Роман Льва Толстого «дописали» в другой реальности. Алексею Каренину тоже хочется сочувствовать.

Каренин тоже плачет

09.10.2016 13:55:00 1615 0

В последнее время складывается такое впечатление, что часть нашего общества стала недолюбливать Льва Толстого. Даже новый министр образования предлагала убрать его романы из школьной программы. Наш кировский Театр на Спасской «высказал» свой культурный протест, предоставив на суд публики спектакль «Каренин».

Да-да, спектакль не об Анне Карениной, а о ее супруге — Алексее, его мыслях, комплексах и мучениях. Поставил его для нашего театра режиссер Егор Чернышов, который уже не первый раз приезжает в Киров. А написал пьесу «Каренин» современный драматург Василий Сигарев, лауреат премий «Дебют» и «Антибукер»: по мотивам «Анны Карениной».

Сцена нашего театра прекрасна. Это даже не декорации, это другой мир. Манекены, одетые в наряды, стилизованные под моду XIX века, светящиеся белые экраны, превращающиеся то в гостиную, то в бальную залу, то в здание вокзала. И даже кареты есть: очень милые, трехколесные, в них так и хочется покататься. И все черно-белое. Гениально. Стильно. Ничего лишнего.
Почему Каренин? Потому что о нем почти ничего неизвестно, кроме того, что у него смешно торчат уши. А еще он единственный из всех персонажей романа, у кого нет реального прототипа — он создан из образов разных чиновников, встречавшихся Толстому. У Сигарева же это полноценный человек, главный герой, переживающий адюльтер не меньше, а быть может и сильнее Анны. Вот Каренин (в нашем театре — актер Андрей Матюшин) не знает, говорить ли жене, что слышал о ее близости с Вронским. Мучается, сначала вспоминает о своем дворянском воспитании, потом о том, что он муж и поэтому обязан предостеречь супругу. «Почему же только ей решать? Она в браке и должна уважать брак. А я как глава семьи, лицо, обязанное руководить ею, и потому лицо ответственное». И говорит. А потом еще и пытает сына Сережу, и даже щиплет его как бы случайно. Объясняет, что за маму.
— Почему же ты маму не щиплешь?, - спрашивает Сережа.
— Она сильная.
— А ты, стало быть, слабый, - с детской непосредственностью замечает мальчик.

Да, слабый, закомплексованный (из-за того, что стар и уши некрасивые), обиженный Каренин разводится с Анной. Как она допустила, чтобы он — известный государственный служащий, человек, которого уважают в обществе, оказался в таком положении? Но потом он уже бежит по первой ее просьбе о помощи, прощает ее, принимает обратно. И тут, кажется, можно поспорить, чьи же страдания на самом деле сильнее.
Огромное спасибо режиссеру за образ Сережи. Даже за то, что его нет в прямом смысле на сцене. Его прекрасно озвучивает актриса Марина Карпичева (выступающая в спектакле в роли рассказчицы). Он, как и все дети, задает те вопросы, на которые умные взрослые, занятые своими важными проблемами, не знают, как ответить: «Я выучил, что бог забрал Еноха живым на небо. А почему тогда мама умерла? Она разве хуже Еноха?»
Ребенку нет дела до проблем, которые он, возможно, поймет когда-то в будущем. Он хочет сейчас и всегда видеть маму. И все это уже не просто роман Толстого или сцена Театра на Спасской, это почти каждый дом, каждая семья, в которой свои несчастья или свои счастливые моменты. Так нужно иногда взглянуть на себя со стороны.
 

Подготовила Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте