Мелкий и ненужный
Почему малому бизнесу невыгодно расти?
Росстат уже не в первый раз сообщает о падении промышленного производства в России. Правительство раз за разом обещает принять меры и утверждает антикризисные планы, центром которых становятся льготные кредиты и очередные программы поддержки. Но даже беглый анализ показывает, что все эти меры принципиально не отличаются от политики, которую правительство проводило и до кризиса. Разница заметна только в объемах и условиях финансирования проектов, конечные бенефициары и направления остаются неизменными.
Настоящая причина кризиса кроется не во внешней конъюнктуре, которая, несомненно, добавляет проблем, но не является определяющей. Главной причиной являются ошибки в экономической политике, в частности то, с каким упорством правительство тратит силы и деньги на неэффективную поддержку малого бизнеса. Сами же малые предприятия в это время продолжают страдать из-за роста налоговой нагрузки — сказываются новые торговые сборы, платежи в систему «Платон» и новые правила кадастровой оценки недвижимости.
Лозунг о необходимости поддержки малого бизнеса господствует повсюду, от кремлевских кабинетов высшего уровня до выступлений представителей несистемной оппозиции — они могут не сходиться во многом, кроме одного: ключ в развитии экономики России — в малом бизнесе.
У сторонников этой позиции есть три главных аргумента: малый бизнес дает налоги в государственный бюджет, создает рабочие места и, наконец, обязательно вырастет в средний и крупный, станет локомотивом «новой экономики». Прошедшие годы убедительно показали, что эти громкие заявления никак не соотносятся с истинным положением дел.
Посмотрим на ситуацию с налогами. По официальным данным Федерального казначейства, сумма уплаченного налога по ЕНВД практически не изменяется с 2010 года и составляет около 76 млрд руб. Выходит, что каждый из 2,1 млн наших малых предпринимателей (ИП и ООО) платит в месяц смешную сумму 3 тыс. руб. Учтем, что уплаченные по ЕНВД деньги частично учитываются как страховые платежи в социальные фонды, что дополнительно снижает налоговые выплаты, и получается, что никакой особой выгоды бюджету малый бизнес не приносит, а с учетом затрат государства на администрирование льгот для малого бизнеса получается замах на рубль, а удар на копейку.
Что касается занятости населения — к февралю 2016 года правительство оценило теневой рынок занятости в 12 млн человек. Это 15% от всего трудоспособного населения нашей страны. Где же прячутся эти люди? Вы не найдете их на крупных фабриках и в сетевых магазинах, там, где их обязательно найдут очередные и внеочередные проверки контролирующих органов. Сами чиновники признают, что люди «пропадают» в малом бизнесе, который, пользуясь свободой от проверок, уходит с головой в теневое предпринимательство.
Превращение малого бизнеса в средний и крупный — это еще один расхожий миф. Как мы уже видели выше, чем меньше ваш бизнес, тем выгоднее его вести. Серые схемы, легальные низкие налоги и попустительское отношение проверяющих органов работают только до определенного размера бизнеса. Стоит компании подрасти, увеличить свой оборот, и система резко меняется, делая бизнес убыточным. Особенно это ярко проявляется в сфере производства, ведь если доход компании превышает 80 млн руб., упрощенная налоговая система заменяется обычной и нагрузка резко увеличивается. Компаниям, переходящим на общую систему налогообложения (ОСНО), приходится оплачивать налог на прибыль (20%), НДС (18%), налог на имущество (до 2,2%), в отличие от упрощенной системы налогообложения там перед предпринимателем стоит выбор: либо платить 6% с доходов, либо схема «доходы минус расходы» — 15%. Комментарии здесь излишни.
Убыточно иметь растущий бизнес, и предприниматели становятся перед выбором: останавливать свое развитие, расти и неизбежно банкротиться или «делать как все» — формально дробить свой бизнес на несколько «независимых» частей, плодя бумажную работу, уходя от налогов и увеличивая коррупционный фактор при внезапных проверках. Проблемы и риски здесь очевидны, это и снижение налоговых поступлений, и страх предпринимателей перед проверками контролирующих органов, и опасность захвата бизнеса крупными структурами.
По сути, поддержка малого торгового бизнеса превратилась в способ вытянуть из государства финансовые ресурсы и кинуть их в пустоту. Драйвером для развития страны должно стать собственное реальное производство. Единственной возможностью для его развития является смещение налогового бремени со стороны производства в сторону потребления.
Кардинальный разворот системы требует определенного политического мужества и воли, в том числе и для признания неэффективности прошлых решений, но когда речь идет о самом выживании экономики нашей страны, иначе быть и не может.
Источник: РБК
Николай Плюснин, управляющий партнер "Кировской цифровой типографии":
Главная поддержка, которую может оказать государство малому бизнесу — это не мешать. Позиция автора "администрирование налогов стоит дороже поступлений" не учитывает социальных аспектов. Самозанятый человек не просит льгот и пособий, сам думает о пенсии, ищет возможности для работы. Ему нужна уверенность в неизменности правил работы, знание, что завтра не придут отнимать имущество. Без доверия к системе, бизнесу невыгодно показывать рост. "В серую" работает большое количество людей и в других странах. Это дает мобильность мелкому бизнесу. Занятый таким трудом человек несет меньше рисков для общества по сравнению с безработным, хотя бы потому, что он трудится.
Неважно, чем именно вы занимаетесь: производством или торговлей, условия работы должны быть равными. Для конечного потребителя важна доступность к товару или услуге, а не место и способ производства. Товары из Азии заняли рынок потому, что они имеют хорошее соотношение цена/качество. Для местного бизнеса остается логистика и торговля. И это тоже рабочие места, снижение социальной напряженности.
Павел Ануфриев, замминистра развития предпринимательства, торговли и внешних связей:
Я согласен с отдельными выводами Андрея Павлова. Однако не разделяю его пессимизм и уныние по-поводу того, что в экономической политике плохо и неправильно абсолютно все. Как я вижу ситуацию? Сегодня основной акцент в государственной политике по развитию малого бизнеса делается на выделении предпринимателям различных субсидий, грантов, льготных кредитов, а также на создании за счет бюджетных средств бизнес-инкубаторов, кластеров, индустриальных парков, центров поддержки экспорта и других объектов инфраструктуры. Все эти меры дают определенный эффект, но очень часто он нивелируется, потому что на федеральном уровне происходит постоянное изменение налогового и административного законодательства, действует репрессивная (нацеленная на штрафы) система надзора за бизнесом, отсутствует реально работающая система обратной связи с предпринимателями. И зачастую все это перечеркивает эффект от выделяемых на поддержку малого бизнеса бюджетных средств. Не менее опасно и то, что из-за непоследовательности действий, прежде всего, федеральных структур формируется недоверие бизнеса к органам власти в целом.
На мой взгляд, формирование благоприятного делового климата в государстве должно начинаться с создания стабильных, неизменных и прозрачных "правил игры". На федеральном уровне должен быть объявлен как минимум 5-ти летний мораторий на принятие законов, ухудшающих положение предпринимателей. Это позволит бизнесу планировать свою деятельность на долгосрочный период и, как следствие, заниматься инвестированием. Этот тот "базис", с которого надо начинать. А вот уже "надстройкой" должны являться программы, предусматривающие оказание предпринимателям различных видов государственной поддержки. При таком подходе эффективность государственной политики по развитию малого бизнеса будет гораздо выше.
Я считаю, что важен любой бизнес: будь-то сфера торговли, услуг, общепита или производство. Потому что любой бизнес создает рабочие места, генерирует прибыль и платит налоги. Поэтому неправильно противопоставлять различные виды бизнеса друг другу.
Вместе с тем, когда мы говорим об экономическом развитии региона или страны в целом, то здесь требуется расстановка определенных приоритетов. Экономическая система, основанная только на торговле, является крайне неустойчивой. Ведь она полностью зависит от поставщиков готовой продукции, от покупательской способности населения и множества других факторов. Как только поставки товара прекращаются или падает потребительский спрос, вся экономика впадает в состояние кризиса.
И наоборот страны, обладающие развитым промышленным потенциалом, имеют возможность производить продукцию, востребованную на рынках разных государств; вкладывать средства в НИОКР; разрабатывать прорывные технологии для различных отраслей экономики. Все это придает государству устойчивость и возможность для ускоренного развития. Поэтому любое государство, прежде всего, заинтересовано в развитии производства. Это то, что придает экономике устойчивость и конкурентоспособность. Именно по этой причине для сферы производства государство (в условиях ограниченности ресурсов) должно создавать более льготные режимы функционирования. Вместе с тем это не означает, что государство не должно уделять внимание развитию других отраслях экономики.