Жизнь в «памятнике»

27.06.2016 11:17:00 1647 0

Какое будущее у исторических зданий и их жильцов?

Параллельно с точечной застройкой город начал планомерно избавляться от «старины». И если некоторым домам повезло и на их реставрацию нашлись деньги, то другие просто снесут. Жизнь же еще одних исторических зданий под большим вопросом. И главное — они совсем не нужны тем, кто сам в них живет.
 
Без капремонта
Когда заходишь в подъезд дома на Динамовском, 26, на тебя сразу нападает стая комаров. Под ногами скрипит пол, над потолком нависают провода, а вокруг темно. Здание было построено примерно в 1817-ом году и входило в комплекс Хлыновского кремля. Оно известно как Дом архиерейских певчих. Сейчас в нем живут не певчие, а обычные люди — всего заселено примерно 25 квартир. Звоним в первую попавшуюся на первом (даже, наверное, цокольном) этаже.
— В этом доме невозможно жить, - рассказывает открывший дверь мужчина. - У нас постоянно бегают крысы, и мы не знаем, что с ними сделать. Кроме того, зимой промерзает стена, отходят обои, стены трескаются. Зачем нам этот памятник, если в нем невозможно жить? Расселите нас и снова открывайте свое церковное училище.
Двигаемся дальше. Пол скрипит и, кажется, вот-вот провалится. В глубине дома он вообще находится под наклоном, потому что жилище в буквальном смысле «скатывается» под обрыв.
 
— Условия жизни очень плохие, — рассказывает пенсионерка из следующей квартиры, - Потолок из деревянных перекрытий обваливается, в нем зияют настоящие дыры, полы прогнили, по стенах трещины. Мне сказали, что потолок могут отремонтировать на 4 тысячи рублей, но у меня пенсия — 8 тысяч, а 5 тысяч из нее я отдаю за «коммуналку» (ред.: за двухкомнатную квартиру).
Условия получше — на втором этаже. Там пара пенсионеров поддерживает квартиру в хорошем состоянии, на полу — тройной слой линолеума, на кухне — недавно проведен ремонт. И им даже нравится жить в этом доме, потому что рядом река, свежий воздух и квартира эта перешла по наследству еще от бабушки жены – все-таки память. Но как быть, например, с покосившимся окном, которое даже мыть опасно — вдруг разобьется. Радует всех только одно: так как дом признали аварийным, всех жильцов освободили от уплаты счетов за капремонт. 
 
Недавно кировские СМИ писали, что этот дом будет снесен. По планам городской администрации это должно случиться до 2020 года. В списке же объектов культурного наследия это здание не значилось, так как нужно было проводить специальную экспертизу. У Министерства культуры на это денег, конечно, не было. До того, пока за дело не взялись активисты. Они написали в администрацию президента России, в областную прокуратуру и правительство Кировской области. Средства нашлись, а скоро появились и документы, по которым «Дом архиерейских певчих» оказался включенным в «Перечень выявленных объектов культурного наследия». 
Денег на реставрацию подобных объектов, как известно, у министерства культуры тоже нет. Поэтому жильцам пока не говорят, что с ними дальше будет.  «Быть может, нам самим стать тут памятниками, - шутят люди».
 
Крысы, мыши и бомжи
Еще один старинный дом точно собираются снести. На нем даже висит табличка, оповещающая о том, что люди будут переселены из этого здания не позднее конца августа 2017 года. Речь идет о полукаменном доме Прозорова, который был построен в 1849-ом году и расположен по адресу Ленина 117.
Купец Яков Прозоров был достаточно богат и, что похвально, свои деньги он тратил не только на себя, но и на город. Благодаря тому, что он выкупил многие дома в центре Вятки в конце XIX века, они сохранили свой старинный облик. А здание, которое он построил недалеко от своего дома — так называемый «Красный замок» (Ленина, 104) - он передал в свое время епархиальному училищу. Сейчас в нем располагается институт.
 
В доме самого Прозорова 18 квартир. Люди живут семьями, с детьми. Им еще в 1990 году сказали, что их будут переселять, но только недавно на доме появилась долгожданная табличка. Пока дом живет своей жизнью: в нем разваливается все, что только можно, деревянные полы и лестницы так скрипят, что кажется вот-вот провалятся, на первом этаже бегают крысы и мыши, иногда зимой заходят погреться бомжи — они спят в заброшенных чуланах и кладовках. Изначально там была одна общая на всех кухня, но сейчас каждый постарался выделить в своей комнате специальный угол. На общей же площади чего только нет: санки, доски, тазы, тряпки, все завалено старым хламом. 
У каждого из жильцов по одной комнате — примерно 40 квадратных метров. Плата за такие удобства составляет 3600 рублей. Горячая вода есть, но не всегда. А однажды прорвало стояк — вода бежала по стенам 3 месяца и никто ничего не делал. По словам жильцов,  управляющей компании будто нет — ни на какие просьбы она не откликается.
На улице играют дети — они знают, что скоро переедут жить в Коминтерн и очень этого ждут. Переживают только, что в школу будет далеко ездить. Сейчас же они гоняют на велосипеде, бегают с собаками и рассказывают о беседке, которую соорудил чей-то папа, чтобы там отмечать праздники. Эта закрытая деревянной калиткой площадка под крышей и с большим столом – сегодня единственный оплот людской радости в бывшем доме богатого купца.
 
С печным отоплением
Вскоре будет ликвидирован и еще один старинный квартал в центре города. Так, планируется снести или реконструировать дома по адресам: улица Горбачева 20а и 20б, в также Казанская 81а,б,в,г. Решение о застройке этой части города было принято еще в конце прошлого года. В мэрии планировалось, что на этом участке будут построены дома высотой от двух до трех этажей. А возможно и выше пяти. Как решит градостроительный совет.
Одно из самых неприглядных зданий в том районе – дом по адресу Казанская 81б. Он не имеет никакого статуса, поэтому в следующем году его снесут. Пока же в нем живут люди: без воды, с печным отоплением и замерзающим на зиму туалетом. Никакие коммунальные службы ничем не помогают этому дому: все просто отмахиваются. Хозяйка большой семьи, живущей там, даже не выходит на улицу. За годы жизни в таких условиях у нее образовалось несколько хронических заболеваний и она просто боится спускаться по крутой лестнице, ведущей в их квартиру. Радует их одно – в следующем году они должны переехать в трехкомнатную квартиру.
Недавно дома, которые находятся по адресам: Казанская 81, 81а, 81в, 81г были выставлены на продажу. Вместе с ними продается земельный участок площадью 1,3 тыс. кв. метров. В одном из этих домов 1900 года постройки в 1855-1864 и 1875-1900 годах жил художник Дмитрий Чарушин. Сейчас строение входит в комплекс зданий бывшего военкомата.
А вот деревянные здания по улице Горбачева были построены купцами Голомидовыми в 70-е годы XIX века. Издалека они выглядят, как старое заброшенное жилье. Но если подойти ближе, еще можно разглядеть красивые резные наличники (таких больше в городе уже почти не встретишь), бывшие некогда прекрасными балконы с колоннами.
Во многих городах, где еще сохранилась такая уникальная архитектура, ее стараются реставрировать и оберегать. У нас идут по легкому пути: снести и построить многоэтажку, в которой точно купят квартиры. Главное, чтобы через какое-то время живущие там люди не забыли, в каком веке был основан их город, и не отсчитывали историю от времени возникновения собственного дома. С другой стороны, не все и ныне живущие в «памятниках» помнят эту историю. Сложно думать о прекрасном, когда вокруг крысы.
 
Подготовила Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте