не зальешь — лимит «печатного станка» ФРС уже исчерпан. Американские экономисты крайне пессимистичны в своих прогнозах, на сегодняшний день ясно только одно, — экономика США находится в шаге от катастрофы, и как ее предотвратить, пока никто не знает! Андрей Князев, специально для News Front
      ответить
      • дурак, 01.03.2016, 08:46
        ты тута канчяй диссертацыи кропать .пиши не больше 100 знаков . развёл тута рабыню изауру . а на амеров - насра . амеры из дерьмато вылезут . а мы вот пока хлебаем ложками .
        ответить
  • платон платонович, 01.03.2016, 10:45
    Да скоро все вновь полезет в цене, очевидно же. А вы и дальше кропайте диссертации на тему краха США, патриоты фиговы.
    ответить
    • Гость, 01.03.2016, 10:52
      То-то доллар стабильно падает. "Полезет в цене" исключительно из-за местных спекулянтов отчасти от тех кто в ММВБ (под патронажем спекулянта Сороса), отчасти от местных барыг.
      ответить
  • Спрутин, 01.03.2016, 10:48
    Патриот- это когда за Родину бесплатно.
    ответить
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

Альтернатива современности
Альтернатива современности
У Станислава Тупицына раньше был бизнес, связанный с грузоперевозками. Пять лет назад он с семьей переехал из города в деревню, где печет хлеб на закваске, готовит натуральные продукты, мелет муку и кормит этим городских жителей.
  1377  2

Экопрактики других миров

"Зеленые" технологии проникают в наш мир стремительно, охватывая многие сферы нашей жизни: образование, прием пищи, шоппинг, использование продуктов и услуг компаний. Бум экологических проектов произошел, но из тени выйти так и не смог.

  530

Собеседования переходят в онлайн
Пандемия подхлестнула применение дистанционного формата интервью между работодателем и соискателем. Чаще всего так собеседуют руководителей и специалистов высокого уровня.
  331

Дорожная стратегия

В мэрии обсудили проект Стратегии социально-экономического развития Кирова до 2035 года. Большая часть предложений касалась организации безопасного дорожного пространства.

  441  1


Рахим Азимов исполнил наказы жителей Верхнекамского района

Одним из проектов, реализованных депутатом ГД совместно с главой и жителями Верхнекамского района, стало строительство здания хозяйственного блока универсальной спортивной площадки, где обустроены теплые раздевалки и санузлы для юных спортсменов.

  160