«От объединения муниципальных образований выиграют все», - считают власти. Остальные в этом не уверены.

В целях экономии

18.07.2011 00:26:00 1515 0
В Кировской области пытаются наладить процесс децентрализации власти.

Участники «Круглого стола»:
Владимир Крешетов, глава города Кирово-Чепецка
Вера Кухутяк, глава администрации Мурашинского района
Марат Асапов, директор «Вятскополянской птицефабрики»
Герман Бызов, гендиректор племзавода «Пижанский»
Петр Полянцев, глава Унинского района

Спустя десятилетие выстраивания «вертикали власти», в России начался ровно обратный процесс: перераспределение полномочий от центра к периферии. Официальная причина – сложности управления, экономия бюджета и создание бездотационных районов. Не смешно, когда муниципалитеты просят вышестоящее руководство «вкрутить лампочку в подъезде». Означает это одно - местное самоуправление настолько себя дискредитировало в глазах граждан, что с этим надо что-то делать. Решено начать с объединения районов и районных центров. На очереди Слободской, Котельнич, Кирово-Чепецк и Вятские Поляны. Правда, кое-кто считает, что такое объединение выйдет боком.

Не для людей

Владимир Крешетов:
- Давайте разберем по полочкам. Подобное объединение происходит всегда для чего? Конечно, не для исполнения пожеланий трудящихся. Хотя именно на это ссылаются чаще всего. Истинная причина - экономия бюджетных средств. Но я хочу спросить: если две нищеты объединятся, что из этого выйдет? Получится большая нищета. Если экономическая составляющая является приоритетом (а она, скорее всего, им и является), то, в частности, Кирово-Чепецку придется «делиться» с районом. От этого город выигрывает или проигрывает? Проигрывает. Если району не будет дотаций, как до объединения, то район выигрывает или проигрывает? Проигрывает, потому что город потерю всех дотаций в его бюджет никогда не обеспечит. Убежден, что ни одно муниципальное образование от подобного объединения никогда не выиграет.

Вера Кухутяк:
- В свою очередь, я выступаю «за» подобное объединение. Наш район уже принял такое решение, сейчас ждем решения города Мураши. «Плюсы» от подобного слияния вижу в следующем: мы получим главу города и главу администрации города – в одном лице, его полномочия будут усилены двойной властью, и при этом он сможет быть заместителем главы района. Хорошо, если бы еще это лицо вновь стало выборным. 131-ФЗ внес нам слишком много «заморочек», разделив  полномочия. Конечно, это очень давний и спорный вопрос: надо ли главу района избирать всем населением или назначать. Я считаю, что надо избирать всем населением, его работа была бы гораздо эффективнее, особенно если он будет знать, что ему придется держать отчет перед избравшими его жителями.

Марат Асапов:
- Что касается меня, как представителя местного бизнеса, то признаюсь, что я пока подобные проекты никак не оцениваю, хочу посмотреть, что получится на деле. Грубо говоря, мое восприятие подобного объединения будет зависеть от того, на базе чего будет происходить объединение: на базе администрации города или района. В одном чиновники более грамотные, в другом менее... В сегодняшней ситуации кадрового голода, разумеется, хотелось бы, чтобы объединение произошло на базе более грамотных управленцев.

Владимир Крешетов:
- Главное, чтобы добавляли не полномочий, а денег. Полномочий у местного самоуправления и так более, чем достаточно. Только под полномочия нужны еще и средства. А их нет, нужны ли еще большие полномочия, чтобы еще больше денег не хватало? Я здесь вижу решение лишь в пересмотре бюджетного законодательства. Абсолютно другая ситуация могла бы быть в случае, если бы местный бюджет имел налог на прибыль. Представьте себе, чепецкие предприятия за последние полгода заплатили в областной бюджет более 1 млрд рублей. Если 50% этого налога останется в районе, это был бы уже большой «плюс». Дополнительный миллиард за год - это же второй бюджет! Поймите, что сильному со слабым быть невыгодно. Самое интересное, Кирово-Чепецк это уже проходил. В конце 80-х годов, после референдума, мы присоединили несколько территорий, в частности, поселок Каринторф. Он на тот момент от присоединения выиграл потому, что стал относиться к городской территории. Налоги на колбасу и водку оставляли поселку. В общем, за колбасу и водку купились. Приобрел ли что-нибудь от этого город? Он попал в другую весовую категорию по численности. Вернее, не город приобрел, а чиновники. А сами жители потеряли: затраты на одного жителя города уменьшились, а в Каринторфе увеличились.

Вера Кухутяк:
- На самом деле, есть вещи, которые хочется получить под свой контроль. Например, контроль над распределением и учетом земельных участков. Сейчас сложилась такая ситуация, что контролирует район, а распоряжаются землей поселение; ведь у района нет «своего» населения, все люди и инфраструктура принадлежит населенным пунктам. Район - это, своего рода, надстройка, которая занимается бюджетными отраслями. Причем, в поселениях очень слабые кадастровые специалисты. Недавно один из замов губернатора утверждал, что в поселениях очень плохо ведется земельный контроль. На что я ответила - его некому проводить. Мы пытались взять земельный учет и распределение на уровень района, но нам тут же сказали, что это не приветствуется. При этом, если мы возьмем эти функции на себя, нам понадобится финансирование. А какое финансирование нам смогут передать поселения? У них ничего нет. Все дотации передает им район, чтобы они содержали своих специалистов.

Дайте денег

Марат Асапов:
- На самом деле, для такой большой страны, как Россия, укрепление вертикали власти - это порочная система. И хорошо, что власть это поняла. Местному самоуправлению надо не полномочий больше давать, а налоги оставлять, чтобы они справлялись с действующими функционалом на 100%. Тогда не будет ни иждивенчества, ни дискредитации идеи местного самоуправления. Как говорится «будут налоги, будут и дороги».

Герман Бызов:
- Я думаю, если объединение все-таки произойдет, чиновникам на местах будет, наконец-то, чем заняться. Не хочу сказать, что они сейчас совсем бездельничают, но, учитывая в каких ограниченных средствах находятся, про бурную деятельность говорить не приходится. Но хочу отметить, что здесь проблема не только в нехватке средств, но и, как уже было сказано, в кадрах. Их попросту нет. И, присоединяясь к остальным, добавлю, что полномочий местному самоуправлению действительно достаточно. Дайте нам денег.

Петр Полянцев:
- Полномочий не просто много, их выше крыши. Более того, государство на уровне федерации «спихнуло» на нас несвойственные нам полномочия. Например, ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Видимо, чтобы при очередной засухе или пожарах от себя было легче «отгребать». А на какие «шиши», простите? Где люди, где техника, где деньги? Местное самоуправление не дискредитировано, оно лишь является заложником, находящимся между молотом и наковальней.

Владимир Крешетов:
- Губернатор любит упрекать районную власть в иждивенчестве. Может быть, он в какой-то степени и прав. Но нельзя равнять все районы под одну гребенку. Большинство муниципальных образований доведено до такого состояния, что у них разрушена главная экономическая составляющая - сельское хозяйство и деревообработка. Годы реформ, перестройки и прочее довели районы до супернищенского существования. И сейчас, конечно, проще переложить головную боль с государства на нас. Но что им делать, если у них нет налогооблагаемой базы? Если у нас пашня заросла, а животноводство, сами видите, в каком состоянии... Десятилетиями ничего не вкладывалось в развитие. А, как мы знаем, производство определяет все. Районы действительно сейчас живут, как инждивенцы.

Вера Кухутяк:
- По поводу замечания губернатора наши главы районов давно говорят: давайте пересмотрим распределение налогов на уровне страны. То, что из налогов передают муниципалитетам,  явно мало по сравнению с теми полномочиями, что нам отпущены. Расходы на тепло- и водоснабжение «висят» на районе, но из бюджета на это выделяется процентов 40 от необходимой суммы. Все остальное ничем не покрыто. Региональная власть говорит: сами изыскивайте средства. А у нас, может быть, средств даже на зарплату не хватает, не говоря уже о коммуналке. Необходимо пересматривать нормативы, только в этом случае местные органы власти не будут ходить с протянутой рукой. А то, посмотрите, придумали дотационную систему: сначала заберут все налоги, потом выделяют деньги по какой-то методике, с которой мы, может быть, не согласны. И заставляют вступать в различные программы, если нужны деньги. А чтобы району вступить в программу, ему необходимо «принести» с собой софинансирование. Бе бред ли? Если раньше оно было около 5%, то теперь приближается к 30%. Например, чтобы отремонтировать котельную за 6 млн рублей, мы должны попасть в программу и выдать своего финансирования  более чем на 1 миллион. А у города весь бюджет - 5,6 миллионов. Это же нереально. Мы поставлены в такие «иждивенческие» условия. Не смешно, конечно, но многие свои поселения я называю «территорими социального присмотра», там же одни пенсионеры остались...

Владимир Крешетов:
- Соглашусь. Существуют поселения, где напрочь отсутствует какая-либо налогооблагаемая база: сплошь безработные и пожилые люди.

Петр Полянцев:
- Губернатор действительно нас прессует каждый раз на тему «иждивенчества». Конечно, нет ничего легче, чем ходить с протянутой рукой. Но объединяться с целью экономии бюджета и становления бездотационного района?.. У меня здесь двоякое мнение. Но объединять город и село – не самый лучший вариант: у города своя специфика, у села - своя. Сомневаюсь, что придумавшие такую систему советские граждане были дураками... Существовал же город Котельнич и Котельничский район, и у них были разные исполкомы. Правда, партийная власть была одна.

Герман Бызов:
- Мне, как хозяйственнику, сложно оценивать адекватность претензий губернатора, я далек от власти. Но соглашусь, что просить гораздо легче, чем зарабатывать. Однако могу защитить местную власть: нужно еще додуматься, на чем зарабатывать.

Информация

Кстати, Киров и сам заинтересован в расширении своей территории за счет близлежащих поселений Слободского и Юрьянского районов. Ведь сегодня, согласно переписи населения, численность жителей Кирова составляет 498 400 человек. Переход 500-тысячной черты может вывести  город совсем в другую статистическую категорию, а именно, предоставит областному центру возможность участия в ряде федеральных программ с гораздо большим уровнем финансирования.

Подготовила
Светлана Муравьева
murraviova@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте