Впервые спектакль «Я (не) уеду из Кирова» состоялся 26 октября 2011 года, 5 лет спустя повзрослевшие участники вернулись к поднятым вопросам.

Возвращение — возможно?

27.11.2016 18:22:00 1563 0

20 ноября на сцене «Театра на Спасской» состоялся премьерный показ спектакля «Я (не) уеду из Кирова. Возвращение». В программке значилось, что это вовсе и (не) спектакль, к тому же он пройдет эксклюзивно — единственный раз. Став зрителями, «БН» приняли участие в театральном эксперименте, начавшемся еще 5 лет назад.

26 октября 2011 года в ТЮЗе прошла премьера спектакля «Я (не) уеду из Кирова». Хотя проект начался еще раньше, когда питерский режиссер Борис Павлович, на тот момент худрук «Театра на Спасской», организовал социальное исследование среди кировских школьников. Учащимся старшего звена было предложено написать сочинения о том, как они видят свою взрослую жизнь: собираются ли покидать родной город, насколько он важен для них и почему — сочинения детей о самих себе и о месте в мире. Процесс этот увлек и режиссера, и школьников — в конкурсный отбор попала целая кипа сочинений, а по итогам 12 ребят в возрасте от 14 до 17 лет стали на целый год актерами ТЮЗа. Павлович, конечно, ставил целью не просто узнать, о чем думают дети, заканчивая школу, а дать пищу для размышления гораздо большему числу заинтересованных. Так получился предельно диалогичный и несколько нетипичный для театра социальный спектакль, смело задавший зрителю такие вопросы: уедете вы из Кирова или не уедете, что вы делаете сейчас, какие у вас планы на жизнь?
Спектакль игрался один театральный сезон 2011-2012 годов, пока оканчивающие школу актеры решали свою дальнейшую судьбу. Поездил по школам города, по районным домам культуры, принял участие в российских театральных фестивалях, в том числе во внеконкурсной программе фестиваля «Золотая Маска-2012» в Москве. Прожил свою сценическую жизнь и закончился — под марш «Прощание славянки» в ТЮЗе и с последним звонком в учебных заведениях ребят-участников. Казалось бы, по определению закончился совсем. Но вот, спустя 5 лет после премьеры, в новостях театра анонс: «Я (не) уеду из Кирова. Возвращение», к тому же единственный показ. Конечно, спектакль собрал полный зал — и в очередной раз задал вектор для размышлений.

Импровизация «онлайн»
Довольно бойкое начало, этакий стэндап. Дерзко поставленная посреди сцены мусорная корзина с брошенными в нее листами-надписями: Москва, Питер, Киров — то ли для голосования, то ли выражающая общее мнение ребят по поводу все еще звучащего вопроса, уедут они из нашего города или нет. Илья Быков, один из бывших школьников и инициатор «возвращения» рассказывает о том, как и почему они снова здесь. Все по очереди или перебивая друг друга, по кусочку делятся своей новой жизнью: переезды, армия, поступления, неудачи, новые знакомства, неуверенность в себе и борьба с собой... Зачитываются письма, стихи и смс от ребят, которые не смогли или не пожелали приехать. Мелькает бордовое платье Арины Соловьевой, режиссера-ассистента первого спектакля: ее стихи уводят к давно случившимся солнечным временам детства. Создается впечатление социальной сети, развернувшейся на сцене, когда одновременно просматриваешь профили разных людей и понемногу узнаешь что-то о каждом. Да и оформление — в глубине сцены большой экран с изображением «рабочего стола» с папками и документами — добавляет эффект. И последний кадр: «Вы действительно желаете удалить все файлы? Вернуть их будет невозможно» и курсор мышки, наведенный на клавишу «удалить». Не совсем спектакль — скорее, импровизация на заданную тему.

Кто уехал
По словам Юлии Ионушайте, завлита «Театра на Спасской» и по совместительству автора сценария, условия выпуска спектакля были экстремальные, несмотря на то, что работа началась еще в августе. «В прошлый раз ребята жили в городе и могли приходить на репетиции. В этот раз мы впервые полным составом собрались только за день до показа. При том многие — едва ли не с поезда/самолета и всем сердцем стремились домой. В итоге у нас был только один день, чтобы все собрать».
Действительно, большинство участников первого «Я (не) уеду...» живут сейчас не в Кирове — так что вопрос-то все-таки решился, хоть и не для всех так, как задумывали. Кто-то из ребят учится и живет в Питере и Москве, и даже в Абу-Даби, кто-то по-студенчески курсирует меж двух городов и определяет свое местонахождение: «в поезде». Арина Соловьева перебралась в Москву, а Борис Павлович — сейчас свободный режиссер Петербурга, продолжает сотрудничество с БДТ как актер и ведущий эксперт педагогической лаборатории театра. Кстати, Борис воздержался и от участия в работе, и от комментариев по поводу новой жизни своей идеи, пояснив, что  документальный театр требует глубокого погружения в контекст, которое невозможно осуществить дистанционно или при кратком визите. Но он рад тому, что у творческого проекта оказалась такая долгая и, что важно, самостоятельная жизнь. По его мнению, затронутая тема не может себя исчерпать, и возвращение к ней — логично.
Логична и актуальна эта тема и для многих зрителей — ровесников главных героев, коих в зале было довольно много. А для тех, кто постарше, спектакль стал возможностью заглянуть в мысли современных молодых людей и попробовать понять их, а заодно и себя — на каком этапе жизни они находятся и на какие вопросы ищут ответы. Вряд ли можно сказать, что спектакль имеет какую-то культурную ценность вне контекста первого спектакля, кроме разве определенной приметы времени. Скорее, это ценность человеческая, когда в центре внимания оказываются живые люди и их меняющаяся здесь и сейчас судьба. Ну и еще, может быть, для большинства он стал возможностью собраться в теплой театральной компании — 5 лет спустя.

Подготовила Анна Демчук
demchyk.ann@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте