Мелкий и ненужный

29.05.2016 15:51:00 2079 0

Почему малому бизнесу невыгодно расти?

Росстат уже не в первый раз сообщает о падении промышленного производства в России. Правительство раз за разом обещает принять меры и утверждает антикризисные планы, центром которых становятся льготные кредиты и очередные программы поддержки. Но даже беглый анализ показывает, что все эти меры принципиально не отличаются от политики, которую правительство проводило и до кризиса. Разница заметна только в объемах и условиях финансирования проектов, конечные бенефициары и направления остаются неизменными.
Настоящая причина кризиса кроется не во внешней конъюнктуре, которая, несомненно, добавляет проблем, но не является определяющей. Главной причиной являются ошибки в экономической политике, в частности то, с каким упорством правительство тратит силы и деньги на неэффективную поддержку малого бизнеса. Сами же малые предприятия в это время продолжают страдать из-за роста налоговой нагрузки — сказываются новые торговые сборы, платежи в систему «Платон» и новые правила кадастровой оценки недвижимости.
Лозунг о необходимости поддержки малого бизнеса господствует повсюду, от кремлевских кабинетов высшего уровня до выступлений представителей несистемной оппозиции — они могут не сходиться во многом, кроме одного: ключ в развитии экономики России — в малом бизнесе.

У сторонников этой позиции есть три главных аргумента: малый бизнес дает налоги в государственный бюджет, создает рабочие места и, наконец, обязательно вырастет в средний и крупный, станет локомотивом «новой экономики». Прошедшие годы убедительно показали, что эти громкие заявления никак не соотносятся с истинным положением дел.
Посмотрим на ситуацию с налогами. По официальным данным Федерального казначейства, сумма уплаченного налога по ЕНВД практически не изменяется с 2010 года и составляет около 76 млрд руб. Выходит, что каждый из 2,1 млн наших малых предпринимателей (ИП и ООО) платит в месяц смешную сумму 3 тыс. руб. Учтем, что уплаченные по ЕНВД деньги частично учитываются как страховые платежи в социальные фонды, что дополнительно снижает налоговые выплаты, и получается, что никакой особой выгоды бюджету малый бизнес не приносит, а с учетом затрат государства на администрирование льгот для малого бизнеса получается замах на рубль, а удар на копейку.
Что касается занятости населения — к февралю 2016 года правительство оценило теневой рынок занятости в 12 млн человек. Это 15% от всего трудоспособного населения нашей страны. Где же прячутся эти люди? Вы не найдете их на крупных фабриках и в сетевых магазинах, там, где их обязательно найдут очередные и внеочередные проверки контролирующих органов. Сами чиновники признают, что люди «пропадают» в малом бизнесе, который, пользуясь свободой от проверок, уходит с головой в теневое предпринимательство.
Превращение малого бизнеса в средний и крупный — это еще один расхожий миф. Как мы уже видели выше, чем меньше ваш бизнес, тем выгоднее его вести. Серые схемы, легальные низкие налоги и попустительское отношение проверяющих органов работают только до определенного размера бизнеса. Стоит компании подрасти, увеличить свой оборот, и система резко меняется, делая бизнес убыточным. Особенно это ярко проявляется в сфере производства, ведь если доход компании превышает 80 млн руб., упрощенная налоговая система заменяется обычной и нагрузка резко увеличивается. Компаниям, переходящим на общую систему налогообложения (ОСНО), приходится оплачивать налог на прибыль (20%), НДС (18%), налог на имущество (до 2,2%), в отличие от упрощенной системы налогообложения там перед предпринимателем стоит выбор: либо платить 6% с доходов, либо схема «доходы минус расходы» — 15%. Комментарии здесь излишни.

Убыточно иметь растущий бизнес, и предприниматели становятся перед выбором: останавливать свое развитие, расти и неизбежно банкротиться или «делать как все» — формально дробить свой бизнес на несколько «независимых» частей, плодя бумажную работу, уходя от налогов и увеличивая коррупционный фактор при внезапных проверках. Проблемы и риски здесь очевидны, это и снижение налоговых поступлений, и страх предпринимателей перед проверками контролирующих органов, и опасность захвата бизнеса крупными структурами.
По сути, поддержка малого торгового бизнеса превратилась в способ вытянуть из государства финансовые ресурсы и кинуть их в пустоту. Драйвером для развития страны должно стать собственное реальное производство. Единственной возможностью для его развития является смещение налогового бремени со стороны производства в сторону потребления.
Кардинальный разворот системы требует определенного политического мужества и воли, в том числе и для признания неэффективности прошлых решений, но когда речь идет о самом выживании экономики нашей страны, иначе быть и не может.

Источник: РБК

Николай Плюснин, управляющий партнер "Кировской цифровой типографии":
Главная поддержка, которую может оказать государство малому бизнесу — это не мешать. Позиция автора "администрирование налогов стоит дороже поступлений" не учитывает социальных аспектов. Самозанятый человек не просит льгот и пособий, сам думает о пенсии, ищет возможности для работы. Ему нужна уверенность в неизменности правил работы, знание, что завтра не придут отнимать имущество. Без доверия к системе, бизнесу невыгодно показывать рост. "В серую" работает большое количество людей и в других странах. Это дает мобильность мелкому бизнесу. Занятый таким трудом человек несет меньше рисков для общества по сравнению с безработным, хотя бы потому, что он трудится.
Неважно, чем именно вы занимаетесь: производством или торговлей, условия работы должны быть равными. Для конечного потребителя важна доступность к товару или услуге, а не место и способ производства. Товары из Азии заняли рынок потому, что они имеют хорошее соотношение цена/качество. Для местного бизнеса остается логистика и торговля. И это тоже рабочие места, снижение социальной напряженности.

Павел Ануфриев, замминистра развития предпринимательства, торговли и внешних связей:
Я согласен с отдельными выводами Андрея Павлова. Однако не разделяю его пессимизм и уныние по-поводу того, что в экономической политике плохо и неправильно абсолютно все. Как я вижу ситуацию? Сегодня основной акцент в государственной политике по развитию малого бизнеса делается на выделении предпринимателям различных субсидий, грантов, льготных кредитов, а также на создании за счет бюджетных средств бизнес-инкубаторов, кластеров, индустриальных парков, центров поддержки экспорта и других объектов инфраструктуры. Все эти меры дают определенный эффект, но очень часто он нивелируется, потому что на федеральном уровне происходит постоянное изменение налогового и административного законодательства, действует репрессивная (нацеленная на штрафы) система надзора за бизнесом, отсутствует реально работающая система обратной связи с предпринимателями. И зачастую все это перечеркивает эффект от выделяемых на поддержку малого бизнеса бюджетных средств. Не менее опасно и то, что из-за непоследовательности действий, прежде всего, федеральных структур формируется недоверие бизнеса к органам власти в целом.
На мой взгляд, формирование благоприятного делового климата в государстве должно начинаться с создания стабильных, неизменных и прозрачных "правил игры". На федеральном уровне должен быть объявлен как минимум 5-ти летний мораторий на принятие законов, ухудшающих положение предпринимателей. Это позволит бизнесу планировать свою деятельность на долгосрочный период и, как следствие, заниматься инвестированием. Этот тот "базис", с которого надо начинать. А вот уже "надстройкой" должны являться программы, предусматривающие оказание предпринимателям различных видов государственной поддержки. При таком подходе эффективность государственной политики по развитию малого бизнеса будет гораздо выше.
Я считаю, что важен любой бизнес: будь-то сфера торговли, услуг, общепита или производство. Потому что любой бизнес создает рабочие места, генерирует прибыль и платит налоги. Поэтому неправильно противопоставлять различные виды бизнеса друг другу.
Вместе с тем, когда мы говорим об экономическом развитии региона или страны в целом, то здесь требуется расстановка определенных приоритетов. Экономическая система, основанная только на торговле, является крайне неустойчивой. Ведь она полностью зависит от поставщиков готовой продукции, от покупательской способности населения и множества других факторов. Как только поставки товара прекращаются или падает потребительский спрос, вся экономика впадает в состояние кризиса.
И наоборот страны, обладающие развитым промышленным потенциалом, имеют возможность производить продукцию, востребованную на рынках разных государств; вкладывать средства в НИОКР; разрабатывать прорывные технологии для различных отраслей экономики. Все это придает государству устойчивость и возможность для ускоренного развития. Поэтому любое государство, прежде всего, заинтересовано в развитии производства. Это то, что придает экономике устойчивость и конкурентоспособность. Именно по этой причине для сферы производства государство (в условиях ограниченности ресурсов) должно создавать более льготные режимы функционирования. Вместе с тем это не означает, что государство не должно уделять внимание развитию других отраслях экономики.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте