Интернет-офшор

19.03.2017 17:05:00 4090 0

Есть один рынок в России, который вырос и продолжает расти, несмотря на кризис – интернет-торговля. Его объем, по прогнозам экспертов, в этом году может превысить триллион рублей. И парадокс в том, что люди при этом стали больше экономить.

Китай наступает
По данным статистики, кризис и снижение покупательской способности россиян практически не сказались на интернет-торговле. За прошлый год этот рынок в России вырос на 20% в то время, как розничная торговля сократилась на 5,2%. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), его объем составил 920 млрд. рублей. И эта цифра оказалась выше ожидаемых результатов. «Россияне стали больше походить на немцев, которые всегда очень расчетливо тратили деньги», - сказал Алексей Федоров, президент АКИТ. - В силу снижения покупательской способности люди стали активнее считать свои деньги, а в интернете всегда можно найти дешевле. Но эра безумной траты денег прошла».
Люди стали не только экономить на покупках, но и реже тратить деньги на эмоциях. Сейчас покупателя волнует, в основном, только цена. Если раньше он беспокоился из-за долгой доставки товара или отсутствия каких-то бонусов, то сейчас он готов простить все это, если ему предложат выгодную цену. Однако при этом сейчас растянулись сроки покупки товаров. Так, бытовая техника рассматривается в среднем три недели, электроинструменты — четыре, одежда — от 3 до 10 дней. Кстати, на первом месте по популярности покупок через интернет стоит как раз электроника и бытовая техника, на втором — одежда и обувь.
Впрочем, несмотря на кажущийся рост рынка, не все так гладко в «интернет-королевстве». Эксперты ассоциации выделяют несколько проблем, сопровождающих эту сферу. Во-первых, эта отрасль пока еще слишком благоприятна для развития «черного» рынка.
Те интернет-магазины, которые не пробивают чеки или делают это заранее на складах (а бывает, их представители приезжают со странными накладными) – оказываются в выигрыше по сравнению с «белыми» честными продавцами. Доля таких торговых точек выросла. В первой тысяче интернет-магазинов России она составляет 15%. По подсчетам специалистов, примерно миллиард рублей вращается на таком «черном» рынке России.

Вторая проблема — китайская экспансия российской интернет-торговли. Сейчас на нашем рынке доля внутренних покупок пока еще выше (67%), чем заграничных (33%). Но с каждым годом размеры импорта все больше и больше увеличиваются. Если сравнить эти данные, например, с 2010 годом, то внутренняя торговля тогда занимала 92%. Кроме того, за прошлый год количество интернет-покупок на внутреннем рынке выросло только на 6%, в то время как зарубежных — на 102% (233 млн отправлений). По прогнозам, в этом году российскими покупателями будет получено из-за рубежа примерно 400 млн посылок. При этом 90% импортных покупок совершается в Китае, а только 4% - в Европе и 2% - в США.
        Более половины всех импортных покупок в среднем стоят не более 22 евро. Китайский AliExpress — самый популярный среди россиян интернет-магазин. У него зарегистрировано в этом году более 22 млн уникальных пользователей. Это почти в два раза больше, чем у  Ozon.ru (почти 9 млн человек). На третьем месте — «Эльдорадо» (7,6 млн посетителей).
— В ближайшие три года мы гарантируем смерть российского ритейла. Просто потому, что Россия — это огромный офшор для кроссбордной (офшорной) трансграничной торговли, - говорит Федоров. - Мы не взимаем ни налоги, ни пошлины на товары стоимостью до 1000 евро. В Китае действуют заградительные барьеры для российской продукции, продающейся по интернет-каналам: пошлины в размере от 12 до 60 процентов, плюс товар должен быть сертифицирован. А у нас нет.
Получается, между этими двумя странами созданы совершенно неравные условия для торговли.  В таком случае производителям крайне сложно конкурировать: практически всегда можно заказать более дешевую вещь из Китая.

Игра по правилам и без
Между тем, увеличивается число обращений людей в контролирующие органы. Так, в кировском Роспотребнадзоре отмечают, что количество жалоб по дистанционной торговле выросло с 2013 года в 2,5 раза. Эти данные были озвучены 15 марта — в День защиты прав потребителей. То есть с ростом числа интернет-покупок растет и число случаев, когда эти услуги оказываются некачественно. Как правило, жалобы связаны с нарушениями продавцами порядка возврата товара, сроков доставки и с отказом в удовлетворении других требований потребителей.
Поэтому в Роспотребнадзоре советуют внимательно изучать сайты, через которые совершается покупка. Там обязательно должна содержаться информация о компании: адреса, телефоны, а также данные о ее постановке на налоговый учет. Когда же потребитель получает товар, ему обязательно должны предоставить информацию о покупке и акт приема-передачи.
Сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов предлагает вообще совершать покупки в интернете «тайно»: нужно завести отдельную карту с минимальной суммой на ней, пользоваться для покупок отдельным компьютером и даже непубличным Wi-Fi. В случае же мошеннических преступлений нужно обращаться уже в правоохранительные органы.
Кроме того, Роспотребнадзор разработал поправки в Закон «О защите прав потребителей», согласно которым торговые интернет-площадки должны нести такую же ответственность, как и обычные магазины. Но пока они не приняты, а часть экспертов считает, что нести ответственность за товар должен только тот, кто его продает, а не тот, кто генерирует информацию.
Свой выход из сложившихся проблем предлагает и АКИТ. Так, в ассоциации считают необходимым разрешить досудебную блокировку сайтов, которой мог бы заниматься Роскомнадзор. Сегодня же, пока выносится решение суда по какому-либо вопросу, ресурс уже успевает пройти перерегистрацию. Кроме того, нужно запретить беспошлинную торговлю. Каждая посылка в зависимости от ее стоимости должна облагаться налогом. Такие правила собираются установить в Европе с 2021 года. И мы не должны отставать, считают в ассоциации.

Еще один маленький недостаток в нашей системе интернет-торговли – это большой монополист в области доставки товаров: «Почта России». Ее доля в этой сфере растет с каждым годом. Так, если в 2014 году через почту доставлялось 39% всех интернет-товаров, то в 2015-м году — уже 51%, а в 2016-м — 62%. Но при этом о проблемах, связанных с качеством работы этой структуры, не говорит только ленивый — зачастую товары ломаются, вскрываются, идут слишком долго. Решения же этого вопроса все еще нет.
И даже при всех этих недочетах рынок интернет-торговли все время прогрессирует. По данным экспертов, в этом году он покажет 25-процентный рост и его объем, возможно, увеличится до 1,150 трлн рублей. Это значит, что потребитель сам готов играть по всем его правилам, в том числе, не всегда законным.

Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru


Мнения

Нина Кожина, руководитель компании «Гравер Мастер»:

Главная проблема, с которой столкнулись мы при организации интернет-магазина — вопрос доставки товара до покупателя. «Почта России» — это «ад на Земле» (о ее недостатках известно всем). Но в основном покупатель предпочитает именно ее услуги и наложенный платеж. У нас же нестандартная упаковка, что вызывает определенные трудности.
 Плюс интернета очевиден — дистанционная торговля, не требующая дополнительных затрат, что удобно всем. Но надо понимать, что никакие, даже самые профессиональные фотографии не передадут всех данных о товаре. Особенно это касается наших кукольных домиков, для которых важен размер, цветовая гамма: на фотографии они не произведут должного впечатления. Конечно, интернет-торговля будет развиваться очень быстро. Но помните, в фильме «Ирония судьбы» герой говорил о том, что с появлением телевидения исчезнет кино и театр. И был не прав.
 

Дмитрий Казаков, предприниматель:

— Если говорить о рынке интернет-торговли России, то, очевидно, рост связан с созреванием рынка e-commerce. Модель поведения «Закажу-ка я себе эту штуку в интернете» быстро распространяется даже среди консервативного населения. На днях мой 65-летний коллега попросил меня заказать для него в Китае насос для дачного фонтана. Считаю, что в ближайшие года 2-3 e-commerce в России будет мощно прирастать новыми потребителями, а затем (уже не так мощно) — увеличением среднего чека и количеством заказов с одного пользователя.
О проблемах. Я лично занимался двумя e-commerce стартапами, ориентированными на местный рынок. И в обоих случаях нам приходилось тратить деньги не на продвижение своего продукта, а на стимулирование такой модели потребления как «заказать в интернете с доставкой». При всех очевидных выгодах такой модели сознание типичного потребителя говорит ему: «В магазине-то можно потрогать и посмотреть поближе».
Если говорить не о местных проектах — это очень долгая доставка по России.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте