Умрет - не умрет

29.01.2017 16:12:00 1667 0

На прошлой неделе в библиотеке им. Герцена читающая публика вновь подняла  актуальный для последнего десятилетия вопрос: будет ли жить бумажная книга? Две отличные друг от друга позиции высказали Владимир Сизов, ректор ВСЭИ, и Евгений Дрогов, директор издательства «О-Краткое». Представляем на суд читателей их аргументы.

Евгений Дрогов
 
Примерно десять лет назад появились первые устройства, которые могли создавать имитацию прочтения текста с бумаги. С того момента электронные книги начали завоевывать мир. И только ленивый не предрекал бумажной книге скорую кончину.
В 2011 году в ведущих странах мира по распространению книг в электронном формате темпы их роста составляли 100% и к 2015 году этот сектор достиг в США 25%, а в Великобритании – 20%.  Но при этом не произошло кончины бумажной книги. Так, за 2014-2015 годы рост выпуска бумажных книг в 50 крупнейших мировых издательствах составил 22%. А в электронном сегменте при этом сначала наметилась стагнация, а потом – спад. 
Сегменты, в которых бумажная книга уступает свои позиции – беллетристика, массовая  литература (именно они наиболее активно продаются в электронных форматах).  Еще одна такая сфера – самиздат. Чаще всего это легкие жанры, которые балансируют на грани цензуры, и которые не привлекают внимания ни одного серьезного издателя. При этом только 5% продаж учебной литературы в мире приходится на электронный формат (хотя казалось бы, она первая должна была перейти на этот уровень). Кроме того, исследования продаж бумажных книг показывают, что та «свежая кровь», которая пришла за ними в магазин, и те, благодаря кому увеличиваются их продажи – это дети и подростки.
 
Еще один пример недавнего исследования: люди, читающие текст с бумажного листа, развивают свои способности быстрее, у них задействовано гораздо больше сегментов головного мозга. Исследовалась, надо заметить, молодая аудитория – от 17 до 24 лет. Им давался один и тот же текст на бумаге и на экране монитора. Потом они проходили определенный тест по качеству его восприятия. 
Год литературы, который случился в 2015-м, показал, что государство серьезнее начало относиться к поддержке издающих, пишущих и читающих граждан. Так, в Госдуме обсуждается закон о предоставлении систематической поддержки книгоиздательской сфере. Рассматривается возможность об открытии в учреждениях культуры книжных магазинов. У нас, к сожалению, сейчас нет ведомства, которое бы полностью занималось вопросами книг. Книгоиздание находится в ведении министерства связи, вопросы сохранения книг - у министерства культуры. А вузовской книгой не занимается даже министерство образования.  Но тот факт, что случился рост продаж бумажной книги без поддержки государства уже дает нам запас прочности.
И самый главный аргумент в пользу бумажных книг – это то наслаждение, с которым человек ее читает, это возможность заложить закладку, пометить что-то на полях, разложить сразу несколько книг перед собой, подарить их или передать по наследству. Даже запах типографской краски – это особое удовольствие.
 
Владимир Сизов
 
Я тоже считаю, что книги останутся. Но в том формате, к которому мы привыкли, их не будет. И это случится не через 5-10 лет, это уже произошло.
Приведу в пример российскую статистику. Что же изменилось? Если в советское время книги выпускались тиражом в 100 тысяч единиц, то сейчас,  когда выходит тираж в 5-7 тысяч, это уже считается успехом (средний тираж книги для России на 2015 год – 4 тысячи). Пик этого показателя пришелся на 1990 год, после чего тиражи начали сокращаться. 
Основной покупатель книг – не читатель, а библиотеки. Их в России сейчас около 40 тысяч. В 2017 году на приобретение книг для библиотек страны выделено всего 45 млн рублей. Совокупный тираж выпущенных в России книг и брошюр в 2009 году составил 716 млн штук, а в 2015 году – 459 млн экземпляров. Самым издаваемым автором художественной литературы в России является Дарья Донцова. 
Люди в своей массе стали меньше читать. 51% трафика интернета составляет просмотр фильмов, чтение онлайн-книг занимает 1,2%. В 2016 году по социологическим исследованиям интернетом ежедневно пользовались более 66 млн россиян, проводя в нем в среднем по 2 часа в день. В то же время средний россиянин проводил за чтением бумажных книг только 9 минут в день. При этом 44% россиян вообще не читают книг. Молодые люди от 18 до 25 лет тоже практически не читают. Основной источник их информации – интернет.
 
Сегодня отсутствует политика господдержки книгоиздания, тогда как в СССР этот процесс осуществлялся за государственный счет. Дело в том, что сегодня книги не формируют идеологию. А государство, в свою очередь, не занимается благотворительностью.
Таким образом, книги из разряда товаров повседневного спроса скоро перейдут в категорию особого спроса, обладающих уникальными характеристиками, для получения которых потребуется немало усилий и большие суммы денег. А когда произойдет (говоря сухим языком статистики) убытие тех, кто сегодня по привычке  предпочитает читать бумажные книги, они из разряда товаров особого спроса перейдут в категорию коллекционных. Это уже происходит – сегодня многие издательства выпускают дорогие книги, которые приобретаются не для повседневного спроса.
Основная часть приверженцев чтения будет пользоваться ридерами, смартфонами или чем-то еще. И когда фирмы-разработчики создадут максимально удобные для чтения гаджеты (где можно будет регулировать цвет листа, шрифт), бумажная книга будет вытеснена. Это неизбежный результат технического прогресса: в свое время бумажные книги также вытеснили книги на папирусе, бересте, изобретение печатного станка вытеснило рукописные книги.  Кроме того, дальнейшее развитие книги связно с тем, что она будет прежде всего носителем информации.
 
Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте