Елизавета Плавинская

Самые модные люди

24.07.2016  2079

 

Гордиться своим краем начинаешь еще больше, когда в гости приезжает кто-то, убеждающий тебя в том, что тут здорово. В Кирове, оказывается, самые модные люди, увлекательная древняя история и река безумной красоты. Так считает Елизавета Плавинская, российский художник, галерист и искусствовед. 

 
Насколько тесен ваш союз с «Галереей Прогресса» и какие проекты вы вместе реализуете?
— Наш союз является абсолютно уникальным и восхитительным. Причем не только для России. Он заметен и в мировом масштабе. Мы познакомились с Димой и Наташей (ред.: Дмитрием Шиляевым и Натальей Пышко, организаторами и владельцами «Галереи Прогресса») в Москве. Они хотели, чтобы у них была не просто галерея, а центр современного искусства. В поисках связей они поехали в Москву, и там мы подружились: сейчас на территории «Галереи Прогресса» уже три года существует музей современного искусства, причем полноценный: с библиотекой, архивом и т.д. Когда я приезжаю, я читаю разные лекции, связанные с современным искусством. Кроме того, мы планируем вместе реализовать еще множество проектов. Почва для нашего сотрудничества бесконечна, как течение реки. Мы начали с узкой темы искусства, а сейчас постепенно расширяемся, говорим уже о дизайне, например. И что замечательно в работе «Галереи» - то, что они сотрудничают и с отдельными людьми, и с институциями, и с государством. Это важно.
 
Не раз высказывалось мнение, что не долог век «Галереи Прогресса», поскольку в нашем городе она мало кому нужна, а значит, невыгодна ее владельцам.
— Какая разница, много у вас любителей «Галереи» или нет: приедет публика из других городов. Вы же являетесь центром пересечения трех регионов. И ваши культурные события рассчитаны не только на вас.
 
Статистика говорит о том, что к нам не очень-то много гостей приезжает.
— Я не люблю статистику, это такая вещь …. пластилиновая. Меня потрясло, например то, что у вас еще два года назад было 17 музеев (сейчас их уже 20) и 46 гостиниц. В Москве, если соотнести количество гостиниц, населения и музеев, процент будет гораздо меньше. У всех культурных инициатив всегда хорошие перспективы и всегда много критиков. Если говорить о проблемах, которые есть у «Галереи Прогресса», то первая проблема и она же достоинство — героизм ее владельцев. К счастью, у них есть друзья и на их стороне фортуна. Каждое их мероприятие — праздник. Вторая проблема — взаимоотношение с классическим культурным сообществом, прежде всего, с музеями. Конечно, музеи не сразу начинают дружить с «Галереями», но потом дружатся, потому что «Галерея» - это пульс, сердце, она качает кровь. А музей — это скелет. И музеи ваши, кстати, делают очень хорошие выставки, но актуальное искусство пока что отдано на откуп «Галереи Прогресса».
 
У вас есть собственная галерея. Как возникла идея ее организовать и насколько это сложный проект?
— В галеристы я попала задом наперед: сначала я была арт-критиком, а потом случился кризис 1998-года, ко мне пришли друзья-журналисты и сказали, что надо открыть клуб, книжный магазин и галерею. Так я начала это дело, потом у меня несколько раз менялись партнеры, была галерея на Арт-стрелке и .... дальше не буду всего перечислять. То, что есть у меня сегодня, можно назвать галереей-кочевником. Она не имеет своего постоянного места, кроме того, в ней нет и капиталиста. Это интеллектуальная собственность сообщества художников: что они сделают, то они и имеют. И в таком формате наше сообщество существует уже лет пять, проект оказался очень успешным.
Романтизм этого процесса состоит в том, что когда я начинала заниматься выставками, я работала с очень знаменитыми людьми, а сейчас это те художники, которые попадают ко мне в начале карьеры. Первые выставки мы вообще делали у меня на кухне: сейчас некоторые из таких творческих людей выставляются в Майами. Они растут у меня как в инкубаторе.
 
То есть это не бизнес-проект?
— Какая-то выгода присутствует. Но бизнес-установки в этом проекте нет. Все партнеры равноправны. Среди нас есть и миллионеры, и те, кто живет только на свою пенсию. И, кстати, наша галерея называется «Искусство — это все».
 
Это не главный ваш доход?
— Нет, у нас есть электронное издательство книг по искусству. Еще я художник, преподаватель в Высшей британской школе искусства и дизайна (русское отделение фотографии). Также я преподаю историю моды в  Институте экономики и культуры.
 
 
Искусство и бизнес сегодня совместимы?
– Да. Смотря в чем считать прибыль? Как только искусство встречается с бизнесом, выясняется, что все эти схемы не настолько прямолинейны. Бизнес же тратит деньги на рекламу. Но рекламный проект с искусством стоит на два ноля дешевле, а, как правило, пиар-эффект дает сопоставимый. Многие мировые корпорации делают гигантские выставки. Так, в Москве в последние годы проходит отличный фестиваль электронного искусства «Лексус-арт». Это прокачанный проект, а «Лексус» экономит на рекламе. Но чтобы зарабатывать на продажах искусства, надо быть профессионалом. Сейчас в Москве развивается проект «Владей» галериста Владимира Овчаренко: он с аукциона продает произведения современных художников. Он успешен.
Кроме того, мировой экономический кризис никто не отменял. На искусстве миллионы зарабатывали в XX веке, в 80-е годы этот процесс достиг своего пика. Если вы посмотрите на мировые аукционы, верхний потолок цен на искусство продолжает расти, потому что сами суммы мировой экономики уже из миллионов превратились в миллиарды, но если бросить взгляд на ежедневную ситуацию в галереях мира, то она сложная. К тому же сейчас у заказчика искусства нет определенного лица, оно размылось еще в XIX-ом веке. 
 
Какой сегодня должна быть реклама?
– Долгое время реклама питалась идеями искусства, а потом все стало наоборот. Я вижу рекламу везде, я ее очень люблю и  хочу, чтобы она была классной. И как только наступает кризис, именно реклама первой на него реагирует. Она становится скучной и зеленой. А сейчас у нас почему-то все с ней борются. Я же, наоборот, сторонница разных билбордов и прочих больших цветных реклам: город должен быть пульсирующим. Для тех же, кто желает классики, есть поля, деревни и куча других прекрасных занудных мест.
 
Вы видели, как у нас разрисовали дома под дымку возле вокзала. Ваш взор они порадовали?
– Это прекрасно. Город украшать нужно. Как в Париже говорят: «Город должен быть сделан вручную, чтобы было ощущение, что ты идешь по мебели». Сама роспись домов – давняя история и пришла она из Франции  60-х годов. Тогда раскрашивали дома в неблагополучных кварталах, так как считали, что это предотвратит преступность малолетних подростков. Поэтому роспись важна, а какой именно она будет – это уже другой вопрос.
Кроме того, вы знаете о том, что Вятка и дымка узнают друг друга только здесь, в Кирове? За пределами вашего региона никто вообще не знает, где находится дымковская игрушка. И так происходит со всеми ремеслами.
 
Как сейчас вы оцениваете наш город?
—  Когда я к вам попала в первый раз, я была потрясена высотой культурного уровня Кирова. К тому же для меня это было началом работы в России, и я вообще не знала, каковы русские города. А на самом деле уровень русских городов фантастический: в этом смысле сказалось наследие феодальной раздробленности. У каждого есть свое лицо, свой характер. Вятка — очень художественный город и у вас все классно с точки зрения моды, стиля, вкуса. Я летела к вам лоукостером «Победа» и такого модного самолета я в жизни не припомню. Может быть, только в Сингапуре.
 
То есть мы не ценим то, что имеем?
– У вас нет доверия к собственной истории, ее знает очень малое количество людей. Река, например, у вас безумной красоты: она же есть на самых древних картах. Вятка одним боком глубоко в лесах, а другим - омывает разные города и исторические поселения, это интересная тема. 
А в ваших районных краеведческих музеях знают больше, чем в центре и тем более больше, чем в Москве. В Котельниче, например, на стене висит карта всех торговых путей, которые у вас тут пролегали за последнюю тысячу лет. Такой нигде больше нет. А в Слободском львы везде стоят. У нас в Москве львов по пальцам пересчитать можно. Я спрашиваю местного жителя, почему тут львы и он объясняет мне, удивляясь тому, как это я не знаю. 
Но у вас и очень строгий город. Как только кто-нибудь попытается что-то сделать, на него сразу с вилами накинутся: «Ты плохо сделал, мы тебе «тройку» ставим». Нужно быть мягче. У вас уникальный регион: вы находитесь и на севере (у вас прекрасные росписи), и в средней полосе, и на востоке. Ваша история уходит ко временам ведических книг. Сейчас, с развитием археологии, пересматривается вся история и многие вещи оказываются древнее, чем все думали.
 
Ваш муж – кировчанин Евгений Калачев. Как вы познакомились и чем он сейчас занимается?
– Мы оба принадлежим к кругу людей современного искусства. Друзья как-то зашли ко мне после концерта в три часа ночи, привели Женю. В результате мы сидели до утра. Вполне пионерская история о том, как две художницы и два музыканта пили чай. А подружились мы на фоне того, что оба увлекаемся автомобилями: он долгие годы организовывал ретро-гонки, а я как художник рисую гигантские гоночные машины. Сейчас у Жени несколько проектов. Один, например, музыкальный - на преодоление конкуренции между всеми стилями и жанрами. Еще в далеких 80-х все рокеры, художники, модельеры, дизайнеры дружили между собой. Потом они как-то раздружились. И сейчас снова просматривается тенденция к консолидации всех видов искусств: все равно мы родственные по духу люди, и когда все переплетается, это очень приятно.
 
Какое оно сегодня - современное искусство?
– Современное искусство, как и все остальные части жизни, переживает момент перехода. Но для искусства это скорее вопрос роста, чем старения, как, например, у музеев и театра. Последнее десятилетие для современного искусства было не очень удачным: смысл куда-то потерялся. Сейчас его нерв должен найтись обратно. Оно – очень живая вещь, и находится в очень тесной связи с обществом. 
 
Какие сегодня его основные идеи?
– Основная его идея заключается в том, что если вдруг что-то потерялось в жизни, нужно обрадоваться, потому что это повод сделать то, что ты давно отложил. Смысл современного искусства в том, чтобы всем быть дружелюбными и ответственными. Искусству приходится пересматривать свою позицию, потому что его агрессивность больше не нужна, так как мир и сам производит ее в достаточном количестве. Искусство во всем мире становится добрее, нежнее, в нем мало нотаций. Российское искусство, правда, медленно переходит на эти рельсы, но переходит.
 
Беседовала Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru
 
Досье:
Елизавета Дмитриевна Плавинская, российский искусствовед, галерист, куратор выставок современного искусства, арт-критик и художник.
Дата и место рождения: 12 января 1972 года, Москва.
Образование: МГУ им. Ломоносова, отделение всеобщей истории и теории искусства.
Карьера:  В 1998—2003 работала в галерее «Улица ОГИ», после чего открыла свою галерею «Галерея Лизы Плавинской» на Арт-Стрелке в Москве, сейчас галерея не имеет постоянного места расположения. Преподает в «Британской школе дизайна», консультант кафедры всеобщей теории и истории искусства МГУ.
Семейное положение: муж – кировчанин Евгений Калачев (музыкант, бывший солист образованной в середине 1980-х гг. в Ленинграде российской рок-группы «Оберманекен»), сын и две дочери.
Ваша идея о счастье? Счастье – это не идея, счастье – это жизнь.
Ваши любимые литературные персонажи? Одиссей, царь Итаки.
Любимые художники: Запрещенный вопрос для искусствоведа.
Способность, которой вам хотелось бы обладать: Быть оперной певицей.
Любимое изречение: Будь благодарным.
 
От автора
Мы договорились встретиться у памятника Ленина на Театральной площади. Лизу Плавинскую долго искать не пришлось: футболка с ярким Микки Маусом, морковного цвета помада и тени ей в тон на веках. Как только мы сели на скамейку в том месте, где уже не было сцены и планировалось к установке колесо обозрения, она с умилением начала фотографировать грибы на пне, расположенном рядом. Ее искренне интересует наш город. В ней, несмотря на все ее статус

назад


Читайте также:

22.10.2017    Честная экономика
Для создания благоприятного инвестиционного климата в России нужна предсказуемость, особенно легальной системы: налоговой и судов. Наши суды сегодня, к сожалению, не выполняют свои функции в экономике: они не обеспечивают надежность прав собственности. Так считает профессор Высшей школы экономики Владимир Автономов. На прошлой неделе он стал одним из гостей «Лицейского экономического форума», который состоялся в Кировском экономико-правовом лицее. (6)
22.10.2017    Владимир Автономов
Честная экономика
22.10.2017    Эксперт - об инвестклимате
Профессор Высшей школы экономики Владимир Автономов в интервью "Бизнес Новостям" рассказал, как сделать привлекательным инвестиционный климат в России. (12)
МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

Система провоцирует коррупцию
Система провоцирует коррупцию

Главный редактор журнала «Русский репортер» Виталий Лейбин считает, что без «теневого» сотрудничества с представителями регионального бизнеса чиновникам сложно строить планы развития региона.

  801  7

Город будущего

В Кирове специалисты пытались спроектировать город будущего. Такой, где под контролем будет каждая вытекающая из крана капля и каждый потраченный киловатт электричества.

  778  7

Вятка в погоне за туристами

Как Киров принимал финалистов всероссийского фестиваля-конкурса «Туристический сувенир - 2017»?

  487  3

«Киров. Лес» не про «Кировлес»

Несмотря на неожиданное название, большого ажиотажа вокруг нового спектакля драмтеатра не было. 

  429  1


Выбери свой домофон вместе с «Дозором»!

Очень часто, намереваясь приобрести тот или иной товар, покупатель сталкивается с множеством характеристик, которые ему не понятны. При сравнительно одинаковой цене устройства не всегда понятно – в чем же преимущества одного перед другим?

  158

В Вятских Полянах обновился офис «ЭнергосбыТ Плюс»

Офис продаж и обслуживания клиентов теперь располагается по новому адресу и радует клиентов новым обличьем

  119

20 и 21 ноября ВятГУ проведет семинар, посвященный представлению управленческих моделей взаимодействия вуза с регионами

В программе семинара примет участие Губернатор Кировской области Игорь Васильев, а также представители региональной власти, министерства образования и науки, внешние партнеры

  99

Приток иногородних пациентов в Кировскую область позволит повысить зарплаты медикам

Губернатор Кировской области Игорь Васильев принял участие в круглом столе по вопросам развития медицинского туризма в регионе.

  164