Александр Журавлев (слева) и Евгений Дрогов (справа) после вручения «Книги года – 2010» с ведущим церемонии – тележурналистом канала «Культура» Владиславом Флерковским.

Синергетический эффект

04.05.2016 09:11:00 1543 0

20 апреля в библиотеке им. Герцена подвели итоги XVIII областного конкурса «Вятская книга года – 2015». Традиционно среди более 900 книг, брошюр, проспектов, журналов и электронных изданий в числе 7 победителей и 42 обладателей спецдипломов оказались совместные проекты двух кировских компаний: издательства «О-Краткое» и «Кировской областной типографии».

О точках взаимодействия, особенностях и преимуществах партнерства, возможнос­тях сотрудничества для других авторов, художников, издателей и компаний «Бизнес Новости» узнали у руководителей предприятий – Александра Журавлева («Кировская областная типография») и Евгения Дрогова («О-Краткое»).

Гармония творчества и технологий

– Александр Васильевич, Евгений Михайлович! В сознании многих людей типография и издательство – идентичные организации. Для понимания – в чем принципиальное отличие?
Е.Д.: Есть творческая составляющая – издательство, и есть типография, которая проработанную нами идею воплощает технологически. Заказчик приходит к нам со своей задумкой. Мы делаем редактуру текста, макетирование, продумываем оформление, то есть издательство развивает, шлифует идею, помогает продвинуть конечный продукт.
В то же время для реализации проекта необходим хороший полиграфический партнер, который хочет и может реализовать любые задумки, даже самые фантастические. Этим занимается типография. Многие моменты на протяжении работы продумываются совместно. Такое сотрудничество позволяет сделать цикл «автор – издатель – типография» максимально глубоким и отрегулированным.

– Александр, насколько знаю, большинство книг, «рожденных» в «О-Краткое», печатаются у вас. Это говорит о многом...
А.Ж.: Книга – самый сложный с технологической точки зрения продукт. Если типография делает книги – это считается вершиной полиграфического мастерства. У нас есть необходимые технологии, современное оборудование, которое модернизируется и обновляется, и штат действительно хороших специалистов. В целом мы занимается не только книгами, печатаем весь спектр полиграфической продукции, начиная от рек­ламных буклетов и заканчивая каталогами известных компаний. Типография реализует множество коммерческих и социальных проектов, успех которых уже проверен на практике и оправдал сделанные вложения.

– Вы уже сказали о модернизации. Что появилось нового?
– Одно из последних приобретений – цифровая печатная машинка. Это позволяет предприятию стать еще мобильнее: наряду с крупными тиражами выполнять «штучные» заказы. Нужен один экземпляр книги? Сделаем! Хотя печатью «штучных» вещей занимались и раньше, сейчас по цене эта работа стала доступной. Когда стандартная типография получает дополнительные ресурсы цифровой печати, появляется возможность изготавливать уникальные вещи по разумной цене: лояльность к клиенту – один из принципов нашей работы. А реализация задумки с помощью профессиональных дизайнеров, верстальщиков и других специалистов позволяет получить продукты действительно высокого качества.

– Как идет взаимодействие с заказчиком? По издательству понятно: оно продолжается на протяжении всего творчес­кого этапа работы, больше возможностей довести проект до идеала.
– У нас точно так же: на каждом этапе заказчик имеет возможность что-то видоизменить, подкорректировать, увидеть сам процесс. Если по каким-то причинам опытный образец не устраивает (что, к счастью, происходит нечасто), – сделаем заново. Думаю, таких услуг соучастия заказчика в работе больше никто не предлагает.

Нестандартное прочтение

– В областном конкурсе «Вятская книга года – 2015» из 7 номинаций-победителей три проекта подготовлены «О-Краткое», еще три отпечатаны типографией (как и половина получивших специальные дип­ломы). А совместный проект «Вятское далеко», ставший «Событием года», просто шикарен. На мой взгляд, это яркий пример книги нового формата...

Е.Д.: Проект действительно получился необычным. Мы предложили реализовать совместный издательский проект писательнице Тамаре Копаневой – книга сказок на вятском диалекте, в основе которой – сказки, собранные в начале ХХ века этнографом Д.К. Зелениным. Первоначальная идея принадлежит нашему художнику Татьяне Коршуновой, создавшей более 200 иллюстраций к книге. Частью проекта стали вложенная в коробку с изданием потешная игра «Вятская куролесица», которая позволит узнать много диалектных и просторечных вятских слов, и аудиодиск с несколькими сказками в исполнении их автора и талантливого артиста Руслана Мамедова. На создание книги, кстати, мы получили грант от Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках программы «Культуры России». И такую нестандартную задумку типография помогла нам выполнить в очень сжатые сроки – в нашем деле это крайне важно.

– Выпуск книг в нестандартном формате – требование времени?
Е.Д.: Восприятие традиционной книги у современных детей затруднено (об этом говорят и психологи, и педагоги), поэтому авторы, издатели, художники начинают применять разные средства, чтобы привлечь внимание юного читателя и способствовать развитию его интереса к книге в процессе взросления. Самые элементарные новации – добавление игровых элементов, перевод книги в аудиоформат, создание «говорящей книги». Помню, раньше с выставок младшей дочери привозил такие – у нас не продавались. Со временем эти технологии усложняются. Вот только не в каждом регионе у типографии есть возможность и необходимость такие «фишки» воплощать, да и издатели, которые придумывают что-то необычное, не везде есть. Мы в этом плане нашли общий язык с типографией и можем реализовать свои оригинальные идеи.

– У вас есть немало проектов, получивших высокие награды на авторитетных всероссийских конкурсах. Взять хотя бы проект «Вятские промыслы и ремесла», отмеченный на шести конкурсах, включая международный «Искусство книги». Однако на уровне региональных судей некоторые проекты, на мой взгляд, не получают достойной оценки. Это вопрос о компетенции жюри или что-то, на ваш взгляд, иное?
Е.Д.: Да мы не гонимся за наградами. Думаю, здесь играют роль другие факторы. Давайте возьмем в пример каталог «Чудо глиняное, дымковское». Он отмечен на российском уровне – вошел в шорт-лист национального конкурса «Книга года». Это уникальный по содержанию и составу альбом, где представлена история нашей «дымки» за 200 лет. На национальном конкурсе, где участвуют издания со всей России, в финале мы уступили лишь 4-томной энциклопедии русского авангарда. Я бы назвал это очень достойным проигрышем. Что касается оценки местного жюри... Думаю, для многих из нас «дымка» становится привычной вещью, а новые люди просто смот­рят на нее по-другому. Самым успешным на российском уровне нашим совместным с типографией проектом является книга «Вятка на старинной открытке», единственное издание из Кировской области, ставшее победителем национального конкурса «Книга года». Она, кстати, тоже не была на «Вятской книге» в 2010 году победителем в главной номинации, но зато получила приз зрительских симпатий, что для создателей книги более ценно.

«Хотеть и мочь»

– На ваш взгляд, что является основной составляющей успеха вашего тандема – издательства и типографии?

Е.Д.: Мы стараемся отойти от шаблонов, пытаемся придумать что-то необычное: текст, формат, реализовать идеи. Многие из задумок на обычном потоковом производстве не воплотить – требуется дополнительный ручной труд, необычные подходы, нестандартное развитие типографской мысли. Я уже не говорю о сроках и качестве работ. Не все типографии идут на усложнение типовых работ и осознанный риск. «Кировская областная типография» это делает. И процесс нам как заказчику доставляет удовольствие, и им самим нравится вместе с нами экспериментировать. Здесь две составляющие – хотеть и мочь – гармонично совпадают.
А.Ж.: Я со своей стороны дополню. 80% активно действующих издательств сконцент­рированы в Москве и Московской области. И для любой региональной типографии появление нестандартно подходящего к выпуску книги издательства – подарок, толчок к развитию. Не во многих городах есть издательства, которые не просто трепетно и бережно относятся к книге, но и все время придумывают что-то новое для ее усовершенствования.

– В первую очередь от этого выигрывает заказчик?
А.Ж.: Выигрываем все мы, и заказчик в первую очередь. В формате обычной работы заказчик – книжный, рекламный или любой другой – становится в один ряд со всеми. А в условиях жесткой конкуренции важно (причем всем – и издателям, и типографии, и производственной компании), чтобы их заметили. Я бы сказал – надо выделиться из разноцветной массы одинаковых проектов и создать такой, который выгодно отличается на фоне всех остальных. Желание и возможности делать такие проекты есть у издательства «О-Краткое», у «Кировской областной типографии» – значит, и наши заказчики будут в выигрыше.

Беседовала Анастасия Белова



Один из последних совместных проектов – «Вятское далёко».

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте