Накормить себя сможем
Урожай собран – можно и «цыплят посчитать». Пока сельскохозяйственные показатели этого года отстают от прошлогоднего уровня. Основная проблема наших хозяйств сегодня в том, что общая выручка от реализации их продукции примерно равна сумме кредиторской задолженности. Но руководитель кировского Агропромсоюза Владимир Огородов настроен оптимистично и говорит, что наш регион уникальный.
Владимир Геннадьевич, наверное, вы работаете только с крупными хозяйствами?
– Агропромсоюз Кировской области создавался для работы в интересах всех сельхозтоваропроизводителей региона. Большинство из них является членами союза. К нам периодически обращаются за разъяснениями, консультациями и поддержкой как крупные, так и небольшие хозяйства. Устав Агропромсоюза предусматривает коллегиальный орган управления – президиум, состоящий из 24 человек, где и рассматриваются, в том числе заявления от предприятий на вступление в члены союза.
Поскольку мы работаем со всеми сельхозтоваропроизводителями, то в союз могут вступить и небольшие крестьянские фермерские хозяйства. Наша основная задача состоит в том, чтобы условия для развития сельского хозяйства в регионе были благоприятными.
Несмотря на то, что за последние годы наше государство многое сделало для снижения административного давления на бизнес (в частности, введен мораторий на проверки субъектов малого предпринимательства), в ходе плановых либо внеплановых проверок хозяйств надзорными органами нарушения все равно выявляются и хозяйства обращаются к нам с вопросами о том, как защитить свои права в судебных инстанциях.
На чьей вы стороне в подобных спорах?
– У нас нет разногласий ни с государственными органами, ни с хозяйствами. Наша задача - суммировать все проблемы и своевременно обратиться с ними к заинтересованным органам власти для скорейшего разрешения. И результаты нашей работы есть.
Приведите пример.
– Вы знаете о проблеме тахографов – устройств, которые отслеживают график работы водителей транспортных средств. Закон обязал обеспечить ими весь грузовой транспорт. Они недешевые (около 40 тысяч рублей за штуку) и требуют достаточно дорогого обслуживания. Мы подсчитали, что расходы хозяйств Кировской области на это оборудование составили больше 100 млн рублей! При этом оказалось, что только небольшая часть наших транспортных средств курсирует за пределами региона. Поэтому данные расходы избыточны. Вместе с правительством области, с Вятской торгово-промышленной палатой, с рядом регионов ПФО нам удалось убедить Минтранс России принять компромиссный вариант: если сельхозпредприятие эксплуатирует транспорт в пределах своего и соседнего муниципальных районов, тахограф устанавливать не нужно.
Вы видите положительные тенденции в развитии сельского хозяйства? В прошлом году, например, рентабельность этой отрасли была 15%, но сейчас пока показатели невысокие.
– У меня есть данные по отчетам за первое полугодие 2016 года – выручка от реализации сельхозпродукции составила 10 млрд 560 млн рублей, тогда как в прошлом году в это время данный показатель был равен 10 млрд 630 млн рублей. Мало того, что выручка не выросла, но от неё надо бы еще отнять инфляцию. Это в любом случае скажется на рентабельности в худшую сторону. Зерна в этом году собрали меньше, например. Но, главное, что заготовлены корма, растет поголовье дойного стада (84 тысячи коров в сельскохозяйственных организациях области было в начале этого года, а сейчас численность увеличилась ещё на 700 голов). Многие хозяйства говорят о расширении своих животноводческих комплексов. «Молочная река» Кировской области продолжает увеличиваться. Сейчас, например, регион реализует 1430 тонн в сутки – это с плюсом 95 тонн к уровню прошлого года.
Молочная отрасль традиционно нас радует, но что касается рентабельности – насколько она будет ниже в этом году? Есть прогнозы?
– Отвечая на этот вопрос, я бы процитировал российского министра сельского хозяйства Александра Ткачева: самое главное в вопросе сельского хозяйства – цены на продукцию: например, закупочные цены на молоко-сырьё до 23 рублей за килограмм обеспечивают рентабельность молочного животноводства в пределах от 0 до 10% в зависимости от хозяйств и не представляют большого интереса для инвесторов. Конечно, рентабельность порядка 34% в целом по отрасли была бы неплохой. А если сравнивать сегодняшнее время с показателями Советского Союза, то тогда рентабельность сельского хозяйства достигала 60% (конечно, с господдержкой).
Но при этом надо понимать, что Кировская область в некотором роде – уникальный регион. В молочном животноводстве за последние 10 лет удалось переломить динамику: сейчас все время растёт продуктивность дойного стада, валовое производство молока, а начиная с прошлого года — и поголовье коров. И главное, что наши хозяйства научились работать в животноводстве – передовые хозяйства области располагают самыми современными технологиями ведения сельского хозяйства. Нужно совершенствовать то, что мы имеем и «подтянуть» социальную сферу, чтобы на село пришли новые кадры.
Вы знаете, что руководители многих наших хозяйств постоянно жалуются на то, что государство их мало поддерживает.
– Да, конечно, общие экономические тенденции не обошли стороной сельское хозяйство. Весной 2015 года вдруг снизились закупочные цены на молоко. Это было своеобразной реакцией рынка на падение покупательского спроса. Переработчики снизили закупочные цены на молоко и на таком уровне цены продержались около года. И чем хозяйство меньше, тем больше проблем. Выручки от реализации сельскохозяйственной продукции не хватает для устойчивого функционирования.
В итоге из-за недостатка собственных оборотных средств и сезонных кассовых разрывов руководители хозяйств начинают занимать у банков. В последние годы сложилась следующее положение: общая выручка от реализации продукции в отрасли примерно равна сумме кредиторской задолженности хозяйств.
Каких дотаций вы ожидаете в следующем году?
– Сначала отмечу, что правительством региона в этом году финансирование отрасли осуществляется в полном объеме. Средства были направлены на село даже с опережающими темпами. Но, конечно, для устойчивого развития, для увеличения производства сельскохозяйственной продукции, для привлечения инвестиций средств хозяйствам нужно больше. Как пройдет финансирование в следующем году, покажет время. Но поддержка будет обеспечена.
Врио губернатора Игорь Васильев говорил о том, какой будет поддержка сельского хозяйства во время его руководства регионом?
– Игорь Владимирович совсем недавно сказал, что преференции для сельского хозяйства области будут сохранены, как и государственная поддержка. Он подчеркнул важность того, чтобы хозяйства производили молоко и мясо во все возрастающих объемах, необходимых стране. И, кроме того, он отметил важность развития сельских территорий и социальной сферы в сельской местности.
Пошла ли на пользу нашим аграриям политика импортозамещения?
– Да, особенно мы замечаем это по перерабатывающим предприятиям. К примеру, в стране существенно сократился импорт сыров. И во многих крупных российских городах в результате этого оказалась востребована вятская продукция. Недавно, к примеру, я был на сельскохозяйственной выставке на ВДНХ и наблюдал там на стенде республики Мордовии огромное количество сыров премиум-класса. То есть там производится почти вся продукция, запрещенная к ввозу в Россию. А наши областные предприятия в отрасли хлебопечения даже нашли каналы сбыта своих товаров за пределы страны. Конечно, таких немного, но это и не является их основной целью. В секторе мясной продукции мы тоже твердо стоим на ногах.
Что касается последней отрасли, то, как минимум два крупных предприятия в нашем регионе испытывают серьезные проблемы: это «Абсолют-Агро» и «Кировхлеб».
– Все понимают, из-за чего возникли трудности на «Абсолют-Агро»: они планировали одни закупочные цены на свою продукцию, а получилось по-другому. Кроме того, когда руководство предприятия начало реализацию инвестиционных проектов, выросли цены на цемент и другие стройматериалы. Этого никто не предполагал и никто не мог остановить. Кредитных средств не хватало. Причем, и в других регионах есть крупные предприятия, которые не справились с подобной нагрузкой и им необходима помощь. Конечно, хотелось бы, чтобы у «Абсолют-Агро» нашелся новый инвестор, который бы вдохнул в него новую жизнь.
Что касается «Кировхлеба», это предприятие тоже должно вызывать определённый интерес у инвесторов. Птицеводство – «скороспелая» отрасль. Но почему пока таковых нет – трудно сказать. Дело в том, что риски в нашей экономике достаточно велики. Важно не накапливать заемных средств больше, чем позволяет экономика предприятия и своевременно решать вопрос с реструктуризацией долгов, если это необходимо.
Недавно в Кирове была открыта «Эко Ярмарка», о которой много говорилось. Все ли фермеры имеют доступ к ней?
– Главная задача для фермеров сегодня – реализация продукции по достойной цене. Большая их часть не располагает возможностями по переработке своей продукции. Чтобы наладить сбыт, нужна площадка. Она появилась. Конечно, для фермеров важны и закупочные цены на их продукцию и сырьё, размеры арендных ставок за торговые места, но альтернативы пока нет. У самих фермерских хозяйств тоже еще много нерешенных проблем: с ветеринарным сопровождением продукции животноводства, с организацией убоя скота на сертифицированых пунктах – все это для них слишком дорого.
Владимир Путин несколько раз за последнее время поднимал вопрос продовольственной безопасности страны. Эта цель достижима?
– Да, это реально. В птицеводстве, например, эту проблему решили – уже нет необходимости импортировать «ножки Буша». Мощности по производству мяса птицы не только обеспечивают потребности страны, но и позволяют начать экспорт такого мяса. Аналогично обстоит дело с производством мяса свиней. Есть проблемы с овощами: по оценке Минсельхоза России стране сегодня не хватает примерно 800 тысяч тонн овощей защищённого грунта в год. Но меры, которые приняты в последнее время, помогают решить этот вопрос (тем предприятиям, которые инвестируют в тепличные комплексы, животноводческие фермы, возмещается 20% капитальных затрат из бюджета).
В итоге тепличные комплексы строятся большими темпами во многих регионах: сотни гектаров уходят под стекло и поликарбонат. Многое делается для того, чтобы Россия обеспечивала себя овощами в большем объеме, чем сегодня. Такой же динамики мы в перспективе можем достигнуть и вопросе производства мяса говядины.
Вы давно связаны с сельским хозяйством, работали и на предприятиях, и в качестве чиновника. Чего сегодня не хватает этой отрасли?
– Будущее за индустриализацией хозяйств, за повышением производительности труда. Уже сейчас выручка на одного работающего на лучших предприятиях региона за год может достигать 1,8 млн рублей. Хозяйства с высокой производительностью труда и благоприятной социальной средой и дальше будут развиваться.
Вопросы от читателей:
Андрей Шавкунов, фермер
Чем занимается региональный Агропромсоюз и как он может помочь сельхозтоваропроизводителям?
– Агропромышленный союз Кировской области в нынешнем виде существует уже 13 лет. Мы помогаем сельскохозяйственным товаропроизводителям области решать многие вопросы при взаимодействии с государственными надзорными органами или контрагентами: регулировать права на земельные участки, защищать права и интересы хозяйств в судебных инстанциях. Взаимодействуем с органами власти и организациями по корректировке государственной аграрной политики в интересах отечественных сельхозтоваропроизводителей. Все это входит в наши полномочия.
Алексей Кузьмин, генеральный директор эко-фермы «Русские Краи»:
Не секрет, что крупные агропромышленные предприятия зачастую используют технологии, позволяющие увеличить вес производимой мясной продукции путем «иглоукалывания» или вымачивания в специальных растворах. Из-за этого страдают порядочные производители и покупатели продуктов. Поднимался ли когда-либо этот вопрос на площадке вашего союза и выдвигалось ли предложение о создании некого «кодекса чести» мясопроизводителей?
– Этот вопрос выходит за рамки задач Агропромсоюза. Конечно, в продукте должно содержаться то, что на нем написано, но сама рыночная ситуация вынуждает производителя искать варианты решения разных проблем: сырье дорогое, продукцию нужно удешевлять. Поэтому мы сами должны сделать выбор: покупать этот продукт или нет. Сегодня за нас никто не позаботится о собственном здоровье. При этом санкции за фальсификат достаточно чувствительны для бизнеса.
Беседовала Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru
Досье
Владимир Геннадьевич Огородов, председатель Агропромышленного союза товаропроизводителей (работодателей) Кировской области.
Дата рождения: 5 марта 1966 года.
Образование: 1988 – Кировский сельскохозяйственный институт, инженер-механик. 2009 году – Волго-Вятская академия госслужбы, государственное и муниципальное управление.
Карьера:
Работал инженером-электриком, главным инженером в учхозе ВГСХА; с 1999 года – ведущий специалист-инженер, начальник отдела механизации производства, зампредседателя комитета сельского хозяйства и продовольствия Кировской области по механизации; с 2003 года – замдиректора Кировской нефтебазы ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт»; с марта 2004 года – главный инженер ЗАО Агрокомбинат племзавод «Красногорский»; с августа 2004 года - первый зампредседателя комитета сельского хозяйства и продовольствия Кировской области; с 2007 года - замглавы департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области; с ноября 2014 года – замдиректора ЗАО «Агрофирма Среднеивкино»; с апреля 2015 года – председатель Агропромышленного союза товаропроизводителей (работодателей) Кировской области.
Увлечения: автомобили, автопутешествия, «тихая охота».
Любимая литература: историческая.
Любимая музыка: эстрадная.
Любимая кухня: блюда, приготовленные супругой.
Девиз: Не отступать, не уступать, а незаметно наступать.
От автора:
Владимир Огородов еще в первой половине дня ездил с руководителем одного из кировских колхозов решать срочные вопросы. А после обеда, когда стало возможным до него дозвониться, бодро ответил: «Приходите, когда удобно». У него самый простой кабинет, за спиной – карта Кировской области и девиз (он обозначен в нашем досье). После разговора он пригласил нас с фотографом на торжественное мероприятие, посвященное Дню работника сельского хозяйства. Жаль, в силу занятости не смогли побывать.