Клим Байков: «Через минуту я осознал, что очень рад: у меня до сих пор есть машина и я только погнул всю подвеску и рулевое. Большинство участников здесь не отделывались так легко».

Некомпьютерные гонки

16.10.2016 15:22:00 1423 0

9 октября завершился Чемпионат Эстонии-2016 по классическому авторалли. В нем, кроме скандинавов, участвовали и ребята из России. Экипаж в составе Клима Байкова (Киров) и Андрея Клещева (Москва) взял бронзу чемпионата в своем классе автомобилей. Клим, пилот экипажа, рассказал «БН», как это было.

Байков — автоспорстмен с большим стажем: в ралли участвует с 2010 года, а до этого больше 10 лет занимался картингом, автокроссом, ледовыми гонками. Моторный спорт — его любительское увлечение, но весьма нешуточное: 9 гонок только за 2016 год. История побед есть, и немаленькая, в этом сезоне это призовые места на международных ралли «Rally Master Show» в Москве и «Rally Kurzeme» в Латвии, и теперь — третье место в младшем классе автомобилей на Чемпионате Эстонии.

Культурная ценность Эстонии
Клим рассказывает: «Два предыдущих года мы ездили участвовать в финальном этапе ралли Эстонии. В этом году впервые замахнулись на целую серию гонок — 6 этапов. В России тоже проходят соревнования, но из-за большой территории конкуренция локальная: трудно собрать в одном месте всех лидеров. А в Эстонии ясный формат, очень высокая конкуренция и хороший уровень организации. И ехать ближе, чем на большинство российских гонок».
В Эстонии, по словам спортсмена, автомобильные гонки проводятся много лет и являются культурной ценностью страны — это национальный вид спорта. Каждый год уже 49 лет подряд это действо превращается в масштабный праздник со множеством участников и гостей. В 2016-м, например, участвовало более 200 экипажей. А еще очень распространено такое явление, как гоночные династии: 30 лет назад ездил дед, затем — отец, а теперь старшее поколение приходит поддержать на гонках молодежь — потому и организаторы все проверенные.
6 этапов чемпионата проходили с мая по октябрь в разных местечках Эстонии: в западной и южной частях страны, под городами Таллин, Тарту, последний этап — на острове Сааремаа. Экипаж Клима выступал в национальном классе Е9, в категории моноприводных машин с объемом двигателя до 1600 куб. см. За сезон в этом классе участвовало около 35 экипажей. Очной борьбы с соперником нет — участники борются с секундомером. Каждый экипаж стартует за следующим через минуту. За этап в зависимости от занятого места начисляются баллы, а по их количеству после финала определяется чемпион.

Экипаж «Жигулей», удача и 1,5 млн рублей
Что требуется для участия в чемпионате? «Средства, желание и время», — отвечает Клим. Причем средства для моторного спорта — базовая составляющая. В среднем сезон таких соревнований обходится в 1,5 млн рублей — и это только для машин младшего класса. Экипаж поддерживали спонсоры, но и свои средства приходится вкладывать, рассказывает гонщик.
А еще нужна надежная машина и слаженная команда. «За 100-120 км «боевого» участка может случиться все что угодно — машина должна выдержать серьезные нагрузки. Нужны механики, которые смогут быстро и качественно помочь: время на сервис всегда ограничено — 20-40 минут. С нами ездил мой друг, механик Максим Усатов — он и обеспечивал техподдержку. И очень важно — должно быть стопроцентное взаимопонимание штурмана и пилота. Без помощника на скоростных участках быстро ехать невозможно. Со штурманом Андреем Клещевым мы ездим два года, это, кстати, один из ведущих российских журналистов автоспорта. ...Ну, а еще нужна удача».
Экипаж Клима ездит на еще советском ВАЗ-2105, по документам  — 1985 года. Казалось бы, простые «Жигули», да не простые. В 2010 году автоспортсмен начал создавать из нового кузова гражданской модели спортивный автомобиль. «Жигули» я выбрал потому, что по-хорошему научиться ездить и получить наибольшее удовольствие можно только от заднеприводной машины. Сейчас это заново спроектированный и созданный инженерный проект, не имеющий к заводской модели никакого отношения — только внешний облик и дух времени. Мне помогал в этом первый штурман, инженер-механик, теперь делаю сам», — рассказывает гонщик.

Колыбель эстонского ралли
Трасса ралли делится на спецучастки, где автомобили должны ехать с максимально возможной скоростью,  и дорожные секции, по которым гонщики едут до следующего участка, соблюдая правила, как обычные участники движения. Спецучастки — как правило, грунтовые дороги высокого качества, проходящие средь лесов и полей, извилистые, с крутыми поворотами и разным рельефом. Если посмотреть бортовое видео гонки, то первое, что приходит в голову — это компьютерные игры, где глазами водителя смотришь на трассу и проносящиеся мимо на дикой скорости пейзажи. Откровенно говоря, завораживает.
А раллисты, преодолевая трудности, иногда вылетая с трассы, переворачиваясь или ломая машину, получают от происходящего, тем не менее, огромное удовольствие. Клим делится: «Самым ярким для меня стал финальный этап на острове Сааремаа. Приехало неимоверное количество участников и болельщиков. И это очень красивое место — седой, старый каменистый остров — очень атмосферный. Комплексное восприятие гонки получается зашкаливающее! 3-4 дня весь остров дышит только ею. А сколько на этом острове выросло и рождено чемпионов разных стран или Европы — просто не перечесть. Сааремаа — это прямо основа основ эстонского ралли. Я получил огромное удовольствие! Надеюсь, что в следующем году снова поеду на Чемпионат Эстонии».

Подготовила Анна Демчук
demchyk.ann@yandex.ru

Фото: www.drive2.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте