«Не «Коза Ностра»

13.06.2016 12:16:00 3385 0

Первые показания по делу ОПС «Прокоповские» в зале суда слушали «Бизнес Новости».

В последний день весны началось рассмотрение уголовного дела Михаила Прокопьева и ОПС «Прокоповские». Они признались в совершенных злодеяниях, но их защита хлопочет о смягчении наказания. И это — только начало судебных разбирательств.
 
Хранитель «общака»
 
30 мая перед судом в первый раз предстали глава преступного сообщества Михаил Прокопьев, известный в городе под кличкой Прокоп, и участник группировки Павел Колпаков. Их защищали два адвоката.
По данным следствия «Прокоповские» как преступная банда сформировались в начале 90-х годов и совершали преступления до февраля 2004 года. Они вымогали деньги у кировских предпринимателей, покупали оружие, хранили его и убивали тех, кто переходил им дорогу или не желал делиться. С 1996 по 2003 годы они совершили около 10 убийств и покушений. Кроме того, у них накопилась существенная сумма денег - «общак». Легализацией общей кассы занимался Прокоп.
На часть из этих средств были открыты многие развлекательные заведения города: клубы «Запретная зона», «Буги Вуги», «Манеж», «Винил», «Русская тройка», кинотеатр «Колизей», кафе «Генацвале», «Бочка», «Фортуна», «Тысяча и одна ночь», кафе «Сказочный остров», «Карабас-Барабас». Кроме того, деньги перечислялись и на поддержку гостиницы «Вятка».
 
На допросе Кривошеин (кличка - Кривой) сказал, что в 90-х в городе действовало несколько группировок. Сам он познакомился с Прокопом еще в 80-х — они занимались спортом в одном зале. Позже создали совместный бизнес по продаже водки. Все закрутилось. По его словам, сначала в ОПГ было три человека - Павленко, Прокопьев и Коваленко, затем туда вступил он сам. Постепенно там стали появляться знакомые знакомых, целью которых являлось «общение и зарабатывание денег». К 1997-му году их было 7-10 человек.
К банде позже присоединились Сергей Гунбин (кличка Гунбик) — он контролировал бизнес-вопросы на Центральном рынке и его филиалах. Братухин «крышевал» магазин «Спартак» и торговый центр «Росинка». Местом их встреч было кафе «Здравствуй» на Карла Маркса. Офис же Михаила Прокопьева находился в ДК «Авитек».
 
На следующем заседании суда из показаний Изместьева стало ясно, что Прокоп жил в Москве и приезжал в Киров раза два в месяц. В эти дни и проводились собрания. Группировка встречалась в торговом центре «Экран» на Воровского и на Мелькомбинатовском проезде, в спорткомплексе «Факел», а потом — в «Колизее». Задача всегда была одна: нужно было больше предпринимателей привлекать для сбора денег, быть всегда на связи и готовыми выполнить то, что надо. Кроме того, на собраниях решались вопросы по поводу создания какого-либо бизнеса и взаимоотношений с другими преступными группами. «Гагаринским», например, нужно было говорить, что Гагарина нет, и и переманивать их к «Прокоповским». Также к последним переходили и
некоторые развлекательные заведения «Гагаринских», например, казино «Катран». Позже к ним присоединились шашлычная «Рандеву», автостоянка у «Родины», «Орбита» на Лепсе, «Квадрат» в Доме техники.
 
«Кружок по интересам»
 
Следователи и сами участники группировки пояснили, что Кривошеин был по сути вторым лицом в банде: все глобальные вопросы решались с Прокопом, а менее серьезные — с ним. В 1995-96 годах они занимались и нелегальным бизнесом, торговали нефтепродуктами. Оружие стали покупать на Кавказе в 1997-ом. Пока Кривошеин давал показания, он не раз повторил: это не была бандитская группа, это был «кружок по интересам».
 
Прокурор: Зачем гранатометы приобретали?
Кривошеин: - Пусть лежат. Переворот не готовили. Потом в два места решили разделить. Часть всем раздали.
 
Как было озвучено на суде, распределением денег в ОПС по решению Прокопа занимался Ситников (Сит). Преступная группа была мобильной.
 
Кривошеин: Могли собраться группировкой быстро. Да, были телефоны, рации. Но из группировки можно было выйти — мы же не «Коза Ностра».
 
Показания прокуратуры говорят о том, что преступная группа Прокопа принимала участие в убийстве главы фирмы «Доверие» Романа Городчикова (Кривошеин лично подстраховывал этот процесс), директора ЧОП «Аякс» Павла Сенина (его заподозрили в том, что он тоже начал рэкетировать коммерсантов), кировского предпринимателя Евгения Елкина, директора чаеразвесочной фабрики Игоря Гайдаша (он не согласился принять Прокопа в качестве покровителя), а также одного из лидеров другой преступной группировки «Гагаринские» - Койкова. Кроме того, было совершено покушение на лидера ОПГ «Комаровские» Комарова. Ему удалось выжить. По каждому из эпизодов Кривошеин рассказал подробности.
 
Защитник: Вам давались приказы?
Кривошеин: Нет, приказов не было. Было по-другому: нам говорили — надо «закрыть». Это такая терминология.
 
Киллеры брали оружие и исполняли. За это все участники группы получали зарплату. Прокопьев разделял доходы банды 50/50. Половина делилась на всех, вторая половина шла на развитие деятельности ОПГ.
Силовой блок, по словам Кривошеина, был достаточно дружен между собой: они вместе развлекались, пили, ходили в баню и занимались спортом. Задействованы в убийствах были не все, но все догадывались о том, что происходит. Встречи для передачи оружия обычно проходили у ДК «Авитек».
 
На самих «Прокоповских», естественно, тоже совершались покушения. Так, однажды был взорван автомобиль главы финансового блока Владимира Ситникова. О случае покушения на Прокопа рассказал уже позже Изместьев. Его задумали убрать «Гагаринские». «Мы решили действовать на опережение и убить Пинаева, - сказал он суду. - Так как я знал район, мне надо было привезти Подгайца и Смехова на место преступления, и отвезти. Привез. Подождал. Потом был задержан сотрудниками милиции. Выстрелов не слышал: была гроза. Меня отпустили через 3 дня. Тогда я узнал, что на Пинаева покушались, он - в больнице».
 
Одним из самых резонансных было убийство кировского предпринимателя Анатолия Горбушина в 2003 году. Его вдова — Наталья Осипова, гендиректор КЦ «Вятский» - одной из первых дала показания в суде. Она сказала, что Анатолий знал, что за ним ведется охота, поэтому, когда они поехали на дачу, решили передвигаться на разных машинах. Горбушина расстреляли прямо в машине утром, когда он ехал обратно в город. Осипова сказала, что до этого у Горбушина был конфликт с партнером по бизнесу Михайликом. Они собирались все делить и прекращать отношения. После смерти мужа Наталья Валентиновна унаследовала все фирмы и стала управлять ими. Враги Горбушина пытались ее шантажировать. Осипова подтвердила, что, как и все в то время, ее муж платил часть средств банде Прокопа, но никаких коммерческих отношений у них не было.
 
По версии следствия в 2003 году Горбушин отказался платить Прокопу и тот попросил двух киллеров из своей банды его убить, чтобы другим «было неповадно». Подгаец передал киллерам, что автомобиль Горбушина отъехал от дачи. Дождавшись его на дороге, Изместьев и Кривошеин расстреляли машину в упор. За это они должны были получить 200 тысяч долларов. Позже, из показаний самого Кривошеина стало ясно, что после совершенного убийства денег он так и не увидел.
 
Изместьев рассказал суду об убийстве Горбушина. Преступники поехали в какую-то деревню примерно в 6 км от Кирова по Советскому тракту. Кривой и Подгаец засели в траве. Они переговаривались по рации и через час Кривой с Изместьевым уже стреляли в упор по машине, выехавшей из садов. Водитель нажал на газ и автомобиль улетел в кювет. Киллеры подошли и сделали еще несколько выстрелов. После этого они не спеша пошли по дороге, сложив в сумку оружие. Потом их забрала машина, они выкинули и свою одежду, и оружие. «Мне никто не объяснил, почему Горбушин. Сказали: ты должен денег, надо отрабатывать. Правила были жесткие, - пояснил Изместьев. - Это произошло 7 июля 2003 года. Я не хотел помнить».
 
После этого Изместьев понял, что «все зашло слишком далеко» и решил уехать из города, сменить номера телефонов и жить без регистрации. В августе 2003 года его арестовали и посадили на 10 лет. Все остальные, по словам Изместьева, исчезли, группировка распалась.
 
В минувшую пятницу на суде первый раз возмутился Михаил Прокопьев. Встал и на повышенных тонах спросил Изместьева: «Вы вообще со мной встречались? Я вам давал приказы?». Защита тут же подхватила эти слова и оказалось, что от Прокопа действительно мало кто лично получал приказы. Все распоряжения отдавал Кривошеин.
 
Сколько продлится судебный процесс по «прокоповской бригаде», никто из экспертов сказать не берется. В деле — 50 томов, а свидетелями проходят 240 человек.
 
Подготовила Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru
 
Мнения
 
Александр Козачинский, директор компании «Инко Плюс»:
 
После убийства Анатолия Горбушина я некоторое время был директором его предприятия и не могу сказать, что я сидел среди благоухающих фиалок и ел черную икру. Было сложно и страшно. Важно то, что никто не знал истинного мотива убийства, поэтому было не ясно, кого могут убить следующим. Догадки были, но они не совпадают с тем, что сегодня пишут в своих документах следственные органы. У нашего бизнеса впоследствии не было конфликта с группировкой. Но это только мое видение.
 
Сейчас Прокопьева, я думаю, посадят лет на 20. Но я слежу за судебным процессом только по информации из СМИ. Не думаю, что все озвученное в суде — зеркальное отражение того, что было. Все показания конъюнктурны: сегодня подсудимым выгодно сказать одно, а завтра — другое. Настоящей правды никому не узнать. Да, есть факты убийств и следствие знает, кто убил и кто приказал. Но каким был мотив?
Мое частное мнение: если человек кому-то проломил голову, оставив детей сиротами, а потом построил церковь, это не искупает того, что он сделал. Это грязные деньги, пропитанные кровью, и священники просто не имеют права их брать.
 
Ян Чеботарев, юрист:
 
Я считаю, что сам организатор преступного сообщества заслуживает пожизненного лишения свободы. В отношении Колпакова, второго подсудимого — срок будет достаточно большим, как минимум 20 лет.
 
Исходя из своей практики могу сказать, что наш суд абсолютно независим от любых прогнозов. Сам Прокопьев признал себя виновным по всем восьми эпизодам вменяемых ему убийств. Я думаю, что на оправдание рассчитывать ему точно не приходится. Но вся защита ориентирована на минимизацию наказания и попытку избежать пожизненного лишения свободы. Предприняты меры по частичному погашению заявленных к нему гражданских требований: небольшие суммы потерпевшим выплачены и это, скорее всего, будет использовано стороной защиты как аргумент, чтобы ходатайствовать о смягчении наказания. Однако 8 трупов — достаточный повод, чтобы приговорить человека к пожизненному лишению свободы.
В Интернете есть много информации о возможных связях Прокопьева с органами правопорядка, есть масса подобного рода сплетен и без меня. Я, как юрист, вижу материалы дела и понимаю, что разработка «Прокоповских» велась достаточно давно, это было глубоко законспирированное преступное сообщество: на установление всех фактических обстоятельств потребовалось немало времени. Главное сейчас, что дело раскрыто.
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте