Бизнес в аренду

Юлия Богушевская

16.10.2016  1754

В Перми многие говорят: «Для нас понятие франчайзинг и фамилия Богушевская – синонимы». И это факт: Юлия Богушевская, генеральный директор компании «Франчайзинг-Интеллект», представитель Российской ассоциации франчайзинга в Пермском крае и Кировской области, темой занимается более 13 лет. Насколько эта технология актуальная для нашего региона? В чем ее преимущества и «подводные камни»? На какие ниши бизнеса эксперт рекомендует обратить внимание вятским предпринимателям - в интервью «БН».

Юлия Викторовна, почему вы представитель РАФ именно в Пермском крае и Кировской области?
В Пермском крае я родилась и живу. Естественно, всю свою страсть, темперамент и любовь к франчайзингу поначалу реализовывала в Перми. Когда институт представителей РАФ только начал создаваться в регионах, из Кирова обратились в Москву с просьбой порекомендовать кого-то для чтения цикла лекций по теме. В Москве ответили: «Зачем мы к вам поедем? У вас под боком сосед-регион — город Пермь. Там живет Юлия Богушевская. Позовите ее»... Первый раз в Киров меня пригласили лет шесть назад. С тех пор минимум два раза, а в прошлом году пять или шесть раз, приезжаю в ваш город, чтобы здесь популяризировать франчайзинг. Сейчас за мной в Российской ассоциации франчайзинга закреплены эти два региона.

На мой взгляд, отношение к франчайзингу за последнее время изменилось: бизнесмены уже не так настороженно к нему относятся...
— Очень рада такой оценке. Отношение действительно меняется. Я сама много усилий приложила к тому, чтобы словосочетания «франчайзинговые проекты, договоры, отношения» стали интересны предпринимателям, в том числе кировским. Люди становятся умнее: эволюцию человечества, как и эволюцию предпринимательства, никто не отменял. Предприниматели учатся, присматриваются к передовым технологиям. Особенно новички интересуются:  как войти в бизнес, чтобы не потерять деньги, не разочароваться, не сломаться, не перегореть на старте. Лучше франчайзинга для этого никто ничего не придумал. Технология давно признана во всем мире. Хорошо, что наши предприниматели это сейчас услышали и начинают применять к себе. Для начинающего предпринимателя покупка франшизы — лучший способ потренировать свой «предпринимательский мускул».

В чем преимущества и риски работы по этой системе, как с точки зрения покупки, так и создания бизнеса и его «упаковки»?
— Франчайзи (покупатель франшизы) приобретает готовый и известный бизнес-проект с пошаговой инструкцией для дальнейшей работы. Риски потерпеть крах минимальны: владелец бренда заинтересован в жизнеспособности своего продукта. Покупателю франшизы не надо тратиться на раскрутку предприятия. Он получает полный комплекс информационных и консультационных услуг.
Франчайзер с помощью хорошего партнера тиражирует свой бренд.
Риски? Конечно есть. И огромные. В том плане, что российский рынок франчайзинга на сегодняшний день законодательно не регламентирован. Главные риски для покупателей — выбрать недобросовестную франшизу, так называемую лже-франшизу. Франчайзинговые проекты можно разделить на три группы. Первая — откровенно мошеннические. Вторая - неэффективные, но добросовестные. Третья - эффективные и добросовестные. Покупателю лучше «попасть» на третью группу, но разобраться в этом море предложений на российском рынке сегодня очень сложно. Собственно, для этого многие регионы — и Кировская область в том числе, за что вам честь и хвала — регулярно проводят мероприятия по франчайзингу.

С какими «подводными камнями» могут столкнуться создатели франшиз — франчайзеры?
— Первый риск — предприниматель переоценил свои ресурсы. Человек говорит: у меня крутой бизнес, я в нем давно, я сам создам франшизу и никто не сделает это лучше меня. Это риск, и очень большой. Франшизу надо сделать качественно, важно ее правильно «упаковать», продвинуть и продать. Второй риск — попасть на недобросовестного разработчика. Наши сотрудники в Интернете ежедневно видят таких «разработчиков»: «Мне 18 лет, имею большой опыт в бизнесе, сделаю из вашего бизнеса франшизу». Вопрос даже не в том, что человеку 18 лет и он априори не может иметь большой опыт в бизнесе. Вопрос в том, что сейчас таких «разработчиков» на рынок вышли целые армии и продукт, который они предлагают – соответствующего качества: примерно 50 процентов предложенных на рынке проектов — псевдофраншизы. Лже-разработчики вдруг решили, что смогут сделать франшизу из любого бизнеса, как горячие пирожки печь. Ничего подобного! В этот бизнес надо входить подробно, изучать его детально. У нас практически каждый проект длится от 7 месяцев до полутора лет. За это время детально изучаем каждый потенциальный проект, прописываем все бизнес-процессы, видим их взаимодействие. Или консультируем тех, кто сам создает: как и что нужно сделать, какие документы подготовить, как и когда их обновлять, где «зашиты» риски в отношениях франчайзера и франчайзи. Я хоть и занимаюсь темой франчайзинга 13 лет, понимаю: все время копаем вглубь, анализируем, видим тенденции, и все равно находимся на верхушке айсберга.

Как оцениваете потенциал рынка франчайзинга в Кировской области?
— У вас перспектив - непочатый край! Вы настолько богаты на идеи, которые рождаются и выходят в свет. Говорю, например, о компании «Инфолайф», которая сначала создала проект по отпечаткам пальцев, затем по сетчатке глаза. Сейчас, читала, очередную франшизу создают. Они гениально стартовали с франшизой и масштабно захватили рынок. Да у них и не было аналогов на этом рынке. Эта франшиза хороша не только своей уникальностью, но и привлекательна малобюджетностью. У вас на самом деле интересные идеи у предпринимателей, многие из которых реализовываются. На рынок России из Кировской области всегда выходят уникальные проекты.

На что стоит обратить внимание кировскому бизнес-сообществу?
— Априори успешен общепит. Как ни крути, люди всегда ели, едят и будут есть. Но! Какой категории общепит? Это не рестораны преимум-класса. Это может быть кофейня, но с очень интересной уникальной концепцией. Либо может быть фаст-фуд, и тоже с оговоркой: быстрая, но здоровая еда. Если рассматривать общепит, я бы рекомендовала концепцию здорового фаст-фуда.
Перспективной нишей по-прежнему является все, что связано с детством. Направление не теряет актуальность: в стране бэби-бум, органы власти стимулируют на рождение второго, третьего ребенка. Только если два года назад мы просто говорили о рынке детских товаров, то сейчас концепция меняется. Родители становятся продвинутыми. Им не достаточно просто красиво одеть ребенка, каждый родитель хочет дать своему ребенку максимально хорошее образование  - для бизнеса это развитие всевозможных студий, познавательных квестов. Родитель хочет, чтобы ребенок был здоров, а это направление здорового образа жизни: спортивные кружки, одежда и оборудование для спорта и так далее. Родители хотят, чтобы ребенок был всесторонне развит, значит перспективны тему досуга - путешествия, развлечения. Все, что связано с детством в плане жизнеобеспечения и развития, это все в тренде.
Я бы назвала еще один, третий сегмент. Это социальная франшиза. Если покупаешь социальную франшизу, понимаешь два момента. Во-первых, бизнес-составляющую: заранее знаешь, сколько ты на этом заработаешь. Во-вторых, испытываешь глубокое моральное удовлетворение - ощущаешь, каким благородным делом ты занимаешься.

Если это перспективное направление, то почему, на ваш взгляд, в Кирове совсем мало благотворительных магазинов или частных центров соцобслуживания, зато растет число ломбардов, центров микрофинансирования, алкомаркетов, многие из которых работают по франшизе?
— Может, от недостатка информации для предпринимателей или отсутствия стратегического мышления. Хотя есть и второе — коммерческая составляющая. Всегда проще получать прибыль здесь и сейчас, нежели подумать о том, что мы должны прожить жизнь не только богато, но и радостно, чтобы своим бизнесом гордились не только мы, но и наши дети.
На днях услышала цифры статистики: примерно через 10 лет больше трети населения страны будут люди пожилого возраста, и что сегодня в государственных домах престарелых очень мало мест. Государство не может справиться с проблемой, значит, на помощь в плане ухода за людьми пожилого и престарелого возраста должен прийти бизнес. Приведу конкретный пример. В Санкт-Петербурге совсем недавно стартовал проект социальной франшизы — сеть частных домов престарелых «Опека». Прекрасный благородный проект, включающий и большую бизнес-составляющую, и огромную социальную составляющую. Мы над ним почти полтора года работали. Признаюсь, сами получили огромное удовлетворение от работы и чувствуем огромное уважение к команде, которая сделала этот проект. Вот яркий пример социального бизнеса. В Кирове, наверное, мало кто  из бизнесменов задумывался: в какую нишу социального предпринимательства я могу зайти, чтобы быть успешным, эффективным, обеспеченным, и в то же время уважать себя за свое дело. Вот одна из ниш. Пока свободна.

В Кировской области больше продают или все-таки покупают? И с чем это связано?
- Покупают. Я бы связала это с психологией. Кировчане «долго запрягают», долго думают. И я считаю, что это очень хорошо. Хотя в Кировской области есть очень успешные примеры бизнеса, которые можно «упаковать» во франшизу. К примеру, у вас есть совершенно замечательные проекты в туристическом сегменте, в агробизнесе (не могу назвать эти компании, потому что они свои намерения пока еще публично не озвучили). Но вы ребята очень основательные: пока точно не не убедитесь, что у вас есть все ресурсы и конкретная положительная перспектива на горизонте, в процесс не вступаете. И, повторяю, это правильно, я это только приветствую. Очень люблю, когда на форумах и мероприятиях франчайзингу в Кирове вижу знакомые лица. Часто приходят одни и те же люди, задают много вопросов, затем приходят вновь и снова что-то спрашивают. Люди погружаются в тему системно, и решение, которое они в итоге примут, будет самое правильное, потому что оно «выношенное» и обдуманное. А, значит, перспективы его реализации – создание новой кировской франшизы или открытие бизнеса в Кировской области под известным брендом  - очень положительны. Думаю, что в ближайшее время в Кировской области франчайзинг наберет обороты роста.
 

Беседовала Анастасия Белова
a.a.belova@mail.ru


Досье:
Юлия Викторовна Богушевская, гендиректор ООО «Франчайзинг-Интеллект».

Родилась в 1960 г. в г. Пермь. Окончила ПГНИУ (ПГУ). Включена в национальный реестр независимых директоров Российского Института Директоров, государственный советник Пермского края 3 класса. Бизнес-консультант, автор более 80 публикаций по франчайзингу, лектор-преподаватель авторских курсов по франчайзингу, член  Экспертного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Пермском крае, эксперт Пермского фонда развития предпринимательства и Пермского центра развития предпринимательства. Официальный представитель РАФ в Пермском крае и Кировской области.

Хобби: Путешествия, театр, кулинария
Кто из известных людей вам симпатичен? Людмила Улицкая
Самый ценный совет, который вам дали? Делай что нужно, и будь что будет.
Что бы вы предложили попробовать сделать каждому? Регулярно выводить себя из зоны комфорта и совершать Поступки.

Вопросы от читателей


Ксения Вихарева, нумеролог:

Насколько охотно банки идут на кредитование франшиз?

Лет пять назад банки целевые кредиты конкретно на покупку франшиз не давали. Сейчас банки повернулись лицом к франчайзингу, потому что понимают: это снижение и предпринимательских, и кредитных рисков. К тому же в каждом регионе существуют фонды и центры поддержки предпринимательства, занимающиеся микрофинансированием, в том числе и на приобретение франчайзинговых проектов.



Светлана Колос, заведующая магазинами:

В «Каталоге франшиз» на сайте РАФ обозначена стоимость инвестиций в проекты. Диапазон цен огромен, даже в рамках одного направления. К примеру, инвестиции во франшизу Domino’s Pizza оценивается в 11 млн рублей, Subway - от 4 до 8 млн рублей, «Шоколадница» - от 6 до 16 млн рублей, KillFish Discount Bar - от 2,8 до 5,9 млн рублей, 33 пингвина - от 690 тысяч до 10 млн рублей. Это действительно так дорого?
— Да, есть дорогостоящие проекты. К примеру, у продуктового ритейлера «Пятерочка» или отеля «Хилтон», которые расположены и на территории Кировской области, стоимость франшизы и общий объем инвестиций в бизнес достаточно велики. В то же время есть недорогие франчайзинговые проекты, объем инвестиций в которые составит 300-400-500 тысяч рублей и даже меньше. Как правило, недорогие франшизы связаны с со сферой услуг.

Система Orphus
назад


МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

Пить можно?
Пить можно?

Пока Киров на прошлой неделе покрывало свежей порцией апрельского снега, а Вятка поднималась, чиновники, бизнес и «мужи ученые» думали, как сделать воду, текущую из наших кранов, более качественной. 

  795  10

ТОП-5 доходов депутатов ОЗС
«БН» представляют ТОП-5 самых состоятельных депутатов, учитывая указанные ими доходы за 2016 год, а также краткий обзор заработанного остальными парламентариями региона. 
  689  6

Не промахнулись
В Театре на Спасской — премьера: прекрасный рассказ о любви к свободе и законах природы.
  740  10

Время шпаги

В драмтеатре – классика. Александр Дюма с его историей о французском учителе фехтования, обучавшем своей науке почти всех российских декабристов.

  541  2


Рахим Азимов провел прием граждан

Традиционно прием граждан депутат Государственной Думы РФ провел в региональной приемной "Единой России".

  165

«Мастерфайбр-Киров»: для вас выбираем лучшее

Продукция по технологии «Мастерфайбр» среди других выгодно отличается за счет ряда позиций: удачного сочетания стиля, надежности, безопасности и удобства в эксплуатации.

  281

Tele2 и фонд «Навстречу переменам» ищут социальных предпринимателей

Tele2 объявляет о начале III Всероссийского конкурса социальных предпринимателей, организованного фондом поддержки социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам».

  164