Что такое хорошо
Визит самого известного российского режиссера собрал на прошлой неделе 300 представителей кировской творческой интеллигенции в библиотеке им. Герцена. Никите Михалкову в тот день поднесли множество даров – от шоколада до автомата, он же в ответ традиционными методами попытался настроить нас на патриотический лад.
Публика сразу решила заговорить о вечном: судьбе Родины, будущем русского языка, воспитании подрастающего поколения. Статус Михалкова (актера и режиссера, председателя Союза кинематографистов России, обладателя «Оскара»), видимо, обязывал. Первый вопрос был об Обществе русской словесности, созданном по инициативе президента страны и патриарха Кирилла. Туда входит и режиссер.
– У нас было много потрясающих людей, которые посвятили свою жизнь русскому слову, - рассказал Михалков. - Это все очень важно, но никогда не будет нужно тем (в большинстве своем), кто учится в современной школе. Проблема в том, что понятие воспитания вычеркнуто из нашего обихода, из представлений о том, каким образом созревает молодой человек.
Мы столкнулись с катастрофой. 20 лет по доброй советской традиции «уходя в новое, разрушать старое», во власть приходили люди, перечеркивающие все и строящие новую политику. Они вычеркнули литературные сочинения из школьной программы. Никто сегодня не знает, кто такой Жуков, Зоя Космодемьянская, но кто такая Ксюша Собчак, знают все. Идет системное разрушение того, что было, потому что это было.
Моя мама говорила: «Воспитывать надо, когда ребенок поперек кровати лежит. Лег вдоль - уже поздно». А у нас родителям нечего дать своим детям. Произошла великая технологическая революция. Это прекрасно, но она лишает необходимости помнить что-то. Кто такая Анна Каренина, мы смотрим в Google. «Преступление и наказание» молодежь знает, как книгу о том, что студент хотел учиться, но у него не было денег и он убил старушку. А как же пятьсот страниц, написанные Достоевским о том, что происходит с этим человеком, что творится в его душе, почему он считает, что совершенное им преступление - это грех? Это и есть основа русской философии, русской жизни, созерцательности.
Все вопросы бытия были поставлены в русской литературе. Можно взять даже одного Пушкина, чтобы в этом убедиться. Или фраза Гоголя: «Голова казака, матерясь, покатилась в кусты». Каким он обладал взглядом, чтобы так писать!
Также Михалков напомнил, что Михаил Лермонтов написал «Маскарад» в 22 года. Сегодня же, по его мнению, молодежь в 22 года не знает, кто такой Лермонтов.
Следующий вопрос – о том, не наступает ли сегодня интеллигенция на собственные грабли, позволил Михалкову перейти к одной из главных тем федеральных новостей последних лет – Украине.
– Это недомыслие, недальновидность и расчет. Украина 23 года читала не те учебники и в итоге выросло поколение, которое никогда не повернется к России. Та кровавая баня, месиво и ужас, то, что происходит на Украине – огромная беда. Если мы сами не будем делать нашу жизнь, за нас ее никто не сделает.
Американцам, например, наплевать на то, что происходит у нас. Они никогда не воевали на своей территории с внешним врагом и в этом они молодцы. Когда привозят в Америку трупы в самолете - это не трагедия страны, это - трагедия семьи. Русские же участвуют во всех мировых конфликтах. Надо учиться жить по-другому.
Кировскую публику заинтересовал один из выпусков авторской программы «Бесогон ТV», которую запретили к показу на телевидении. Темой передачи стала свобода слова, «русский мир» и Крым. В своей программе Михалков обвинил российское телевидение в предвзятости. По его мнению, телеканалам «сложно правду сказать о тех, кто выходит за рамки либерального представления о том, что такое хорошо и что такое плохо». В эфир программа не вышла.
– Но это не важно, если ее посмотрели в интернете больше 3 млн зрителей. Если говорящий немолодой человек смог набрать столько просмотров, значит для многих это важно. А если меня кто-то обвиняет в непоследовательности, посмотрите мои выступления в 1992 году, например. Это не я изменился, это конъюнктура поменялась. Если у нас будут воспитывать потребителя и не воспитывать творца, то потребителю потреблять будет нечего, потому что не будет творца. Если мы не будем своими руками делать своё настоящее и будущее, за нас это будут делать люди с другими руками.
При всех тех отрицательных сторонах, которые Михалков отмечает в нашей культуре и воспитании, он считает, что кино, которое снимают в стране, становится качественнее и интереснее.
– Российское кино меняется, появляется всё больше тонких, интеллигентных фильмов, тех, которые заставляют думать, которые «цепляют», волнуют душу. Для меня критерий хорошего кино один – хочется ли мне пересмотреть его еще раз. Настоящее искусство – это то, что хочется увидеть, прочесть и посмотреть еще раз. И такие фильмы я замечаю всё чаще. К примеру, кино «Легенда №17», картины прекрасного режиссёра Владимира Хотиненко.
День, проведенный в Кирове, оказался для Никиты Михалкова очень насыщенным: сначала в торжественной обстановке открыл Год российского кино в нашем регионе, потом съездил в Трифонов монастырь, посетил Вятский художественный музей и частный музейно-выставочный комплекс «На Спасской». Везде ему что-либо дарили (губернатор, к примеру, вручил ППШ), а позже Михалков отметил то, в чем мы давно сами себе не признавались – мы искренне любим наш город. Приятно, что режиссера именно это зацепило. И не так важны, сказал он потом, рассказы о том, сколько известных людей у нас сидело, как то, с какой искренностью и интересом мы это рассказывали. После такого приема Михалков, конечно, не мог отказать в признании в любви к нашему городу.
- Я могу уверенно сказать, что люблю Вятку. Я чувствую себя здесь хорошо, мне здесь интересно. Во время всех встреч – в кинотеатре, в библиотеке, во время общения с губернатором, с Владыкой Марком – я чувствовал искренность и гордость кировчан за свою землю, за свою историю, за свои достижения. Я ощущал доброжелательную и созидательную энергетику людей и уезжаю отсюда с тёплым чувством.
Подготовила Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru