Особый драйвер

29.01.2017 16:43:00 1660 0

«Не все в этом мире зависит от курса доллара, есть еще метафизический фактор», - утверждает Юрий Назаров, президент Союза дизайнеров России. На прошлой неделе он участвовал в жюри кировской выставки-конкурса дизайнеров и поделился своим вдохновением с «Бизнес Новостями».

Прошло Крещение, стихли Святки.
Я прилетел на берег Вятки.
И от фасада до окраин
Дизайн сегодня здесь хозяин.
Все стихло в ожидании чуда,
Поэтому я кратким буду:
Проект войдет пусть в каждый дом,
Не только в этот павильон.
А нам за красоты творенье
Наградой будет вдохновенье
Дизайнеры, мы верим в вас,
Ведь нефть закончится и газ.
Зато останутся леса, 
Спирт, масло, колбаса.
Мы без бензина проживем,
Коль жить научимся с умом. 
 
Юрий Назаров
 
Юрий Владимирович, вы впервые в Кирове?
– Нет, был у вас несколько раз. Впервые я посетил Киров еще в боевые 90-е. Меня тогда принимало городское управление культуры и мы знакомились с учебными заведениями, которые готовили дизайнеров. Тогда я побывал в мастерских дымковской игрушки, потом посетил предприятия, которые выпускают керамическую плитку. Кроме того, здесь мы открыли свое отделение Союза дизайнеров — председателем его стала Галина Позднякова. 
 
Наш город изменился с того времени? И в какую сторону?
– Кое-какие изменения я заметил, хотя моя сегодняшняя поездка пока  была достаточно краткой. Я увидел новые кварталы с достаточно высокими домами, другую, малоэтажную застройку с довольно опрятными фасадами. Есть новые общественные здания — например, Дворец водного спорта, который сразу привлекает внимание. В городе стало светлее и это очень важно: речь не только об эстетике, а о безопасности –  при свете сложнее совершать преступления. Увеличился автомобильный парк и стал более разнообразным, не советским. И ваш город привлекателен не только домами. Есть города равнинные, а Киров — рельефный, и эта его топографическая особенность (с горки на горку) очень мне близка. Это свойственно многим русским городам. И если это беречь, подчеркивать и развивать, город будет неповторимым и привлекательным. Кроме того, у вас красивая река. Я видел ее не замерзшей, в паводок, и она произвела на меня впечатление. По-прежнему проблемными остались дороги: в прошлый свой приезд я очень сокрушался, глядя на них. Но этот вопрос решаем при на-личии доброй воли и каких-то средств. Процесс идет, но медленно. Однако он и не может идти быстрее: мы все же не Арабские Эмираты. 
 
На ваш взгляд, нашему провинциальному городу тяжелее двигаться в ногу со временем?
– Термин «провинция» я вообще редко использую. Мне ближе, например, «региональная столица». И я считаю, что благополучие городской среды не всегда зависит от денег: здесь также важен вопрос наличия профессионалов, которые в состоянии изменить облик города. В Кирове почему-то их становится все меньше, появляются бюрократические отделы: у вас нет главного архитектора, например, главного художника. На мой взгляд, без таких экспертов нельзя ничего изменить. Они всегда подскажут правильное решение. И очень важно, чтобы в городе развивалась архитектурная и дизайнерская школы, потому что на варягах не выехать. Это видно даже по российским спортивным командам: где-то появляются «волонтеры», где-то исчезают, а наш футбол все равно остается на низком уровне. Когда здесь сформируется собственная школа, и город начнет дышать по-другому. Эти ребята не дадут деградировать окружающей среде.
 
А такие таланты у нас сейчас есть? Их видно, например, на этой выставке?
– Есть. Я прошелся по экспозиции: она разнообразна. Безусловно, есть гранды, есть начинающие. К примеру, от компании «Джулия Новарс» я уже пять лет не могу прийти в себя. Когда я увидел их работы, я решил, что мне завязали глаза, привезли в Италию, и там развязали. Я считаю, что владелец компании совершает гражданский подвиг и приятен тот факт, что он такой патриот своего города. 
 Убежден, что и молодое поколение никогда не смирится с однообразием и скукой: оно всегда будет требовать удаления мусора, снежных заносов, и просто развития города.
 
Вы сказали в одном из интервью, что сегодня в России развивается только дизайн интерьеров и рекламный дизайн. Почему только они?
– Потому что в эти процессы сейчас инвестируют только частные структуры и отдельные личности. Все, что было связано с государственной поддержкой, рухнуло. Причем, рухнуло трагически. У нас был один из немногих в мире институтов промышленного дизайна и технической эстетики. И вот какой каламбур: программа КВН в этом году отпраздновала свое 55-летие и на празднике присутствовал глава государства, а этот институт должен был отпраздновать такую же дату, но его уничтожили. То есть «хи-хи-ха-ха» сегодня важнее, чем эстетика. Мы говорим: «Рынок все выправит». Но это не так. Ведущие зарубежные государства поняли, что в этом направлении нужно двигаться осмысленно, деньги нельзя тратить стихийно: где-то установил детскую площадку, потом заасфальтировал площадь, поставил лампочку. Если мы считаем, что без теории можно прожить, то где же брать ориентиры: как узнать, что хорошо, а что плохо?
Я очень переживаю, потому что сам начинал работать в этом институте и видел, какой выдающийся творческий коллектив там был: это были корифеи мирового уровня. И все это мы потеряли просто потому, что поставили рынок выше планового хозяйства. В свое время дизайн был лицом социалистического образа жизни (как бы это агитационно сейчас ни звучало). Государство использовало его в качестве визитной карточки: велась забота об облике наших городов, продукции, природе. Теперь государство расчленило это все по министерским кейсам: Минпромторг отвечает за один дизайн, Минстрой — за другой, Министерство культуры — за третий и т.д. У каждого свой бюджет, свое понимание, а министры меняются со скоростью света и генерального координатора нет. Деньги же, пускай даже скромные, надо тратить с умом. Единственный регион, где средства, как я считаю, расходуются целенаправленно — это Татарстан. Они грамотно инвестируют свои скромные ресурсы: сначала в реконструкцию, а потом в переосмысление городской среды, причем вкладываются не только в столицу, но и в города районного уровня. У них есть главный архитектор региона, главный художник Казани, общая концепция. И они включили студенческую массу в этот процесс.
 
Что мешает нам взять пример с соседей?
– А Кирову сложнее: он все время оказывается не в фокусе. Если бы здесь построили космодром, возможно, он стал бы точкой притяжения. А пока надо самим наэлектризовывать атмосферу, другого способа нет.
Зато здесь, на кировской земле, я бы выделил особый драйвер - единство предпринимателей и творческих людей. Только они вместе в состоянии сдви-нуть что-то с мертвой точки. Как выяснилось, не все в этом мире зависит от курса доллара, есть еще метафизический фактор: родились люди на этой земле, и никуда отсюда не хотят уезжать, и основывают свое производство, причем мирового уровня. И я не знаю других регионов  в нашей стране, где также плотно работали бы эти две системы: творческая и производственно-коммерческая. 
 
 Мне кажется, или в последнее время прослеживается тенденция к тому, что творческие люди меньше внимания акцентируют на деньгах и больше на каких-то идеях?
– К сожалению, с идейным фоном сейчас есть проблемы в любом обществе. Коммерциализация жизни и идеалы потребительского общества идеологию (вместе с религией и другими духовными ценностями) выбросили за пределы круга интересных и заслуживающих внимания задач. И люди разучились мыслить. Они понимают только одну ценность — деньги.
В образовательной среде этот трэнд укрепился с потерей доступного общего бесплатного образования. Я воспитывался в том обществе, где вообще нельзя было и помыслить о том, что за обучение надо платить. А раз оно стало платным, значит, решает тот, у кого больше денег. И когда мы сегодня учим молодежь, мы понимаем, что какие-то ценности добродетели им уже сложно внушить, потому что практика начинает расходиться с нашими словами. Это недопустимо для педагога. Но мысль все равно нельзя уничтожить. 
 
Как вы относитесь к такой известной фигуре в отечественном дизайне как Артемий Лебедев?
– Я считаю, его деятельность - это образец того, каким должен быть ком-мерческий дизайн. У нас такого рода примеров еще не было. Он силой своей натуры, пробивной и энергичной, показал, как нужно сформировать персону такого рода. Вы его биографию, я думаю, знаете не хуже моей: он не имеет никакого отношения к дизайну, и мог бы сделать подобную карьеру в любой отрасли. Сила его в том, что он разбирается, каким должен быть исполнитель. У него нет недостатка в людях, которые на него работают. На нашем скромном российском фоне он, конечно, интересная медийная фигура и сопоставимых с ним персонажей пока нет. 
 
Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru
 
Вопросы от читателей

Сергей Новосёлов, дизайнер:
 
Какова ваша точка зрения по поводу тех случаев, когда рекламный дизайн по воле заказчика содержит низкосортные художественные формы, а порой и провокации? Что должны делать дизайнеры-исполнители в таких случаях?
- Ответ заключен в самом вопросе. Тут может быть две позиции: не жад-ничать и отказаться от заказа, подчеркивая таким образом, что жизненные принципы важнее гонорара. Или зажмурившись, броситься в эту пучину, но потом и не афишировать то, что ты был автором подобного чуда. Люди, которые уже приобрели имя, как правило, в состоянии фильтровать заказы и не опускаться до каких-то непривлекательных вещей. Но в начале творческого пути многие, как правило, идут на компромисс. И если они выдерживают испытание славой и деньгами, потом их творческий путь становится другим.
 
 

Ирина Кигель, член Союза дизайнеров России, член Совета гильдии дизайнеров города Кирова:
 
Вы участвовали в оформлении объектов двух олимпиад, проходивших в нашей стране. Расскажите о моментах, которые вам больше всего запомнились в этом процессе?
– Олимпиада-80 была ярчайшим событием, и мы хотели соответствовать международному уровню. Я тогда уже закончил институт и работал начальником отдела, которому досталась интереснейшая работа — проектировать олимпийскую инфраструктуру. Это было незабываемо: графика, форма олимпийцев — все прошло через наши глаза, руки и сердца. Вторая олимпиада оказалась другой. Мы проектировали олимпийский Сочи. Это был тяжелый труд — тротуары, освещение, фасады, заборы — все надо было привести к международному уровню. Конечно, никаких медалей за это мы не получили (хотя на первой олимпиаде нам их дали). За Сочи же нам, мягко говоря, даже недоплатили. Говорили, что надо работать на страну. Хотя, конечно, результатом мы удовлетворены.
 
Досье
Юрий Владимирович Назаров, президент Союза дизайнеров России, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент Российской Академии Художеств.
Дата и место рождения: 26 апреля 1948 года,  Москва
Образование:
1972 – Московское высшее художественно-промышленное училище (Б. Строгановское) – дизайнер.
1980 – аспирантура Московского высшего художественно-промышленного училища (Б. Строгановского).
Карьера:
1977-1979 – Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии – руководитель группы.
1979-1988 – Мосспецпромпроект – начальник отдела технической эстетики.
1989-2002 –Творческо-производственный центр «СОРИ» при Союзе дизайнеров - художественный руководитель.
1989-1992 – председатель правления Московской организации Союза ди-зайнеров СССР.
С 1992 – по н. в. – президент Союза Дизайнеров России.
С 1993 – по н. в. – профессор кафедры «Дизайн» МГХПУ им. С. Г. Строганова.
С 1999 – по н. в. – ректор Национального Института Дизайна.
2001 – 2006 – член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.
С 2005 – по н. в. – член Межведомственной комиссии по Премиям Прави-тельства РФ в области литературы и искусства
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте