Многие называют землетрясение в Армении в 1988 год трагедией, которая объединила страну в последний раз накануне развала СССР.

Максимально честно

27.11.2016 18:14:00 1204 0

Есть произведения искусства, о которых сложно писать и рассказывать. Их надо видеть и чувствовать. В этот ряд можно поставить фильм российского режиссера Сарика Андреасяна «Землетрясение», который раскрывает трагедию, произошедшую в Армении в 1988 году.

В Кирове наравне со столичными российскими городами прошел пресс-показ этой картины, поэтому данная статья будет звучать как напутствие перед выходом ее в прокат: смотреть всем. Это надо видеть, знать и помнить.
Сильнейшее землетрясение произошло в Армении 7 декабря 1988 года. От него пострадало 300 населенных пунктов (многие из них превратились в настоящие руины), погибло более 25 тысяч человек, 19 тысяч навсегда остались инвалидами. Многие называют это той трагедией, которая объединила страну в последний раз накануне развала СССР.
– Мы старались сделать фильм максимально достоверным, - сказал Сарик Андреасян перед показом. - Опирались на хроники, документальные фильмы, беседы с теми, кто выжил. Мы сделали максимально честное кино.
Режиссер не лукавит. Когда весь фильм вытираешь слезы с глаз, это значит, что обмана нет – все честно. И даже когда видишь какие-то неточности, не фиксируешь на них внимания. Запоминаешь только прекрасных, гордых и сильных людей. Тех, кто спасает детей ценой своей жизни, тех, кто бросается под нож мародера ради того, чтобы те не мешали достать человека из-под завалов, тех, кто лечит раненых без сна и отдыха в холодной палатке и там же принимает роды.

«Землетрясение» это не тот фильм-катастрофа, которые всплывают в памяти при упоминании этого жанра. Когда видишь с высоты птичьего полета, как город просто уходит в землю, складывается как карточный домик, «голливудского» драйва не испытываешь, несмотря на шикарные кадры. Только ужас и слезы. Да и само землетрясение длится на экране лишь несколько минут. Все остальное – людские трагедии: радость тех, чьи родственники живы, ужас тех, кто остался один. И здесь автор показал себя как истинный драматург. Чего только стоит история, когда отец отказывается признавать родную дочь и ее жениха, потому что она забеременела до свадьбы, и как он потом, после трагедии, осознает свою ошибку, когда папы у внука уже нет. А как с помощью шуток уходит от реальности герой, у которого еще вчера был день рождения и гости, а сегодня - второй день рождения, а вместо гостей – трупы.
Но самый сильный кадр – это, наверное, тот, когда в разрушенный Ленинакан съезжаются на помощь люди. Они взяли хлеб, инструменты и прибыли со всей России, чтобы помочь. Их так много, что они выстраиваются по дороге вереницей и просто не могут двинуться дальше к разрушенному городу, в котором больше нет дорог. Тогда они выходят из машин и идут пешком.
Фильм масштабный и, конечно, в нем читается желание режиссера попасть на «Оскар». И документы были поданы. Однако не приняты комитетом из-за каких-то формальных неточностей. Может быть, это знак – пора снимать кино для себя. Да, в Голливуде больше денег и возможностей. Но зачем за ним гнаться? Только мы можем снять то, что нам действительно надо – только мы сможем снять это честно. (16+)

Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте